ТОП 10:

Психологические особенности жертв сексуального насилия



Введение

 

Актуальность. Анализируя эволюцию человеческого общества, все больше приходишь к выводу, что преступность либо увеличивалась, либо уменьшалась в зависимости от состояния общества, его социальной, экономической, политической стабильности или же, наоборот, нестабильности. Именно последнее - социальная нестабильность в обществе вызывает рост преступности.

Не секрет, что зачастую жертвами преступлений становятся несовершеннолетние дети. Еще страшней становится, когда слышишь, что над несовершеннолетним ребенком было совершено насильственное действие касаемо его половой свободы. Эта проблема в современной жизни очень актуальна.

Различные похотливые действия относительно детей являются нетрадиционным сексуальным поведением (сексуальные девиации, сексуальные патологии…). Но будем помнить, что сфера сексуальных отношений по праву является интимной, но, когда речь идет о преступлениях сексуального характера - это уже становится открытым.

После перенесенного стресса несовершеннолетний пострадавший должен жить дальше, справляться с трудностями. Ведь это его судьба.

Очень часто информация об изнасиловании над детьми и подростками остается скрытой, она живет много лет в головах самих пострадавших. У них на это свои причины. Например, подросток может стесняться рассказать кому-либо о том, что с ним произошло, дабы не осознает всей серьёзности ситуации. Большой процент изнасилований происходит в семье. В случаи инцеста, у пострадавшего еще больше сужается круг лиц, которым он может рассказать о том, что с ним произошло. Часто жертвами насильственных преступлений становятся дети из неблагополучных семей, которым не к кому обратиться за помощью. Проблема, которая не была решена вовремя, идет дальше по жизни с этим человеком и будет напоминать о себе.

Васильев В.Л. и Мамайчук И.И. отмечают, что виктимология как одно из важных направлений в криминологии изучает личность потерпевшего, его связи, взаимоотношения с преступником, особенности поведения жертвы в исследуемой ситуации, уделяя особое внимание роли жертвы в генезисе самого преступления. В исследованиях по половым преступлениям подчеркивается, что чем старше жертва полового преступления, тем больше удельный вес при определении ее беспомощного состояния приобретают свойственные ей индивидуально-психологические особенности и их связь с конкретной ситуацией.

Каждый человек индивидуален. Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека - из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием. На основе диагностики свойств личности можно составить психологический портрет личности, включающий: темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, умение общаться, самооценка, уровень самоконтроля, способность к групповому взаимодействии.

Психологический портрет жертвы сексуального насилия включает в себя набор определенных психологических качеств и характеристик. Личностные характеристики человека, который пережил сексуальное насилие, имеют свои особенности.

Объект исследования: несовершеннолетние лица, пережившие сексуальное насилие.

Предмет исследования: психологические особенности личности, пережившей сексуальное насилие.

Цель: изучение психологических особенностей и характеристик жертвы сексуального насилия.

Задачи:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

. Выявить психологические особенности жертвы сексуального насилия.

. Подобрать психодиагностические методики направленные на изучение личностных особенностей жертвы сексуального насилия.

. Экспериментально изучить личностные особенности жертвы сексуального насилия.

В связи с тем, что психологический портрет включает в себя набор психологических качеств и характеристик личности, была выдвинута следующая гипотеза: лица, пережившие сексуальное насилие имеют определенный набор психологических качеств и характеристик.

Проблемы изучения личностных особенностей и психологических характеристик жертв сексуального насилия были рассмотрены в работах ученых (Антонян Ю.М.; Васильев И.И; Кон И.С.; Сельченок К.В.; Старович З и т.д.).

Методы и методики исследования: в работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования - анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых документов, учебно-воспитательных, образовательных программ, наблюдение, беседа, анализ анамнестических данных, изучение документации, качественный анализ экспериментальных данных. В процессе исследования, мы использовали следующие тесты: тест Карла Леонгард, тест-опросник Г. Айзенка.

Практической базой для выполнения исследования послужил красноярский Центр кинезиологии и психологии «Единство». Респондентом выступила девушка К, 16 лет, пережившая сексуальное насилие в 2011 году.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что собран и систематизирован материал по теме исследования.

Практическая значимость работы в том, что данные психологического портрета жертвы сексуального насилия можно использовать в дальнейшей работе с личностью.


Заключение

 

Учитывая все вышеизложенное можно говорить о том, что личность человека - одна из наиболее сложных категорий, а проблема ее изучения - область, в которой, несмотря на длительный период изучения (от античности до наших дней) больше вопросов, чем ответов. Тем не менее, имеющиеся в настоящее время теории и методы изучения личности позволяют выделить определенные устойчивые конструкты для описания наиболее характерных черт. Это дает нам возможность говорить о личности, как о прижизненно формирующейся своеобразной совокупности психофизиологических черт, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение, с одной стороны, а с другой, позволяет постигать проявление этих черт и поиски форм и методов психокоррекционной работы в случае необходимости их применения.

В процессе психологического анализа жертвы важным является анализ ее ценностных ориентаций. У пострадавших девочек с неадекватной самооценкой ценностные ориентации представляют собой неустойчивую систему. В процессе анализа самооценки пострадавших идет ориентирование на сложное, уровневое ее строение, включающее в себя три компонента: а) эмоциональное отношение к себе, б) осознание и самооценка отдельных качеств личности, в) осознание целей и средств жизнедеятельности. На формирование эмоционального отношения к себе существенную роль оказывает сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для них как идеальные формы личности и поведения. У некоторых пострадавших девочек наблюдалась так называемая самооценочная тревожность, т.е. восприятие относительно нейтральных ситуаций как таких, которые содержат угрозу самооценке.

В своей профессиональной деятельности нам неоднократно приходится сталкиваться с людьми, пережившими насилие в несовершеннолетнем возрасте. Психолого-педагогический анализ ситуаций позволяет отследить влияние пережитого стресса в прошлом на жизнь человека в настоящем, а также выявить некоторые личностные особенности людей, ставших жертвами насилия в детском и подростковом возрасте.

Насилие сложно остановить, его возможно предупредить. В этой связи необходимым становится соблюдение мер собственной безопасности. Детям и подросткам не стоит гулять на улице в темное время суток. В подростковом возрасте демонстративный тип поведения не исключение, что тоже может иметь свои последствия: часто жертвы сами провоцируют преступника своим поведением и внешним видом. Вести себя шумно, вызывающе будет не каждый ребенок, а возможно, тот, которому не хватает внимания близких (но стоит учитывать и темперамент ребенка).

Таким образом, поставленные перед нами задачи, выполнены. Гипотеза о том, что лица, пережившие сексуальное насилие имеют определенный набор психологических качеств и характеристик, подтвердилась.

 

 


Библиографический список

 

1. Амбрумова, А.Г. О некоторых формах девиантного поведения у подростков / А.Г. Амбрумова - М.; Академический проект: Алма мастер, 2005. - 704 с.

2. Антонян, Ю.М. Экспертное исследование сексуального поведения по конкретным уголовным делам / Ю.М. Антонян - М.: ВНИИ МВД СССР, - 1991. - 352 с.

.   Антонян Ю.М., Криминальная сексология./ Ю.М. Антонян - М; Спарк, 1999 - 324 с.

.   Бенаму, Э. Сексуальные злоупотребления и депрессия у детей. / Э. Бенаму - М; Спартак, 1996. - 178 с.

.   Березин, Ф.Б. Психическая и психопатологическая адаптация человека. / Ф.Б. Березина - Л.: Наука, 1988. - 270 с.

.   Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. / Л.И. Божович - М; Наука, 2002. - 254 с.

.   Васильченко, Г.С. Сексуальные нарушения при акцентуациях характера и психопатиях / Г.С. Васильченко - М., Наука - 1990. -450 с.

.   Вундер, П.А. Эндокринология пола./ П.А. Вундер - М.: Наука, - 1980. - 254 с.

.   Голод, С.И. Сексуальное поведение молодежи / С.И. Голод - М.; Наука, 1973. - 342 с.

.   Голубцова, Л.И. Возрастные закономерности психосексуального развития больных, страдающих малопрогредиентной шизофренией/ Л.И. Голубцова - М; Наука, 2003 - 412 с.

.   Гуревич, М.О. Психопатология детского возраста./ М.О. Гуревич - М., - 1992. - 231 с.

.   Гурьева, В.А. Психопатология подросткового возраста./ В.А. Гурьева - Томск; Изд-во Том. ун-та, - 1994. - 310 с.

.   Житловский, В.Е. Основы медицинской сексологии (Учебно-методическое пособие)./ В.Е. Житловский - М., - 1993. - 80 с.

.   Жуковский, М.А. Нарушения полового развития. / М.А. Жуковский - М.:Наука - 1989. - 105 с.

.   Исаев, Д.Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей./ Д.Н. Исаев - Л.: Медицина, - 1979. - 183 с.

.   Кацубо, С.П., Жорова, М.А. Семья в жизни человека: правовые основы. - Гомель: Рес. унит. предприятие «Центр науч.-тех. и деловой информации», 2003. - 88 с.

.   Кле, М. Психология подростка (Психосексуальное развитие)/ М. Кле - Бельгия: Педагогика - 1991. - Пер. изд.: Бельгия, - 1986. - 176 с.

.   Ковалев, В.В. Психогенные патологические формирования личности у детей и подростков. / В.В. Ковалев - М.: Наука - 1976., - 234 с.

.   Козлова, С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. - М., - 2000, - 188 с.

.   Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону, 1997. - 390 с

.   Личко, А.Е. Подростковая психиатрия./ А.Е. Личко - Л.: Наука - 1985. - 271 с.

.   Малкина-Пых, И.С. Психология поведения жертвы / И.С. Малкина-Пых. - М.: Наука, 1999. - 329 с

.   Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М. Наука, 1982. - 407 с.

.   Мудрик, А.В., Виктимология, / А.В. Мудрик. - М.: «Магистр», 1992. - 524 с.

.   Овсянников, С.А. Психический статус и его особенности у сексологических больных: Методические рекомендации. / С.А. Овсянников - М.: Сфера - 1976. - 34 с.

.   Озерецкий, Н.И. Психопатология детского возраста./ Н.И. Озерецкий - Л., Сфера, 1938. - 382 с.

.   Ривман, Д.В. Использование виктимологических данных в предупреждении преступлений / Д.В. Ривман // Вопросы профилактики преступлений. - Л.: ООО «Каир», 1980. - С. 25-27

.   Свядощ, А.М. Женская сексопатология./ А.М. Свядощ - М.: Медицина, - 1974. - 183 с.; Изд. 3-е, перер. и доп. - М.: - 1988. - 175 с.

.   Семейный кодекс Российской Федерации. - 1995.

.   Ситковская, О.Д. Психология уголовной ответственности./ О.д. Ситковская - М: Норма, 1998 - 235 с.

.   Скородюк, Л.М. Нарушения полового развития у мальчиков./ Л.М. Скородюк - М.: Медицина, - 1984. - 240 с.

.   Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста./ Г.Е Сухарева - М., Наука - 1997. - 542 с.

.   Франк, Л.В. Виктимология и виктимность / Л.В. Франк - Душанбе, ОАО «Кафкак», 1972. - 577 с.

.   Фрейд, З. Очерки по психологии сексуальности. - М.: МЦ «Система» при МК ВЛКСМ, - 1989. - 84 с.

.   Уголовный кодекс РФ., - издание 1997.

.   Харитонова, Н.К. Психогенные состояния у жертв сексуального насилия /Н.К. Харитонова - Р-на-Д.:М. - 1994. - 165 с.

.   Харламов, И.Ф. Теория нравственного воспитания. (Ист. И современ. Проблематика и осн. пед. идеи.) / И.Ф. Харламов. Мн.: Изд-во БГУ, 1972. -364 с.

.   Холыст, Б. Факторы, формирующие виктимность / Б. Холыст // Вопросы борьбы с преступностью. - №41. - 1984. - С. 73-74.

.   Шостакович, Б.В. Половые преступления против детей и подростков: Психиатрический аспект/ Б.В. Шостакович - Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», - 1994. - 325 с.

.   Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин; Ред. - сост. Б.Д. Эльконин. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» 2005. - 384 с.

.   Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис./ Э. Эриксон. - М., - 1996. - 101 с.

.   Юридическая энциклопедия / Отв. Ред. Б.Н. Топорнин. М.: Юристь, 2001. - 1272 с.

сексуальный жертва насилие психологический

Введение

 

Актуальность. Анализируя эволюцию человеческого общества, все больше приходишь к выводу, что преступность либо увеличивалась, либо уменьшалась в зависимости от состояния общества, его социальной, экономической, политической стабильности или же, наоборот, нестабильности. Именно последнее - социальная нестабильность в обществе вызывает рост преступности.

Не секрет, что зачастую жертвами преступлений становятся несовершеннолетние дети. Еще страшней становится, когда слышишь, что над несовершеннолетним ребенком было совершено насильственное действие касаемо его половой свободы. Эта проблема в современной жизни очень актуальна.

Различные похотливые действия относительно детей являются нетрадиционным сексуальным поведением (сексуальные девиации, сексуальные патологии…). Но будем помнить, что сфера сексуальных отношений по праву является интимной, но, когда речь идет о преступлениях сексуального характера - это уже становится открытым.

После перенесенного стресса несовершеннолетний пострадавший должен жить дальше, справляться с трудностями. Ведь это его судьба.

Очень часто информация об изнасиловании над детьми и подростками остается скрытой, она живет много лет в головах самих пострадавших. У них на это свои причины. Например, подросток может стесняться рассказать кому-либо о том, что с ним произошло, дабы не осознает всей серьёзности ситуации. Большой процент изнасилований происходит в семье. В случаи инцеста, у пострадавшего еще больше сужается круг лиц, которым он может рассказать о том, что с ним произошло. Часто жертвами насильственных преступлений становятся дети из неблагополучных семей, которым не к кому обратиться за помощью. Проблема, которая не была решена вовремя, идет дальше по жизни с этим человеком и будет напоминать о себе.

Васильев В.Л. и Мамайчук И.И. отмечают, что виктимология как одно из важных направлений в криминологии изучает личность потерпевшего, его связи, взаимоотношения с преступником, особенности поведения жертвы в исследуемой ситуации, уделяя особое внимание роли жертвы в генезисе самого преступления. В исследованиях по половым преступлениям подчеркивается, что чем старше жертва полового преступления, тем больше удельный вес при определении ее беспомощного состояния приобретают свойственные ей индивидуально-психологические особенности и их связь с конкретной ситуацией.

Каждый человек индивидуален. Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека - из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием. На основе диагностики свойств личности можно составить психологический портрет личности, включающий: темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, умение общаться, самооценка, уровень самоконтроля, способность к групповому взаимодействии.

Психологический портрет жертвы сексуального насилия включает в себя набор определенных психологических качеств и характеристик. Личностные характеристики человека, который пережил сексуальное насилие, имеют свои особенности.

Объект исследования: несовершеннолетние лица, пережившие сексуальное насилие.

Предмет исследования: психологические особенности личности, пережившей сексуальное насилие.

Цель: изучение психологических особенностей и характеристик жертвы сексуального насилия.

Задачи:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

. Выявить психологические особенности жертвы сексуального насилия.

. Подобрать психодиагностические методики направленные на изучение личностных особенностей жертвы сексуального насилия.

. Экспериментально изучить личностные особенности жертвы сексуального насилия.

В связи с тем, что психологический портрет включает в себя набор психологических качеств и характеристик личности, была выдвинута следующая гипотеза: лица, пережившие сексуальное насилие имеют определенный набор психологических качеств и характеристик.

Проблемы изучения личностных особенностей и психологических характеристик жертв сексуального насилия были рассмотрены в работах ученых (Антонян Ю.М.; Васильев И.И; Кон И.С.; Сельченок К.В.; Старович З и т.д.).

Методы и методики исследования: в работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования - анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых документов, учебно-воспитательных, образовательных программ, наблюдение, беседа, анализ анамнестических данных, изучение документации, качественный анализ экспериментальных данных. В процессе исследования, мы использовали следующие тесты: тест Карла Леонгард, тест-опросник Г. Айзенка.

Практической базой для выполнения исследования послужил красноярский Центр кинезиологии и психологии «Единство». Респондентом выступила девушка К, 16 лет, пережившая сексуальное насилие в 2011 году.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что собран и систематизирован материал по теме исследования.

Практическая значимость работы в том, что данные психологического портрета жертвы сексуального насилия можно использовать в дальнейшей работе с личностью.


Психологические особенности жертв сексуального насилия

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.012 с.)