Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение древних цивилизаций↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Возникновение древних цивилизаций
Возникновение древнейших цивилизаций относят примерно к IV тыс. до н.э., когда на территории Северо-восточной Африки и Передней Азии в долинах крупных рек появились Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Урарту, Древняя Индия, Древний Китай и другие государства. Многие ученые справедливо считают, что на ранних этапах становления человеческого общества и зарождения государства географический фактор был решающим, поскольку от него во многом зависела не только культура земледелия, успехи в области экономики и торговли. Но и развитие культурных связей между различными народами. Прародиной всех культур по праву считается Древний Египет, в истории которого выделяют следующие основные периоды: додинастический (IV тыс. до н. э), Раннее и Древнее царство (III тыс. до н. э), Среднее царство (кон. III тыс. - 1-я пол. II тыс. до н. э), Новое царство (2-я пол. II тыс. до н. э), а также послединастический период (кон. II тыс. - I тыс. до н. э).
Характеристика древних цивилизаций
Экономика ранних рабовладельческих государств, включая Древний Египет, была основана на разделении труда и частной собственности. Характерной формой политического устройства большинства государств являлась деспотия. Единоличным собственником государственных богатств, а также властелином и повелителем своих поданных были царь и фараон. В ближайшем окружении фараона находились жрецы и малочисленная знать из особо приближенных. Внизу общественной лестницы находились бесправные рабы, трудом которых воздвигались колоссальные храмы, пирамиды, дворцы и гробницы царей, возводились ирригационные сооружения, обрабатывались металлы. Повелитель считался существом высшего порядка и провозглашался сыном бога. Ореол божественности поддерживался всем его окружением. В его честь исполнялись гимны, воспевающие могущественность и силу царя царей, которую сравнивали с природными стихиями. Монарха наделяли сверхчеловеческими способностями и для того, чтобы подчеркнуть его власть, уподобляли небесным светилам, горам, зверям.
Зарождение искусства в Египте
Уже в додинастический период в Египте успешно развивалось строительное дело, прикладное искусство и скульптура. Памятники архитектуры, художественного ремесла, портретной скульптуры, а также рельефы и росписи, различные литературные жанры (например, автобиографии вельмож и чиновников, надписи на стенах пирамид, различные поучения проч.) появились в периоды Древнего египетского царства. Изучая произведения изобразительного и словесного искусства, ученые пришли к выводу, что египтяне не только имели представления о прекрасном, но и соответствующие им эстетические термины. Творчество египетских художников регулировалось определенными канонами, т.е. сводом строгих правил, которым неукоснительно должен следовать художник. Они предписывали художникам использование строго определенных пропорциональных и цветовых отношений, основанных на математическом расчете (задолго до пифагорейцев египтяне использовали математику в художественном творчестве). Регламентация искусства свидетельствовала не только о консервативности общественного устройства, но также о том, что искусство являлось составной частью культа загробной жизни и было тесно связано с религиозными обрядами древних египтян.
Египетские Боги
Египетские боги были зооморфны: они имели полузвериный-получеловеческий облик, уходя своими корнями в первобытное время, когда существовал культ священного животного - тотем. Бог Анубис, являвшийся у египтян покровителем умерших, имел голову шакала, а богиня войны Сохмет изображалась с головой львицы. Священных животных (кошек, быков и даже крокодилов) содержали при храмах, поклонялись им, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах. Среди божеств высшим культом был культ бога Солнца - одновременно и дающего жизнь, и испепеляющего. По-разному именовали бога Солнца в разные периоды египетской истории: то именем Ра в Древнем царстве, то Атоном в Новом царстве. Многообразием отличалась и солнечная символика - от привычного шара со множеством исходящих от него лучей до изображений его в виде сокола или тельца. Другим важнейшим божеством, производным от главного, являлся бог Гор, символизировавший собой животворящий солнечный свет. В "Мифе от Осирисе и Горе" трансформировались сказания земледельцев о вечном круговороте и обновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю. Этот миф соединился с культом фараонов и представлениями о загробной жизни. Известно, что в Древнем Египте устраивалась мистерия, сопровождавшая коронацию нового царя после смерти его предшественника. Новый царь объявлялся богом Гора, а похороны умершего сопровождались обрядом, символически воспроизводящим историю гибели Осириса, оплакивания его богиней Исидой и его воскресения. Данный ритуал в Древнем царстве относился только к особе фараона, но впоследствии стал частью погребальной церемонии знатных и богатых людей. Рядовых общинников и рабов хоронили без всяких церемоний, зарывая в песок. При этом умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь клали священный амулет - жука скарабея, на котором было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против него на суде Осириса, куда он должен был явиться после смерти. В отличие от древних вавилонян египтяне не убивали его вдову и слуг, чтобы похоронить их вместе с господином. Религиозный культ египтян был более гуманным и не требовал человеческих жертв.
Время правления Тутанхамона
Реформы Эхнатона в религиозной и политической сфере были достаточно смелыми и просуществовали недолго. Реакция на них началась уже при его преемнике Тутанхамоне. Вскоре все старые культы богов были восстановлены, а имя самого Эхнатона предано проклятию. Однако художественные нововведения Эхнатона развивались в искусстве, по крайней мере, еще в течение столетия. Чудесные образы амарнского стиля сохранились в гробнице Тутанхамона. Этот юный царь умер в возрасте 18 лет, по свидетельству историков, не совершив ничего выдающегося, но открытие его гробницы, сделанное в 20-х годах ХХ столетия археологом Говардом Картером, явилось большим событием в египтологии. Как пишет Картер, "единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен". Стены обнаруженной археологами усыпальницы Тутанхамона покрыты золотом, а захоронен он в нескольких золотых саркофагах, вставленных один в другой. Каждый саркофаг имел скульптурную маску фараона, в нем покоилась мумия, усыпанная драгоценностями и амулетами. Помимо саркофагов и украшений, представляющих высокую художественную ценность, в гробнице было обнаружено много рельефов и скульптур. Найдены также грациозные статуэтки богинь-охранительниц, а также портрет новобрачных - юного фараона и его столь же юной жены, гуляющих в цветущем саду (изображение отличается интимностью и лирической нежностью, столь не характерной для египетского искусства). К искусству этого периода принадлежит и рельеф плакальщиков, который поражает открытой экспрессивностью образа, драматизмом простертых кверху и заломленных гибких рук. Вся композиция резко отличается от ранних рельефов. Уже не встречаются изображения строго параллельных и ритмических процессий, сам ритм намного усложняется: фигуры не следуют одна за другой, а теснятся, сталкиваясь, падают наземь. Резцы художника не ровные, а нервные и порывистые. Со временем эволюция египетского искусства постепенно затухает. В результате тяжелых и длительных войн с эфиопами и ассирийцами Египет утрачивает былую политическую и военную мощь, а затем и культурное первенство. Таким образом, искусство Древнего Египта отразило особенности всей духовной культуры своего времени и, прежде всего, тесную связь с мифологией и религиозным культом. Отсюда и особое пространственно-художественное мышление древнеегипетских архитекторов и художников, которое визуально воплотилось в строго канонические символические образы. Архитектура Древнего Египта и сегодня поражает грандиозностью и масштабностью своих монументальных сооружений, построенных более сорока веков назад. Влияние египетской культуры и искусства сказалось не только на культуре восточных государств, таких как Ассирия, Иудея и др., но и на искусстве Греции, причем не только на начальном этапе ее развития, но также в более поздний период - эпоху эллинизма. Список используемой литературы
1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. - М., 1998 г. 2. Керрам К. Боги, гробницы, ученые. - М., 1998 г. 3. Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта. - Спб., 1997 г. Возникновение древних цивилизаций
Возникновение древнейших цивилизаций относят примерно к IV тыс. до н.э., когда на территории Северо-восточной Африки и Передней Азии в долинах крупных рек появились Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Урарту, Древняя Индия, Древний Китай и другие государства. Многие ученые справедливо считают, что на ранних этапах становления человеческого общества и зарождения государства географический фактор был решающим, поскольку от него во многом зависела не только культура земледелия, успехи в области экономики и торговли. Но и развитие культурных связей между различными народами. Прародиной всех культур по праву считается Древний Египет, в истории которого выделяют следующие основные периоды: додинастический (IV тыс. до н. э), Раннее и Древнее царство (III тыс. до н. э), Среднее царство (кон. III тыс. - 1-я пол. II тыс. до н. э), Новое царство (2-я пол. II тыс. до н. э), а также послединастический период (кон. II тыс. - I тыс. до н. э).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.145 (0.01 с.) |