Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование нарушенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
поведения у детей старшего дошкольного возраста (на примере Агрессивного поведения) Диагностика агрессивного поведения детей старшего Дошкольного возраста Нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого являлось определение специфики проявлений агрессивного поведения дошкольников и коррекционная работа с детьми, имеющими данную проблему поведения. Ставилась необходимость решения задач: · подбор методов исследования и проведение диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста; · реализация программы игровой терапии с целью коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста; · обобщение и описание результатов данной экспериментальной работы Учитывая специфику нарушений поведения дошкольников и коррекционные возможности коллективной игровой терапии, мы выдвинули гипотезу о том, что работа по снижению уровня агрессивности в дошкольном возрасте будет выступать эффективным средством коррекции, если выбрать следующие направления работы: · обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева; · обучение детей навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева; · формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования, мы остановили свой выбор на следующих методиках: · Анкета для родителей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.; · Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»; · Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.). Опишем данные методики более подробно: 1. Анкета для родителей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста Родителям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка). Шкала оценок результатов: · Повышенный уровень агрессивности - 16-20 баллов · Высокий уровень агрессивности - 11-15 баллов. · Средний уровень агрессивности - 6-10 баллов. · Слабый уровень агрессивности -1-5 баллов. 2. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина) Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста Испытатель (психолог или воспитатель) в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов - в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл - том случае ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой); 2 балла - в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности). В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка). Шкала оценки результатов: · Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов. · Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов. · Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов. · Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов. 3. Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.). Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста. Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течение учебного занятия в ДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании). Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют). Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка). Шкала оценок результатов: · Повышенный уровень агрессивности - 15-18 баллов · Высокий уровень агрессивности - 10-14 баллов. · Средний уровень агрессивности - 6-9 баллов. · Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов. Каждая из обозначенных выше диагностических методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности). На основании диагностический мероприятий был проведен анализ данных и получены следующие результаты: . Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.:
Таблица 1
Количественный анализ, проведенный на основании анкетирования родителей по данной методике, показал, что в группе детей выявлено: · 2 детей имеющих высокий уровень агрессивности, · 8 детей по средним уровнем агрессивности · 8 детей с низким уровнем агрессивности. Качественный анализ показал, что в данной группе детей наиболее массовыми нарушениями поведения являются: отказ делится, уступить (12 человек), желание отомстить (11 человек), упрямство в достижении своих целей (9 человек), ссоры, драки (8 человек), порча игрушек (8 человек). . Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»:
Таблица 2
Результаты данной методики выявили следующие показатели: · 2 человека с повышенным уровнем агрессивности; · 4 человека с высоким уровнем агрессивности; · 7 человек со средним уровнем агрессивности; · 5 человек со слабым уровнем агрессивности. . Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем):
Таблица 3
Наблюдение воспитателя, проводимое по данной методике, позволило выявить в группе детей: · 3 детей с высоким уровнем агрессивности; · 5 человек со средним уровнем агрессивности · 10 человек со слабым уровнем агрессивности. Качественный анализ полученных данных показал, что массовыми нарушениями поведения детей данной группы являются: Несоблюдение дисциплины (10 человек), подражание хулиганским проделкам других (9 человек), драки (7 человек), негативное отношение к замечаниям (7 человек), «впадание в бешенство» (7 человек). . По результатам трех методик:
Таблица 4
П - повышенный уровень агрессивности В - Высокий уровень агрессивности СР - Средний уровень агрессивности СЛ - Слабый уровень агрессивности Сравнительный анализ результатов трех методик дает неоднозначную картину. В результатах наблюдений взрослых (родителей и воспитателей), количество детей с высоким и повышенным уровнем агрессивности равно 2 и 3 детям соответственно. В методике «Я и телевизор» количество агрессивных дошкольников возрастает до 6 человек, причем 1 из них (...) был и родителями и воспитателями оценен, как «средний». Эти результаты дают возможность предположить, что дошкольник подвержен влиянию агрессивных образов, атакующих его средствами массовой информации. Анализ результатов двух методик наблюдения (родителей и воспитателя) выявил разногласия во мнениях родителей и воспитателя на проявления нарушений поведения детей. В частности, в анкете родителей пункт «любит быть первым, командовать, подчинять себе других» помечен положительно. Воспитатель помечает тех же самых детей в графе «подражает хулиганским проделкам других». Также есть разногласия по порче собственности и дракам. Этот вывод дает право утверждать, что оценка взрослым ребенка достаточно часто бывает необъективной и нуждается в перепроверке другими методиками. Таким образом, согласно цели и задачам исследования, выбор диагностических методик осуществлялся по тому, насколько данная методика определяет степень агрессивности у детей. Для того, чтобы результаты были максимально достоверными, были выбраны следующие несколько методик: анкета для родителей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.; беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»; структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.) Сравнительный анализ результатов трех методик дал неоднозначную картину, но все-таки помог выделить в группе детей тех, кто предположительно характеризовался, как «агрессивный». Из 18 обследованных детей к группе детей с агрессивным поведением нами были отнесены 3 человека. В их поведении были отмечены враждебность, гнев; порча общественной и личной собственности; негативное отношение к замечаниям; драки. Выявленные особенности данных детей подтвердили необходимость проведения коррекционных мероприятий.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.76 (0.006 с.) |