ТОП 10:

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование нарушений



поведения у детей старшего дошкольного возраста (на примере

Агрессивного поведения)

Диагностика агрессивного поведения детей старшего

Дошкольного возраста

Нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого являлось определение специфики проявлений агрессивного поведения дошкольников и коррекционная работа с детьми, имеющими данную проблему поведения.

Ставилась необходимость решения задач:

· подбор методов исследования и проведение диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;

·   реализация программы игровой терапии с целью коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста;

·   обобщение и описание результатов данной экспериментальной работы

Учитывая специфику нарушений поведения дошкольников и коррекционные возможности коллективной игровой терапии, мы выдвинули гипотезу о том, что работа по снижению уровня агрессивности в дошкольном возрасте будет выступать эффективным средством коррекции, если выбрать следующие направления работы:

· обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева;

·   обучение детей навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;

·   формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования, мы остановили свой выбор на следующих методиках:

· Анкета для родителей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.;

·   Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»;

· Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.).

Опишем данные методики более подробно:

1. Анкета для родителей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста

Родителям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

· Повышенный уровень агрессивности - 16-20 баллов

·   Высокий уровень агрессивности - 11-15 баллов.

·   Средний уровень агрессивности - 6-10 баллов.

·   Слабый уровень агрессивности -1-5 баллов.

2. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина)

Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста

Испытатель (психолог или воспитатель) в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов - в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл - том случае ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой); 2 балла - в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности). В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценки результатов:

· Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов.

·   Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов.

·   Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов.

·   Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.

3. Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.).

Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течение учебного занятия в ДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).

Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют). Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

· Повышенный уровень агрессивности - 15-18 баллов

·   Высокий уровень агрессивности - 10-14 баллов.

·   Средний уровень агрессивности - 6-9 баллов.

·   Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов.

Каждая из обозначенных выше диагностических методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности). На основании диагностический мероприятий был проведен анализ данных и получены следующие результаты:

. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.:

 

Таблица 1

Ф.И. ребёнка Кол-во баллов

Уровень агрессивности

      Слабый Средний Высокий Повышенный
1.   10        
2.   9        
3.   10        
4.   10        
5.   2        
6.   4        
7.   7        
8.   4        
9.   12        
10.   1        
11.   6        
12.   3        
13.   4        
14.   4        
15.   4        
16.   12        
17.   9        
18.   7        

Итого:

8 чел. 8 чел. 2 чел. 0 чел.

 

Количественный анализ, проведенный на основании анкетирования родителей по данной методике, показал, что в группе детей выявлено:

· 2 детей имеющих высокий уровень агрессивности,

·   8 детей по средним уровнем агрессивности

·   8 детей с низким уровнем агрессивности.

Качественный анализ показал, что в данной группе детей наиболее массовыми нарушениями поведения являются: отказ делится, уступить (12 человек), желание отомстить (11 человек), упрямство в достижении своих целей (9 человек), ссоры, драки (8 человек), порча игрушек (8 человек).

. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»:

 

Таблица 2

Ф.И. ребёнка Кол-во баллов

Уровень агрессивности

      Слабый Средний Высокий Повышенный
1.   5        
2.   1        
3.   4        
4.   8        
5.   1        
6.   4        
7.   4        
8.   1        
9.   5        
10.   3        
11.   6        
12.   0        
13.   5        
14.   3        
15.   2        
16.   4        
17.   7        
18.   4        

Итого:

5 чел. 7 чел. 4 чел. 2 чел.

 

Результаты данной методики выявили следующие показатели:

· 2 человека с повышенным уровнем агрессивности;

·   4 человека с высоким уровнем агрессивности;

·   7 человек со средним уровнем агрессивности;

·   5 человек со слабым уровнем агрессивности.

. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем):

 

Таблица 3

Ф.И. ребёнка Кол-во баллов

Уровень агрессивности

      Слабый Средний Высокий Повышенный
1.   12        
2.   6        
3.   5        
4.   12        
5.   0        
6.   3        
7.   10        
8.   0        
9.   8        
10.   2        
11.   6        
12.   0        
13.   0        
14.   1        
15.   3        
16.   9        
17.   6        
18.   4        

Итого:

10 чел. 5 чел. 3 чел. 0 чел.

 


Наблюдение воспитателя, проводимое по данной методике, позволило выявить в группе детей:

· 3 детей с высоким уровнем агрессивности;

·   5 человек со средним уровнем агрессивности

·   10 человек со слабым уровнем агрессивности.

Качественный анализ полученных данных показал, что массовыми нарушениями поведения детей данной группы являются:

Несоблюдение дисциплины (10 человек), подражание хулиганским проделкам других (9 человек), драки (7 человек), негативное отношение к замечаниям (7 человек), «впадание в бешенство» (7 человек).

. По результатам трех методик:

 

Таблица 4

Ф.И. Ребёнка

Результаты по методикам

Выводы об уровне агрессивности
    1 2 3  
1.   СР В В В
2.   СР СЛ СР СР
3.   СР СР СЛ СР
4.   СР П В В
5.   СЛ СЛ СЛ СЛ
6.   СЛ СР СЛ СЛ
7.   СР СР В СР
8.   СЛ СЛ СЛ СЛ
9.   В В СР В
10.   СЛ СР СЛ СЛ
11.   СР В СР СР
12.   СЛ СЛ СЛ СЛ
13.   СЛ В СЛ СР
14.   СЛ СР СЛ СЛ
15.   СЛ СЛ СЛ СЛ
16.   В СР СР СР
17.   СР П СР СР
18   СР СР СЛ СР

 

П - повышенный уровень агрессивности

В - Высокий уровень агрессивности

СР - Средний уровень агрессивности

СЛ - Слабый уровень агрессивности

Сравнительный анализ результатов трех методик дает неоднозначную картину. В результатах наблюдений взрослых (родителей и воспитателей), количество детей с высоким и повышенным уровнем агрессивности равно 2 и 3 детям соответственно. В методике «Я и телевизор» количество агрессивных дошкольников возрастает до 6 человек, причем 1 из них (...) был и родителями и воспитателями оценен, как «средний». Эти результаты дают возможность предположить, что дошкольник подвержен влиянию агрессивных образов, атакующих его средствами массовой информации.

Анализ результатов двух методик наблюдения (родителей и воспитателя) выявил разногласия во мнениях родителей и воспитателя на проявления нарушений поведения детей. В частности, в анкете родителей пункт «любит быть первым, командовать, подчинять себе других» помечен положительно. Воспитатель помечает тех же самых детей в графе «подражает хулиганским проделкам других». Также есть разногласия по порче собственности и дракам. Этот вывод дает право утверждать, что оценка взрослым ребенка достаточно часто бывает необъективной и нуждается в перепроверке другими методиками.

Таким образом, согласно цели и задачам исследования, выбор диагностических методик осуществлялся по тому, насколько данная методика определяет степень агрессивности у детей. Для того, чтобы результаты были максимально достоверными, были выбраны следующие несколько методик: анкета для родителей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.; беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»; структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.) Сравнительный анализ результатов трех методик дал неоднозначную картину, но все-таки помог выделить в группе детей тех, кто предположительно характеризовался, как «агрессивный». Из 18 обследованных детей к группе детей с агрессивным поведением нами были отнесены 3 человека. В их поведении были отмечены враждебность, гнев; порча общественной и личной собственности; негативное отношение к замечаниям; драки. Выявленные особенности данных детей подтвердили необходимость проведения коррекционных мероприятий.

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.01 с.)