Состояние конкуренции в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние конкуренции в России



Российское правительство, начиная с первых дней существования нового рыночного уклада экономики, предпринимало немалые усилия для борьбы с монополизмом.

Антимонопольные меры пересматривались и дополнялись неоднократно, был принят Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который вступил в силу 26 октября 2006 года и пришел на смену Закону от 1991г.

Закон снизил границу, необходимую для признания субъекта доминирующим с 65% до 50% доли рынка и установил его нижнюю границу - 35%. Исключение сделано для ситуаций, когда положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов одновременно соответствует следующим признакам:

совокупная доля превышает определенный размер: пятьдесят процентов (для 3-х субъектов) или 70% (для совокупной доли 5-ти хозяйствующих субъектов).

относительные размеры долей хозяйствующих субъектов достаточно стабильны или если доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар является незаменимым, или если увеличение цены на данный товар не снизит спрос на него.

Закон устанавливает запреты, наложение которых не требует предварительного доказывания их негативного влияния на конкуренцию, которые распространяются на:

установление, поддержание монопольно высокой (низкой) цены товара;

изъятие товара из обращения, если в результате повысились цены;

навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

экономически или технологически не обоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками);

экономически, технологически и иным образом необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Был детализирован запрет на соглашения или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию. При этом закон допускает заключение открытых и законных договоров коммерческой концессии, называя их «вертикальными соглашениями», при условии, что рыночная доля каждой из сторон такого соглашения не превышает 20%.

Регулированием соблюдения антимонопольного законодательства занимается Федеральная Антимонопольная служба (ФАС). [6]

В 2012 году вступили в силу несколько законов, объединенные в так называемый Третий антимонопольный пакет. Эти законы существенным образом изменили ситуацию, связанную с противодействием такому негативному экономическому явлению, как антиконкурентные сговоры. Благодаря данному пакету в российском законодательстве появилось полноценное понятие «картель», т.е. явление сговора. Кроме этого, особую важность получило понятие «адвокатирование конкуренции» - деятельность по разъяснению представителям власти, бизнесу, населению вопросов, например, о пользе справедливой конкуренции, свободных рыночных отношений. [8]

Однако, в оценках конкурентной политики государства видна доля скептицизма как чиновников, так и видных экспертов.

Программа развития конкуренции потерпела «полное фиаско», признал руководитель ФАС Игорь Артемьев на ежегодном докладе о состоянии конкуренции.

Правительство утвердило программу в 2009 г., она рассчитана до 2015 г.. Согласно целям и задачам этой программы, необходимо снижать административные барьеры, бороться с инфраструктурными ограничениями, развивать малый и средний бизнес и принимать специальные меры для отраслей.

Есть некоторые улучшения в отдельных отраслях. Об усилении конкуренции в отдельных секторах говорят и бизнесмены, ссылается ФАС на данные опросов Росстата. Наиболее сильные изменения - на рынке кокса и нефтепродуктов: 27% опрошенных отметили, что конкурентная среда улучшилась. Малый бизнес ощутил улучшения на рынке продуктов питания (35% респондентов). Снизились тарифы на подключение к электросетям, упростились процедуры международной торговли и регистрации прав собственности, пишет ФАС. Однако общий уровень конкуренции невысок, признает служба.

Документ недостаточно репрезентативный, критиковала доклад на заседании «открытого правительства» профессор РЭШ Наталья Волчкова, соответственно, и предлагаемые меры выглядят «зыбкими». Раскритиковали его и на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, замечания были у всех ведомств и представителей бизнеса.

Самая надежная оценка - места России в рейтингах, говорит вице-президент «Деловой России» Александр Осипов: 66-е место из 142 в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума и 120-е из 183 в Doing business. Дело не в том, есть ли конкуренция или нет, а достигаются ли главные цели - сдерживание цен и создание спроса на инновации, замечает научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин.

Противостояние монополизму остается стратегической задачей государства, подтвердил премьер-министр Медведев. Однако справиться с ней правительство пока не может, признал он: в рейтинге качества антимонопольного законодательства Россия на 29-м месте. [9]

До сих пор не удается создать мощных коррупционных противовесов бюрократически-коррупционному давлению, криминально-монопольному диктату, уголовным методам решения спорных вопросов в конкурирующих видах бизнеса. Развитие антимонопольного законодательства позволяет регулировать отдельные проявления монопольных злоупотреблений на товарных рынках, пресекать необоснованные завышения цен и тарифов, но оно не в силах противодействовать мощным монополиям, в особенности тогда, когда они пользуются скрытой (неявной) политической поддержкой тех или иных лиц и групп в различных ветвях власти, в особенности в силовых структурах, судопроизводстве. Несмотря на повышение статуса Федеральной монопольной службы России, укрепление ее авторитета, ряд полномочий и функций остаются вне сферы ее компетенций и реальных возможностей противодействия монопольным отношениям. Действующие методы антимонопольных расследований и характер санкций пока еще не несут серьезных угроз для бизнеса, склонного к монопольным злоупотреблениям. [4]

Вывод: антимонопольная политика в нашей стране, к сожалению, до сих пор не приняла того значения, не заняла то место в государственном регулировании и управлении, которое ей подобает. Ведь именно антимонопольной политике должна всецело принадлежать роль защиты устоев рыночной экономики, интересов общества, а также прав потребителей. Поэтому совершенствование антимонопольного законодательства остается одной из основных задач нашего государства.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Роль экономической конкуренции в современной экономике становится все более значительной и обширной, и она является важнейшим инструментом регулирования рыночных процессов. Посредством выполнения присущих ей функций конкуренция обеспечивает развитие и совершенствование рынка и рыночной экономики.

Конкуренция стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц и производит жесткий отбор среди них. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, ускорению научно-технического прогресса.

В сущности, именно конкуренция является двигателем современного производства, способствует внедрению новых технологий, и тем самым влияет на жизнь общества в целом. Не затрагивая естественные монополии и находящиеся под полным государственным контролем производства, конкуренция стала неотъемлемой частью современной рыночной системы.

Определяющую роль в развитии конкурентных отношений играет антимонопольное законодательство, это инструмент власти, способный изменять пропорции в различных секторах народного хозяйства. При взвешенном подходе, он может стать решающим фактором оздоровления конкурентной среды в нашей экономике.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.005 с.)