Основные принципы организации информационно-аналитической технологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы организации информационно-аналитической технологии.



Конкурентная разведка рынков, как определяют для себя предприятия, является сложным и многоступенчатым процессом, общую работу которого осуществляет целая цепь взаимодействующих между собой механизмов. В общих чертах, конкурентная разведка рынков базируется на двух основных параметрах. Во-первых, это специализированные узконаправленные исследования, которые концентрируют свой профиль в большей степени на анализе влияния объективных законов рынка на коммерческую деятельность предприятия (самый распространённый приём – это SWOT-анализ). И, во-вторых, информационный анализ, который обычно направлен на учет влияния макроэкономических, политических, административных, криминальных и субъективных факторов на деятельность предприятия (самый распространённый приём – это STEP-анализ). И те, и другие исследования направлены на обеспечение руководства информацией для принятия управленческих решений.

Теперь я бы хотел рассмотреть основные цели создания подразделений конкурентной разведки:

Обеспечение руководства достоверной, объективной и полной информацией: намерениях партнеров, смежников, клиентов, контрагентов;

Сильных и слабых сторонах конкурентов;

Сбор данных, позволяющих оказывать влияние на позицию оппонентов в ходе деловых переговоров;

Оповещение о возможном возникновении кризисных ситуаций;

Мониторинг и контроль хода реализации заключенных договоров и достигнутых ранее договоренностей.

Для дальнейшего разговора об основных принципах организации технологии конкурентной разведки на предприятии необходимо четко разделять такие понятия, как данные, информация, знания. Собранные факты на первом этапе представляет собой разведанные данные. После их обработки (сортировки, калибровки) они превращается в информацию. И только после сделанных экспертных выводов после её анализа и синтеза, информации, она становится знаниями. Знаниями дающими реальную почву руководству для принятия управленческих решений. Исходя из практики, информационные исследования (экономическая или конкурентная разведка) содержат в себе следующие основные этапы, которые на профессиональном языке данные этапы ещё называют разведывательным циклом:

Иерархия целей и планирование;

Сбор данных;

Обработка данных (превращение в информацию);

Анализ и синтез информации – превращение в знания;

Распространение полученных знаний.

В силу специфики подразделения, которое я представляю, сегодня мы будем говорить не о полном комплексе организационно-технических мероприятий, необходимых для организации полноценной экономической разведки, а лишь об узком сегменте – информационно-аналитической работе. Важное условие успешной работы эксперта-аналитика: наличие информационного поля хозяйствующего субъекта, которое должно представлять собой ряд структурированных и неструктурированных информационных массивов, необходимых для принятия управленческих решений. Как правило, эти массивы формализованы в виде различных банков и баз данных, которые позволяют строить информационные модели, давать практические рекомендации по управлению текущей ситуацией и прогнозировать её дальнейшее развитие[12].

Банк данных – система специальным образом организованных данных, предназначенная для их накопления и использования. База данных – часть банка данных, содержащая описание информационных объектов (объектов учета). Состав базы данных и их связи между собой определяют структуру банка данных. Накапливаться должна только та информация, которая в дальнейшем потребуется для анализа. Чем больше посторонней информации, тем сложнее работать с информационными массивами. Информация должна быть «отжата» и структурирована для дальнейшей аналитической обработки.

Иногда можно выделить два определяющих способа представления накопленной информации:

Неструктурированное представление (текстовые, графические, видео- и аудио-файлы).

Структурированное представление (данные с четко установленными взаимосвязями и закономерностями получения новых данных из взаимодействия нескольких хранимых).

Основная технология аналитика – это установление причинно-следственных связей между различного рода данными. Построение причинно-следственных цепочек позволяет обработанные данные обратить в информацию и, сделав выводы в предметной области, синтезировать соответствующие рекомендации для руководства предприятия. Чем более полной информацией будет обладать аналитик, тем более точными будут его рекомендации и тем ниже риски предприятия.

Наиболее точная картина будет формироваться, если банк данных будет включать в себя данные, получаемые из внешних источников и данные, получаемые из внутренних источников. К данным, получаемым из внутренних источников, могут относиться отчеты сотрудников по всем аспектам взаимоотношений с внешними контрагентами.

Большую роль в процессе конкурентной разведки играют и каналы сбора, анализа и интерпретации данных о состоянии дел на экономических рынках. И здесь на выручку менеджерам могут прийти специализированные информационные системы Конкретные информационные системы современного профиля значительно упрощают данную задачу. Так, например, CRM и ERP технологии, офисные приложения, системы электронного документооборота обеспечивают предприятию сбор данных из внутренних источников (сотрудников предприятия). Помимо мною перечисленных выше технологий, можно ещё отметить и такие инструменты конкурентной разведки, как эффективное управления знаниями (Efficient Knowledge Management) и интеллектуальный бизнес (Business Intelligence)[13]. Стоит также отметить тот факт, что эти инструменты смогли зарекомендовать себя в повседневной практике в качестве полнофункциональных аналитических систем. В широком смысле слова, важной их особенностью является способность использовать внешние каналы поступления данных, как структурированных, так и не структурированных, тем самым существенно сокращая время специалистов, затрачиваемое ими на обработку данных и их дальнейший анализ.

3. 3. Поставщики решений в области информационных исследований на российском рынке.

В настоящее время рынок информационных технологий в области «EKM» и «BI» представлены в основном компаниями-разработчиками программного обеспечения зарубежного происхождения или российскими организациями, выполняющие разработки в интересах зарубежных заказчиков. Лишь незначительная часть игроков рынка может похвастаться собственными разработками в этой области. Это объясняется несколькими причинами:

Во-первых, математический аппарат программного обеспечения в данной предметной области относится к области НИОКР в сфере моделирования искусственного интеллекта, что требует привлечения персонала высочайшей квалификации. Во-вторых, низкая капиталоемкость российского рынка информационных технологий не позволяет выделить российским компаниям необходимые инвестиции на НИОКР в данной области.

Соответственно, о наличии полнофункциональных систем «EКМ» и «BI» возможно говорить только у крупных зарубежных разработчиков, таких как «Hummingbird», «Documentum», «IBM», «FileNet», действующих в том числе и на российском рынке. Предприятия, способные установить у себя такие системы, получают в свои руки мощный информационно-аналитический инструмент, способный обеспечить руководство информацией для принятия управленческих решений, базирующейся на всем объеме информации предприятия, как внешней, так и из внутренних систем и документов[14].

Следующий класс представителей игроков на этом рынке занимают «компании-зеркала» западных предприятий, которые заказывали разработку программного обеспечения, закрывающего узкий сегмент функциональности технологии «EКМ». А именно, более глубокую проработку одной из функций этой технологии. Эти программные продукты отличают более сильная реализация отдельных функций относительно полнофункциональных систем. Недостаток этих продуктов – хорошая аналитика только по одному из каналов поступления информации. К предприятиям этого класса на российском рынке можно отнести такого гранда, как «NeurOK Software»[15]. Данная компания имеет очень сильные позиции на рынках Западно Европы, у неё сильно развита партнёрская сеть и в США и Канаде. К примеру, фирма «NeurOK Software» предлагает следующие программные пакеты с максимальными решениями:

ППП «NeurOK Semantic Suite»;

ППП «NeurOK Data Mining Suite»;

ППП «Convera Technologies»;

Решение «Excalibur Megaputer Intelligence», представляющий решения в области BI, а именно в области Data Mining – Polianalist.

Отдельную категорию занимают большое количество российских предприятий, которые сегодня представляют свои решения в области поиска и анализа текстовых документов: ООО «Информбюро», г. Санкт-Петербург (программный продукт этой компании у нас на рынке представлен ППП «АТФ+», «Intellectum.BIS» и «Галактика-зум»); ОАО «Гарант-парк», г. Новосибирск (участвует, при поддержке «IBM», в создании на своей базе алгоритмизированных математических моделей для разработок программного обеспечения для работы с текстами); ОАО «Кронос-Информ, г. Москва (разработала продукт «Cronos+»); «Ай-Ти», г. Москва (создала в 2003 году свой самый серьёзный проект «Cognos Business Intelligence»); и ООО «Город ИНФО», г. Москва (ППП «Axiom.Docflow», и «Axiom.Clipping»)[16].

Характерная особенность текущей ситуации на рынке информационных технологий такова, что в этой области, в преддверии ожидаемого бума спроса на данные решения, работает огромное количество компаний, которые до этого специализировались на поставках программных продуктов в области систем электронного документооборота, CRM, ERP, систем. Что лишний раз подчеркивает возрастающее значение систем поддержки принятия решений, к коим относятся программные продукты, обеспечивающие конкурентную разведку.

3. 3. 1. Линия программных продуктов от «Hummingbird»

Родоначальником полнофункциональных алгоритмических систем управления информацией является транснациональный британо-американский холдинг «Humingbird». Он был образован в 1987 году, вскоре после успешного выхода на рынок США информационного гиганта «IBM». Основным аспектом своей деятельности компания «Humingbird» избрала создание и моделирование аналитических полнофункциональных систем и баз данных для обработки и анализа информационных данных. Стоит заметить, что данное направление приобрело свою настоящую актуальность лишь несколько лет назад, с возрастанием межгосударственных социально-экономических и политических отношений. На сегодняшний день большинство крупных транснациональных организаций не могут представить себе свою деятельность как без собственной комплекса стандартов международной сери ISO-9000, так без информационных технологий «Hummingbird», или, скажем, «Documentum».

Не стоит, однако, недооценивать роли информационных программных продуктов, таких как «ECM», «IB», «RM», «DM» и многих других. Внедрив их в свою деятельность, предприятия становятся настоящими «акулами» бизнеса[17]. Эти программные продукты способствуют быстрому развитию бизнеса. И не спроста: их главное полезное качество – прекогностика[18], которая широко используются предприятиями для оценки и анализа потенциальных рынков сбыта. Теперь я бы хотел немного поподробнее ознакомить вас с видами подобных продуктов, на примере технологической линии компании «Hummingbird», одного из лидеров мирового рынка высоких технологий.

Hummingbird «EKM», или эффективное управление знаниями. Предоставляет пользователям и проектным группам уникальную возможность интегрировать информационные репозитории с интеллектуальными технологиями для поиска информации и анализа документации. Данный подход позволяет развивать корпоративные знания и опыт предприятия для инновационных изменений, сокращения времени для накопления практик и интеллектуальных активов и четкого позиционирования конкурентных преимуществ предприятия. Использование решения позволяет осуществлять единый сквозной поиск по всем источникам неструктурированных информационных ресурсов, включая Lotus Notes, Microsoft Exchange Server, веб-сайты, файловые репозитории, системы управления документами, мультимедийным библиотекам и т.п. Кроме того, такие источники структурированных данных, как базы данных и операционные системы предприятия, также индексированы для четкого отображения результатов поиска.

Hummingbird «BI», или, другими словами, бизнес-аналитика. Эта серия включает в себя следующие пакеты:

ППП «BI Query» – запрос-приложение для создания специальных запросов и построения отчетов в масштабе предприятия, позволяющее пользователю формулировать вопросы о данных и объединять результаты в четкие и достоверные отчеты.

ППП «BI Web» – веб-сетевое решение для построения запросов и отчетов с дополнительными OLAP-возможностями.

ППП «BI Analyze» — Анализ- настольное приложение оперативной аналитической обработки (OLAP; On-Line Analytical Processing) для многомерного анализа данных, позволяющее пользователям получать аналитическую информацию по данным через срезы данных по различным категориям.

ППП «BI Server» — сервер корпоративных приложений, который обеспечивает безопасность, планирование, распространение, уведомление и централизованное администрирование приложениями, способствуя внедрению решения в масштабах всего предприятия.

Hummingbird «DM», или решение по документообороту. Преобразует документоориентированную электронную информацию в интеллектуальные активы на базе единой платформы, подготовленной конкретно для данного предприятия. Такой подход оптимизирует процессы, связанные с получением, обменом, коллективным использованием и обеспечением защиты корпоративных информационных ресурсов. Запросы пользователей легко обрабатываются в масштабах общих репозиториев, что позволяет пользователям находить документы и управлять ими, а также распространять их для просмотра, коллективной работы и публикации для работы проектных групп как внутри компании, так и в условиях территориально распределенных предприятий.

Hummingbird «RM», или, по-другому говоря, управление записями. Создает надежную и организованную среду для управления полным жизненным циклом всех физических и электронных информационно-интеллектуальных активов компании – от их создания до элементарного перемещения. Пользователи получают возможность обеспечить быструю категоризацию документов для их дальнейшего сохранения за счет использованием интуитивно понятного сетевого интерфейса и интерфейса Windows, которые также обеспечивают простой поиск, коллективное использование и безопасный доступ к защищенным записям предприятия. Масштабируемая инфраструктура, создаваемая за счет применения решения, обеспечивает возможность постоянного доступа к системе с тем, чтобы пользователи могли эффективно работать с документами в любой момент времени.

Hummingbird «Collaboration» — Среда коллективной работы для системы управления корпоративной информацией — с использованием такой среды организации могут создать высоконадежную, интуитивно понятную среду для проектных групп, необходимую для публикации, хранения, управления, распространения и обмена документами. Пользователь получает возможность задействовать все функциональные и инструментальные средства для получения целостной информации и результативной работы проектной команды.

Hummingbird «ETL», можно интерпретировать как универсальное решение интеграции данных – из любого источника в любую целевую систему. Может выполнять все важные операции, связанные с обменом данными независимо от формата данных, синтаксиса или целевой системы, от поддержки XML до универсальной возможности подключения к любым базам данных, включая многомерную оперативную аналитическую обработку. Обеспечивает тесную интеграцию любого проекта с любыми корпоративными системами, предлагая естественную поддержку и прямое подключение, что не требует дополнительного программирования и перемещения данных. Система связывает любые источники данных с любой целевой системой в масштабах всего предприятия, помогая предприятиям активно использовать их данные для принятия быстрых и разумных бизнес-решений.

Hummingbird «Portal», идеальное решение для предприятий, которым требуется надежная платформа, позволяющая не только интегрировать существующую информацию и приложения, но и обладающая инструментами, которые обеспечивают лучший доступ, управление, обмен и понимание этой информации. Портал создан для управления документами и корпоративной информацией, интеллектуальными активами, доступом к главному хранилищу и работой в сетевой среде, управления взаимодействием и т.п. для интеграции функциональности по управлению запросами и создания высоконадежного, полностью настраиваемого рабочего веб-пространства, которое станет средством достижения успеха.

РАЗДЕЛ IV. СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НА ПРИМЕРЕ ООО «САРАТОВГАЗАВТОСЕРВИС».

4. 1. Краткая история организации.

В Саратовском регионе в настоящее время, как известно, функционируют более 25 крупных и средних промышленных предприятий, одним из которых по праву считается и ООО «СаратовГАЗавтосервис», где мне выпала честь проходить уже второй год подряд летнюю практику менеджмента. Таким образом, в данной курсовой работе будут отражены некоторые аспекты деятельности данной организации.

Свой рассказ о предприятии я бы хотел начать с истоков предприятия, то есть с его исторической хроники. Свою историю организация начинает, фактически, с момента своей государственной регистрации. Акционерное общество закрытого типа (в дальнейшем АОЗТ) «СаратовГАЗавтосервис» было зарегистрировано решением Фрунзенского районного совета народных депутатов г. Саратова от 22.04.1992 по адресу Чапаева, 68. Основными видами деятельности предприятия на тот период, как было отражено в учредительных документах и Уставе, были реализация потребителям (по их фондам) отечественных автомобилей марки «ГАЗ»; реализация предприятиями и другим владельцам региона, эксплуатирующим автомобили марки «ГАЗ», запасных частей, а также узлов и агрегатов; организация и проведение централизованного технического обслуживания автомобилей марки «ГАЗ» в гарантийный и послегарантийный сроки эксплуатации; организация ремонта узлов и агрегатов автомобилей марки «ГАЗ»; изготовление некоторых запасных частей и изношенных деталей и их реализация. Административное здание организации находилось в г. Саратове по адресу Университетская, 47, а вот производственные корпуса и склады находились уже за чертой города по адресу Саратовский район, промузел Зоринский, 1. В этот период начинается экономический рост организации и становление её, как самостоятельного хозяйственного субъекта Саратовской области. В этом же году был подписан двусторонний договор о сотрудничестве с Нижегородским заводом АООТ «ГАЗ». По этому договору, АООТ «ГАЗ» обязывалось поставлять на базу АОЗТ «СаратовГАЗавтосервис» в Зоринском партии автомобилей марки «ГАЗ» для их дальнейшей реализации потребителям. В ноябре-декабре 1992 года предприятие получило первые доходы от реализации партии автомобилей «ГАЗ». Это и послужило своего рода толчком к дальнейшему совершенствованию и развитию организации.

В 1993 году по решению совета директоров предприятия АОЗТ «СаратовГАЗавтосервис» был открыт производственный отдел. За предприятием был закреплен новый вид деятельности, на что оно получило лицензию от Администрации Саратовского района от 14.05.1993 на производство металлоконструкций для строительства зданий.

В 1996 году в некоторых городах Саратовской области, таких как, Балаково, Балашов, Энгельс и Аркадак были открыты филиалы, как по производству профилирующей продукции, так и по реализации автомобилей марки «ГАЗ». Каждый из филиалов содержал несколько ремонтных постов для обслуживания автомобилей, а также собственные склады запчастей. Однако, уже к концу 1996 года очередным советом директоров было принято решение о строительстве станции технического обслуживания на базе в Зоринском, а также нового производственного корпуса.

В 1997 году на базу в Зоринский были перенесены все производственные мощности организации, и было закончено строительство станции техобслуживания. Этот год стал для предприятия решающим, оборот от реализации автомобилей марки «ГАЗ» увеличился по сравнению с 1994-1996 годами на 22,18%, профильных металлоизделий на 3,62%. Руководством предприятия было принято решение об увеличении объема выпуска собственной продукции. К зиме 1997 года было завершено строительство нового производственного корпуса. Этот корпус состоял из 5 цехов и одной ремонтной мастерской. В начале 1998 года было завезено высокотехнологическое импортное оборудование из Германии и Австрии для поднятия производительности труда и увеличения объема выпускаемой продукции. Новый корпус был оборудован по европейскому стандарту, что, естественно, сказалось на качестве выпускаемой продукции и степени интенсивности загрузки, иначе говоря, повысилась пропускная способность предприятия по обслуживанию клиентов.

В конце 2000 года в истории предприятия произошло ещё одно знаковое событие. Организация пересмотрела в корне всю кадровую политику. Стараниями руководства ОАО «ГАЗ» были привлечены на предприятия новые талантливые менеджеры и управляющие. Началось, можно сказать, возрождение предприятия. В 2001 году при ОАО «ГАЗ» было открыто торговое представительство ООО «РусавтоГАЗ»[19], торгово-финансовым звеном ОАО «ГАЗ». В этом же году произошел резкий скачок в деятельности и ЗАО «СаратовГАЗавтосервис». Заслуга руководства предприятия заключалась в том, что им удалось заключить новое партнерское соглашение с компанией ООО «РусавтоГАЗ» о беспосреднической поставке партий автомобилей марки «ГАЗ» на основании старого договора с ОАО «ГАЗ». Для статистики, стоит отметить, что после данного события финансовое положение предприятия резко возросло (доля же оборотных средств, приходящихся на производство металлоконструкций, снизилась до привычного объема в 19 – 23%), повысилась рентабельность бизнеса, снизились некоторые статьи расходов.

В настоящий момент, ООО «СаратовГАЗавтосервис» представляет из себя успешно развивающееся предприятие с устойчивым и прогрессирующим финансовом положением, сложившимися традициями и обычаями, высокой организационной культурой, отлаженными и прочными связями на рынке. Однако на этом предприятие не собирается заострять свое внимание. Намечен курс на дальнейшее перспективное развитие: сейчас отдел маркетинга работает над реализацией проекта по открытию автосалона на территории г. Энгельса. Планируется это сделать к февралю 2006 года. Кроме этого, руководство предприятия планирует открыть торговый дом по реализации выпускаемых металлоконструкций в г. Пенза, тем самым обеспечив расширение собственного рынка сбыта продукции.

Таким образом, детально ознакомившись с историей предприятия, я рассчитываю перейти к описанию конкретных, и более сложных процессов в организации, где постараюсь рассказать обо всех аспектах конкурентной политики компании, а также роли менеджмента предприятия в системе реализации бизнес-стратегии собственной конкурентоспособности на саратовском рынке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.019 с.)