Место практики в структуре оп во 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место практики в структуре оп во



ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Цели практики

Приобретение студентами 2 курса навыков практической деятельности специалиста по социальной работе.

Задачи практики

1. Расширение представлений будущих бакалавров социальной работы об особенностях профессиональной деятельности в условиях учреждений социального обслуживания населения.

2. Ознакомление с нормативными документами, направленными на организацию социальной поддержки населения.

3. Организация процесса упражнения и закрепления у студента общепрофессиональных умений, навыков специалиста по социальной работе.

4. Демонстрация студентами уровня своей профессиональной подготовленности.

Планируемые результаты прохождения практики

В результате прохождения данной производственной (социально-технологической) практики обучающийся должен:

1). Знать: систему организации социальной работы в учреждении социального обслуживания населения, нормативную базу, особенности обслуживаемых категорий клиентов, систему взаимодействия со специалистами, администрацией, с другими социальными службами города; технологию анализа проблемы клиента и проводимых мероприятий.

2). Уметь: составлять индивидуальный план производственной (социально-технологической) практики; выступать организатором конкретной деятельности - первичный прием, социальный патронаж, консультирование, различные формы коллективной работы с клиентами; наблюдать за клиентом для изучения его проблемы; беседовать с клиентом для изучения его проблемы; проводить интервью для диагностики проблемы клиента; определять близкие и оперативные цели своей деятельности в конкретных ситуациях; планировать работу, использовать целесообразное содержание, отбирать необходимые средства и оптимальные формы; оформлять свои наблюдения, планы, результаты работы в соответствующие документы; строить взаимодействие с клиентами на основе сотрудничества, высоких нравственных отношений, взаимного доверия; осуществлять контроль за текущим ходом работы, объективно оценивать степень участия клиента в разрешении своей проблемы, определять степень достижения поставленной цели, устанавливать причины слабости воздействий, недостатки своей деятельности, причины неэффективного решения организаторских задач.

3).Владеть: основными понятиями социальной работы, культурой речи и мышления; приемами убеждения и оппонирования; приемами индивидуальной и групповой мыслительной деятельности; способами цивилизованного взаимодействия; методами анализа нормативно-правовой базы, технологией анализа проблем клиента и проводимых мероприятий, методикой проведения основных технологий социальной работы (адаптации, диагностики, консультирования, первичного приема, беседы, интервью, анкетирования и т.п.)

МЕСТО, ВРЕМЯ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Местом проведения производственной (социально-технологической) практики являются учреждения социального обслуживания населения, в том числе учреждения по работе с молодежью. Студент имеет возможность выбора объекта практики по своему желанию, с учетом своих интересов и психологических особенностей. Практика организуется в 4 семестре. Продолжительность практики составляет 4 недели. На объектах производственной (социально-технологической) практики студент выступает в качестве специалиста по социальной работе.

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ

Формируемые компетенции, знания, умения Виды работ, включая самостоятельную работу Задания для студентов Формы текущего контроля

Шкала оценивания

Общая оценка деятельности студента складывается из трех составляющих:

· надлежащая подготовка отчетной документации (своевременность выполнения всех запланированных мероприятий, аккуратность, логичность, грамотность);

· рекомендуемая оценка, указанная в характеристике с места практики.

· деятельность студента в течение практики (самостоятельность, инициативность, активность и др.).

· участие в Фестивале лета, где студенты демонстрируют полученный опыт, знания, умения и навыки (участие в конкурсной программе для студентов-практикантов, подготовка площадки о деятельности лагеря).

Оценка «отлично» ставится, если студент в полном объеме выполнил предложенные ему задания, представил отчетную документацию о прохождении практики в соответствии с графиком организации практики, не имел замечаний со стороны принимающих учреждений. Кроме того, «отлично» ставится студенту, владеющему теоретическими и методическими основами решения профессиональных задач в условиях загородного детского центра.

Оценка «хорошо» ставится, если студент полностью выполнившил программу практики с элементами творческих решений образовательных и развивающих задач, используя для этого необходимые методические приемы; допускающий незначительные ошибки в постановке целей и задач деятельности, структурирования материала и подбора методов, представил отчетную документацию о прохождении практики в соответствии с графиком организации практики, имел замечания со стороны принимающих учреждений, или отчетная документация не полностью соответствует предъявленным требованиям (содержательным, организационным, техническим). 

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, выполнивший основные задачи практики, но не проявивший творческого и исследовательского начала в решении образовательных и развивающих задач; использующий ограниченный перечень методических приемов; испытывающий трудности в подготовке и оформлении методических материалов, в установлении необходимого контакта с коллегами и обучающимися; допускающий нарушения в выполнении своих профессиональных обязанностей; представил отчетную документацию о прохождении практики не в соответствии с графиком организации практики, имел замечания со стороны принимающих учреждений.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не выполнил предложенные ему задания практики, не представил отчетную документацию по итогам прохождения практики, имел замечания со стороны принимающих учреждений.

Руководство педагогической практикой студентов осуществляют преподаватели кафедры социальной педагогики совместно с руководителями учреждения. Принципы и условия взаимодействия оговариваются при заключении трехстороннего договора (ректорат КГУ, Институт педагогики и психологии, директор учреждения).

Кафедральный руководитель практикой – осуществляет взаимодействие с администрацией учреждения, разрабатывает или совершенствует программу практики студентов, осуществляет подбор баз практики (с учетом индивидуальных особенностей и рекомендаций), готовит приказ по практики, осуществляет контроль за деятельность методистов по практике, проводит установочную и итоговую конференции, консультирует методистов по практике, студентов, своевременно заполняет ведомость и отчет по практике.

Методист по практике – оказывает методическую поддержку студентам, консультирует, проверяет отчетную документацию, готовит подробный отчет по практике.

Перед началом практики со студентами проводится установочная конференция по вопросам организации работы, основным направлениям работы и оформлению отчетной документации. Участие в конференции и своевременный выход на практику даёт основание на получение допуска к самостоятельной работе под руководством методиста кафедры и старшего педагога учреждения.

По окончании практики, студенты, в установленный срок, предусмотренный графиком учебного процесса, сдают на проверку отчетную документацию, защищают ее при собеседовании.

5.4. Типовые контрольные задания

Содержание деятельности студента во время практики.

Задание 2.

1. Составление плана первичного приема граждан.

2. Утверждение плана у группового руководителя практики.

З. Осуществление мероприятия.

4. Анализ и рефлексия.

Рекомендуемая отчетная документация:

1. План первичного приема:

а) функции специалиста во время первичного приема,

б) порядок и содержание общения и управления им со стороны практиканта.

2. Отчет о проведении первичного приема граждан:

а) выполнение целей и задач;

б) трудности, с которыми пришлось столкнуться во время первичного приема (отсутствие знаний, умений, непредвиденные обстоятельства),

в) собственное психологическое самочувствие во время мероприятия

Задание 3.

Разработка и проведение мероприятия в объединениях клиентов учреждений социального обслуживания населения (клуб пожилого человека, клуб для детей с ограниченными возможностями, группа дневного пребывания для детей и подростков, группа длительного пребывания для детей и подростков, клуб старшеклассников по месту жительства и т.п.)

Процедуры:

1. Знакомство с клиентами- членами клуба.

2. Разработка коллективно-творческого дела для обучения клиентов в клубе (длительность подготовки-3-4 дня).

З. Проведение мероприятия совместно со специалистом по социальной работе.

Рекомендуемая отчетная документация:

1. Методическая разработка мероприятия.

Требования к оформлению методической разработки:

1. Название,

2. Форма мероприятия,

3. Цель, задачи,

4. Место проведения,

5. Время проведения,

6. Категория участников (+ описание возрастных особенностей),

7. Материальное обеспечение (+ смета расходов),

8. Необходимый раздаточный материал,

9. Необходимое оборудование,

10. Необходимый аудио, видео, мультимедиа материал,

11. Ход мероприятия,

12. Сценарий мероприятия,

13. Оформление мероприятия (художественное, техническое, музыкальное),

14. Привлечение специалистов,

15. Результат, полученный в ходе осуществления разработки.

Задание 4.

Выполняется группой студентов. «Разработка социальной рекламы, характеризующей содержание деятельности учреждения»

1.Формы: рекламная листовка, рекламный буклет, стенгазета.

2. Интервью с руководителем учреждения.

3. Интервью с заведующими отделений.

Рекомендуемая отчетная документация:

1. Отбор материала, отражающего опыт деятельности учреждения (длительность подготовки 3-4 дня).

2. Выбор формы презентации социальной рекламы.

3. Оформление материала и иллюстраций, выполнение социальной рекламы.

4. Защита разработанной формы социальной рекламы на итоговой конференции по производственной (социально-технологической) практике.

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ):

1. Индивидуальный план практики, подписанный методистом по социальной работе и факультетским руководителем практики.

2.Схема деятельности учреждения:

а) название учреждения, ведомственная принадлежность,

б) нормативно- правовая база деятельности учреждения, отделения, отдела и т.д.,

в) количество специалистов, их функционал,

г) система взаимодействия с другими социальными службами,

д) характеристика клиентуры,

е) основные направления деятельности и формы работы.

3. Методическая разработка трёх проведенных мероприятий (групповая форма работы, например, занятие клуба общения детей с ограниченными возможностями, форма индивидуальной работы с клиентом, например, индивидуальная беседа, посещение семьи клиента, коллективная форма работы - публичное выступление перед социальными работниками, праздник для детей - клиентов социальных служб).

4. Характеристика на одного клиента (рекомендации по составлению характеристики): ПОМНИТЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ НЕРАЗГЛАШЕНИЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ!!!

Характеристика клиента:

1). -имя, адрес, дата и место рождения, брачный статус, религиозная, этническая принадлежность;

- семья: близкие родственники - имена, даты рождения и смерти, места проживания, возможности семьи клиента в оказании ему поддержки, и его оценка этой возможности;

- образование: уровень образования, специальные знания, наличие ученой степени, звания;

- трудовая деятельность: специальность, место прежней или нынешней работы, должность, время и причины прекращения трудовой деятельности, отношение к своей работе, ожидания и потребность в трудовой деятельности;

- здоровье: физическое и умственное, степень ограничения нормальной жизнедеятельности (способность к самообслуживанию);

 - окружающая среда: значимые отношения вне семьи, значимые факторы в окружении (интерес к культурным мероприятиям, общественной работе);

- отношение человека к обязанностям, связанным с его нынешним положением.

2). Проблемы клиента:

-причина обращения за помощью;

- длительность и характер появления беспокойства, потребности или проблемы: результаты попыток справиться с ними; факторы, влияющие на беспокойство;

- неудовлетворенные потребности клиента. Возможности и ограничения в оказании помощи со стороны социальной службы:

- что ожидает клиент в период и в результате оказания помощи; каковы его представления, интересы, планы относительно услуг;

- что может помешать их получению, каковы его внутренние ресурсы для достижения желаемых перемен;

 - насколько реальны его ожидания.

5. Защита разработанной формы социальной рекламы на итоговой конференции по производственной (социально-технологической) практике.

6. Дневник практики. В дневнике ведутся ежедневные записи о полученных поручениях от методиста, проведенных мероприятиях. За каждую неделю студент пишет анализ своей работы. Дневник может включать в себя всю отчетную документацию.

5.5. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Мультимедийный комплекс, включающий электронную доску, ноутбук и проектор. Видеоаппаратура для демонстрации DVD дисков. Нестационарные учреждения социального обслуживания населения.

На производственной (социально-технологической) практике используются следующие технологии:

- образовательные: индивидуальные, групповые, дифференцированное обучение, система «консультант», технологии сотрудничества;

- научно-исследовательские и научно-производственные: общие технологии социальной работы (социальная адаптация, социальная профилактика, социальная терапия, социальная диагностика, социальная реабилитация),формы социальной работы (первичный прием, социальный патронаж, консультирование, беседы, социальные тренинги).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Цели практики

Приобретение студентами 2 курса навыков практической деятельности специалиста по социальной работе.

Задачи практики

1. Расширение представлений будущих бакалавров социальной работы об особенностях профессиональной деятельности в условиях учреждений социального обслуживания населения.

2. Ознакомление с нормативными документами, направленными на организацию социальной поддержки населения.

3. Организация процесса упражнения и закрепления у студента общепрофессиональных умений, навыков специалиста по социальной работе.

4. Демонстрация студентами уровня своей профессиональной подготовленности.

Планируемые результаты прохождения практики

В результате прохождения данной производственной (социально-технологической) практики обучающийся должен:

1). Знать: систему организации социальной работы в учреждении социального обслуживания населения, нормативную базу, особенности обслуживаемых категорий клиентов, систему взаимодействия со специалистами, администрацией, с другими социальными службами города; технологию анализа проблемы клиента и проводимых мероприятий.

2). Уметь: составлять индивидуальный план производственной (социально-технологической) практики; выступать организатором конкретной деятельности - первичный прием, социальный патронаж, консультирование, различные формы коллективной работы с клиентами; наблюдать за клиентом для изучения его проблемы; беседовать с клиентом для изучения его проблемы; проводить интервью для диагностики проблемы клиента; определять близкие и оперативные цели своей деятельности в конкретных ситуациях; планировать работу, использовать целесообразное содержание, отбирать необходимые средства и оптимальные формы; оформлять свои наблюдения, планы, результаты работы в соответствующие документы; строить взаимодействие с клиентами на основе сотрудничества, высоких нравственных отношений, взаимного доверия; осуществлять контроль за текущим ходом работы, объективно оценивать степень участия клиента в разрешении своей проблемы, определять степень достижения поставленной цели, устанавливать причины слабости воздействий, недостатки своей деятельности, причины неэффективного решения организаторских задач.

3).Владеть: основными понятиями социальной работы, культурой речи и мышления; приемами убеждения и оппонирования; приемами индивидуальной и групповой мыслительной деятельности; способами цивилизованного взаимодействия; методами анализа нормативно-правовой базы, технологией анализа проблем клиента и проводимых мероприятий, методикой проведения основных технологий социальной работы (адаптации, диагностики, консультирования, первичного приема, беседы, интервью, анкетирования и т.п.)

МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

Производственная (социально-технологическая) практика студентов 2 курса, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр), профилю подготовки социальная работа с молодежью (очная форма обучения) является составной частью непрерывной практики будущих бакалавров социальной работы.

Успешное похождение практики возможно при условии эффективного усвоения некоторых дисциплин, изучаемых студентами ранее.

Гуманитарный, социальный и экономический цикл:

· Введение в профессию «Социальная работа» (1 семестр), дающая представление о выбранной профессии, ее особенностях;

· Социология молодежи (4 семестр объясняющая принципы развития социума, раскрывающая социальную ситуацию современной молодежи;

· Психология (2 семестр) объясняющая механизмы, закономерности, условия и факторы развития личности.

Профессиональный цикл:

· Теория социальной работы (2,3,4 семестры), раскрывающая главные понятия социальной работы как дисциплины;

· История социальной работы (3,4 семестры), раскрывающая основные этапы становления социальной работы как вида профессиональной деятельности;

· Технология социальной работы (4 семестр) раскрывающая основы практической деятельности в сфере социальной работы;

· Этические основы социальной работы (3 семестр), определяющие ценности, принципы, стандарты этического поведения социального работника;

· Конфликтология (4 семестр), раскрывающая структуру конфликта и правила поведения в конфликтной ситуации;

· Методы исследования в социальной работе (3,4 семестр), позволяющие овладеть основами организации научного исследования в социальной работе;

· Правовое обеспечение социальной работы (3 семестр), позволяющее изучить основные правовые документы, составляющие основу социальной работы.

На базе полученных в ходе изучения названных дисциплин знаний организуется производственная (социально-технологическая) практика, которая проходит в 4 семестре. Студенты выступают в качестве специалистов по социальной работе.

Кроме того, в результате освоения предшествующих дисциплин, обучающиеся должны уметь:

· анализировать и сопоставлять различные теоретические взгляды;

· логично выстраивать программу устного высказывания;

· отстаивать личностную позицию;

· использовать навыки публичной речи, корректно вести дискуссию;

· адекватно использовать информационно-коммуникационные технологии;

· разрабатывать план проведения и проводить беседы с клиентом;

· заключать договор на социальное обслуживание населения;

· осуществлять функции социального работника;

· составлять характеристику клиента и его трудной жизненной ситуации;

· разрабатывать рекомендации по проведению социальной работы с клиентом на основе анализа трудной жизненной ситуации.

Обучающиеся к моменту изучения дисциплины должны быть готовы к:

· получению, хранению и переработке информации;

· работе с компьютером;

· продуктивному взаимодействию с преподавателем и студенческой группой;

· проявлению креативности в процессе производственной (социально-технологической) практики;

· толерантному восприятию социальных и культурных различий;

· бережному и уважительному отношению к накопленному в сфере социальной работы опыту.

Производственная (социально-технологическая) практика позволяет сформировать следующие компетенции:

- уметь использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК-5);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

- быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);

- быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению (ПК-9);

- быть способным к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-27).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.094 с.)