Понятие и сущность холдинговых структур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность холдинговых структур



Содержание

 

 

Введение.......................................................................................................... 2

1. Понятие и сущность холдинговых структур............................................. 3

1.1 Теоретические основы холдинговых структур.................................... 3

1.1.1 Понятие холдинга и холдинговых отношений.............................. 3

1.1.2 Создание холдинга......................................................................... 5

1.1.3 Ликвидация холдинга..................................................................... 6

1.1.4 Договор о создании холдинга........................................................ 6

1.1.5 Государственная регистрация холдингов..................................... 7

1.1.6 Порядок государственной регистрации холдинга........................ 7

1.1.7 Государственный реестр холдингов.............................................. 8

1.1.8 Управление в холдинге................................................................... 8

1.1.9 Консолидированные учет и отчетность холдинга......................... 9

1.1.10 Ответственность участников холдинга...................................... 10

1.2 Финансовая политика РФ и холдинговые структуры....................... 10

2.Регулирование деятельности холдингов в России.................................... 16

2.1 Государственное управление холдингами......................................... 16

2.2 Организация государственного контроля за деятельностью холдингов 19

3. Отечественный опыт деятельности холдингов, основные проблемы..... 23

Заключение.................................................................................................... 26

Список использованной литературы........................................................... 28

 

 

Введение

Характерными чертами современ­ной ситуации в российском обществе являются нестабильность его экономической сферы и неустойчивость развития рыночных отношений, проявившиеся уже в результате проведения реформ.

Холдинговая компания - это система коммерческих организаций, которая включает в себя «управляющую компанию», владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст.105 ГК; п. 2 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п.2 ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Холдинговые компа­нии демонстрируют свою жизнеспособность и, в сущности, ста­новятся буфером между макро- и микроэкономикой. В частно­сти, рыночная экономика не мыслима без развития инвестици­онных процессов как в макро- так и микроэкономику. И пре­одоление инвестиционного дефицита, осуществление инвести­ционного прорыва становится возможным при создании хол­динговых компаний.

Особенность деятельности холдинговых компаний явля­ется установление оптимального соотношения централизованно­го управления и свободы действия входящих в него предпри­ятий, разграничения сфер влияния, границ вмешательства и не вмешательства в деятельность друг друга.

Холдинговые компания сегодня выступают защитниками интересов не только своих акционеров и дочерних фирм, но и поставщиков и потребителей, всех субъектов взаимодействия. Особенности организации и управления холдинговыми компа­ниями и их активная позиция позволяют говорить об их реаль­ной возможности влияния на устойчивость дальнейшего разви­тия рыночной экономики.

Анализ работ свидетельствует о том, что проблемы развития холдинговых компаний и их роль в развитии рыночных отношений, в целом - не осталась вне поля зрения ис­следователей, и начало ее исследования можно соотнести с пер­вым этапом их образования в российских условиях. Однако данный работы касаются в большей степени проблем зарождения первых холдингов а также организационно-правовым вопросам существования холдинговых структур. Мы же в своей работе попытаемся проанализировать сущность и природу холдингов, современное развитие холдинговых структур в РФ, а также их современные проблемы. 

Понятие и сущность холдинговых структур

Теоретические основы холдинговых структур

Создание холдинга

Моментом возникновения холдинговых отношений считается[3]:
внесение записи в реестр акционеров акционерного общества (запись по счету депо) о владении акционерами (участниками) акциями (долями), обеспечивающими им преобладающее участие в капитале участника холдинга;
вступление в силу соответствующего договора для холдингов, образованных в соответствии с договором;
внесение соответствующих изменений в уставы участников холдинга, являющихся унитарными предприятиями, на основании решения, принятого собственником имущества указанных предприятий.

Головная компания и участник холдинга приобретают права и обязанности, вытекающие из холдинговых отношений (за исключением случаев возникновения холдинговых отношений в силу договора), с момента государственной регистрации соответствующих изменений в уставе участника холдинга. Внесение записи в устав участника холдинга осуществляется в течение 6 месяцев с момента приобретения головной компанией акций (долей), обеспечивающих преобладающее участие в уставном капитале участника холдинга.

Если в течение 6 месяцев не внесена запись в устав участника холдинга, холдинг считается созданным без данного участника.

 

Ликвидация холдинга

Ликвидация холдинга осуществляется в случае[4]:

вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании холдинга;

ликвидации головной компании или всех участников холдинга по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
отчуждения головной компанией всех пакетов акций, долей участников холдинга, обеспечивающих преобладающее участие в их капитале;
расторжения (прекращения) договора между участниками о создании холдинга;
прекращения договора между головной компанией и акционерами (участниками, товарищами) других юридических лиц - участников холдинга;
отмены решения (правового акта), принятого в пределах своей компетенции собственником имущества унитарного предприятия, если все участники холдинга являются унитарными предприятиями.

Договор о создании холдинга

Договор о создании холдинга должен определять:

наименование холдинга;

цель создания холдинга и основные виды его деятельности;

реквизиты головной компании;

порядок осуществления головной компанией функций управления холдингом;

обязательства участников холдинга по объединению их активов в целях обеспечения его деятельности;

срок действия договора;

условия вхождения в холдинг и выхода из холдинга;

порядок ликвидации холдинга;

иные установленные настоящим Федеральным законом положения.

Договор между участниками договорного холдинга может содержать следующие положения:

включение расходов на содержание головной компании в части управления холдингом в себестоимость продукции (работ, услуг) участников холдинга;

передача части прибыли участников холдинга головной компании, в том числе в случае, если головная компания не участвует в уставном капитале холдинга;

согласие участников холдинга на приобретение холдингом статуса консолидированной группы налогоплательщиков по федеральным налогам.

Договор о создании холдинга должен быть утвержден собранием акционеров или участников юридических лиц - участников холдинга, если иной порядок не установлен учредительными документами этих юридических лиц.

Договором о создании холдинга не может быть установлен запрет для участников холдинга на выход из холдинга на срок, превышающий три года.

В случае наличия между участниками договорного холдинга кроме договорных отношений иных холдинговых отношений, а также в случае, если хотя бы два участника холдинга владеют более чем пятьюдесятью процентами акций (более половины долей в капитале) друг друга, договор должен определять, какой из участников холдинга является головной компанией.

Иные условия договора о создании холдинга устанавливаются его участниками самостоятельно, исходя из специфики деятельности, целей и задач образуемого холдинга, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Управление в холдинге

Управление в холдинге осуществляется головной компанией[6].
Управление в холдинге - осуществление головной компанией действий по управлению собственностью, контрольными пакетами акций (долей), инвестиционной и производственно-хозяйственной деятельностью юридических лиц, входящих в холдинг, а также иных предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации действий.
  Головная компания имеет право на: проведение единой инвестиционной, технологической, производственно-хозяйственной, финансовой и научно-технической политики холдинга;

утверждение планов перспективного производственного и социального развития холдинга;

определение основных технико-экономических показателей производственной деятельности холдинга;

определение направлений использования прибыли и других финансовых источников участников холдинга;

представление отчетности об итогах финансово-хозяйственной деятельности холдинга в порядке, установленном законодательством;
утверждение форм отчетности, отражающих производственно-хозяйственную деятельность участников холдинга.
  Государство обеспечивает благоприятные условия для организации деятельности холдинга, в том числе для привлечения инвестиций.

 

Заключение

Процесс экономических реформ в мировом сообществе, по­мимо России, сегодня охватил более 30 стран, и каждой из них свойственна определенная специфика, обуславливаемая харак­тером стартовых условий, выбором пути реформирования и да­же историческими и национально-культурными особенностями развития. Зарубежные экономисты подчас склонны расценивать кризисные явления позитивно, как стимулирующие процесс ре­формирования. Однако этот в большей степени характерно для стабильной рыночной экономике, осуществляющей, как прави­ло, эволюционный переход из одного состояния в другое. Но в условиях переходного периода к рыночной экономике, когда еще не осуществлены ключевые реформы - «демонополизация и приватизация», глубокий кризис может «оказывать пагубное воздействие на сам экономический рост».

Особенность процесса реформирования в России связана не только с существовавшей ранее принципиально иной, плано­вой экономики, огромной территорией, с различной экономиче­ской потенциальной возможностью ее регионов, радикально­стью перемен, но и с тем, что проведение экономической ре­формы было сопряжено с социально-политическим кризисом. Поэтому реформирование в России носит глобальный характер, затрагивает все области социально-экономических и политических отношений. Понятно, что «при многих переменных опти­мизация действий одновременно в различных областях рефор­мирования практически недостижима».

Холдинговые компании создаются как в процессе преобра­зования государственных предприятий в акционерные общества, так и при объединении предприятий среднего и малого бизнеса. С их помощью устраняются многие негативные моменты в мак­росфере, образовавшиеся в результате разрушения хозяйственных связей, улучшается координация и регулирование деятель­ности всех, входящих в состав холдинга предприятий.

Малый и средний бизнес имеет собственные специфические черты и законы развития, свои достоинства и недостатки. Для него характерна неразвитость производственной инфраструкту­ры, недостаточна техническая и технологическая вооружен­ность, здесь часто испытывают трудности с поиском поставщи­ков, с получением банковских кредитов. Но эти вопросы ус­пешно решаются в условиях крупного бизнеса.

В то же время для крупного бизнеса не свойственна высокая восприимчивость к нововведениям, он лишен возможностей к быстрой переориентации на производство нового продукта, к реагированию на изменение общественных потребностей. Поми­мо этого, для него часто характерна жесткость организационной структуры. Но большие технические, технологические и финан­совые возможности делают этот бизнес устойчивым, не говоря уже о том, что в нем может осуществляться «экономия на мас­штабе, на разнообразии, на трансакционных издержках и др.»".

Очевидная взаимодополняемость позитивных и негатив­ных характеристик деятельности малого и крупного бизнеса приводит к осознанию весьма важного момента - необходимо­сти нахождения возможностей для наиболее оптимального со­единения вышеназванных параметров функционирования всего бизнеса, что и получило воплощение при образовании холдин­говых компаний.

За менее чем полувековую историю существования хол­дингов в мировой практике была осознана их огромная значи­мость для развития экономики - «они позволяют реализовать задачи, не решаемые на уровне отдельного предприятия, опти­мизировать связи между предприятиями и систему управле­ния». Холдинговые структуры могут рассматриваться и как результат экономических преобразований, и как средство для дальнейшего их осуществления в условиях транзитивной эко­номики.

Макроэкономическая стабилизация невозможна и без широкого развития инвестиционной деятельности, при этом именно холдинги способны обеспечивать решение данной проблемы. Холдинговые структуры одновременно ослабляют и по­зиции теневой экономики, и возможности для государственного вмешательства в рыночные отношения.

 

Список использованной литературы

 

1. Арифулин С.Н. Холдинговые структуры в современной России. М. Экономика, 2002г.

2. Бэнкс В., Стэнли Р. ФПГ и холдинги, проблемы функционирования и развития. М. Росмэн, 1999г.

3. Лысенко В.А., Старостина Г.Л. Предприятия в современной России. М. Юнити, 2001г.

4. Коммерсант №58 8 апреля 1999 г.

5. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. — Пер. с англ. — М.: "Джон Уайли энд Санз", 1996 г., 240 с.

6.  Обоснование выбора метода управления холдинговым пред­приятием. // В сб.: Социология и проблемы социально-эконо­мического управления. Вып. 2 (16) М„ МГАПИ, 1998г.

7. Семь нот менеджмента. 3-е издание. М. Эксперт. 1998 г.

8. Томас Келлер Концепции холдинга. Обнинск. Изд. ГЦИПК 1997 г.

9. Томпсон А.А., Стрикленд А. Д. Стратегический менеджмент. М. Юнити. 1998 г.

10. Управление холдинговыми компаниями в транзитивной эко­номике. М., МГАПИ, 1999г. 1,0 а.л.

11. Федеральный закон РФ “О холдингах”. В ред. ФЗ от 13.06.01 г.

12. Эксперт №10 16 марта 1998 г.

13. Эксперт №13 6 апреля 1998 г.

14. Эксперт №3, 25 января 1999 г.

15. Эксперт №4 февраля 1999 г.

16. Эксперт №7 22 февраля 1999 г.

17. Эксперт №12 1 ноября 1999 г.


[1] Федеральный закон РФ “О холдингах

[2] Федеральный закон РФ “О холдингах

[3] Федеральный закон РФ “О холдингах

[4] Федеральный закон РФ “О холдингах

[5] Федеральный закон РФ “О холдингах

[6] Федеральный закон РФ “О холдингах

[7] Федеральный закон РФ “О холдингах

[8] Федеральный закон РФ “О холдингах

[9] Арифулин С.Н. Холдинговые структуры в современной России – стр. 21

[10] Арифулин С.Н. Холдинговые структуры в современной России – стр. 31

[11] Эксперт №13 6 апреля 1998

[12] Эксперт №13 6 апреля 1998

[13] Арифулин С.Н. Холдинговые структуры в современной России. – стр.39.

[14] Лысенко В.А., Старостина Г.Л. Предприятия в современной России – стр.210

[15] Лысенко В.А., Старостина Г.Л. Предприятия в современной России – стр. 227

[16] Эксперт №12 1 ноября 1999

[17] Обоснование выбора метода управления холдинговым пред­приятием – стр. 82

[18] Обоснование выбора метода управления холдинговым пред­приятием – стр. 96

[19] Томас Келлер Концепции холдинга –стр420.

[20] Здесь и далее публикации в журнале Эксперт

Содержание

 

 

Введение.......................................................................................................... 2

1. Понятие и сущность холдинговых структур............................................. 3

1.1 Теоретические основы холдинговых структур.................................... 3

1.1.1 Понятие холдинга и холдинговых отношений.............................. 3

1.1.2 Создание холдинга......................................................................... 5

1.1.3 Ликвидация холдинга..................................................................... 6

1.1.4 Договор о создании холдинга........................................................ 6

1.1.5 Государственная регистрация холдингов..................................... 7

1.1.6 Порядок государственной регистрации холдинга........................ 7

1.1.7 Государственный реестр холдингов.............................................. 8

1.1.8 Управление в холдинге................................................................... 8

1.1.9 Консолидированные учет и отчетность холдинга......................... 9

1.1.10 Ответственность участников холдинга...................................... 10

1.2 Финансовая политика РФ и холдинговые структуры....................... 10

2.Регулирование деятельности холдингов в России.................................... 16

2.1 Государственное управление холдингами......................................... 16

2.2 Организация государственного контроля за деятельностью холдингов 19

3. Отечественный опыт деятельности холдингов, основные проблемы..... 23

Заключение.................................................................................................... 26

Список использованной литературы........................................................... 28

 

 

Введение

Характерными чертами современ­ной ситуации в российском обществе являются нестабильность его экономической сферы и неустойчивость развития рыночных отношений, проявившиеся уже в результате проведения реформ.

Холдинговая компания - это система коммерческих организаций, которая включает в себя «управляющую компанию», владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст.105 ГК; п. 2 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п.2 ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Холдинговые компа­нии демонстрируют свою жизнеспособность и, в сущности, ста­новятся буфером между макро- и микроэкономикой. В частно­сти, рыночная экономика не мыслима без развития инвестици­онных процессов как в макро- так и микроэкономику. И пре­одоление инвестиционного дефицита, осуществление инвести­ционного прорыва становится возможным при создании хол­динговых компаний.

Особенность деятельности холдинговых компаний явля­ется установление оптимального соотношения централизованно­го управления и свободы действия входящих в него предпри­ятий, разграничения сфер влияния, границ вмешательства и не вмешательства в деятельность друг друга.

Холдинговые компания сегодня выступают защитниками интересов не только своих акционеров и дочерних фирм, но и поставщиков и потребителей, всех субъектов взаимодействия. Особенности организации и управления холдинговыми компа­ниями и их активная позиция позволяют говорить об их реаль­ной возможности влияния на устойчивость дальнейшего разви­тия рыночной экономики.

Анализ работ свидетельствует о том, что проблемы развития холдинговых компаний и их роль в развитии рыночных отношений, в целом - не осталась вне поля зрения ис­следователей, и начало ее исследования можно соотнести с пер­вым этапом их образования в российских условиях. Однако данный работы касаются в большей степени проблем зарождения первых холдингов а также организационно-правовым вопросам существования холдинговых структур. Мы же в своей работе попытаемся проанализировать сущность и природу холдингов, современное развитие холдинговых структур в РФ, а также их современные проблемы. 

Понятие и сущность холдинговых структур



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.112.69 (0.054 с.)