ТОП 10:

Исследование особенностей профессионального выгорания в управленческой деятельности в ООО «Дельта»



 

Изучаемая в работе проблема представляется очень важной, так как профессиональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих работников, на их деятельность и самочувствие, но и на эффективность работы организации в целом.

Исследование проводилось на 3 менеджерах по продажам в автосалоне «Дельта»

Для проведения данного обследования были выбраны следующие методики:

.   Методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания».

Данная методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводится по трем фазам, включающим в себя по 4 симптома.

.   Методика на определение уровня субъективного контроля (УСК).

Методика представляет собой модифицированный вариант опросчика американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Методика состоит из 44 предложений-утверждений.

.   Методика на определение уровня эмоционального выгорания.

Данная методика предназначена для самооценки психологического состояния. Направлена на определение у испытуемого начальных признаков хронического утомления и переутомления, снижения устойчивости к стрессам и ухудшения физического состояния.

По результатам проведенных методик были получены следующие данные.

По методике В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания» (см. таб. №1)

Анализ фазы «напряжение»: из данной таблицы видно, что по первому показателю переживание психотравмирующих обстоятельств у всех 3 опрошенных положительный результат.

По второму показателю Неудовлетворенность собой у второго и третьего опрошенного складывающийся симптом, а у первого не сложившийся симптом.

По показателю «Загнанность в клетку» у первого и второго опрошенного не сложившийся симптом, а у третьего складывающийся симптом.

По показателю Тревога и депрессии у первого и второго опрошенного не сложившийся симптом, а у третьего сложившийся симптом.

Анализ фазы резистенция.

По первому показателю Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование у всех трех исследуемых сложившийся симптом.

По второму показателю Эмоционально-нравственная дезориентация так же у троих испытуемых сложившийся симптом.

По показателю Расширение сферы экономии эмоций у первого складывающийся симптом, у второго - сложившийся симптом, а у третьего не сложившийся симптом

По следующему показателю Редукция профессиональных обязанностей у первого и второго сложившийся симптом, а у третьей не сложившийся.

Анализ фазы истощение.

По показателю Эмоциональный дефицит у первой не сложившийся симптом, а у второго и третьего сложившийся симптом.

По показателю Эмоциональная отстраненность у третьего не сложившийся симптом, а у первого и второго сложившийся симптом.

По показателю Личностная отстраненность (деперсонализация) у первого не сложившийся симптом, а у второго и третьего сложившийся симптом.

По показателю Психосоматические и психовегетативные нарушения у первого складывающийся симптом, а у второго и третьего сложившийся симптом.

Если смотреть по фазам, то можно выделить следующее:

У первого сотрудника сформировалась лишь фаза резистенции.

У второго сотрудника сформировалась фаза истощения и резистенции, и фаза напряжения находится в стадии формирования.

У третьего сотрудника сформировалась фаза истощения и напряжения, и фаза резистенции находится в фазе формирования

Общий итоговый бал:

У первого сотрудника по итогам тестирования средний уровень эмоционального выгорания.

У второго сотрудника высокий уровень эмоционального выгорания.

У третьего сотрудника высокий уровень эмоционального выгорания

Таким образом, у всех трех исследуемых выявилось профессиональное выгорание (см. рис. №1).

По методике на определение уровня субъективного контроля (УСК) были получены следующие результаты (см. таб. №2).

По шкале общей интеральности (Ио) у первого и третьего высокий уровень субъективного контроля, а у второго низкий уровень субъективного контроля.

По шкале интеральности в области достижения (Ид) у первого и второго высокий уровень субъективного контроля, а у третьего средний.

По шкале интеральности в области неудач (Ин) у первого низкий уровень субъективного контроля, у второго средний уровень и третьего высокий уровень.

По шкале интернальности в семейных отношениях (Ис) у первого и третьего высокий показатель а у второго средний

По шкале интернальности в области производственных отношений (Ип) у первого и третьего высокий показатель, а у второго низкий показатель.

По шкале интернальности в области межличностных отношений (Им). У первого и второго средний показатель, а у третьего высокий показатель.

По шкале интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). У первого и второго низкий показатель, а у третьего высокий.

Подведем итоги:

По общему результату у первого сотрудника средний уровень субъективного контроля. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, всего самого хорошего в своей жизни они добились сами, не приятные события приписывают к другим людям либо к невезению, чаще пассивны, зависимы.

У второго сотрудника низкий уровень субъективного контроля. Таким людям в большей степени присуще конформное и уступчивое поведение, они предпочитают работать в группе, придают более важное значение внешним обстоятельствам, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе.

У третьего высокий уровень субъективного контроля. Такие люди интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий, более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям.

По методике на определение уровня эмоционального выгорания были получены следующие результаты (см. таб. № 3).

В сфере общения у первого и третьего допустимое состояние, а у второго настораживающие.

В сфере деятельности у всех трех настораживающие состояние.

В сфере физическое состояние у первого и второго допустимое состояние, а у второго неблагоприятное.

По общему состоянию у первого сотрудника допустимое состояние

У второго сотрудника настораживающие состояние. У таких людей более выражены беспокойство, раздражение, гнев, сниженная устойчивость к стрессам, нарушений сна.

У третьего сотрудника допустимое состояние.

 


Заключение

 

Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Эмоциональное выгорание опасно своими последствиями. Если не обращать внимания на появившиеся признаки выгорания, то дальше последуют такие крупные неприятности, как депрессии, нервные срывы, психосоматические расстройства.

Профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего это руководители, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, полицейские и т. п.

Особенно быстро "выгорают" сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без "сбрасывания" отрицательных переживаний во внешнюю среду.

Замечено, что симптоматика профессионального выгорания может быть "инфекционной" и проявляться не только у отдельных работников, но и у целой организации. В данном случае выгорание проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения.

Однако существуют люди, которые с меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности переживают синдром профессионального выгорания. В первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии. Также это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.


Список литературы

1. Батаршев А.В. Психология управления персоналом. - М.:2007.

2. Водопьянова Н.Е, Старченкова Е.С. Синдром выгорания. - СПб.:2009.

.   Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка; - М.:2006.

.   Франкл В. Сказать жизни «Да». - М.:2007.

.   Фромм Э. «Иметь» или «быть». - М.: 2006.

6. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу.- СПб., 2006.

7. КаменюкинА., Ковпак Д. Антистресс - тренинг.- СПб., 2006.

.   Митева И.Ю. Курс управления стрессом.- М., 2005.

.   Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания.- 12 января 2005

.   Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко / по материалам интернет-сайтов

.   Психология труда: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 "Педагогика и психология" / А. В. Карпов и др.; под ред. Проф. А.В. Карпова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - (Учебник для вузов)

.   Самоукина Н.В. Карьера без стресса. - СПб.: Питер, 2007.

.   Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме/Д. М.: Издательство МГУ 2008.

.   Трунов. Журнал практического психолога. - М.: Издательство МГУ, 2008.

.   Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека/И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин//Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. - М.: Медицина, 2009.

.   Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

.   Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя/Т.В. Форманюк//Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 2005

.   Филина С. О "синдроме профессионального выгорания" и технике безопасности // Школьный психолог, 2008.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.008 с.)