Названия содержательных модулей и тем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Названия содержательных модулей и тем



ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ

Кафедра русского языка

 

Рабочая программа учебной дисциплины

«Русский язык и культура речи»

 ( наименование дисциплины в соответствии с учебным планом)

Укрупненная группа направлений подготовки 40.03.00 «Право»
Направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
Профиль подготовки Правоведение
Уровень высшего профессионального образования Бакалавриат
Образовательный уровень Бакалавр
Квалификация Академический бакалавр
Форма обучения Очная, заочная

 

Донецк 2018

УТВЕРЖДАЮ:

Декан  ___________  факультета

_______________________

“_____”_______________2017 г.

 

М.П.

 

 

Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» составлена на основе ГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01. «Юриспруденция» и «Положения об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР «07» августа 2015 г. № 750».

 

Разработчик:

Должность, степень,звание

                                                         

 

 

доц. каф. русского языка, к.филол.н., доцент В.И. Мозговой

 

 

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры русского языка

 

Протокол № 1 от "30" августа 2016 г.

 

 

Программа учебной дисциплины одобрена учебно-методической комиссией юридического факультета

 

Протокол №     от “   ” октября 2017 г.

 

Председатель учебно-методической

комиссии факультета                             _____________________________


  1.  Область применения и место дисциплины в учебном процессе:

Курс «Русский язык и культура речи является базовой частью общенаучного блока дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 40.03.01. «Юриспруденция».

 Дисциплина реализуется на юридическом факультете ДонНУ кафедрой русского языка. 

Основывается на базе дисциплин образовательной программы общего среднего образования. Является основой для изучения специальных дисциплин юридического профиля, а также экологии, страноведения, истории, безопасности жизнедеятельности, охраны труда и др.

2. Структура дисциплины (модуля)

 

Характеристика учебной дисциплины

очная форма обучения на базе

заочная форма

обучения на базе

ОСО СПО (сокращ.) ОСО СПО (сокращ.) ВПО (сокращ.)
Образовательный уровень:

Академический бакалавр

Направление подготовки (специальность)

40.03.01 «Юриспруденция»

Профиль

Правоведение

Количество содержательных модулей (тем)

3

Дисциплина базовой / вариативной части образовательной программы

Общенаучный блок, вариативная часть

Формы контроля

модульный контроль (1-3 семестры), зачет (1 семестр), экзамен (2,3 семестр)

 

 

Показатели

очная форма обучения на базе

заочная форма

обучения на базе

ОСО СПО (сокращ.) ОСО СПО (сокращ.) ВПО (сокращ.)
Количество зачетных единиц (кредитов) 7,5   7,5 7,5  
Количество часов 270   270 270  
Год подготовки 1,2   1,2 1,2  
Семестр 1-3   1-3 1-3  
Количество часов 270   270 270  
- лекционных 50   18 18  
- практических, семинарских 100   36 36  
- лабораторных -   - -  
- самостоятельной работы 120   216 216  
в т.ч. индивидуальное задание          
Недельное количество часов, т.ч. 4        
аудиторных 3        
самостоятельной работы студента 1        

 

ОСО – общее среднее образование

СПО – среднее профессиональное образование

ВПО – высшее профессиональное образование

 

 

3. Описание дисциплины

 

Цели освоения дисциплины

Цель изучения курса «Русский язык и культура речи» – формирование современной языковой личности, владеющей теоретическими знаниями о структуре русского языка и особенностях его функционирования, обладающей устойчивыми навыками построения высказывания в соответствии с коммуникативными, нормативными и этическими аспектами культуры речи, а также систематизация знаний в области русского правописания и пунктуации.

Объектом изучения является культурный и социально-политический процесс развития современного общества, который отражается в языке и проявляется в практической плоскости построения коммуникации и реального речевого общения.

Предметом дисциплины является устная и письменная формы общения преимущественно в деловом, научном и публицистическом стилях. При этом предполагается разграничение культурного и политического аспектов функционирования языка.

Таким образом, в основу концепции языковой подготовки положена идея о том, что для специалиста в области права главным является не только овладение нормами произношения, орфографии и пунктуации, но и понимание глубинных процессов, происходящих в языке и языковой политике.

В связи при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» необходимо решить следующие задачи:

–   сформировать понятия о языке и речи; функциях языка; особенностях функционирования национального языка на современном этапе развития цивилизации;

–   познакомить со спецификой устной и письменной речи; психологическими особенностями построения и ведения делового диалога; целями, сферами употребления и языковыми особенностями стилей речи;

– сформировать способность к оцениванию системы русского языка по сравнению с украинской;

– сформировать представления о нормах русского литературного языка на фонетико-офоэпическом, графическом, орфографическом, лексическом и грамматическом уровнях.

 

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Русский язык и культура речи»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы.

 

5. Требования к результатам освоения дисциплины.

Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций - (ОК – 1, ОК-2, ОК-5) выпускника.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

– строить и вести диалог;

– составлять, переводить и редактировать профессиональные тексты;

– эффективно пользоваться стилистическими и этическими нормами устного делового общения.

– свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства;

– осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, деловую переписку;

– использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба);

– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; осуществлять речевой самоконтроль;

– оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

– соблюдать орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

 

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

– важнейшие принципы орфографии и пунктуации русского языка

– информацию о связи языка и истории с культурой русского и других народов;

– орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной и официально-деловой сферах общения.

 

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) бакалавра

Дисциплина «Русский язык и культура речи» занимает особое место как в системе социогуманитарных, так и в системе общепрофессиональных и специальных наук. Курс формирует различные компетенции: языковую, лингвистическую, риторическую и коммуникативную. Эти компетенции являются залогом успешной профессиональной деятельности выпускника вуза.

 

 

7. Содержание дисциплины и форм ы организации учебного процесса

Порядковый номер и тема

Краткое содержание тем

  Содержательный модуль 1. Языковые и речевые основы управленческо-правовой деятельности
Тема 1. Язык и речь. Понятие о культуре речи и языковой норме Определение и характеристика языка и речи. Взаимосвязь понятий языка и речи с морфологией и синтаксисом. Понятие языковой нормы и культуры речи. Культура речи как раздел лингвистики и как личностная характеристика человека.  Соблюдение норм как признак речевой культуры личности и общества. Основные типы норм.
Тема 2. Происхождение, развитие и функционирование языка Социальная и биологическая теории происхождения языка. Условия и причины возникновения языка как социального явления. Характеристика социальных функций языка. (мыслеобразующей, коммуникативной, познавальной, профессиональной, номинативной, экспрессивной, волюнтативной и эстетико-культурологической).  
Тема 3. Понятие национального языка и основы национально-языковой политики Определение понятия “национальный язык”.   Определение понятий “государственный язык”, “государственный официальный язык”, “языки национальностей”, “региональные языки”, “нетерриториальные языки”. Юридический аспект национально-языковой политики. Генеалогическая классификация языков. Точки зрения о происхождении русского и украинского языков (индоевропейская семья, славянская группа, восточнославянская подгруппа).  
Тема 4. Характеристика устной и письменной речи Условия и причины возникновения непосредственной и опосредованной форм общения. Критерии разграничения форм речи (по происхождению, по восприятию и способам выражения, по основным единицам, по функционированию). Условия конструирования делового диалога и достижения его главной цели. Практическое значение знаний о специфике устной и письменной речи для формирования управленческо-правовой культуры.  
Тема 5. Стили речи Определение стилей. Сферы употребления, цель и специфика языковых средств. Требования к языку документов. Жанры научного стиля: аннотация, отзыв, реферат, тезисы, конспект, курсовая работа. Цитирование. Оформление библиографического списка. Жанры официально-делового стиля: заявление, объяснительная записка, доверенность, расписка, резюме, автобиография, характеристика.  Жанры публицистического стиля. Реклама. Ораторская речь.   Понятие о документе и его основных реквизитах. Принципы классификации и требования к документам.  
  Содержательный модуль 2. Системные особенности русского языка  
Тема 1. Фонетико-графические и орфографические особенности русского языка Определение фонетики. Понятия гласных и согласных, звонких, глухих и сонорных, твердых и мягких звуках. Нормы русского произношения. Понятие редукции. Особенности фонетического и морфологического принципов правописания. Влияние произношения на специфику русского алфавита, графики и орфографии. Орфоэпические, акцентологические и орфографические нормы русского языка Употребление букв е-э, ё-йо-ьо и и-ы после шипящих, ц и приставок. Правописание проверяемых и непроверяемых; звонких, глухих и непроизносимых согласных. Принципы употреблениямягкого, твердого знака и апострофа.  
Тема 2. Грамматические и лексические особенности русского языка Специфика русской грамматической системы. Практика употребления грамматических форм в деловом стиле. Правописание суффиксов и окончаний у существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Правописание приставок, чередование в корнях слов. Многозначность и лексическая синонимия. Специфика употребления терминов в деловом стиле. Интернациональный характер научной терминологии. Принципы ее употребления.  
Тема 3. Имя собственное в языке, речи и гражданско-правовом сознании Статус имени собственного и право. Имя собственное как активатор правовой и культурно-исторической реальности. Адресная и информативная  функции имени собственного. Письменная фиксация функций имени собственного прописной буквой. Принцип неприкосновенности имени собственного; способы его фиксации в зависимости от уровня правовой информативности: национального (перевод невозможен, а передача на другой язык происходит за счет фонетических и графических субститутов); межнационального (перевод ограничен контактными языками в пределах общей проприальной культуры); международного, соотносящего информацию о собственнике с любой проприальной культурой (перевод осуществляется на все языки). Принцип сохранения первичного или исторически сложившегося собственника. Отношение к именованиям, переименованиям и восстановлениям. Определение информации о первичном собственнике путем изменения соответствующего собственного имени по падежам и передачи структурных особенностей собственного имени в родственных языках.  
  Содержательный модуль 3. Орфография и пунктуация. Культура устной и письменной коммуникации.  
Тема 1. Русская грамматика Характеристика грамматики и ее разделов.  Понятие морфемы, лексического и грамматического значений. Определение корня, аффиксов и окончания. Характеристика основных способов словообразования. Соотношение лексических и грамматических значений с правописанием сложных, сложносокращенных слов и аббревиатур. Характеристика самостоятельных и служебных частей речи. Правописание и употребление приставок, суффиксов и окончаний у существительных, прилагательных и глаголов. Н и НН в суффиксах разных частей речи. Правописание и употребление наречий. Правописание и употребление служебных частей речи.. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Синтаксис и пунктуация. Типы синтаксической связи. Понятие о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Понятие неполного предложения. Значение и функции знаков препинания.
Тема 2. Формы и особенности индивидуальногоделового общения Особенности индивидуального делового общения: совещание, прием посетителей, телефонный разговор, деловые контакты, визитная карточка как способ установления индивидуального контакта.  
Тема 3. Формы и особенности публичного делового общения Доклад, лекция, выступление. беседа, дискуссия, спор, диспут. Способы изложения материала, типичные ошибки. Общие принципы построения выступления. Принцип краткости и детальности. Принцип последовательности. Принципы усиления и результативности. Речевой этикет как совокупность речевых формул, обслуживающих общение. Правила поведения в типичных речевых ситуациях.  

8. Тематический план

 

                                     Содержательный модуль 1 Языковые и речевые основы управленческо-правовой деятельности

Количество часов

Очная форма

Заочная форма

на базе общего среднего образования

на базе среднего профессионального образования

на базе высшего профессионального образования

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

лекции

практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа

лекции

практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа

лекции

практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа

лекции

практические самостоятельная работа индивидуальная работа
Тема 1.  Язык и речь. Понятие о культуре речи и языковой норме

16

2

4

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.  Происхождение, развитие и функционирование языка

19

3

6

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.  Понятие национального языка и основы национально-языковой политики

14

3

6

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4.  Характеристика устной и письменной речи

14

3

6

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5. Стили речи

22

4

8

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по содержательному модулю 1

85

15

30

 

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержательный модуль 2.   Системные особенностирусского языка

Количество часов

Очная форма

Заочная форма

на базе общего среднего образования

на базе среднего профессионального образования

на базе высшего профессионального образования

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

лекции

практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа

лекции

практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа

лекции

практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа

лекции

практические самостоятельная работа индивидуальная работа
Тема 1.  Фонетико-графические и орфографические особенности русского языка

27

5

10

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Грамматические и лексические особенности русского языка

29

5

10

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.  Имя собственное в языке, речи и гражданско-правовом сознании

35

7

14

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по содержательному модулю 2

91

17

34

 

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Содержательный модуль 3.    Орфография и пунктуация. Культура устной и письменной коммуникации.

Количество часов

Очная форма

Заочная форма

на базе общего среднего образования

на базе среднего профессионального образования

на базе высшего профессионального образования

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

лекции

практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа

лекции

практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа

лекции

практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа

лекции

практические самостоятельная работа индивидуальная работа
Тема 1. Русская грамматика.

56

18

18

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.  Формы и особенности индивидуального делового общения

19

 

9

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.   Формы и особенности публичного делового общения

19

 

9

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по содержательному модулю

94

18

36

 

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего часов по модулям

270

50

100

 

120

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. Темы практических занятий

Порядковый номер и тема

Краткое содержание темы

Часов
Очная форма

Вопросы к зачету (1 семестр)

 

1. Сформулируйте понятия языка и речи. Обоснуйте разницу между языком, речью и общением. Приведите примеры взаимосвязи понятий языка и речи с морфологией и синтаксисом.

2. Дайте определение понятию культуры речи как разделу лингвистики и как личностной характеристике человека.

3. Сформулируйте понятие языковой нормы и опишите критерии их установления.

4. Опишите условия и социальные нормы происхождения языка.

5. Охарактеризуйте функции языка на разных этапах развития человечества.

6. Дайте определение понятию «национальный язык». Охарактеризуйте условия происхождення и функционирования национального языка.

7. Определите основные понятия национально-языковой политики в связи с понятием национального языка.

8. Опишите место славянских языков в генеалогической классификации языков.

9. Дайте характеристику устной и письменной формам общения.

10. Сформулируйте понятие стиля и принципы классификации cтилей.

11. Охарактеризуйте особенности функционирования разговорного стиля.

12. Охарактеризуйте особенности публицистического и художественного стилей.

13. Охарактеризуйте особенности функционирования делового и научного стилей.

14. Сформулируйте требования к языку делового стиля.

15. Проанализируйте требования к документу и принципам классификации.

 

  Вопросы к экзамену (2 семестр)

 

1. Сформулируйте понятие языка и речи. Обоснуйте разницу между языком, речью и общением. Приведите примеры взаимосвязи понятий языка и речи с морфологией и синтаксисом.

 2. Дайте определение понятию культуры речи как разделу лингвистики и как личностной характеристике человека.

3. Сформулируйте понятие языковой нормы и опишите критерии их установления.

4. Опишите общественную природу и социальные нормы происхождения языка.

5. Охарактеризуйте функции языка на разных этапах развития человечества.

6. Дайте определение понятию «национальный язык». Охарактеризуйте условия происхождення и функционирования национального языка.

7. Определите основные понятия национально-языковой политики в связи с понятием национального языка.

8. Опишите место славянских языков в генеалогической классификации языков.

9. Дайте характеристику устной и письменной формам общения.

10. Сформулируйте понятие стиля и принципы классификации cтилей.

11.Охарактеризуйте особенности функционирования разговорного стиля.

12. Охарактеризуйте особенности публицистического и художественного стилей.

13. Охарактеризуйте особенности функционирования делового и научного стилей.

14. Сформулируйте требования к языку делового стиля.

15. Проанализируйте требования к документам и принципам их классификации.

16. Определите статус имен собственных в языке, речи и гражданско-правовом сознании. Приведите примеры употребления прописной буквы как фиксации правовых функций собственного имени в структуре номинации.

17. Определите статус имен собственных в языке, речи и гражданско-правовом сознании. Охарактеризуйте действие принципа неприкосновенности имени собственного. Приведите случаи возможного перевода имени собственного при его избирательной (межнациональной) или полной (международной) информативности.

18. Опишите статус официального имени собственного в гражданско-правовом сознании и действие принципа неприкосновенности. Приведите примеры передачи фонетико-графических особенностей собственного имени при его функционировании в другой языковой культуре.

19. Опишите статус официального имени собственного в гражданско-правовом сознании и действие принципа сохранения первичного или исторически сложившегося собственника. Проанализируйте отношение права к актам переименования и восстановления объектов номинации.

20. Опишите статус официального имени собственного в гражданско-правовом сознании. Проанализируйте специфику склонения имен собственных в связи с действием принципа сохранения первичного собственника.

21. Опишите статус официального имени собственного в гражданско-правовом сознании. Проанализируйте специфику передачи структурно-морфологических элементов собственного имени в родной или родственной языковой культуре в связи с действием принципа сохранения первичного собственника.

22. Опишите специфику русского произношения в связи с редукцией гласных безударных звуков и позиционного оглушения согласных звуков. Опишите влияние этих явлений на правописание приставок без-бес, роз-рос-раз-рас, через-черес и чередующихся корней (гор-гар, зор-зар, мир-мер, пир-пер, бир-бер, раст-рос-рощ и т.п.). Приведите примеры.

23. Назовите особенность русского произношения и охарактеризуйте специфику русского алфавита. Приведите особенность употребления букв «и-ы-йи, е-э-йе и ё-ьо-йо».

24.Охарактеризуйте специфику русского произношения и его влияния на построение алфавита. Приведите примеры применения морфологического принципа правописания при употреблении Н и НН в глаголах и прилагательных. усской орфографии мягкого, твердого знаков и апострофа.

25. Опишите специфику русского произношения и его влияния на построение алфавита. Охарактеризуйте вариативность при употреблении в русском алфавите мягкого,твердого знаков и апострофа.

26. Опишите особенности русского ударения и различия в акцентологических нормах в русском и украинском языке. Приведите примеры неправильного ударения под влиянием «просторечной» традиции.  

 

Вопросы к экзамену (3 семестр)

1. Сформулируйте понятие языка и речи. Обоснуйте разницу между языком, речью и общением. Приведите примеры взаимосвязи понятий языка и речи с морфологией и синтаксисом.

 2. Дайте определение понятию культуры речи как разделу лингвистики и как личностной характеристике человека.

3. Сформулируйте понятие языковой нормы и опишите критерии их установления.

4. Опишите общественную природу и социальные нормы происхождения языка.

5. Охарактеризуйте функции языка на разных этапах развития человечества.

6. Дайте определение понятию «национальный язык». Охарактеризуйте условия происхождення и функционирования национального языка.

7. Определите основные понятия национально-языковой политики в связи с понятием национального языка.

8. Опишите место славянских языков в генеалогической классификации языков.

9. Дайте характеристику устной и письменной формам общения.

10. Сформулируйте понятие стиля и принципы классификации cтилей.

11.Охарактеризуйте особенности функционирования разговорного стиля.

12. Охарактеризуйте особенности публицистического и художественного стилей.

13. Охарактеризуйте особенности функционирования делового и научного стилей.

14. Сформулируйте требования к языку делового стиля.

15. Проанализируйте требования к документам и принципам их классификации.

16. Определите статус имен собственных в языке, речи и гражданско-правовом сознании. Приведите примеры употребления прописной буквы как фиксации правовых функций собственного имени в структуре номинации.

17. Определите статус имен собственных в языке, речи и гражданско-правовом сознании. Охарактеризуйте действие принципа неприкосновенности имени собственного. Приведите случаи возможного перевода имени собственного при его избирательной (межнациональной) или полной (международной) информативности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.428 с.)