Перестройка бизнеса и управления с помощью информационно-коммуникативных технологий в условиях глобализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перестройка бизнеса и управления с помощью информационно-коммуникативных технологий в условиях глобализации



 

Глобализация стала одной из главных тенденций современной экономики, так как многие сферы деятельности человека стали интернациональными, мультинациональными или транснациональными. Чтобы выжить, российские предприятия должны успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Например, в Иркутской области за позиции на мировых рынках борются Иркутское авиационное предприятие, Шелеховский и Братский алюминиевые заводы, лесопромышленные комплексы. Для этого, им нужна актуальная информация о ценах на мировых рынках, о курсах акций, маркетинговые исследования соответствующих рынков. Эту информацию они должны получать из информационных систем.

Для производства товаров и услуг предприятию необходимы материалы и комплектующие изделия, которые могут производиться в различных точках земного шара. Например, для производства компьютеров производители могут использовать процессоры, произведенные в США или Китае, мониторы, произведенные в Южной Корее. А это означает, что предприятию необходимо заключать договоры на поставку, а затем отслеживать ход их выполнения с помощью информационных систем.

Кроме того, само предприятие может состоять из подразделений, расположенных в разных странах, с которыми для нормального функционирования нужно поддерживать связь, формировать консолидированную отчётность. Поэтому современному предприятию нужна информационная система, удовлетворяющая всем вышеперечисленным требованиям.

Процессы глобализаци экономики стали в значительной мере возможны благодаря развитию телекоммуникаций, средств связи, информационных систем.

Чтобы преуспеть в международной среде, необходимо понимать и принимать в расчет различия в культуре, экономике, законодательстве и политической обстановке, это должно найти отражение и в информационной системе, особенно при ведении электронного бизнеса.

Другой чертой современной экономики является переход от индустриальной экономики к экономике, основанной на знаниях, к информационному обществу. Знания в современной экономике становятся капиталом, появляются новые продукты и услуги, для производства которых требуется большой объем исследований и знаний. Изменился состав рабочей силы, если в 1970г. число занятых в производстве («голубыеворотнички») преобладало над числом занятых в интеллектуальной сфере («белые воротнички»), то уже начиная с 1980г. соотношение изменилось в обратную сторону, и численность "белых воротничков" неуклонно растет.

Для получения конкурентных преимуществ нужно постоянно совершенствовать и обновлять продукцию, постоянно следить за рынком и быстро реагировать на новую информацию. Сокращается время жизни продукта. Разработка и внедрение новой продукции ведется быстро. Технологии и организация производства и сбыта настраиваются так, чтобы с наибольшей скоростью давать заказчикам требуемое.

Системы автоматизированного проектирования (САПР или ComputerAidedDesign, CAD) поддерживают технологическую подготовку производства, проектирование, помогая фирме сократить время, издержки и разработать более качественную продукцию, чем у конкурентов.

Широко известно исследование, проведенное McKinsey& Со, которое показало, что если товар попадает на рынок с шестимесячным отставанием от графика, компания теряет 36% прибыли, потенциально возможной за период жизни этого товара. Если, с другой стороны, он попал на рынок вовремя, но при этом расходы на разработку и внедрение оказались на 50% выше сметных, совокупная прибыльность уменьшается всего на 3,5%. Компании Toyota, Nissan и Honda тратят на создание новой модели в среднем 24 месяца. У компаний Ford, Chrysler и GeneralMotors на это уходит от 36 до 48 месяцев. При этом японские компании тратят на разработку модели от 1 до 1,5 млрд. долларов, а американские - от 3,2 до 4 млрд. дол.

Меняется структура предприятия, организации ищут новые более эффективные подходы к управлению. При традиционном подходе к организации, когда специализированные функции включаются в дело одна за другой, как в эстафете, высокая скорость недостижима. Быстрота требует постоянного сотрудничества между разными специализированными отделами и службами. Постоянно общаясь и обмениваясь информацией, они могут действовать быстро, согласованно и одновременно в самых разных направлениях. Информационные технологии становятся дополнительным рычагом повышения эффективности в случае такого координированного процесса.

Меняется роль информационных систем в управлении предприятиями. Если раньше они автоматизировали процессы учета, сегодня они должны выполнять функции стратегического управления и обеспечивать конкурентное преимущество.

Таким образом, процесс глобализации экономики посредством развития инфокоммуникационных технологий позволяет перейти к новым формам и принципам регулирования, осуществлять положительные изменения в структурах управления, производства и корпоративной культуре, устанавливать новые производственно-экономические контакты с зарубежными партнерами, участвовать в специализированных информационных базах, что дает возможность эффективно принимать стратегические решения по управлению организации. При этом особенности информационных технологий обуславливают сетевой характер в управлении и необходимость выделения координирующей функции из единого центра.


3.2 Приоритетные направления развития отрасли инфокоммуникационных технологий в России"

 

Как показывает мировая практика, для будущего решающее значение приобретают не столько сами размеры экономического роста, ибо они производны от различных факторов, сколько качество и стабильность процесса динамизации экономики, зависящие от эффективности хозяйственной деятельности. А это требует решительного поворота страны к инновационной модели развития за счет интенсивного использования потенциала научно-технических знаний, полномасштабного освоения высоких технологий, что и ведет к конечному результату - глубокой перестройке структуры производства и внешнеэкономических связей.

В Основных направлениях на долгосрочную перспективу содержится немало общих положений, предусматривающих стимулирование структурной перестройки экономики в пользу наукоемких секторов, технологическое перевооружение промышленности, оказание приоритетной государственной поддержки объектам и сферам, способствующим инновационному технологическому прорыву, диверсификацию товарной структуры экспорта за счет увеличения поставок продукции обрабатывающих отраслей, особенно высокотехнологичной и т.д. Принят ряд среднесрочных программ по развитию информационно-коммуникационных технологий, электроники, авиакосмического комплекса и ряда других отраслей - носителей технического и социального прогресса.

Обращает на себя внимание тот факт, что в официальных стратегических проектировках до 2010 г. предусмотрен среднегодовой темп роста экспорта в 3%, что ниже темпа намечаемого увеличения ВВП (5%).

По данным в Мининформсвязи России объем рынка информационно-коммуникационных технологий в 2005 году превысил 1 трлн. рублей, в среднем по рынку темпы роста относительно 2004 г. составили от 27 до 40%, при этом объем экспорта программного обеспечения в 2005г. вырос на 50% - до 994 млн. долларов. Следует отметить, что в данном сегменте рост происходил в основном за счет иностранных инвестиций, и государству необходимо принять меры для увеличения российских инвестиций в данный сегмент. Также по итогам 2005г. доля ИКТ в ВВП России составила 5% по сравнению с 4,8% в 2004г. Но в тоже время проблема доступа населения к информационным технологиям в настоящее время имеет важное социальное значение и обозначена как проблема «цифрового неравенства». Как и социальное неравенство «цифровое неравенство» способно существенно дестабилизировать нормальное функционирование общественного процесса и государственного управления и влияет на состояние обеспечения информационной безопасности. Так, проблема "цифрового неравенства" приобретает в настоящий момент особенную актуальность и значимость. Сегодня по ряду показателей наблюдаются значительные различия, в частности, между уровнями телефонизации города и села, а в 42 тысячах населенных пунктов доступ к средствам связи полностью отсутствует. Для решения этой проблемы в 2005 году началось введение механизма универсального обслуживания, который позволил к концу 2008 года полностью решить проблему телефонизации в России. Одним из приоритетных направлений для обеспечения лидирующей роли российской отрасли информационных технологий на мировом рынке является создание сети ИТ-парков. На сегодняшний день в регионах, определенных в поручении Президента Российской Федерации, проведены все подготовительные процедуры, выделены участки под застройку, подготовлена проектная документация, в ряде регионов начаты строительные работы. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа создания технопарков станет началом создания информационного общества в России. Сформулировано предложение о том, что все 100% школ к 2008 году должны иметь как минимум один современный компьютерный класс, подключенный к сети Интернет. Эта логика позволяет обеспечить выравнивание уровня оснащенности школ по всей стране, что является дополнительным шагом на пути устранения цифрового неравенства среди регионов России.

ноября 2009г. Интернет-адрес "Россия.рф" стал первым русскоязычным доменом, занесенным в реестр зоны ".РФ". На данный момент в список занесены имена всех государственных органов, перечисленных в Конституции. Этот сервис, позволит в ускоренном порядке перейти к предоставлению информации по запросам граждан, целого ряда электронных услуг.

В том числе - создать государственную электронную почту для общения между госорганами и гражданами, что позволит в ускоренном порядке перейти к предоставлению целого ряда электронных услуг там, где не требуется электронной подписи в достаточно жёсткой форме. В зоне «.рф.», каждый гражданин по желанию сможет получить свой персональный электронный адрес и с него посылать запросы в госорганы для предоставления первичной информации, где не содержится серьёзного обмена персональными данными и финансовых требований. Что будет способствовать более активному внедрению электронного правительства. Которое обеспечит за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются:

· повышение качества и доступности, предоставляемых гражданам и организациям, государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

· повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

·   повышение качества административно-управленческих процессов; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

Этих шагов, однако, недостаточно для перелома тенденции замедления экономического роста, деградации научно-производственного потенциала страны и перевода экономики на инновационный путь устойчивого развития. Несмотря на содержащуюся в Прогнозе декларацию о необходимости «перехода к инновационному типу развития экономики» планируемые правительством в этом направлении меры дадут, по оценке разработчиков, всего лишь 0,32% прироста ВВП в 2010 г. Это крайне мало по сравнению, как с объективной необходимостью модернизации нашей экономики, так и с реально имеющимися возможностями.

Таким образом, инновационный вектор вовсе не означает простого ускорения динамики развития факторов экономического роста и функционирования экономики путем их приращения к действующим. Зерно проблемы состоит в том, что значительная часть новых факторов уйдет на замещение ранее действовавших или на их кардинальную трансформацию, а темпы могут меняться незначительно. Возникает вопрос, в чем же тогда эффект? На мой взгляд, эффект состоит в достижении ощутимого комфорта производственной деятельности и потребления благ в рамках жизнедеятельности одного поколения. Такая формулировка, на мой взгляд, в наибольшей степени соответствует духу опубликованного в 2004 г. доклада Всемирной комиссии по социальным аспектам глобализации, вобравшего в себя итоговые оценки наиболее авторитетных экспертов, признанных ООН.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.009 с.)