Развитие информационно-коммуникационных технологий и его влияние на экономику 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие информационно-коммуникационных технологий и его влияние на экономику



С начала 80-х гг. традиционная индустриальная экономика в развитых странах началатрансформироваться в информационную экономику. Основные источники экономического роста иповышения благосостояния людей все более и более перемещаются от физического капитала и сырьевыхресурсов к накопленным передовым научным знаниям и информационным ресурсам. Формирование новыхотраслей идет по следующей схеме: НИОКР - изобретение - инвестиционный проект - инновация -создание нового продукта - массовое производство и реализация на рынке.

Последние десятилетия ХХ века характеризовались для развитых стран переходом к новой моделиэкономического развития - от тяжелого экономического роста (“hardgrowth”) к более гибкому росту(“smartgrowth”) на базе ИКТ, электронной техники, ресурсосберегающей технологии и новых системуправления, что потребовало кардинальной перестройки инвестиционного процесса и привело ксущественным изменениям структуры хозяйства. Для информационной экономики характерна структурнаяперестройка на основе наукоемких и ресурсосберегающих технологий, современных технологий с высокойинтеллектуальной и информационной емкостью.Основу информационной экономики составляют наукоемкие отрасли, производящие продукцию свысокой интеллектуальной емкостью. Информационная экономика характеризуется повышением ролисектора информационных услуг и соответствующими изменениями в национальном хозяйстве. Именноинформационный сектор является основой для постепенной трансформации традиционных формхозяйствования в экономическую систему информационного типа. [1, с. 37].В новой экономике возрастает роль информационного капитала, включающего в себя технологическую,научно-техническую, социально-экономическую и духовную информацию, используемую для получениядохода. Основу информационного капитала составляют информационные технологии. Информационныйфактор модифицирует рыночный механизм экономики: изменяются методы конкуренции, формируютсялокальные, региональные, национальные и международные рынки информационных ителекоммуникационных товаров и услуг, функционирующие на новых принципах.Ключевым сектором «новой» экономики является сектор информационно-коммуникационныхтехнологий, который обеспечивает создание, передачу, использование и аналитическую обработку знаний иинформации. Телекоммуникационная инфраструктура превращается в условие, определяющее уровеньконкурентоспособности продукции и услуг промышленности. ИКТ-сектор превысил в мире суммарныеобъемы нефтяной и сталелитейной промышленности. Это подтверждает и статистика роста: если «старая»экономика прирастает на 1-3 % в год, то тенденция последних лет в мировой ИТ-индустрии - 8-10 %.[2, с. 65]. В развитых странах большая часть работников занята производством информации,информационным обслуживанием и оказанием услуг, а на промышленность и сельское хозяйствоприходится менее 30 % активного населения. Под влиянием информатизации растет производительностьтруда, появляются новые методы ведения конкуренции, идет изменение структуры экономики.Как правило, в новых отраслях более высокие темпы роста по сравнению с традиционными.

Предприятия новых отраслей в своей работе гораздо в меньшей степени ограничены пространственнымирамками, чем на индустриальной стадии. Глобальная корпоративная сеть становится основным средствомдоставки данных и обеспечения связи, а также осуществления транзакций в режиме реального времени.При анализе особенностей экономического роста в современных условиях следует учитывать, что сразвитием ИКТ расширяются возможности координирования бизнес-процессов, чему способствует переходк интеграции, унификации и стандартизации. Интегрированные посредством Интернета различные видыбизнеса функционируют в новом качестве в рамках новой гибкой рыночно-сетевой инфраструктуры,которая расширяет границы и масштабы бизнеса, снижает степень асимметричности информации,способствует активному распространению нововведений. Новая гибкая рыночно-сетевая инфраструктураобеспечивает более высокую мобильность нововведений, лучшую координацию интересов и действийагентов, более эффективную структуру рынков. Все это, в конечном счете, приводит к снижению затрат,росту производительности фирмы как на уровне фирмы, так и на уровне отдельных сегментов и экономикив целом.

Новая экономика, центральным звеном которой являются знания и ИКТ-сектор, активно модифицируеттрадиционные отрасли экономики. Происходит конвергенция «новой» и «старой» экономик. Традиционныекомпаниями все более активно используют электронные системы связи и управления, внедряютинформационные системы, основанных на Software-технологиях. Постепенная интеграция всех видовтелекоммуникационных и информационных услуг, концентрация производства в рамках единогоинформационно-индустриального комплекса становится сегодня одним из ведущих направлений развития.Это меняет характер производственной деятельности в сфере услуг, сокращает информационный цикл исроки обновления продукции, ведет к росту ее разнообразия. На рынках оборудования и услуг связипроисходит сращивание капитала специализированных фирм и смежных с ними производств (особенноэлектронной и электротехнической промышленности); растет участие в этом процессе компаний самогоразного профиля. Глобальный характер приобретает рост интернационализации интегральной деятельностиотрасли связи.

Сегодня развитие ИКТ оказывает существенное влияние на структурные и динамические параметрыхозяйственнойсистемы. Следует выявлять и классифицировать отличия в последствиях воздействия наэкономику индустриальных и информационно-коммуникационных технологий [3,с.79]. Сравнительнаяхарактеристика данных последствий представлена в приведенной ниже таблице.


Таблица 3. Сравнительные характеристики последствий воздействия индустриальныхи информационно-коммуникативных технологий на экономику

Индустриальные технологии Информационно-коммуникационные технологии
Способствуют росту количественных и качественных показателей производимых материальных благ. Ведут к массовой кастомизации производства, т.е. адаптации компаний к требованиям конкретного клиента.
Производство материальных благ преобладает над производством услуг. Снижают зависимость от материальных благ и увеличивают диверсификацию и масштабы информационных услуг.
Сильная зависимость от ресурсных ограничений материального характера. Информация - основное ресурсное ограничение.
Рост основного капитала в процессе воспроизводства и замедление его кругооборота. Ускоряют движение всех видов капитала.
Усложняется взаимодействие производителей и потребителей. Возрастают трансакционные издержки Сеть упрощает взаимодействие производителей и потребителей. Снижаются трансакционные издержки
 Снижение издержек производства фирмы и повышение качества продукции. Снижают издержки производства фирмы и значительно повышают качество.
Способствуют росту общественногоразделения труда как внутри отдельной страны, так и между странами. Значительно ускоряют разделение труда внутри страны и особенно - между странами, чтоведет к росту глобализации.
Появление новых профессий и специальностей, связанных в основном со сферой материального производства Появление новых профессий, связанных со сбором, переработкой использованием информации; радикальная модификация традиционных профессий и специальностей.
Расширяется рынок труда в сферематериального производства  Появляется новый тип занятости - телезанятость (видеоконференции), растет занятость в сфере услуг.
Предприятия, фирмы в своей деятельности ограничены территориальными рамками. Предприятия, фирмы гораздо в меньшей степени ограничены пространственными рамками ввиду наличия корпоративной Сети.
Появление новых отраслей, в основном материального производства. Появление новых отраслей, преимущественно сферы услуг, возникает новый сектор ИКТ-услуг.
Следствием внедрения технологий являетсярост основныхмакроэкономических показателей: ВВП, ЧНП, производительности труда. Рост может быть экстенсивным и интенсивным (инновационным). Следствием внедрения технологий является не столько количественный рост макроэконо- мических показателей, сколько новое качествороста - рост качества жизни в стране. Рост - инновационно-информационный.
Основные инвестиции делаются в промышленные технологии, в наращивание промышленного капитала. Основные инвестиции делаются в НИОКР, образование, в человеческий капитал.
Изменяется структура экономики и методыведения конкуренции. Изменяется структура экономики и кардинально меняются методы конкуренции.

 

Выводы по первой главе

Выделение информационных услуг в качестве самостоятельного сектора экономики сегодня просто необходимо, так как мир переходит к инновационно - информационной стадии своего развития, и нужно реально оценить степень продвижения экономики страны в этом направлении.

Информационный сектор- это элемент экономической системы, объединяющий отрасли способные производить, распределять, хранить информационные блага в соответствии с запросами потребителей. Он представляет собой особую сферу деятельности людей, у каждого из которых имеются собственные интересы и предпочтения.

повышение удельного веса информационного сектора в экономической системе качественно изменяет рыночную систему хозяйствования.

Функционирование информационного сектора подчиняется законам рынка, которые существенно отличаются от традиционных.

В условиях формирования информационного сектора экономики рынок информационных благ обладает следующими особенностями:

· объектом купли и продажи является информационные блага, которые отличаются тем, что их можно воспроизводить при практически нулевых предельных издержках;

·   основные параметры рынка, а именно спрос и предложение ведут себя нетрадиционным образом.

 

Стандартная экономическая теория базируется на известном утверждении, что кривая предложения, в основе конфигурации которой лежат возрастающие предельные издержки, имеет положительный наклон, а кривая спроса, в основе конфигурации которой лежит убывающая предельная полезность, имеет отрицательный наклон. В ситуации информационных благ кривые спроса и предложения как бы меняются местами: кривая предложения имеет отрицательный наклон, так как предельные издержки стремятся к нулю на значительных интервалах, а кривая спроса имеет положительный наклон, так как предельная полезность увеличивается по мере роста количества участников потребления блага (рис. 2). Если этот процесс будет динамически развиваться, кривые будут стремиться к пересечению при все более и более низких ценах.

· Таким образом, если благо увеличивает свою ценность по мере роста его количества и при этом цена блага падает по мере роста его ценности для потребителей, то автор приходит к следующему выводу: наибольшей ценностью в условиях информационного сектора обладает такое благо, которое предоставляется бесплатно. Вывод парадоксален только на первый взгляд, поскольку речь идет не о всех благах, а только об информационных, но именно они составляют основу информационного сектора. Особенностью данной модели рынка можно считать выделение информационной конкуренции - борьба за лидерство на рынке информации, информационных ресурсов и двух ее составляющих - конкуренцию производителей и покупателей. Первая составляющая связана с соперничеством за доступ к этим ресурсам, за наиболее современные информационные технологии, за долю на данном рынке, получаемый доход. Конкуренция потребителей связана со стремлением обеспечить первенство в получении необходимой информации, что служит отправной точкой принятия решений и осуществления соответствующих хозяйственных операций. Так, в информации о курсе акций важно не только ее содержание, но и скорость ее получения. Стереотипом стало высказывание - кто владеет информацией, тот владеет миром. Информационная конкуренция стала уже реальностью для современных условий формирования информационного сектора экономики;

·   в условиях информационного рынка меняется поведение монополистов. Монопольные тенденции проявляются здесь иначе, чем это было в условиях традиционной рыночной экономики. Считается, что нерегулируемая монополия завышает цену и занижает объем производства по сравнению с их конкурентным уровнем. Но на рынке информационных благ ситуация совершенно иная: монополия увеличивает объем производства и снижет цены. Монополисты преследуют цель - как можно быстрее сбыть морально устаревший информационный товар и закупить новый.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.01 с.)