Раздел 1. Теоретико-методические основы информационной войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Теоретико-методические основы информационной войны



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Сущность, виды и основные черты

1.2 Информационная война в материалах прессы

1.3 Информационная война как целенаправленная информационное воздействие информационных систем

РАЗДЕЛ 2. ГРУЗИНО-ОСЕТИНСКИЙ КОНФЛИКТ 2008 ГОДА

Освещение вооруженного конфликта по странам

Реакция общественности

2.3 Интернет - война

РАЗДЕЛ 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА В КОНТЕКСТЕ СОПУТСТВУЮЩИХ НАУК

Паблик рилейшенз и имеджелогия

Пропагандистские кампании

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Каждый человек, военный или гражданский, участвует в информационной войне в той или иной ее форме.

Информационная цивилизация, к которой пришло человечество, меняет не просто статус информации, то есть роль ее позитивных последствий, но и резко расширяет негативные возможности. Перед нами оказалось сильнодействующее средство, для которого нет пределов.

Информационные войны разной интенсивности стали явной приметой наших дней. К примеру, Россия признала, что проиграла войну с Чечней, в первую очередь, из-за проигранной информационной войны.

Они сильных делают сильнее, а слабых - более слабыми. Они дают новые возможности тем, кто умеет ими пользоваться.

Изучать их необходимо и для того, чтобы уметь ими пользоваться и уметь от них защититься.

Вопросами становления и развития информационных войн занимались множество отечественных и зарубежных учёных, таких как: Почепцов Г. Г., Волконский Н. Л., Дюков А., Кара-Мурза С. Г., Мухин А. А., Лисичкин В.А., Шелепин Л. А., Миронова Т. Л., Панарин И., Панарина Л., Власенко И.С., Кирьянов М.В.

Цель данной работы - обобщение и углубление знаний об информационных войнах, их применение в социуме. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

ü Раскрыть теоретико-методологическую основу информационной войны;

ü Проанализировать на конкретных примерах информационную войну в ‘действии’;

ü Представить информационную войну в контексте сопуствующих наук

Объект исследования. Объектом исследования в данном проекте является явление информационной войны. Предметом исследования является “Грузино-осетинский конфликт 2008 года”.

Методы исследования. В процессе исследования использовались такие методы исследования: методы анализа и синтеза; статистические методы исследования; графические методы исследования; корреляционно - регрессионный анализ.

Информационная база исследования. Информационной базой исследования являются нормативно - правовые документы; материалы статистических данных; периодические издания; материалы зарубежных и отечественных учёных; информация в сети Интернет; результаты собственных исследований автора курсового проекта.

Работа состоит из введения, трёх разделов, вывода, списка используемой литературы. Основной текст работы изложен на 38 страницах машинописного текста.

 


РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

 

Исторический аспект

Древний Египет часто вёл войны и проигрывал их, однако не переставал существовать как государство. Это указывает на то, что жрецами был выработан некий принцип на случай проигрыша в войне, который можно условно назвать «принципом культурного сотрудничества» со странами-победительницами.

Одно из первых задокументированных проявлений информационной войны было зафиксировано во время Крымской войны (1853-1856), когда сразу после Синопского сражения английские газеты в отчётах о сражении писали, что русские достреливали плававших в море раненых турок.

Основные черты

§ В информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т. п. Хотя указанные воздействия могут применяться параллельно с информационной войной, они не являются обязательным элементом.

§ Объектом является как массовое сознание, так и индивидуальное. Индивидуального воздействия «удостаиваются» лица, от решения которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону вопросам (президент, премьер-министр, глава МИД, дип представители, главы воинских формирований и т. п.). Можно сказать, что методы информационной войны воздействуют на массовое сознание аналогично тому, как методы психотерапии воздействуют на сознание индивидуальное.

§ Информационное воздействие может осуществляться как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума.

§ Навязывание чуждых целей - это то, что делает информационную войну войною и отличает её от обычной рекламы.

§ Средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации - от СМИ до почты и сплетен.

§ Информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающимся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне.

Россия

Основным источником официальной информации для российских СМИ о ходе военного конфликта были ежедневные пресс-конференции заместителя начальника Генерального штаба <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%B1> Вооружённых Сил РФ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D1%8B_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8> генерал-полковника А. Ноговицына <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD,_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>.

В Цхинвале <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D1%85%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D0%BB> с 3 августа 2008 года работали специальные корреспонденты российских телекомпаний.

В ночь на 8 августа в столице Южной Осетии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%9E%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%8F> находились съемочные группы Первого канала <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB_(%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F)> (Антон Степаненко <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE>, Кирилл Бутырин), телеканала «Россия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F>» (Андрей Чистяков), НТВ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%A2%D0%92> (Руслан Гусаров <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD_%D0%93%D1%83%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2&action=edit&redlink=1>, Пётр Гасиев <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%93%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B5%D0%B2&action=edit&redlink=1>), РЕН ТВ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%95%D0%9D_%D0%A2%D0%92> (Артем Васнев, Роман Симбуховский), ТВ Центра <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%92_%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80> (Евгений Поддубный <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D1%83%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9,_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, Алексей Комаров, Алексей Степанов-Молодов), 5 канала <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB_(%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F)>, телерадиокомпании «Мир <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80_(%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F)>», Russia Today <http://ru.wikipedia.org/wiki/RT_English>.

Единственная иностранная съемочная группа, которая работала во время «Пятидневной войны» в городе - это группа украинского телеканала «Интер <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80_(%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB)>». К 9 августа большинство журналистов покинули зону конфликта.

В Цхинвале остались сотрудники Первого канала, НТВ, ТВ Центр и «Интер», некоторых журналов и газет.

Большая часть кадров, которая поступала до 11 августа из Цхинвала, была снята группами Антона Степаненко, Евгения Поддубного <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D1%83%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9> и Руслана Гусарова. Оператор телеканала НТВ Петр Гасиев 9 августа получил осколочное ранение руки.

В российских СМИ августовскую эскалацию южноосетинского конфликта один раз назвали «геноцидальной агрессией режима Саакашвили», к действиям грузинской стороны применялся термин блицкриг <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B3> (использовавшийся, впрочем, и западными СМИ).

Была представлена информация о бомбёжке грузинской авиацией колонны с гуманитарной помощью. Позднее другие источники опровергали эту информацию.

Вице-спикер Госдумы России Любовь Слиска сравнила президента Грузии Саакашвили с Гитлером <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D1%82%D0%BB%D0%B5%D1%80>.

Действия российской стороны получили название «миротворческой операции» или «операции по принуждению к миру».

августа <http://ru.wikipedia.org/wiki/21_%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0> 2008 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/2008_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> дирижёр осетинского происхождения Валерий Гергиев <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2> с оркестром Мариинского театра <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80> выступил в Цхинвале с концертом на заполненной до отказа площади в центре города в связи с жертвами среди мирного населения в войне. Перед концертом он произнёс краткую речь, в которой, в частности, сказал:

…Мировое сообщество <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> говорит, что русские вошли в Грузию? Но никто не говорит, что тысячи людей заживо были погребены в спящем городе! Так что, бить из танков по детям - это доблесть мужчины-воина на Кавказе?! Это позор!…

Лидия Денисенко: Цхинвал: послезавтра после дня независимости

В программе концерта символически прозвучала «Седьмая симфония <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%E2%84%96_7_(%D0%A8%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87)>» Дмитрия Шостаковича <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9> - та самая, которая звучала в блокадном Ленинграде <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0>. Некоторыми СМИ концерт был воспринят как «инструмент российской внешней политики».

Телеканал «Вести <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8_(%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB)>» в спецвыпуске о войне в Осетии процитировал слова абхазского президента Сергея Багапша: «После трагических событий в Цхинвали международное сообщество должно признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Действия Грузии в Южной Осетии можно охарактеризовать исключительно как геноцид осетинского народа. Думаю, что после таких событий ни у кого не должно остаться иллюзий, что Абхазия и Южная Осетия смогут сосуществовать с Грузией в едином государстве».[12] <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D

Журнал «Коммерсантъ-Власть <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8A-%D0%92%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C&action=edit&redlink=1>» от 1 сентября 2008 года приводил несколько случаев небольших преувеличений, допущенных со стороны некоторых российских СМИ и Анатолия Ноговицина.

По утверждению журналиста телекомпании BBC Александра Журавлёва, отрицательное впечатление в мире произвело ограничение российскими военными доступа западных журналистов в Цхинвал в первые дни боевых действий.

Российские власти и СМИ

Критическое, с точки зрения официальной линии руководства России, освещение военной кампании России в Грузии в некоторых российских СМИ повлекли факты прямого вмешательства властей в информационную политику таких СМИ и отдельных редакторов и авторов.

В середине сентября 2008 года стало известно, что 29 августа <http://ru.wikipedia.org/wiki/29_%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0> председатель правительства РФ В. Путин <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> провёл встречу с 35 руководителями ведущих российских СМИ, среди которых был редактор радиостанции «Эхо Москвы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%85%D0%BE_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B>» Алексей Венедиктов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, где, по утверждению американской газеты The Washington Post <http://ru.wikipedia.org/wiki/The_Washington_Post>, указал на неточности в ходе освещения военного конфликта на радиостанции.

августа <http://ru.wikipedia.org/wiki/19_%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0> в газете «Газета» была опубликована статья профессора Б. Соколова <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%92%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>, в которой он выражал мнение, что «нынешняя российско-грузинская война при своей внешней молниеносности и успешности для России, скорее всего, в долгосрочной перспективе является военно-политическим и дипломатическим поражением Москвы.»

Согласно утверждениям Б. Соколова, в результате данной публикации, по требованию Администрации Президента РФ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8> он был вынужден уволиться из Российского государственного социального университета <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D, а его сотрудничество с изданием было прекращено.

марта <http://ru.wikipedia.org/wiki/29_%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0> 2009 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2009> по первому каналу российского телевидения был показан фильм «Олимпиус инферно», в котором речь идёт о конфликте в Южной Осетии.

Грузия

Доктор социологических наук Козырев Г.И. в работе посвященной «конструированию «жертвы» как способа создания управляемой конфликтной ситуации» пишет, что западные политики и подконтрольные им СМИ пытались представить Грузию "жертвой агрессии", подвергшейся нападению со стороны России.

Но эти события были лишь кульминацией длительного и сложного процесса конструирования из Грузии "жертвы", который осуществляли США и их союзники.

Козырев делает сравнение с произошедшей ранее подобной операцией по конструированию "жертвы" из косовских албанцев, которая была проведена в Сербском крае Косово. Целенаправленное конструирование из Грузии "жертвы-страны", пишет автор, по сути, началось с приходом к власти президента М. Саакашвили.

Периодически инициируемые грузинской стороной провокации в отношении российских миротворцев интерпретировались западными СМИ как посягательство "большой и кровожадной" России на "маленькую, но гордую, демократическую" Грузию.

То есть, шла подготовка мирового общественного мнения к тому, что Россия является потенциальным агрессором, а Грузия - "жертвой".

Западные страны

Однобокое освещение событий во время конфликта многими международными СМИ происходило с антироссийских позиций.

По мнению доктора политических наук И. Н. Панарина <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD,_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, согласованность и синхронность выступления американских и европейских СМИ во время конфликта свидетельствует о том, что план информационного прикрытия кампании в Грузии разрабатывался не менее года, а информационная агрессия направлялась руководством США.

События в Южной Осетии комментировали многие западные СМИ. Британский телеканал «Sky News <http://ru.wikipedia.org/wiki/Sky_News>» показал в новостном выпуске от 8 августа 2008 года видеосюжет об обстреле сёл Южной Осетии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%9E%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%8F> и столицы республики - Цхинвали <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D1%85%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8> грузинской артиллерией в ночь на 8 августа, а на следующий день сопроводил его сообщением, что «Россия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F> ведёт обстрел территории Южной Осетии, входящей в состав Грузии».

Долгое время западные телевизионные каналы не вели репортажи непосредственно из Цхинвали, однако почти все сообщали о катастрофических разрушениях города сперва под огнём грузинской артиллерии, затем под огнём артиллерии российской.

Все представители западных СМИ базировались в Тбилиси <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B8> и сообщали о разрушениях в грузинских городах Гори и Поти, военные объекты в которых подвергались не вполне точечным российским ударам с воздуха, что привело к жертвам среди мирного населения.

В Цхинвали находились только российские телеканалы и один украинский. И только впоследствии Цхинвал посетили более 100 иностранных журналистов.

Владимир Путин <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD> заявил 11 августа <http://ru.wikipedia.org/wiki/11_%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0>, что западные СМИ и политики цинично пытаются представить агрессора в качестве жертвы: “Удивляет, конечно, не сам цинизм политики - политика, как часто говорят, сама цинична - удивляет масштаб цинизма, умение выдавать белое за чёрное, чёрное за белое, умение ловко выставлять агрессоров в качестве жертвы агрессии и возлагать ответственность за последствия на самих жертв”.

августа <http://ru.wikipedia.org/wiki/14_%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0> председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачёв <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%B0%D1%87%D1%91%D0%B2> заявил, что западные СМИ, в частности, американский телеканал CNN <http://ru.wikipedia.org/wiki/CNN>, «безобразно» освещали события в Южной Осетии: «почти сутки CNN, BBC <http://ru.wikipedia.org/wiki/BBC> и другие каналы не показывали и сейчас не показывают Цхинвали».

Fox News <http://ru.wikipedia.org/wiki/Fox_Broadcasting_Company>

15 августа <http://ru.wikipedia.org/wiki/15_%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0> телеканал Fox News пригласил в прямой эфир девочку-осетинку Аманду Кокоеву <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D0%B0,_%D0%90%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0> с её тётей (они проживают в США, но во время боевых действий девочка находилась в Цхинвали).

Видео сюжета вскоре стало доступно на YouTube <http://ru.wikipedia.org/wiki/YouTube> и на официальном сайте FoxNews. «Тысячи людей стали беженцами в результате войны в Грузии. По некоторым данным - десятки и даже сотни тысяч», - начинает интервью ведущий. «Среди гражданских, имевших несчастье попасть под перекрёстный огонь в этом конфликте, - 12-летняя девочка из пригорода Сан-Франциско, Аманда Кокоева.

Она сидела в кафе и вдруг стали падать бомбы. 12-летняя девочка. Ей удалось скрыться в подвале у дяди и она сбежала в Россию. Удалось добраться до Москвы, сесть на самолёт, чтобы вернуться домой. В студии Аманда Кокоева и ее тётя Лора - в прямом эфире из студии в Сан-Франциско».

Ведущий просит Аманду рассказать «что это такое - когда начинается война». Девочка рассказывает, что всю ночь провела с дядей в подвале. «Бомбы падали всю ночь», - спрашивает ведущий. «Я не видела. Но прежде чем сказать что-нибудь ещё, я хочу сказать: мы бежали от грузинских войск, которые бомбили наш город, не от русских войск. Я хочу сказать спасибо русским войскам. Вы нам помогли».

В этот момент тётя прочищает горло, что было списано телеканалом «Россия» на попытку перебить ведущим рассказ девочки. «Где ваши родственники, как они?» - продолжает интервью ведущий.

Девочка рассказывает, что связь с родственниками отсутствует. «Я не могу себе даже представить - 12-летняя девочка проходит через всё это, это должно быть ужасно» - обращается ведущий к тёте. «Да, это было ужасно.

Я хочу сказать по телевидению, чтобы все знали, кто виноват в этом конфликте. Эту войну начал господин Саакашвили, и он агрессор». Ведущий прерывает её и объявляет о рекламной паузе.

Некоторые блогеры попытались защитить телеканал, предположив, что перерыв был запланирован. Однако автор блога пояснил свою точку зрения: «прерывание рекламой трёхминутного включения - это крайне радикально».

 

Реакция общественности

 

Военную акцию со стороны Грузии в отношении Южной Осетии можно рассматривать как агрессию, к такому выводу пришел представитель парламента Украины депутат от КПУ Сергей Гордиенко, который в составе международной парламентской делегации побывал 5 сентября в Цхинвали.

“Агрессия в отношении маленькой Осетии однозначно была, акты геноцида однозначно были”.

Украинский парламентарий призвал СМИ к объективному освещению событий, произошедших в Южной Осетии. Он выразил сожаление, что телеканалы Украины давали тенденциозную оценку происходящего. «Они выдавали ту картинку, которая шла по мировым телеканалам», в результате чего у людей формировалась мнение, что Россия выступает в этом конфликте как агрессор, сказал Гордиенко.

Делегация в составе около 20 человек, среди которых - члены Федерального собрания РФ, а также зарубежные парламентарии и представители общественных организаций, в пятницу посетила Цхинвали (Южная Осетия).

Помимо россиян, в Цхинвали прибыли представители парламентов Чехии, Болгарии, Латвии, Молдавии, Украины, а также члены общественных организаций Словакии, Армении, Франции и США.

 


Интернет - война

информационный война гражданский государство

8 августа <http://ru.wikipedia.org/wiki/8_%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0> лидеры движений «Наши <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%88%D0%B8>», «Россия Молодая <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%8F_(%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5)>», «Местные <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5>», «Молодая Гвардия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%8F_%D0%95%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8>» и «Новые люди <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8_(%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5)&action=edit&redlink=1>» подписали заявление, в котором призвали своих сторонников к «информационной войне против режима президента Грузии Михаила Саакашвили» на всех интернет-ресурсах.

августа <http://ru.wikipedia.org/wiki/9_%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0> Грузия заблокировала доступ ко всем сайтам в домене.ru <http://ru.wikipedia.org/wiki/.ru>. Разблокировка была осуществлена только 21 октября <http://ru.wikipedia.org/wiki/21_%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F>.

По некоторым сведениям, в России был заблокирован доступ к грузинским сайтам - об этом сообщали некоторые западные источники и российский оппозиционный сайт Каспаров.ru.

Основным свидетельством называлась недоступность ряда грузинских сайтов (civil.ge, newsgeorgia.ru, president.gov.ge).

В официальных российских СМИ сообщений об этом не было. Также, как утверждала американская компания Renesys Corp., специализирующаяся на отслеживании интернет-трафика, в России «не было никаких попыток ограничить трафик из Грузии».

Ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Виктор Камлюк также опроверг данные сообщения: по его мнению, причина недоступности грузинских сайтов была исключительно в DDos-атаках.

Директор исследовательского центра по компьютерной экспертизе Университета Алабамы в Бирмингеме Гэри Уорнер (Gary Warner) считает, что российские власти не причастны к атакам на грузинские сайты.

По его словам, он обнаружил на сотнях российских форумов и блогов такой же скрипт для DDos-атак, какой распространялся для атак на эстонские сайты.

Многие эксперты также отметили слабую скоординированность атак, явившуюся следствием отсутствия их серьёзной поддержки, и их относительно небольшую роль в информационной войне.

В СМИ упоминались также кибер-атаки на отдельные сайты в домене.ge <http://ru.wikipedia.org/wiki/.ge>.

Даже через месяц после окончания конфликта сообщалось об атаках на осетинские сайты, электронные почтовые ящики и аккаунты интернет-пейджера ICQ <http://ru.wikipedia.org/wiki/ICQ_(%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%81)>.

«Репортёры без границ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%91%D1%80%D1%8B_%D0%B1%D0%B5%D0%B7_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86>» осудили интернет-войну Грузии и России. Организация подготовила документ, в котором говорится: «Интернет стал полем битвы, в котором информация - первая жертва.

С одной стороны, главные грузинские провайдеры закрыли доступ к российским сайтам. С другой - грузинские правительственные веб-сайты подверглись атаке российских хакеров». При условии, что в настоящее время радиостанции, телевидение и газеты «предоставляют очень мало независимой информации, интернет является жизненно необходимым для общества, поэтому эти атаки должны быть немедленно прекращены», подчёркивается в документе.


Пропагандистские кампании

 

Паблик рилейшнз как коммуникации с общественностью выросли не из политики, а из взаимоотношений бизнеса и его окружения. Однако и здесь в первую очередь решались именно политические задачи. Бизнес, достигнув совершенства во взаимоотношениях со своими собственными сотрудниками, обнаружил неподчиняющийся ему пласт в лице некоторых социальных групп (жителей близлежащих местностей, потребителей товаров, законодателей, властей).

И когда бизнес достигает определенной высоты, он обращает свой взор на новый объект воздействия. Именно поэтому у истоков паблик рилейшнз стоят не только его собственные профессионалы, но и люди, достигшие вершин бизнеса, такие, как, например, Д. Рокфеллер. Образ его под руками создателей резко отличался от имиджа денежного мешка.

Занимаясь снижением уровня шахтерских забастовок, Рокфеллер приезжал в шахтерские поселки, спускался вниз в шахты, а вечером танцевал с женами шахтеров, становясь своим парнем.

Экономические паблик рилейшнз начали реализоваться в США в чисто политической рекламе. Наиболее ярко бизнес в своей рекламе косвенно поддерживал Р. Рейгана на выборах 1980 г., акцентируя, к примеру, необходимость борьбы с инфляцией.

То есть реклама бизнеса в этот период активно подчеркивала те символы, с которыми ассоциировался кандидат Р. Рейган.

Бизнес в США в своей истории реализовал три варианта политической рекламы.

Первый - это самозащита - компания Белл в 1908 г. начала публикацию серии реклам, направленных против невыгодного для нее законодательства.

После этого другие компании в свою очередь занялись лоббированием своих интересов, что привело к выступлению конгресса против подобной практики. Правда, в этом случае компания также держала в голове предстоящие президентские выборы.

В тридцатые годы появился новый вариант подхода - бизнес занялся рекламой (промоушн) системы свободного предпринимательства. Новой стала не защита интересов отдельной компании, а интересов бизнеса в целом. Постепенно защита перешла в нападение, когда бизнес стал представляться как мотор всей жизни, а правительство - как мешающий экономическому движению фактор.

После второй мировой войны появился третий подход - выступление в пользу той или иной политики общества. Этот тип рекламы использовался как для целей защиты, так и для целей нападения.

В конце шестидесятых - начале семидесятых перед бизнесом предстали новые проблемы. Отношение к нему в обществе перестало быть положительным. В ответ бизнес развернул все вышеотмеченные виды рекламной коммуникации. «Защитные» коммуникации продолжали оставаться главными в течение семидесятых годов. В период энергетического кризиса нефтяные компании рассказывали, что они не имеют никакого отношения к искусственным ограничениям.

Они повествовали о том, что заняты сбережением окружающей среды, многократно повторяли, как они блюдут общественные интересы. Ли Якокка лично подписывал рекламу, оправдывающую гарантии заема Крайслеру в 1979 г. В другом случае подчеркивалось, что только система свободного предпринимательства смогла доставить человека на Луну.

Собственно политические кампании исследованы в достаточной степени и их проведение опирается на солидный научный багаж.

Приведем только некоторые примеры. Так, в 1940 г. Поль Лазарсфельд, опрашивая 600 человек во время президентской кампании, установил закономерности селективности нашего восприятия. «Было обнаружено, что люди действуют очень избирательно и в своем большинстве уделяют внимание только тем материалам, которые подтверждают их исходные взгляды. Республиканцы слушали республиканскую пропаганду, а демократы - демократическую. Исследование вновь и вновь свидетельствовало: люди голосуют группами, люди, принадлежащие одной церкви, семье или социальному объединению, голосуют одинаково.

Другим принципиальным понятием, более точно раскрывающим воздействие средств массовой коммуникации, стало понятие лидеров мнения.

Анализ воздействия после сообщения массовой коммуникации и по прошествии двух недель, к удивлению исследователей, показал не только не уменьшение воздействия, а даже увеличение его. Исследователи пришли к пониманию не одноступенчатой, а двуступенчатой передачи коммуникации.

Оказалось, что СМК действуют не непосредственно на потребителя, а сквозь дополнительную ступень - лидеров мнения, с которыми потребитель информации обсуждает полученную новость, в результате чего формируется не только понимание ее, но и происходит определение ее значимости.

Именно лидеры мнения становятся объектом американской пропаганды за границей. Рассматривая людей как каналы коммуникации, ЮСИА так формулирует свои приоритеты: для нас более важно достичь одного журналиста, чем десятерых домохозяек или пятерых врачей»

Объем лидеров мнения среди аудитории определяется цифрой от 10 до 20 процентов. Именно они становятся целевой аудиторией любой кампании.

Как видим, оказалась не совсем верной точка зрения, что СМК непосредственно воздействуют на свою аудиторию. Роберт Мертон в своем исследовании небольшого американского городка, состоящего из 11 тысяч жителей, обнаружил два типа лидеров мнения - локальные и космополитические. Если первые интересовались местными проблемами, то вторые - международными. Локальный лидер скорее всего оказывался местным жителем, космополитический - путешествовал и оказался в городке недавно. Обе группы чаще других обращались к масс - медиа, но к разным.

Была также установлена особая роль личностных контактов для передачи информации, которые, как оказалось, несли с собой более успешное воздействие. Поль Лазарсфельд сформулировал пять причин, которые вели к этому:

ü личных контактов труднее избежать, в то время как к массовой коммуникации можно относиться избирательно;

ü личные контакты характеризуются большей гибкостью, содержание их может легко изменяться в зависимости от интересов аудитории;

ü прямые личные отношения завышают позитив от принятия сообщения и увеличивают негатив от уклонения от него;

ü люди скорее верят тому, кого они лично знают, чем безликим СМК;

ü в личных контактах часто можно легко убедить человека сделать что-то, реально не меняя его установок, например, можно убедить друга проголосовать за кандидата, даже не влияя на его позиции по обсуждаемым вопросам.

Пропагандистская кампания призвана решать нетрадиционные задачи, поскольку должна изменить самый консервативный слой - массовое сознание. Сознание интеллигенции, к примеру, носит более гибкий, восприимчивый к новому характер.

Именно поэтому интеллигенция всегда несла на себе основное бремя разрушения предыдущего периода истории: это может быть и развал СССР, и создание СССР из царской России. Однако и в том, и в другом случае интеллигенция оказалась «антигосударственной машиной».

Если же мы возьмем период Петра Первого, то основные пропагандистские кампании также проходят на уровне «интеллигенции» того времени. Как пишет В.М. Живов: «Перемена платья, бритье бород, переименование государственных должностей, заведение ассамблей, постоянное устройство разного рода публичных зрелищ были не случайными атрибутами эпохи преобразований, а существеннейшим элементом государственной политики, призванным перевоспитать общество и внушить ему новую концепцию государственной власти».

Кампания не только утрирует отрицание негатива, она резко завышает позитив. Мы помним «гигантские успехи» и «первые в мире» в случае самоописания, а также «белогвардейских козявок» при описании врагов в сталинском курсе Истории ВКП(б).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы. Информационная война - термин, имеющий два значения:

. Воздействие на гражданское население и/или военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации.

Термин «информационно-психологическая война» был заимствован в русский язык из словаря военных кругов США.

Перевод этого термина («information and psychological warfare») с английского языка может звучать и как «информационное противоборство», и как «информационная, психологическая война», в зависимости от контекста конкретного официального документа или научной публикации.

В этом смысле также используется термин психологическая война - психологическое воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства с целью достижения политических или чисто военных целей.

. Целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.

Основные черты

ü В информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т. п. Хотя указанные воздействия могут применяться параллельно с информационной войной, они не являются обязательным элементом.

ü Объектом является как массовое сознание, так и индивидуальное. Индивидуального воздействия «удостаиваются» лица, от решения которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону вопросам (президент, премьер-министр, глава МИД, дип представители, главы воинских формирований и т. п.). Можно сказать, что методы информационной войны воздействуют на массовое сознание аналогично тому, как методы психотерапии воздействуют на сознание индивидуальное.

ü Информационное воздействие может осуществляться как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума.

ü Навязывание чуждых целей - это то, что делает информационную войну войною и отличает её от обычной рекламы.

ü Средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации - от СМИ до почты и сплетен.

ü Информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающимся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне.

Информационная война также шла во время грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года.

Так Михаил Саакашвили поначалу заявлял: «На нашу территорию вторглись более 80 тысяч солдат, было введено более трех тысяч единиц бронетехники и еще около тысячи бронемашин стояло у наших границ. Наши территории бомбили несколько десятков, а может, и сотен самолетов, которые совершили более 200 боевых вылетов.

Реально это была попытка искоренения и уничтожения нашего народа», что не соответствовало действительности (Южная Осетия - 3 тыс. личного состава и не меньше 20 танков и 25 САУ, Абхазия - 5 тыс. личного состава, контингент России - 15 тыс. личного состава).


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Почепцов Г. Г. Информационные войны. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2000. - 576 с.

2. Волконский Н. Л. <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9B%D1%83%D0%BA%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&action=edit&redlink=1> История информационных войн: т. 1 (с древнейших времён по XIX <http://ru.wikipedia.org/wiki/XIX> век), т. 2 (XX <http://ru.wikipedia.org/wiki/XX> век). / под ред. И. Петрова - СПб: Полигон, 2003. - т. 2-736 с. - (Военно-историческая библиотека).

. Дюков А. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A0%D0%B5%D1%88%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> Реальность информационной войны <http://left.ru/2006/14/dyukov148.phtml> 2006.

. Кара-Мурза С. Г. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0-%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%B7%D0%B0,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> Манипуляция сознанием <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC>. М: ЭКСМО <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%9A%D0%A1%D0%9C%D0%9E>, 2007

. Мухин А. А. Информационная война в Росси



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.09 с.)