Информационная безопасность в контексте всеобъемлющей системы международной безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная безопасность в контексте всеобъемлющей системы международной безопасности



 

Вопросы безопасности стояли перед человечеством с древних времен. На первом этапе индивид противостоял угрозам самостоятельно. Впоследствии люди пришли к пониманию, что обеспечение безопасности - это не задача отдельного индивида или государства, но задача мирового сообщества в целом.

До середины 20 века, говоря о безопасности, выделяли, как правило, три уровня: личностный, общественный и государственный. С течением времени мировое сообщество подошло к пониманию, что существует еще один уровень - уровень всеобщей безопасности, эволюционировавшей из безопасности коллективной.

Системы коллективной безопасности в истории Нового времени начинают формироваться в XVII веке. В 1648 был заключен Вестфальский мир, в рамках которого был выработан «кодекс поведения» государств, ядром которого стал принцип невмешательства во внутренние дела конкретного государства. В 1815 году, была заключена система коллективной безопасности монархических государств Европы - Священный союз, сложившийся в борьбе с наполеоновской Францией. Позднее появлялись другие системы коллективной безопасности.

В XX веке появились специальные международные институты коллективной безопасности: Лига наций после Первой Мировой воны и Организации Объединенных Наций после Второй Мировой войны.

После Второй Мировой войны вопросы коллективной безопасности встали особенно остро. Человечество осознало, что существуют угрозы, противостоять которым можно только сообща. Идея коллективной безопасности нашла свое выражение в Уставе ООН. Более того, объединение сил разных народов для поддержания международного мира и безопасности стало одной из целей создания в 1945 году Организации Объединенных Наций. В статье 1 Устава ООН в качестве одной из важнейших целей заявлено следующее: «Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира, и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Коллективная безопасность по-разному определяется в доктрине. К примеру, Н.А. Комлева полагает, что «система коллективной безопасности - это юридически оформленный союз государств, заключенный для отражения общей геополитической угрозы».

О.О. Хохлышева приводит следующее определение: «Коллективная безопасность представляет собой совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по предотвращению и устранению угрозы международному миру и безопасности, пресечению актов агрессии и других нарушений мира. Юридически система коллективной безопасности оформлена международными договорами».

В Большой советской энциклопедии в статье «Коллективная безопасность» это понятие раскрыто как «сотрудничество государств по поддержанию международного мира, предотвращению и устранению угрозы миру и, в случае необходимости, подавлению актов агрессии. Соглашение о коллективной безопасности должно включать систему мер, направленных на оказание коллективного отпора агрессору и коллективную помощь, включая военную, жертве агрессии по принципу: нападение на одного из участников договора о Коллективной безопасности рассматривается как нападение на всех его участников».

М. Тахир определил коллективную безопасность как «систему совместных мероприятий государств, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии или других нарушений мира в целях поддержания международного мира и безопасности, установленную Уставом ООН и международным правом и осуществляемую в рамках ООН и региональных организаций безопасности».

Коллективная безопасность реализуется на всеобщем (или универсальном) уровне в рамках ООН. На региональном уровне система действует в рамках региональных организаций, таких как ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), ОАЕ (Организация африканского единства), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), ЛАГ (Лига Арабских Государств) и др.

Система коллективной безопасности, независимо от уровня, направляет государства-члены на решение главных задач, стоящих перед международным сообществом: борьбу с вооруженной агрессией, сохранение мира, недопущение развязывания войны, решение региональных и локальных конфликтов. Коллективная безопасность обеспечивает не защиту международной безопасности в целом, она направлена только на защиту безопасности отдельных государств или союзов государств-членов и такая система безопасности может поддерживать только зыбкое равновесие в мире. Многочисленные конфликты второй половины 20 века и начала века 21 тому подтверждение.

Чтобы исключить возможность возникновения войны и вооруженных конфликтов, была предложена организация международных отношений в рамках концепции всеобъемлющей международной безопасности. Ее суть, на наш взгляд, отражена в формулах, которые привел в своей работе М. Тахир. При реализации концепции всеобъемлющей безопасности:

необходимо учитывать законные интересы всех без исключения государств и народов;

нельзя обеспечить свою безопасность за счет безопасности других;

истинно национальные интересы не могут противоречить общечеловеческим интересам;

безопасность может быть только для всех и одинаковой для всех, ибо мир неделим; новая модель безопасности призвана преодолеть вековое противостояние между «собственной» и «чужой» безопасностью, национальной и международной;

невозможно обеспечить безопасность в одиночку, она реальна только в рамках всемерного укрепления международной безопасности.

Коллективная безопасность не тождественна безопасности всеобъемлющей. Их разность закреплена и нормативно. Устав ООН предусматривает именно создание системы коллективной безопасности. О создании всеобъемлющей системы международной безопасности речь идет в одноименной Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 41/92 от 04.12.1986 г. Таким образом, о всеобъемлющей безопасности заговорили лишь спустя 40 лет после подписания в Сан-Франциско Устава ООН. Концепция всеобъемлющей безопасности была одобрена международным сообществом. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты резолюции, касающиеся всеобъемлющей системы международного мира и безопасности: Резолюция 42/93 от 07.12.1987 г. и Резолюция 43/89 от 07.12.1988 г.

В резолюциях, посвященных всеобъемлющей системе международной безопасности, неоднократно подчеркивалось, что механизм коллективной безопасности, воплощенный в Уставе, является фундаментальным и незаменимым инструментом для международного мира и безопасности. На наш взгляд, налицо последовательное развитие института международной безопасности: от системы коллективной безопасности, закрепленной собственно в Уставе ООН, к всеобъемлющей системе международной безопасности, отраженной в резолюциях ООН и воспринятой большинством государств.

В Резолюции 42/93 от 07.12.1987 г. Генеральная Ассамблея ООН призывает все государства сосредоточить усилия на обеспечении единой всеобщей безопасности мирными политическими средствами на равной основе и во всех сферах международных отношений в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и в рамках Организации Объединенных Наций. Именно направленность концепции всеобъемлющей безопасности на все сферы международных отношений во многом раскрывает ее сущность. В то время как концепция коллективной безопасности применима, главным образом, в военно-политической и дипломатической сферах, концепция всеобъемлющей безопасности должна применяться комплексно, затрагивая самые разные сферы, поскольку «средства и меры, направленные на установление устойчивого, ненасильственного и безъядерного мира, касаются самых различных областей отношений (военных, политических, экономических, гуманитарных, экологических и др.».

В этой связи представляется верной позиция С.А. Малинина и В.П. Кириленко, которые утверждают, что «нет ни одной области международных отношений, которая в какой-то мере не влияла на международную безопасность».

Информационная сфера является областью, входящей наряду с другими в зону действия всеобъемлющей международной безопасности. Причем, данная область человеческих отношений в рамках концепции всеобъемлющей безопасности может рассматриваться как самостоятельно, так и в качестве среды, в которой возникают и развиваются экономически, политические, социальные и другие отношения, которые не могут существовать вне информационного поля и за пределами информационной сферы. Таким образом, информационная международная безопасность является частью всеобъемлющей международной безопасности.

Именно как часть всеобъемлющей международной безопасности рассматривает международную информационную безопасность В.П. Талимончик. Последнюю она определяет как «свойство системы международных отношений в сфере информации, обеспечивающее ее стабильное состояние и защищенность от негативных внешних факторов. Международная информационная безопасность может быть рассмотрена как совокупность требований, предъявляемых к функционированию системы международных отношений в сфере информации, обеспечивающих ее защищенность от негативных внешних факторов».

Единой универсальной дефиниции понятия «информационная безопасность» в настоящее время не выработано.

Так, А.А. Стрельцов полагает, что информационная безопасность определяется защищенностью от угроз информации, информационной инфраструктуры, правового статуса субъектов информационной сферы, определяемого совокупностью их прав и обязанностей, а также деятельности по реализации национальных интересов в информационной сфере.

В.А. Тихонов, В.В. Райх под информационной безопасностью в широком смысле понимают «такую ситуацию в информационной сфере, которая гарантирует выявление, предупреждение, нейтрализацию и устранение всех негативных событий, явлений и процессов, возникающих в ходе информатизации, и обеспечивает дальнейшее развитие рассматриваемого объекта защиты (личности, общества, государства, предприятия и т.д.».

В Доктрине информационной безопасности РФ под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

В международной практике также не существует единства во взглядах на информационную безопасность. Выработано две принципиально несовместимых позиции. Сторонники первой из них (США) настаивают на том, что информационная безопасность - это, прежде всего, безопасность технических систем связи, защита информации и данных, в особенности результатов научных исследований, интеллектуальной собственности, сведений частного характера, противодействие криминальной и террористической деятельности. Противоположную позицию занимают те, кто рассматривает как принципиально важные военные аспекты информационной безопасности (основные сторонники - Россия и Китай).

Несмотря на существующие противоречия, вызовы современного глобализирующегося мира требуют взаимодействия и поиска компромиссных подходов к пониманию феномена информационной безопасности. Реальность 21 века такова, что «информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми. Оно все больше заменяет физическое воздействие, тысячелетиями считавшееся единственным и непременным средством управления». В связи с активным внедрением в нашу жизнь информационных технологий и развитием коммуникации в сфере международной жизни возникли отношения, требующие адекватного реагирования и правового регулирования, в том числе и на международном уровне.

Одной из серьезных угроз международной безопасности является возможность развязывания информационной войны. Ее особенностью является отсутствие предвоенного повода, а следовательно, невозможность определения момента начала войны, а также трансграничность, то есть возможность проведения активных действий на территории противника без нарушения ее границ. Вероятность такой войны в настоящее время высока, поскольку в мировом сообществе нет единого понимания, что же считать информационной войной. В США в качестве информационной войны рассматриваются исключительно действия против информационных инфраструктур (информационных сетей). В ряде стран «третьего мира» закрепилась позиция, согласно которой информационная война - это совокупность пропагандистских действий, затрагивающих культурный и мировоззренческий уровень, с использованием информационных возможностей, представляемых процессами глобализации и общедоступностью СМИ. Исходя из последней трактовки, можно утверждать, что США ведут информационную войну, формируя посредством информационного воздействия пассивных потребителей зрелищ. Есть и другие точки зрения на информационную войну. Таким образом, может сложиться ситуация, когда одна страна предпринимает действия в информационной сфере, не считая их военными, а другая однозначно оценивает их как информационную войну.

Другая связанная с информационной войной угроза - распространение информационного оружия и развертывание гонки вооружений в этой сфере. По оценкам 2006 года, порядка 120 стран имели или разрабатывали различные виды информационного оружия. На сегодняшний день эта цифра возросла.

Существуют и другие серьезные информационные угрозы, требующие реагирования в виде качественных и оперативных решений международного уровня. Как верно отметил В.А. Карташкин, «в глобализирующемся мире происходят быстротекущие процессы, которые требуют, чтобы созданная архитектура международной безопасности, воплощенная в Уставе ООН и других основополагающих договорах, могла бы своевременно адаптироваться к новым реальностям». Для воплощения в жизнь системы информационной международной безопасности, являющейся неотъемлемой частью всеобъемлющей международной безопасности, государства должны достигнуть компромисса и уйти от полярности во взглядах на информационную безопасность.

В международной политической среде не существует единого подхода к понятию информационной безопасности. Государства, стремясь использовать потенциал информационной сферы в собственных интересах, трактуют информационную безопасность с разных позиций. Исследователи проблемы также не пришли к единообразному пониманию информационной безопасности. К вопросу информационной безопасности необходимо походить с позиции всеобщности этого явления и рассматривать его на международном уровне. Информационное пространство не имеет границ и государственности, поэтому вопросы национальной безопасности решаются только как вопросы безопасности международной. Только при таком подходе возможны построение и эффективная реализация информационной безопасности как части системы всеобъемлющей международной безопасности. На наш взгляд, информационная безопасность - это неотъемлемая составляющая системы всеобъемлющей международной безопасности, представляющая собой совокупность требований, выполнение которых способно обеспечить стабильное состояние, эволюционное развитие и защищенность информационных отношений международного, государственного и личностного уровня.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.130.218 (0.012 с.)