Категория «системности», применимая к политической системе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категория «системности», применимая к политической системе



политическая оппозиция системная

Многообразие социальных проблем и практика их решения говорят нам о том, что общество - сложная и почти совсем не изученная социальная система. Это объясняется множеством факторов, среди которых и проблема отделения исследователя от исследуемого объекта, и ретроспективность знания, и невозможность проверки полученного знания путем эксперимента надлежащего масштаба и соответствующих условий, и многие другие воздействующие факторы.

Социальными проблемами занимались многие ученые, часть которых рассматривала общество, как живой организм. Одним из таких ученых был Т. Парсонс. Это он сформулировал ставший сейчас классическим тезис:

«Общество является особым видом социальной системы. Мы рассматриваем социальную систему как одну из первичных подсистем системы человеческого действия наряду с такими подсистемами, как организм, личность индивида и культурная система». «При определении общества мы используем критерий, который восходит, по меньшей мере, к Аристотелю. Общество - это такой тип социальной системы среди любого универсума социальных систем, который достигает самого высокого уровня самодостаточности как система по отношению к своему окружению.»

В своей работе «О построении теории социальных систем: интеллектуальная автобиография» Парсонс говорит, что он понимает под термином «система»: «В области анализа действия, как и в других областях, понятие системы стало центральным в моем мышлении очень рано. С этим понятием ассоциируется обширный комплекс эмпирико-теоретических проблем, занявших особое место в широко известных критических дискуссиях о системных теориях. В этот комплекс входят, например, концепции равновесия и его отношений к условиям системной устойчивости, возможностей и реальных процессов изменения; роль понятия функции; проблемы <консенсус против конфликта> как характеристики социальных систем; соотношение между тем, что можно назвать <процессами сохранения> в системах, и процессами структурного изменения, способными расширяться до масштабов эволюции или сужаться до ее противоположности.»

Для Парсонса одной из главных целей был анализ общества как системы с функционально взаимосвязанными переменными. Анализ любого социального процесса, согласно его утверждениям, есть часть какой-то системы с «сохраняющимися границами».

По мнению Парсонса, система, с точки зрения концепций действия, - это "устойчивый комплекс повторяющийся и взаимосвязанных социальных действий". Переменными в такой социальной системе выступают потребности личности. Но разработка правил и основ функционального анализа социальных систем не была единственной стоявшей на тот момент задачей. Учены того времени, включая и самого Парсонса, много времени уделяли определению необходимых условий для "функциональных предпосылок".

Необходимые для работы системы условия относятся как к самой системе, так и ко всем ее членам. Любая социальная система обязана удовлетворять базовые физические потребности своих членов для обеспечения их жизнедеятельности и благополучного функционирования. Это требуется для поддержания благополучия системы в целом, и как следствие - для ее стабильности в перспективе. Так, к примеру, система должна иметь определенное количество материальных ресурсов для дальнейшего их распределения. В случае же недостатка материальных ресурсов может произойти кризис системы, ведущий, в конечном итоге, к ее распаду.

Также любая система обязана располагать определенной организацией видов деятельности, институциональными средствами для успешной ликвидации нарушений этой организации, теми или иными способами и формами принуждения или побуждения. Это качество требует особого внимания, поскольку без него система являла бы собой лишь хаотическое скопление атомизированых индивидов. Инструменты институционализации же способны организовать эту хаотическую массу максимально продуктивным способом, тем самым обеспечив дееспособность системы и возможность поддержания ее жизнедеятельности. Как еще один необходимый инструмент можно рассмотреть различные средства ликвидации нарушений организации, которые препятствуют развалу системы в момент его начала, в то время как разнообразные формы принуждения или побуждения являются превентивными средствами против разрушения системы.

И наконец, существует естественная необходимость в совместимости общественных институтов друг с другом. Логично предположить, что институты, несовместимые друг с другом, например, идеологически, могут войти в конфликт. В то же время очевидно, что любое противодействие внутри системы не только не способствует увеличению производительности или поддержанию благосостояния, но и напрямую вредит стабильности системы, поскольку в своей крайней форме такой конфликт выливается в уничтожение одного или нескольких общественных институтов, участвующих в противостоянии. Таким образом, если мы берем за данность, что все институты, входящие в систему, системе необходимы, несовместимость институтов может нарушить работу системы в целом и поставить ее под угрозу разрушения.

Так же нельзя не упомянуть «социальное действие», о котором Т. Парсонс пишет в своей работе «Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения».

«Действие образуется структурами и процессами, посредством которых люди формируют осмысленные намерения и более или менее успешно их реализуют в конкретных ситуациях. Слово “осмысленный” предполагает, что представления и референция осуществляются на символическом, культурном уровне. Намерения и их осуществления в своей совокупности предполагают способность системы действия - индивидуального или коллективного - модифицировать свое отношение к ситуации или окружению в желательном направлении».

Рассматривая дефиницию «действие», он пишет: «Мы предпочитаем использовать термин “действие”, а не “поведение”, поскольку нас интересуют не физическая событийность поведения сама по себе, но его образец, смыслосодержащие продукты действия (физические, культурные и др.), от простых орудий до произведений искусства, а также механизмы и процессы, контролирующие этот образец». Таким образом, определение «действие» представляется более точно отражающим необходимые черты системности, которые мы ищем в рамках данного исследования.

Нельзя обойти вниманием и «концепцию власти» в теории Парсонса. Концепция власти состоит в том, что в первую очередь власть для Парсонса подразумевает определенный тип общественных отношений. Для того, чтобы она была эффективной необходима ее легитимизация. Тем самым сфера власти очевидно ограничена пространством политики. Власть не является чем-то стабильным и раз и навсегда упорядоченным: она движется и видоизменяется. Также власть не всегда стабильна в плане воздействующей силы- её значимость может возрастать или понижаться, в зависимости от ситуации. «Следуя концепции Парсонса, лицо, стоящее у власти, черпает ее в некоем хранилище, меняя затем на блага и услуги, т. е. на то, в чем нуждается коллектив, которым он управляет». Отсюда следует закономерный вывод, что власть является большей частью неким символом, значение которого возникает «в глазах смотрящего».

Властные структуры - это «аспект статуса внутри социального устройства системы, на основании которого тот, кто обладает властью, имеет возможность принимать решения, связанные не только с ним, но и с обществом во всей его совокупности и, следовательно, с каждым из его членов». И характеристику власти Парсонс предлагает следующую: «Власть - это обобщенная способность достижения того, чтобы индивиды, принадлежащие к общему устройству системы, выполняли свои обязательства, если последние законны по отношению к общим целям, и когда, в случае отказа, есть возможность прибегнуть к негативным санкциям против непослушников».

Системный анализ стал широко использоваться в политической науке после появления теории социальной системы Парсонса, заимствовавшего идею системы из биологической теории. Четыре основных функциональных требования к системе, необходимых для ее выживания, были умение к адаптации, целедостижению, интеграции и поддержании модели. В социальной системе функция адаптации выполняется экономической подсистемой, функция целедостижения - политической, функция интерграции-правовые институты и традиции, а функцию поддержания модели- органы социализации, такие как семья, образование.

В рамках системного анализа каждая система, политическая в том числе, имеет такие характеристики: она состоит из большого количества частей, все эти части составляют единое нераздельное целое, система имеет границы. Политическая жизнь представляет собой систему в движении. Политическую жизнь изучает политическая система.

Политическая система «(как комплексный конституционно-правовой институт) являет совокупность норм, которые устанавливают конституционно-правовой статус государства, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулируют их взаимоотношения»

Теория политической системы появилась в 1950- 1960 годы и стала продолжением популярного в те времена структурного функционализма. Расшифровок понятия «политическая система» существует очень много. К примеру, можно назвать такую:

«Политическая система - совокупность тех взаимодействий, посредством которых ценности авторитарным способом приносятся в общество, это именно то, что отличает политическую систему от других взаимодействующих с ней систем». В научный оборот этот термин был введен американским политологом Д. Истоном. Основной идеей являлась задача показать целостность политики.

Таким образом система являлась некой совокупностью взаимодействий, благодаря которым происходило регулирование порядка доступа к благам. Д. Истон в своей работе «Категории системного анализа политики» говорит «в той мере, в какой мы можем эффективно рассматривать политическую жизнь как систему, ясно, что ее не следует изучать как существующую в вакууме. Ее следует рассматривать в физическом, биологическом, социальном и психологическом окружениях (environments).» Исходя из сказанного, делаем вывод, что в концепции Истона политическая система взаимодействует с окружающей средой. Данное взаимодействие имеет двойственный характер. Существует две среды: внешняя (то, что находится за пределами текущей политической системы) и внутренняя (то, что непосредственно входит в систему- экологическая, социальная, экономическая и т.д.)

«Но если искать эффективный метод изучения воздействия окружения на политическую систему, надо стремиться к максимально возможной редукции огромного множества воздействий к ограниченному числу индикаторов. Я считаю, что следует пытаться делать это, используя понятия “входы” и “выходы”.»

Внешняя система подает политической системе некоторые импульсы в виде требований (законы, блага) и поддержек (исполнение законов, уплата налогов). У политической системы есть «Входы» и «Выходы»

«Значение понятия “входы” состоит в том, что с его помощью мы получаем возможность характеризовать суммарный эффект действия множества разнородных условий и событий, происходящих в окружении политической системы, на саму эту систему. Без использования данного понятия было бы трудно определить в точном операциональном смысле, какое влияние поведение различных секторов общества оказывает на события в политической сфере». Функцию обобщенных переменных могут выполнять “Входы”. Они обобщают все происходящее в среде, в которой функционирует политическая система. Поэтому подобное понятие облегчает анализ политической ситуации и является незаменимым в инструментарии политолога.

Основными воздействиями на политическую систему со стороны среды являются два главных «Входа»: требования и поддержки. Д. Истон отмечает, что «с их помощью широкий спектр событий и видов активности в среде может быть суммирован, отражен и изучен в плане их воздействия на политическую жизнь». Требования проявляются в виде необходимости в законах. Поддержки же идут в виде уплаты налогов, участии граждан в политической жизни, лояльное отношение к власти, а также исполнение всех предписанных законов и порядков.

Попадая в политическую систему, требования и поддержки превращаются в «Выход».

«Контур обратной связи сам содержит ряд элементов, заслуживающих детального изучения. Он включает производство “выходов” властями, реакцию членов общества на эти “выходы”, передачу информации об этой реакции властям и, наконец, возможные последующие действия властей. Таким образом, постоянно приходят в движение новые циклы выходов, ответов, информационной обратной связи и реакций властей, создавая непрерывную цепь взаимосвязанных действий.» Отсюда можно сделать вывод, что наличие обратной связи оказывает огромное влияние на способность политической системы выжить в существующей окружающей среде и справиться со стрессом.

«Задача построения теории состоит, конечно, не в том, чтобы уже в начале исследования получить достоверные и полные ответы на эти вопросы. Скорее, задача заключается в том, чтобы правильно ставить проблемы и намечать эффективные пути их решения.»

Помимо Д. Истона вопрос «политической системы» волновал американского политолога Г.Алмонда.

Американский политолог Г. Алмонд. Понимал под политической системой все типы действий, имеющих отношение к принятию политических решений. Он обратил особое внимание на функции «входа» и «выхода» политической системы. Под термином «Политическая функция» им понимается «полезная деятельность, вклад отдельной политической структуры в политическую жизнь или политическую систему в целом» Функции «входа»: артикуляция, агрегация, политические социализация и рекрутация, а также политическая коммуникация. Перечисленные выше функции выполняют рядом политических структур, таких как группы интересов, партии, законодательные органы власти.

Функциями «выхода» являются: нормотворчество, исполнение законов, норм, а также контроль над их соблюдением. Перечисленные функции выполняются законодательными, исполнительными и судебными органами власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.017 с.)