Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт Туризма и Гостеприимства

Поиск

Институт Туризма и Гостеприимства

Контрольная работа

По дисциплине: Экскурсионно-выставочная работа

По теме: Оружейная палата

 

Выполнил: студентка 4 курса Специальность: 2305 Вишневская Екатерина   Проверил: Малышкин С.А.

                                  

 

Москва 2001 г.

 

Почти пять столетий минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое, дошедшее до наших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло в 1508 году.

Но еще задолго до указанной даты, в 1339 году, в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты говорилось о ценностях, положивших начало созданию великокняжеской сокровищницы. Упоминались украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда из великолепных тканей, дорогое оружие.

Спустя столетие великокняжеская казна включала в себя уже многочисленные ценности, хранившиеся в подклетах кремлевских дворцов и соборов. К концу XV века Москва стала своеобразным центром художественных ремесел. При московском дворе работает немало искусных русских и иностранных мастеров, создавших множество превосходных памятников. Многие из них вошли в состав Оружейной палаты. Политические успехи московских князей позволили им завязать дипломатические отношения с крупнейшими державами Востока и Запада. Многочисленные иноземные посольства доставляли в Москву роскошные дары: серебряные кубки, драгоценные ткани, жемчуг, воинское снаряжение, парадную конскую упряжь.

В период правления Ивана III великокняжеская казна разрослась настолько, что для ее хранения в 1485 году в Кремле, между Архангельским и Благовещенским соборами было специально возведено двухэтажное каменное здание с высокой четырехскатной крышей и глубокими подвалами. Оно получило название "казенный двор". Здесь почти триста лет хранились сокровища московских правителей. Значительную часть ценностей Казенного двора составляли изделия, изготовленные на территории Московского Кремля, в художественных мастерских, или "палатах".

Своим названием ныне существующий музей обязан ведущей кремлевской мастерской, Оружейной палате, в которой издавна изготовляли холодное и огнестрельное оружие, а также воинские доспехи всех видов. До нашего времени

 

 

дошло много первоклассных образцов, делающих честь русскому оружейному мастерству.

На территории Кремля размещалась и Конюшенная казна, изделиям которой - седлам, попонам - отводилось важное место в оформлении всех придворных церемоний: царских выездов, охоты, посольских встреч. В Царицыных и Государевых палатах, также располагавшихся в Московском Кремле, шили из привозных тканей роскошные одежды, выкладывая на их поверхности жемчугом и самоцветами замечательные по красоте и богатству узоры. Мастера Золотой и Серебряной палат изготовляли в Кремле драгоценную посуду и огромное количество золотых украшений.

Непоправимый урон кремлевской сокровищнице был нанесен в период правления самозванца - Лжедмитрия (1605-1607). После его низложения и убийства разграбленная казна продолжала быстро убывать. Из-за недостатка денег в государстве взошедший на престол Василий Шуйский вынужден был распорядиться переделывать в монеты принадлежавшие казне драгоценные изделия. Во время пребывания в Москве польских интервентов (1610-1612) кремлевская сокровищница была почти полностью опустошена.

Однако вскоре после освобождения Москвы возобновляется деятельность кремлевских мастерских, и уже во второй половине XVII века они переживают пору расцвета. В это время, в период бурного экономического и политического роста государства, было создано множество высокохудожественных произведений, ставших гордостью русского искусства. В конце XVII - начале XVIII века деятельность художественных мастерских Московского Кремля постепенно сокращалась.

По приказу Петра I лучшие московские мастера были отозваны в новую столицу - Петербург. И тем не менее Петр стремился не только сохранить, но и приумножить накопленные веками сокровища. В декабре 1709 года, вскоре после победы под Полтавой, Петр приказал все захваченное в битве оружие, знамена и другие трофеи передать в Оружейную палату Московского Кремля. В 1718 году он же приказал отремонтировать помещение палаты и изготовить дубовые шкафы, чтобы "...все вещи устроить в тех шкафах явственно под стеклом." Этим не ограничилась забота Петра о кремлевских реликвиях: в 1720 году он повелевает князю Одоевскому проверить все хранилища Кремля. А осмотрев и все описав, обеспечить их охрану. Спустя семь лет, в 1727 году, из Петербурга в Москву поступает новый приказ: все древние хранилища объединить в одно под названием "Мастерской и Оружейной палаты" и передать в ведение Сената. Прошло, правда, еще немало времени, прежде чем Оружейная палата стала настоящим музеем.

В 1754 году первый ректор Московского Университета А.Аргамаков после тщательного обследования и изучения древних ценностей предложил Сенату сделать специальную галерею для хранения сокровищ и назначить один день в неделю, чтобы показывать всем желающим. И осенью 1756 года в Кремле, возле Благовещенского собора, под руководством архитектора Дмитрия Ухтомского были заложены первые камни будущего здания Оружейной палаты. Через 12 лет строительство это закончилось. Но древние реликвии никогда не были размещены в этом помещении: в связи с закладкой нового дворца В.И.Баженова только что отстроенное здание по повелению Екатерины II было снесено. Новое здание для музея возвел в Кремле в 1806-1810 годах архитектор И.В.Еготов - возле Троицких ворот, на месте бывшего дворца Бориса Годунова. Отделочные работы продолжались до лета 1812 года.

Накануне Бородинского сражения все ценности Оружейной палаты были вывезены в Нижний Новгород. Ответственность за сохранность кремлевской сокровищницы лежала на действительном статском советнике И.П. Поливанове. Он с честью выполнил возложенную на него миссию и после бегства Наполеона из Москвы вернул в Кремль все без исключения экспонаты.

В 1814 году в семи залах здания, выстроенного И.В. Еготовым, была создана постоянная музейная экспозиция. В 1844 году петербургский архитектор К.А.Тон начинает у Боровицких ворот Кремля строительство нового здания, завершив его к 1851 году. В просторных залах второго этажа этого здания разместились реликвии Оружейной палаты.


После Октябрьской революции музею было передано множество произведений из частных коллекций, монастырей, храмов, из Патриаршей ризницы Московского Кремля. В конце 1924 года Оружейная палата, носившая название Музея прикладного искусства, открыла свою первую после революции выставку. В следующем году по решению Ученого Совета палаты издается первый сборник научных трудов по музейному собранию.

Работа старейшего в стране музея, изучение его памятников были прерваны Великой Отечественной войной. Все коллекции Оружейной палаты в июне 1941 года были вывезены на Урал, где и хранились до февраля 1945 года. Летом 1945 года они вновь предстали перед посетителями музея.

 

Оружейная палата до сих пор хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.
В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV - начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.

 

 

 

 


ЗАЛЫ 1-2. Русские золотые и серебряные изделия XII - начала XX века
ЗАЛ 3. Европейское и восточное парадное вооружение XV -XIX веков
ЗАЛ 4. Русское вооружение XII - начала XIX века
ЗАЛ 5. Западноевропейское серебро XIII -XIX веков
ЗАЛ 6. Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV -XVIII вкеов. Светский костюм в России XVI - начала XX века
ЗАЛ 7. Древние государственные регалии и предметы парадного церемониала XIII -XVIII веков
ЗАЛ 8. Предметы парадного конского убранства XVI-XVIII веков
ЗАЛ 9. Экипажи XVI -XVIII веков

План – схема

Витрина 22. Европейские доспехи и оружие XV - XIX веков
Витрина 23. Европейские доспехи и оружие XV - XIX веков
Витрина 24. Европейские доспехи и оружие XV - XIX веков
Витрина 25. Турецкое вооружение XVI - XVII веков
Витрина 26. Иранское вооружение XVI - XVII веков

                       

 

План – схема

Витрина 27. Русское вооружение XII - XVII веков
Витрина 28. Русское вооружение XII - XVII веков
Витрина 29. Русское вооружение XVIII - начала XIX века. Ордена XVII - XX веков

 

                                              

 

План – схема

                                  

 

Витрина 30. Посольские дары. Голландия
Витрина 31. Посольские дары. Англия
Витрина 32. Посольские дары. Польша
Витрина 33. Посольские дары. Швеция
Витрина 34. Посольские дары. Дания
Витрина 35. Изделия златокузнецов Нюрнберга
Витрина 36. Произведения европейских мастеров XIII - начала XVI века
Витрина 37. Коллекция изделий из натуралий и редких материалов
Витрина 38. Ювелирные изделия европейских мастеров XVI - начала XIX века
Витрина 39. Произведения Гамбургских серебряников
Витрина 40. Аугсбургское серебро эпохи барокко XVII - начала XVIII века
Витрина 41. Искусство Французских серебряников XVII - начала XVIII века
Витрина 42. Французское ампирное серебро
Витрина 43. Олимпийский сервиз

 

 

План – схема

Витрина 44. Светская одежда на Руси XVI -XVII веков
Витрина 45. Светский костюм в России XVIII - XIX веков
Витрина 46. Драгоценные ткани Византии, Ирана, Турции XIV - XVII веков. Драгоценные ткани Италии, Испании, Франции, России. Изобразительное художественное шитье

 

 

План – схема

Витрина 47. Троны
Витрина 48. Трон двойной
Витрина 49. Тронное кресло
Витрина 50. Древние государственные регалии и предметы парадного церемониала
Витрина 51. Троны

План – схема

Витрина 52. Предметы парадного конского убранства русской работы XVI - XVIII веков
Витрина 53. Предметы парадного конского убранства Турции XVIII века
Витрина 54. Предметы парадного конского убранства Турции XVIII века
Витрина 55. Предметы парадного конского убранства иранской, турецкой и европейской работы XVI - XVII веков

 

 

Экипажи XVI -XVIII веков

Одна из лучших в мире, коллекция экипажей состоит из произведений, выполненных в крупнейших художественных центрах России и Западной Европы, дает представление об изменении формы, декора и конструкции экипажей с XVI по XVIII столетие.

 

План – схема

Колымага
Каретка летняя "потешная"
Возок зимний "потешный"
Коляска садовая
Карета
Карета
Карета
Карета
Карета
Карета-берлина
Коляска летняя

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 

 

Список литературы:

 

1. www.moscowkremlin.ru

2. www.museum.ru

3. www.moscow.ru

4. www.russia.com

 

 

Институт Туризма и Гостеприимства

Контрольная работа

По дисциплине: Экскурсионно-выставочная работа

По теме: Оружейная палата

 

Выполнил: студентка 4 курса Специальность: 2305 Вишневская Екатерина   Проверил: Малышкин С.А.

                                  

 

Москва 2001 г.

 

Почти пять столетий минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое, дошедшее до наших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло в 1508 году.

Но еще задолго до указанной даты, в 1339 году, в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты говорилось о ценностях, положивших начало созданию великокняжеской сокровищницы. Упоминались украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда из великолепных тканей, дорогое оружие.

Спустя столетие великокняжеская казна включала в себя уже многочисленные ценности, хранившиеся в подклетах кремлевских дворцов и соборов. К концу XV века Москва стала своеобразным центром художественных ремесел. При московском дворе работает немало искусных русских и иностранных мастеров, создавших множество превосходных памятников. Многие из них вошли в состав Оружейной палаты. Политические успехи московских князей позволили им завязать дипломатические отношения с крупнейшими державами Востока и Запада. Многочисленные иноземные посольства доставляли в Москву роскошные дары: серебряные кубки, драгоценные ткани, жемчуг, воинское снаряжение, парадную конскую упряжь.

В период правления Ивана III великокняжеская казна разрослась настолько, что для ее хранения в 1485 году в Кремле, между Архангельским и Благовещенским соборами было специально возведено двухэтажное каменное здание с высокой четырехскатной крышей и глубокими подвалами. Оно получило название "казенный двор". Здесь почти триста лет хранились сокровища московских правителей. Значительную часть ценностей Казенного двора составляли изделия, изготовленные на территории Московского Кремля, в художественных мастерских, или "палатах".

Своим названием ныне существующий музей обязан ведущей кремлевской мастерской, Оружейной палате, в которой издавна изготовляли холодное и огнестрельное оружие, а также воинские доспехи всех видов. До нашего времени

 

 

дошло много первоклассных образцов, делающих честь русскому оружейному мастерству.

На территории Кремля размещалась и Конюшенная казна, изделиям которой - седлам, попонам - отводилось важное место в оформлении всех придворных церемоний: царских выездов, охоты, посольских встреч. В Царицыных и Государевых палатах, также располагавшихся в Московском Кремле, шили из привозных тканей роскошные одежды, выкладывая на их поверхности жемчугом и самоцветами замечательные по красоте и богатству узоры. Мастера Золотой и Серебряной палат изготовляли в Кремле драгоценную посуду и огромное количество золотых украшений.

Непоправимый урон кремлевской сокровищнице был нанесен в период правления самозванца - Лжедмитрия (1605-1607). После его низложения и убийства разграбленная казна продолжала быстро убывать. Из-за недостатка денег в государстве взошедший на престол Василий Шуйский вынужден был распорядиться переделывать в монеты принадлежавшие казне драгоценные изделия. Во время пребывания в Москве польских интервентов (1610-1612) кремлевская сокровищница была почти полностью опустошена.

Однако вскоре после освобождения Москвы возобновляется деятельность кремлевских мастерских, и уже во второй половине XVII века они переживают пору расцвета. В это время, в период бурного экономического и политического роста государства, было создано множество высокохудожественных произведений, ставших гордостью русского искусства. В конце XVII - начале XVIII века деятельность художественных мастерских Московского Кремля постепенно сокращалась.

По приказу Петра I лучшие московские мастера были отозваны в новую столицу - Петербург. И тем не менее Петр стремился не только сохранить, но и приумножить накопленные веками сокровища. В декабре 1709 года, вскоре после победы под Полтавой, Петр приказал все захваченное в битве оружие, знамена и другие трофеи передать в Оружейную палату Московского Кремля. В 1718 году он же приказал отремонтировать помещение палаты и изготовить дубовые шкафы, чтобы "...все вещи устроить в тех шкафах явственно под стеклом." Этим не ограничилась забота Петра о кремлевских реликвиях: в 1720 году он повелевает князю Одоевскому проверить все хранилища Кремля. А осмотрев и все описав, обеспечить их охрану. Спустя семь лет, в 1727 году, из Петербурга в Москву поступает новый приказ: все древние хранилища объединить в одно под названием "Мастерской и Оружейной палаты" и передать в ведение Сената. Прошло, правда, еще немало времени, прежде чем Оружейная палата стала настоящим музеем.

В 1754 году первый ректор Московского Университета А.Аргамаков после тщательного обследования и изучения древних ценностей предложил Сенату сделать специальную галерею для хранения сокровищ и назначить один день в неделю, чтобы показывать всем желающим. И осенью 1756 года в Кремле, возле Благовещенского собора, под руководством архитектора Дмитрия Ухтомского были заложены первые камни будущего здания Оружейной палаты. Через 12 лет строительство это закончилось. Но древние реликвии никогда не были размещены в этом помещении: в связи с закладкой нового дворца В.И.Баженова только что отстроенное здание по повелению Екатерины II было снесено. Новое здание для музея возвел в Кремле в 1806-1810 годах архитектор И.В.Еготов - возле Троицких ворот, на месте бывшего дворца Бориса Годунова. Отделочные работы продолжались до лета 1812 года.

Накануне Бородинского сражения все ценности Оружейной палаты были вывезены в Нижний Новгород. Ответственность за сохранность кремлевской сокровищницы лежала на действительном статском советнике И.П. Поливанове. Он с честью выполнил возложенную на него миссию и после бегства Наполеона из Москвы вернул в Кремль все без исключения экспонаты.

В 1814 году в семи залах здания, выстроенного И.В. Еготовым, была создана постоянная музейная экспозиция. В 1844 году петербургский архитектор К.А.Тон начинает у Боровицких ворот Кремля строительство нового здания, завершив его к 1851 году. В просторных залах второго этажа этого здания разместились реликвии Оружейной палаты.


После Октябрьской революции музею было передано множество произведений из частных коллекций, монастырей, храмов, из Патриаршей ризницы Московского Кремля. В конце 1924 года Оружейная палата, носившая название Музея прикладного искусства, открыла свою первую после революции выставку. В следующем году по решению Ученого Совета палаты издается первый сборник научных трудов по музейному собранию.

Работа старейшего в стране музея, изучение его памятников были прерваны Великой Отечественной войной. Все коллекции Оружейной палаты в июне 1941 года были вывезены на Урал, где и хранились до февраля 1945 года. Летом 1945 года они вновь предстали перед посетителями музея.

 

Оружейная палата до сих пор хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.
В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV - начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.

 

 

 

 


ЗАЛЫ 1-2. Русские золотые и серебряные изделия XII - начала XX века
ЗАЛ 3. Европейское и восточное парадное вооружение XV -XIX веков
ЗАЛ 4. Русское вооружение XII - начала XIX века
ЗАЛ 5. Западноевропейское серебро XIII -XIX веков
ЗАЛ 6. Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV -XVIII вкеов. Светский костюм в России XVI - начала XX века
ЗАЛ 7. Древние государственные регалии и предметы парадного церемониала XIII -XVIII веков
ЗАЛ 8. Предметы парадного конского убранства XVI-XVIII веков
ЗАЛ 9. Экипажи XVI -XVIII веков



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.013 с.)