Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чтение в контексте развития информационного общества↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Чтение в контексте развития информационного общества В этой, последней публикации нашего цикла статей «Недетские проблемы детского чтения» мы хотим остановиться на еще одном ракурсе проблемы: роли «Человека читающего» как человека информационно грамотного – подготовленного для жизни в развивающемся информационном обществе. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты проблемы поддержки детского чтения и обучения школьников с точки зрения развития у них культуры чтения – информационной культуры в контексте развития происходящих процессов. Библиотекари-педагоги Мы хотим подчеркнуть, что именно школьные и детские библиотекари в последнее время создают для школьников программы, где интегрируются основные компоненты для развития у школьников читательской и информационной культуры. Например, в младших классах идет помощь учителям в развитии у школьников основ читательской культуры (помощь в рекомендации программ внеклассного чтения, организация экскурсий в детские библиотеки и др.), в средних классах – обучение основам библиотечно-библиографических знаний, умению работать с информацией, в старших классах – обучение школьников основам информационной культуры в тех аспектах, которые заложены в приведенном выше подходе. Хорошей иллюстрацией данного подхода является опыт многих школьных библиотекарей. Так, например, в Муниципальной гимназии №1 Новосибирска в библиотеке гимназии школьники получают знания и навыки информационной грамотности: для учащихся 1-8 класса – это курс Библиотечно-библиографической грамотности, для учащихся 9 класса – «Основы информационной культуры», разработанные в КемГАКИ. Так многие библиотекари стремятся на практике участвовать в обучении школьников основам читательской и информационной культуры. Однако сегодня абсолютно необходимо изменение отношения к культуре чтения и информационной культуре на всех уровнях: теоретическом, методическом, организационном; нужно готовить учителей и библиотекарей(как библиотекарей-педагогов, и прежде всего – школьных, детских и юношеских библиотекарей), которые смогут помогать учителям и также участвовать в процессе обучения школьников основам культуры чтения и информационной культуры. Мировое сообщество идет по пути укрепления роли библиотек и информационных служб в качестве путей выхода на информационные магистрали, опираясь, прежде всего, на публичные и школьные библиотеки в качестве эффективных средств расширения доступа к образованию, культуре и знаниям. Два года назад Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) разработала «Манифест ИФЛА об интернет». В нем говорится: «Библиотеки и информационные службы обеспечивают важные пути доступа к Интернет. Для одних пользователей они предлагают условия, руководство и помощь, для других они являются единственной точкой доступа к информации. Они предоставляют механизм, способный преодолеть препятствия, создаваемые различиями в ресурсах, технологии и обучении». В России библиотеки пока что недостаточно включены в процессы развития информационного общества. Опасно недопонимание роли библиотек различных типов и уровней, которые могут и должны стать опорой инфраструктуры строящегося в России информационного общества, и особенно опасно недопонимание роли библиотек, работающих с детьми – школьных, детских, юношеских (и других). Одной из ключевых сегодня становится задача интенсификации включения всех типов библиотек, работающих с детьми, в программы развития интернета, в развитие информационно-образовательного пространства; задача технического переоснащения библиотек, работающих с детьми, повышения квалификации детских, школьных, юношеских библиотекарей для работы с новыми информационными технологиями. Иначе разрыв между детьми (и подростками) и взрослыми - библиотекарями будет постоянно возрастать. Библиотекари могут и должны взять на себя задачи помощи учителям в подготовке юных к жизни в обществе знаний; но необходимо, прежде всего, изменение к отношения к ним со стороны государства и общества. Наши идеи и предложения В заключении мы хотим еще раз привлечь внимание читателей к тому, что Совет по русскому языку при Правительстве РФ в заседании от 25 сентября 2003 г. рекомендовал Министерству образования, МПТР и Минкультуры России провести в IV квартале 2004 года совместную коллегию по вопросам культуры чтения детей и подростков (Протокол, пункт 5). Быть может, правительству России следовало бы выступить инициатором Национальной стратегии в области грамотности и Национального года чтения, как это, например, было сделано недавно в Великобритании? Здесь целью этих широкомасштабных проектов стало развитие культуры чтения школьников, а также повышения в обществе престижа чтения. Осознаем ли мы, что поддержка чтения детей и юношества сегодня – это не только задача родителей и специалистов? Еще раз повторим наши главные тезисы: мы стоим перед острой необходимостью проведения государственной политики в области чтения, и особенно, чтения подрастающего поколения. Нам необходимо осознание нескольких идей: - развитие у школьников читательской и информационной культуры (с иным взглядом на культуру чтения и информационную культуру, с учетом международного опыта в этой области) - это задача государственной важности; - поддержка чтения должна стать заботой и общества, и государства; - для её реализации необходима кооперация усилий специалистов из разных областей знания, тесное взаимодействие представителей теории и практики. И также: мы призываем педагогов, библиотекарей и других специалистов стать участниками перечисленных выше общественных организаций и способствовать тому, чтобы в России создавалась национальная политика в области поддержки чтения для сохранения и развития «Нации читателей» Список литературы Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»//http://www.nbuv.gov.ua/law/00_uiv.html Кузьмин Е. И., Демидов А. А. О программе ЮНЕСКО «Информация для всех» // http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2003/trud/tom1/plen/Doc7.HTML «Развитие информатизации в России на период до 2010 г.», «Развитие единой информационно-образовательной среды Российской Федерации в 2002—2006 гг.», «Создание и развитие информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти 2001—2007 гг.», межведомственная программа “Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы” (1995—2001гг.), Федеральная целевая программа “Электронные библиотеки” (проект 2000г.), «Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ» (1998-2001гг и 2002-2005 гг.) и др. Координирующую роль по отношению к другим программам призвана выполнить федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002—2010 гг.» (2002г.), посвященная преимущественно проблемам совершенствования взаимодействия органов власти между собой и хозяйственными субъектами. В этой программе определяются общие концептуальные направления развития информационно-коммуникационных технологий как одного из основных направлений социально-экономического развития страны. Кэрролл Ф.Л. Руководство для школьных библиотек: Школьные библиотеки. – М.: Рудомино, 1997. С.33-64. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. - М.:Школьная библиотека, 2003 г. - С.18, С.30. Манифест ИФЛА об интернет был принят на Сессия Совета II ИФЛА а, 23 августа 2002 г. в Глазго; Текс резолюции: Алекс Бирн (Alex Byrne), Председатель Комитета по вопросам свободного доступа к информации и свободы выражения (FAIFE) ИФЛА. Сметанникова Н.Н. Учиться читать, чтобы учиться, читая. Предложения к национальной программе «Чтение» // Юный читатель и книжная культура России: Материалы исследования: Сборник статей. – М.: РГДБ, 2003. – С. 103-109. (Этот сборник и другие издания Российской государственной детской библиотеки, посвященные исследованиях детского чтения, также как библиографическая информация о деском чтении, представлены на сайте РГДБ: www.rgdb.ru) www.RRRA-org.narod.ru Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fio.ru/
Чтение в контексте развития информационного общества В этой, последней публикации нашего цикла статей «Недетские проблемы детского чтения» мы хотим остановиться на еще одном ракурсе проблемы: роли «Человека читающего» как человека информационно грамотного – подготовленного для жизни в развивающемся информационном обществе. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты проблемы поддержки детского чтения и обучения школьников с точки зрения развития у них культуры чтения – информационной культуры в контексте развития происходящих процессов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.163 (0.008 с.) |