Роль «иенской школы» в культуре Германии 4 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль «иенской школы» в культуре Германии 4



Содержание

Введение                                                                                                             2

Роль «иенской школы» в культуре Германии                                        4

Возникновение иенской школы                                                             5

Исторические корни романтизма                                                                6

Основные особенности идейных исканий представителей иенской школы                                                                                                                7

Романтическая концепция искусства                                                    12

Трагизм художественного существования в «Фантазиях об искусстве В.-Г. Вакенродера»                                                                                         14

Проблема свободы художника                                                              15

Проблема одиночества художника                                                       16

Идеальное искусство и проза жизни                                                    18

Заключение                                                                                                      22

Список использованной литературы                                                         24

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена интересом к романтическим воззрениям и идеалам во многих областях современного научного знания. Интерес обусловлен тем, что романтическая школа возникла на стыке времен, когда разрушалось одно общество и строилось новое; романтический протест был вызван разочарованием в той новой действительности, на которую возлагало надежды человечество, но которая  также оказалась далекой от справедливости. Эта проблема актуальна и в наши дни, поскольку остается нерешенным вопрос о том, приближает ли  общественный прогресс человечество к справедливости, к идеалу, или наоборот отдаляет от него? Для художника механический прогресс является, бесспорно, трагичным. Обращение к творчеству В.-Г. Вакенродера с целью исследования трагичности художественного существования в раннем немецком романтизме обусловлено тем, что именно этот романтик посвятил все свое творчество личности художника, наиболее полно раскрыв трагическое противоречие идеала и действительности.

Новизна работы состоит в исследовании явления трагичности художественного существования на материале творчества В.-Г. Вакенродера, до сих пор не становившегося объектом специального исследования в аспекте культурологии.  Творчество Вакенродера, имевшее столь значительное влияние не только на культуру Германии, но также представлявшее большой интерес для русских мыслителей и деятелей культуры XVIII века (в том числе и для А.С. Пушкина), очень мало изучено, как в России, так и на его родине в Германии. Известный исследователь немецкого романтизма Н.Я. Берковский в своем исследовании «Романтизм в Германии» упоминает о Вакенродере лишь как о друге Л. Тика, а величайший немецкий гений Г. Гейне в своей работе «Романтическая школа» вспоминает о нем,  как о «некто Вакенродере», написавшем рассказы, изданные Л. Тиком.

Целью данной работы является описание культурологического феномена трагичности художественного существования в раннем немецком романтизме (на материале творчества В.-Г. Вакенродера).

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- рассмотреть роль «иенской» романтической школы в культуре Германии, описав ее исторические корни и основные особенности идейных исканий ее представителей;

- описать концепцию искусства, созданную романтиками и играющую в ней роль художника

- проанализировать творчество В.-Г. Вакенродера и рассмотреть феномен трагичности художественного существования, выраженный в ряде идейно-эстетических тем его творчества.

В качестве основных методов и приемов исследования в работе использовались аналитический, описательный и сопоставительный методы.

Было проанализировано творчество В.-Г. Вакенродера, были описаны и сопоставлены точки зрения различных исследователей в области культурологии, эстетики, философии по данному вопросу, а также проанализирована литература, посвященная немецкому романтизму.

 

Возникновение иенской школы

Н.Я. Берковский, говоря о причинах образования романтической школы именно в Иене, особо отмечает роль пользовавшегося славой Иенского университета, в котором преподавал Шиллер и продолжал преподавать Фихте, и для которого существенным фактором являлась близость Веймара. Веймар был местом жительства Гете и Шиллера, Гердера и Виланда,  и в силу этого являлся культурной столицей Германии.[4]

В 1790 году в Иене обосновывается Август Шлегель. Затем, в 1799 году поселяется здесь также и Фридрих Шлегель. К тому времени братья Шлегели стали уже известными литераторами и завоевали в Германии достаточно масштабную читательскую аудиторию. Вокруг Шлегелей, утверждающих новое направление в литературе, образуется своеобразный кружок идеологической оппозиции, и их дом в Иене становится одним из центров духовной жизни Германии.

Частыми гостями Шлегелей являются философы Шеллинг и Фихте, естествоиспытатели Риттер и Стефанс, молодой берлинский пастор и теолог Шлейермахер, также бывал в их доме и Гете.  

В Иену приезжает молодой начинающий литератор Людвиг Тик, с которым тесной личной дружбой и общностью взглядов на литературу и искусство был связан Вакенродер.

По мнению А.С. Дмитриева, издание в 1797 году журнала «Атеней» придало иенской школе как прочные организационные основы, так и еще более оппозиционный характер по отношению к немецкой идеологической жизни того времени.[5] Собственно, о начале романтизма в литературе и поэзии стало возможно говорить, по мнению А.В. Михайлова, с момента публикации двух эстетических сборников В.-Г. Вакенродера – «Сердечные излияние монаха – любителя искусств» (1796) и «Фантазии об искусстве» (1799).

 

Проблема свободы художника

    Вакенродер обращается к проблеме свободы художника в рассказе «Примечательная музыкальная жизнь композитора Иозефа Берлингера».

По мнению Н. Рубцовой, для Вакенродера зависимость художника от двора, от мецената оказывается тягостной и трагичной. Герой его рассказа композитор, сделавшийся придворным музыкантом, «зажил в великолепии» и стал состоятельным человеком, но он очень тяжело переносил эту зависимость. Вакенродер с горечью говорит о том, что художник вынужден угождать богатым и властным людям, что это символизирует гибель искусства.[26]

Вакенродер вкладывает свои воззрения о свободе художника в письмо Иозефа Берлингера, полное разочарования и скорби: «Но самое отвратительное – это все внешние обстоятельства, в какие запутан художник. Я умолчу об омерзительной зависти и вероломных интригах, обо всех отвратительных мелочных обычаях и людях, о всем подчинении искусства воле двора – мне противно сказать об этом хоть слово, - все это так недостойно и так унизительно для человеческой души, что даже и звука об этом не в силах произнести. Трижды несчастлива музыка, что как раз это искусство для самого своего существования нуждается в участии столь многих человеческих рук! Я напрягаю и возвышаю всю свою душу, чтобы создать великое творение, а потом сотня людей, лишенных чувства и разума, вмешивается и требует то одного, то другого».[27]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы над темой были сделаны некоторые заключения.

Представителя раннего немецкого романтизма выдкинули и развили в своем творчестве много новых идей. Ощущение «раскованности» от феодальных пут повлекло новое понимание человека, его призвания и места в мире. Возникла иллюзия беспредельных возможностей личности. Вследствие этого романтики поэтизировали энтузиазм, как средство осуществления этих возможностей.

Ранние романтики оппозиционно относились к окружающей «тусклой» обыденности, к трусливому и ограниченному бюргерству. Однако большинство ранних романтиков не видели столкновения идеала и реальной действительности, и поэтому их творчеству был присущ оптимистический характер, свободный от трагизма и разочарованности.

Однако среди общей оптимистичности романтиков звучали и мотивы трагичности, связанные с творчеством В.-Г. Вакенродера, который видел неразрешимый конфликт земной обыденности и идеала.

Романтиками была также создана новая концепция искусства, явившаяся реакцией на Просвещение. По сравнению с Просвещением существенно было возвышено искусство, оно было провозглашено самоценным, не определенным лишь утилитарными, социальными функциями. Художник становится Творцом, а не мастером создания красоты для увеселения публики.

Искусство было призвано воспроизводить глубины человеческого духа, внутренние переживания и страсти. Внутренне состояние, в котором находится человек, испытывающий художественное переживание, рассматривается романтиками как высочайшая ценность. Только художественное переживание и существование способно освободить творческую личность художника, потому только оно свободно от каких-либо правил и рамок.

В результате анализа творчества В.-Г. Вакенродера были выявлены три идейно-эстетические темы, в которых выражается трагический конфликт идеального и реального.

Несовместимость идеального искусства и «земного убожества» обрекает художника на мучения и страдания. Для
В.-Г. Вакенродера зависимость художника от двора оказывается тягостной и трагичной. Художник не может вынести вмешательства в его творчество лишенных чувства и разума людей. Пытаясь освободить свое творчество из-под власти бесчувственных невежд и невнимательной публики, художник обрекает себя на одиночество. У него нет ценителей и сочувствующих ему людей, а каждый художник в них нуждается. Творческая свобода возвышает художника над действительностью, но и приносит трагическое одиночество, справится с которым практически невозможно.

Таким образом, служение искусству не приближает художника к идеалу, а лишь отдаляет от него. Исходя из этого  В.-Г. Вакенродер приходит к выводу, что человеку с такой «высокой фантазией», «озаренному божественной миссией носителя высокого искусства», быть может, более подходит наслаждение искусством, нежели служение ему.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 ) Берковский Н., Романтизм в Германии. – СПб, 2001.

2) Бычков В.В., Эстетика. – М.,2004

3) Вакенродер В.-Г., Фантазии об искусстве. – М., 1977

4) Габитова Р.М., Эстетика немецкого романтизма //История эстетической мысли. – М., 1985. Т. 3. – С. 56-83.

5) Габитова Р.М., Философия немецкого романтизма. Гельдерлин. Шлейермахер. – М., 1989

6) Гейне Г., Романтическая школа. // Соч. В 10 т. Т. 6 – Ленинград, 1958

7) Грешных В.И., Художественная проза немецких романтиков: формы выражения духа.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. – М., 2001.

8) Дмитриев А.С., В.-Г. Вакенродер и ранние немецкие романтики. // Вакенродер В.-Г.,Фантазии об искусстве. – М., 1977. С. 9-25

9) Кривцун О.А., Эстетика. – М., 2000

10 ) Карташова И.В., Этюды о романтизме. – Тверь, 2002

11) Михайлов А.В., Эстетические идеи немецкого романтизма//Эстетика немецких романтиков // Левит С.Я. – СПб, 2006. С. 401-435

12) Рубцова Н., Проблема свободы художника в эстетике В.-Г. Вакенродера и Дж. Вазари // Романтизм: грани и судьбы // Выпуск 4. – Тверь, 2002.С. 109-11

13) Степанова Н.Н., Романтизм как культурно-исторический тип: опыт междисциплинарного исследования. // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора М.С. Кагана. Матер. междунар. науч. конф. 18 мая 2001 г. СПб.: Серия «Symposium». Выпуск №12. – СПб, 2001. C. 232 -242.


[1] Берковский Н., Романтизм в Германии. – СПб. С.7

[2] Гейне Г., Романтическая школа. // Соч. В 10 т. Т. 6 – Ленинград, 1958. С. 158

[3] Кривцун О.А., Эстетика. – М., 2000. С.47

 

[4] Берковский Н., Романтизм в Германии. – СПб. С.7

[5] Дмитриев А.С., В.-Г. Вакенродер и ранние немецкие романтики.// Вакенродер В.-Г.,С. 10

[6] Карташова И.В., Этюды о романтизме. – Тверь, 2002. С. 6

[7] Дмитриев А.С., В.-Г. Вакенродер и ранние немецкие романтики.// Вакенродер В.-Г.,С. 11-12

[8] Гейне Г., Романтическая школа. // Соч. В 10 т. Т. 6 – Ленинград, 1958. С. 160

[9] Берковский Н., Романтизм в Германии. – СПб. С.18

[10] Там же

[11] Карташова И.В., Этюды о романтизме. – Тверь, 2002. С. 10

[12] Габитова Р.М., Философия немецкого романтизма. Гельдерлин. Шлейермахер. – М., 1989. С. 15

[13] Карташова И.В., Этюды о романтизме. – Тверь, 2002. С. 17

[14] Карташова И.В., Этюды о романтизме. – Тверь, 2002.С. 11-12

[15] Там же С. 22-24

[16] Вакенродер В.-Г., Фантазии об искусстве. – М., 1977. С.192

[17] Карташова И.В., Этюды о романтизме. – Тверь, 2002. С. 24

[18] Бычков В.В., Эстетика. – М.,2004. С. 79

[19] Карташова И.В., Этюды о романтизме. – Тверь, 2002. С. 26-42

[20] Степанова Н.Н., Романтизм как культурно-исторический тип: опыт междисциплинарного исследования. // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора М.С. Кагана. Матер. междунар. науч. конф. 18 мая 2001 г. СПб.: Серия «Symposium». Выпуск №12. – СПб, 2001. C. 234.

[21] Бычков В.В., Эстетика. – М.,2004. С. 78

[22] Кривцун О.А., Эстетика. – М., 2000, С. 48-50

[23] Там же С. 52-54

[24] Дмитриев А.С., В.-Г. Вакенродер и ранние немецкие романтики.// Вакенродер В.-Г.,С. 12

[25] Там же С.13

[26] Рубцова Н., Проблема свободы художника в эстетике В.-Г. Вакенродера и Дж. Вазари // Романтизм: грани и судьбы // Выпуск 4. – Тверь, 2002. С.109-114, С.109

[27] Вакенродер В.-Г., Фантазии об искусстве. – М., 1977. С.107-108

[28] Вакенродер В.-Г., Фантазии об искусстве. – М., 1977. С.106

[29] Габитова Р.М., Эстетика немецкого романтизма //История эстетической мысли. – М., 1985. Т. 3. – С. 56-83, С. 62

[30] Дмитриев А.С., В.-Г. Вакенродер и ранние немецкие романтики.// Вакенродер В.-Г.,С. 16

[31] Габитова Р.М., Эстетика немецкого романтизма //История эстетической мысли. – М., 1985. Т. 3. – С. 56-83, С. 63

[32] Вакенродер В.-Г., Фантазии об искусстве. – М., 1977. С.107

[33] Рубцова Н., Проблема свободы художника в эстетике В.-Г. Вакенродера и Дж. Вазари // Романтизм: грани и судьбы // Выпуск 4. – Тверь, 2002. С.109-114, С.113

[34] Дмитриев А.С., В.-Г. Вакенродер и ранние немецкие романтики.// Вакенродер В.-Г.,С. 16

[35] Вакенродер В.-Г., Фантазии об искусстве. – М., 1977. С.108

[36] Там же С.111-112

[37] Дмитриев А.С., В.-Г. Вакенродер и ранние немецкие романтики.// Вакенродер В.-Г.,С. 17

Содержание

Введение                                                                                                             2

Роль «иенской школы» в культуре Германии                                        4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.199 (0.049 с.)