Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Эволюция благотворительности и меценатства в России

Поиск

Введение

 

Актуальность темы работы определяется важностью благотворительной деятельности в современном обществе. Слово «благотворительность» является аналогом греческого слова «филантропия», которым чаще пользуются за рубежом. Осуществлять благотворительность - значит «творить благо».

Благотворительность, чтобы быть практически действенной, обязана быть особенно чуткой и внимательной к уровню, направленности, состоянию и мере выражения духовного начала тех людей, которым она оказывается. Поэтому истинная благотворительность невозможна без опоры на христианские ценности - бескорыстие, милосердие, смирение… «Возлюби ближнего своего, как самого себя»: эта цитата из заповеди Христовой - единственно верное объяснение цели благотворительности, единственный верный путь для благого дела.

Зарождение благотворительности на Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 года официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц.

До 60-х годов XIX в. общественная и частная благотворительность развивалась медленно. Только с 1862 г. разрешение на открытие учреждений было предоставлено Министерству внутренних дел. Во второй половине XIX в. Было основано 95% всех благотворительных обществ и 82% благотворительных заведений Российской империи.

Активные позиции начинают занимать с 1867 г. Общество Красного Креста и с 1895 г. - Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, позже переименованное в Попечительство трудовой помощи. Благотворительная помощь охватывала в основном следующие группы нуждающихся: детей и подростков, взрослых трудоспособных, взрослых нетрудоспособных и инвалидов, больных, престарелых.

После Октябрьской революции изменение политических и социальных условий привело к прекращению деятельности созданных в царское время благотворительных организаций, хотя существование острейших социальных проблем, например, массовой детской безнадзорности, вынуждало общество и на этом этапе к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им. Ленина).

Характерной чертой советского периода новейшей русской истории было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем, что как бы исключало необходимость общественных благотворительных организаций.

В настоящее время создан Союз Благотворительных Организаций России, объединяющих около трех тысяч благотворительных организаций и фондов.

Меценатство отличается от благотворительной деятельности по своим социальным и культурным целям. Мотивы благотворительности связаны с состраданием и милосердием. Мотивы меценатства - социальной взаимопомощью и протекционизмом. Цели благотворительности в обеспечении социального благополучия в обществе. Цели меценатства - в обеспечении сохранения и развития профессиональных видов культурной деятельности.

Как показал анализ литературы, имеющейся по теме изучения, в истории отечественного меценатства было немало примеров поддержки музыкальной культуры. Деятельность меценатов в сфере музыкального искусства и музыкальной культуры преследовала просветительские цели (создание музыкальных обществ, проведение концертов и др.), способствовала развитию общего, специального профессионального музыкального образования, направлена на поддержку отдельных музыкантов-исполнителей и музыкантов-авторов.

Вместе с тем, анализ литературы показал недостаточность изученности темы, отсутствие комплексных исследований роли меценатства с области музыкальной культуры. На сегодняшний день имеется единственный учебник Г.М. Четвериковой «Благотворительность, меценатство и подвижничество в развитии русской музыкальной культуры» (Ростов н/ Д, 2002). Заслуживают упоминания публикации П.Н. Столпнянского, И.Ф. Петровской, А.Н. Боханова, В.А. Бахревского и др. Таким образом, весьма важным представляется уточнение роли благотворительной деятельности предпринимателей, интеллигенции в развитии и поддержке музыкальной культуры.

Целью работы является изучение роли меценатов в развитии музыкальной культуры.

Поставленная цель будет достигнута с помощью следующих задач:

дать характеристику и соотнести такие понятия как «благотворительность», «меценатство», «филантропия», «патронат», «спонсорство»;

проследить историю становления и развития благотворительности в России;

оценить влияние меценатства на становление и развитие музыкальной культуры в России в XVIII-начале XX веков;

показать на конкретных примерах роль российских покровителей искусства.

При написании работы были использованы материалы по истории благотворительности и меценатства, ресурсы Интернет.

Основным методом изучения стал метод отбора и анализа литературы, сравнительный метод.

Логика и цель работы определили ее структуру: она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Заключение

 

Система государственной и частной благотворительности в России сложилась в XIX веке. Были изданы законы о благотворительной деятельности, а в сознании народа сложились неписаные правила благотворительности, в соответствии с духовно-моральными устоями Православия.

Крайне дурным тоном в высшем российском обществе считалось неучастие в делах милосердия. Русские Императоры, чиновники высокого ранга жертвовали весьма крупные суммы на устройство благотворительных учреждений, богаделен, учебно-воспитательных заведений, больниц.

Что касается традиционного русского купечества, представителей нарождающегося промышленного капитала, то купец, фабрикант, не творящий добро и милосердие становился изгоем среди своих. Так в древнем Суздале, деревне Дунилово купцами построены не только десятки красивейших храмов. Если ты не построил храм, детский приют, то с тобой никто не будет иметь дела. Купцы и промышленники строили также музеи, картинные галереи, театры, народные библиотеки, места общественного отдыха, обустраивали и благоустраивали свои города, заботясь и о духовном, культурном развитии соотечественников.

Активно создавались и действовали различные благотворительные общества: сестер милосердия, посещения бедных и т.д.

В 1897 году Николай II издал указ об отказе «принимать подношения к стопам августейшей фамилии». В указе говорилось, что ввиду значительности сумм, затрачиваемых на подарки, Император в дальнейшем отказывается от них и «единственный радостный для его сердца дар составляют пожертвования от достатка обществ и частных лиц на благотворение и другие общеполезные учреждения и притом преимущественно местные».

С начала 60-х годов XIX века наблюдалось бурное развитие меценатства и благотворительности. Ежедневно возникали новые благотворительные общества и фонды, организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно - например, воскресные школы, создано было несколько десятков школ для слепых, обучаемых чтению по методу Брайля.

Быстро развивалась частная благотворительность, причем на благотворительность жертвовали не только состоятельные люди. Железные кружки для милостыни висели на стенах приютов, магазинов.

Впереди всех была благотворительная деятельность Церкви. Церковно-приходские попечительства к концу XIX века имелись практически в каждом российском городе.

К концу XIX века благотворительность в России стала широчайшим общественным явлением. В стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предпринимательская благотворительность играла существенную роль в жизни российского общества. Она была формой поддержки неимущих слоев населения и способом улучшения жизни работающих. Меценатство имело важное значение для самих предпринимателей. Будучи, как правило, людьми религиозными, русские предприниматели считали необходимым помогать нуждающимся, чтобы «искупить» свою жесткость в деловой сфере, оправдать богатство и заслужить прощение за совершенные грехи.

Обладая большой практической сметкой, предприниматели стремились направить деньги на благоугодное дело, также максимально целесообразно делая то, что могло бы принести пользу Отечеству или нуждающимся.


Список используемой литературы

 

1. Федеральный Закон РФ от 11.08.1995 №135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. Фед. законов от 21.03.2002 №31-ФЗ, 25.07.2002 №112-ФЗ, 04.07.2003 №94-ФЗ, 22.08.2004 №122-ФЗ, 30.12.2006 №276-ФЗ) // ПБД «Консультант Плюс 3000 [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.- Яз. рус.

2. Абросимова Е.А. Благотворительные организации в Российской Федерации (гражданско-правовые аспекты): дис. канд. юрид. наук / Е.А. Абросимова.- М., 1994.- 51 с.

.   Бахревский В.А. Савва Мамонтов / В.А. Бахревский. - М.: Мол. Гвардия, 2000.- 513 с.: ил. - (ЖЗЛ).

.   Беляева Н.Ю. Современные социальные исследования благотворительности в России: трактовки и подходы / Н.Ю. Беляева // Коммерсантъ.- 2001. - 8 июня.

.   Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: словарь-справочник от А до Я / Авт.-сост. М.Л. Макальская, Н.Н. Бобровская. - М.: Дело и сервис, 2003. - 255 с.

.   Благотворительность // Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова.- М.: Энцикл., 2000.- 909 с.

.   Благотворительность // Энциклопедический словарь: т. IV. Битбург - Босха / Под ред. Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона.- СПб., 1891. - С.55-58.

.   Благотворительность и милосердие: рубеж XIX-XX веков.- СПб.: Лики России, 2000.- 248 с.

.   Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России / А.Н. Боханов; Отв. ред. К.Ф. Шацилло.- М.: Наука, 1989.- 187 с.

.   Бродский Д. Отчет по исследованию значения СМИ в формировании позитивного отношения к благотворительности в Российском обществе / Д. Бродский.- М..: Дело, 1999.

.   Вепренцева Т.А. Общественно-политическая деятельность интеллигенции Тульской губернии в 60-е годы XIX- начале XX веков / Т.А. Вепренцева.- Тула: Изд-во ТулГУ, 2003.- 177 с.

.   Клецина, А.А. Современные социальные исследования благотворительности в России: трактовки и подходы [Электронный ресурс] / А.А. Клецина, А.А. Орлова // Золотое сердце: Спонсорская программа поддержки социально-значимых событий.- Режим доступа: <http://www.goldenheart.ru>, свободный.- Загл. с экрана.- Яз. рус.

.   Лебедев, А. Благотворительность как норма и нормы благотворительности / А. Лебедев // Новый мир.-1999.- №10.- С.250-255.

.   Мир русской истории: энциклопедический справочник.- М.: Вече, 2007.- 605 с.

.   Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского [Электронный ресурс].- Режим доступа: <http://www.mosconsv.ru>, свободный.- Загл. с экрана.- Яз. рус.

.   Некрасов, А.Я. Благотворительность / А.Я. Некрасов // Социальная энциклопедия. - М.: Энцикл., 2000. 508 с.

.   Петровская, И.Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге, 1801-1917: энцикл. / И.Ф. Петровская.- СПб., 1999.- 367 с.

.   Столпянский, П.Н. Музыка и музицирование в старом Петербурге / П.Н. Столпянский.- 2-е изд.- Л.: Музыка, 1989.- 223 с.: ил.

.   Толковый словарь русского языка / Сост. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Рус. Яз., 1983. - 797 с.

.   Фомин, Э.А. Благотворительность как социокультурный феномен в России / Э.А. Фомин, Е.З. Чикадзе.- СПб.: Питер, 2009.- 179 с.

Введение

 

Актуальность темы работы определяется важностью благотворительной деятельности в современном обществе. Слово «благотворительность» является аналогом греческого слова «филантропия», которым чаще пользуются за рубежом. Осуществлять благотворительность - значит «творить благо».

Благотворительность, чтобы быть практически действенной, обязана быть особенно чуткой и внимательной к уровню, направленности, состоянию и мере выражения духовного начала тех людей, которым она оказывается. Поэтому истинная благотворительность невозможна без опоры на христианские ценности - бескорыстие, милосердие, смирение… «Возлюби ближнего своего, как самого себя»: эта цитата из заповеди Христовой - единственно верное объяснение цели благотворительности, единственный верный путь для благого дела.

Зарождение благотворительности на Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 года официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц.

До 60-х годов XIX в. общественная и частная благотворительность развивалась медленно. Только с 1862 г. разрешение на открытие учреждений было предоставлено Министерству внутренних дел. Во второй половине XIX в. Было основано 95% всех благотворительных обществ и 82% благотворительных заведений Российской империи.

Активные позиции начинают занимать с 1867 г. Общество Красного Креста и с 1895 г. - Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, позже переименованное в Попечительство трудовой помощи. Благотворительная помощь охватывала в основном следующие группы нуждающихся: детей и подростков, взрослых трудоспособных, взрослых нетрудоспособных и инвалидов, больных, престарелых.

После Октябрьской революции изменение политических и социальных условий привело к прекращению деятельности созданных в царское время благотворительных организаций, хотя существование острейших социальных проблем, например, массовой детской безнадзорности, вынуждало общество и на этом этапе к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им. Ленина).

Характерной чертой советского периода новейшей русской истории было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем, что как бы исключало необходимость общественных благотворительных организаций.

В настоящее время создан Союз Благотворительных Организаций России, объединяющих около трех тысяч благотворительных организаций и фондов.

Меценатство отличается от благотворительной деятельности по своим социальным и культурным целям. Мотивы благотворительности связаны с состраданием и милосердием. Мотивы меценатства - социальной взаимопомощью и протекционизмом. Цели благотворительности в обеспечении социального благополучия в обществе. Цели меценатства - в обеспечении сохранения и развития профессиональных видов культурной деятельности.

Как показал анализ литературы, имеющейся по теме изучения, в истории отечественного меценатства было немало примеров поддержки музыкальной культуры. Деятельность меценатов в сфере музыкального искусства и музыкальной культуры преследовала просветительские цели (создание музыкальных обществ, проведение концертов и др.), способствовала развитию общего, специального профессионального музыкального образования, направлена на поддержку отдельных музыкантов-исполнителей и музыкантов-авторов.

Вместе с тем, анализ литературы показал недостаточность изученности темы, отсутствие комплексных исследований роли меценатства с области музыкальной культуры. На сегодняшний день имеется единственный учебник Г.М. Четвериковой «Благотворительность, меценатство и подвижничество в развитии русской музыкальной культуры» (Ростов н/ Д, 2002). Заслуживают упоминания публикации П.Н. Столпнянского, И.Ф. Петровской, А.Н. Боханова, В.А. Бахревского и др. Таким образом, весьма важным представляется уточнение роли благотворительной деятельности предпринимателей, интеллигенции в развитии и поддержке музыкальной культуры.

Целью работы является изучение роли меценатов в развитии музыкальной культуры.

Поставленная цель будет достигнута с помощью следующих задач:

дать характеристику и соотнести такие понятия как «благотворительность», «меценатство», «филантропия», «патронат», «спонсорство»;

проследить историю становления и развития благотворительности в России;

оценить влияние меценатства на становление и развитие музыкальной культуры в России в XVIII-начале XX веков;

показать на конкретных примерах роль российских покровителей искусства.

При написании работы были использованы материалы по истории благотворительности и меценатства, ресурсы Интернет.

Основным методом изучения стал метод отбора и анализа литературы, сравнительный метод.

Логика и цель работы определили ее структуру: она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Глава 1. Эволюция благотворительности и меценатства в России



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.6 (0.007 с.)