Характеристика исследования систем управления организациями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика исследования систем управления организациями



КУРСОВАЯ РАБОТА

Роль исследования в организации. Развитие систем управления


Введение

 

Усложнение форм научного исследования происходит при одновременном изменении методов и принципов исследования. До середины XIX века в науке господствовал так называемый «элементаризм», суть которого заключается в разделении целого на части, исследовании частей и только после этого выведении свойств целого.

К концу XIX - началу XX века в науке появилось представление о не сводимости целого к сумме его частей. В связи с этим возникает принцип исследования «от целого к частям».

Эволюция научного знания и его приложений в практической деятельности привела к возрастающей дифференциации теоретических и прикладных направлений. Возникло много специальных дисциплин, которые используют сходные формальные методы, но настолько преломляют их с учетом потребностей конкретных областей исследования, что работающие в них «узкие» специалисты перестают понимать друг друга. В тоже время еще в XIX веке стало резко увеличиваться число комплексных проектов и проблем, требующих участия специалистов различных областей знаний. [5, c. 99]

Развитие узкоспециальных дисциплин часто стало выходить на обобщающий уровень. Появилась потребность в специалистах «широкого профи ля», обладающих знаниями не только в своей области, но и в смежных областях и умеющих эти знания обобщать, использовать аналогии, формировать комплексные модели. Понятие системы, ранее употреблявшееся в обыденном смысле, превратилось в специальную общенаучную категорию. Начали появляться обобщающие научные направления, которые исторически возникали иногда параллельно на разной прикладной или теоретической основе.

Роль интеграции наук, организации взаимосвязей и взаимодействия между различными научными направлениями во все времена выполняла философия, которая одновременно являлась и источником возникновения ряда научных направлений. В 30-е годы XX столетия философия явилась источником возникновения обобщающего направления, названного общей теорией систем Л. фон Берталанфи.

Системные исследования первоначально развивались на естественно научной основе. После Второй мировой войны принцип системного исследования пережил свое второе рождение на базе использования в современной технике и получил широкое распространение в социально-экономических науках. Потребности практики почти одновременно с возникновением теории систем привели к появлению направления, называемого исследованием операций. Это направление возникло в связи с задачами военного характера, однако затем получило довольно широкое распространение в других прикладных областях благодаря развитому математическому аппарату, базирующемуся на методах оптимизации, математического программирования и статистики, а также развитию вычислительной техники. [10, c. 120]

Формирование системных представлений было обусловлено как развитием науки, так и потребностями производства. С середины XX века при по явлении сложных и больших технических систем потребовалось специальное теоретическое обоснование методологического характера. Резко возросли комплексность и сложность проблем. Актуальность решения проблем значительно возросла. Затраты на реализацию того или иного решения стали достигать огромных размеров, а риск неудачи становился все ощутимее. Требовался учет все большего числа взаимосвязанных обстоятельств.

Потребовались методы, которые бы позволили анализировать сложные проблемы как целое, обеспечивали рассмотрение многих альтернатив, каждая из которых описывалась большим числом переменных и характеризовалась значительной неопределенностью.

Системная направленность исследований развивается в различных областях современной науки. Среди них, прежде всего, следует отметить кибернетику, в которой понятие «система» является базовым. Информационное моделирование поведения сложных объектов, изучение процессов самоорганизации и саморегулирования, экономическая кибернетика - все эти направления исследований базируются на системном исследовании объектов, задач, проблем, процессов.

По мере развертывания системных исследований стало очевидным, что речь идет не о какой-то единственной общенаучной концепции, а о новом направлении научных исследований, о новых принципах научного мышления, о формировании нового подхода к объектам исследования.

 


Виды систем управления

 

СУ - совокупность взаимосвязанных, функциональных элементов, вырабатывающих управляющие параметры.

основные подсистемы:

· субъект управления (СУ)

· объект управления (ОУ)

Виды СУ:

. СУ программные или жесткие - единственная прямая связь между СУ и ОУ, по которой поступают управляющие воздействия, обязательные к исполнению.

 

Административно-командная СУ и методы

. Регулируемая СУ - использует информацию о реакции объекта на управление.

 


 

 

Административные и экономические методы; включает интересы людей

. Саморегулирующие СУ.

 

Регулирование без вмешательства внешних сил

. Адаптивные СУ - открытые системы; ОУ подвержен возмущающему воздействию; СУ - вышестоящий. Все вместе макросреда.

 

2.2
Основные понятия и принципы системного подхода к исследованию систем управления

Каждый исследователь вкладывает в «системный подход» свое содержание. Единственное, в чем сходятся все - это признание сложности в качестве существенной характеристики системных объектов, но сама сложность раскрывается опять-таки по-разному. В результате системный подход толкуется столь широко и неопределенно, что его специфика в смысл процесса, как правило, четко не выявляется.

Рассмотрим некоторые трактовки.

Системный подход - эта интеграция, синтез рассмотрение различных сторон явления, объекта (А. Холл).

Системный подход - адекватное средство исследования и разработки не любых объектов, произвольно называемых системами, а лишь таких, которые представляют собой органичные целые (С. Оптнер).

Системный подход - выражение процедур представления объектов как систем и способов их разработки (В. Садовский).

Системный подход - это широкие возможности для получения самых разнообразных оценок и суждений и предполагает поиски самых разнообразных вариантов выполнения той или иной работы с дальнейшим выбором оптимального (Д. Бурчфилд).

Системный подход прямо противоположен расчленению сложной задачи на части. Напротив, сознательно расширяется и усложняется задача, пока все существенные взаимосвязи не вводятся в рассмотрение (Ю. Черняк).

Иными словами, системный подход - это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.

В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.

Рассмотрим основные принципы системного подхода (системного анализа).

. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое ив то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов системы в целом.

При системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. характеристик «входа», «процесса» и характеристик «выхода». [3, c. 67]

При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», т.е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги.

Затем определяют параметры входа, т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономический, геополитической, социальной, экологической и др.). И наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.

Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровня в системе управления.

 

Синтез систем управления

 

Синтез - метод научного исследования объекта или группы объектов как единого целого во взаимосвязи всех его составных частей или присущих ему признаков. Метод синтеза характерен для исследования сложных систем, после анализа всех его составных частей. Таким образом, анализ и синтез взаимосвязаны и дополняют друг друга. [11, c. 189]

Индуктивный метод исследования заключается в том, что от наблюдения частных, единичных случаев приходят к общим выводам, от отдельных фактов - к обобщению. Индуктивный метод самый распространенный в естественных и прикладных науках, и суть его состоит в переносе свойств и причинных связей с известных фактов и объектов на неизвестные, ещё неисследованные. Например, многочисленные наблюдения и опыты показали, что железо, медь, олово расширяются при нагреве; отсюда делается общий вывод, что все металлы при нагревании расширяются.

Дедуктивный метод. В противоположность индуктивному основан на выводе частных положений из общих оснований (из общих правил, законов, суждений). Наиболее широко дедуктивный метод используется в точных науках, например, в математике, теоретической механике, в которых частные зависимости выводятся из общих законов или аксиом. «Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ».

Абстрагирование научное. Метод абстракции применяется в научном исследовании при необходимости отвлечения от частных, иногда несущественных сторон рассматриваемого явления для того, чтобы сосредоточить внимание на общих, существенных его сторонах, свойствах. Выделяя существенное, общее, научная абстракция углубляет познание объективной реальности. «Абстракция материи закона природы … все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее).

Приложение различных сил, действующих на автомобиль при его движении к центру масс (центр тяжести), есть пример типичной абстракции, так как при этом отвлекаются от размеров автомобиля, его формы, материала, из которого он изготовлен.

В процессе теоретического научного исследования исследователь, оперируя мысленно выделенными отдельными свойствами, особенностями, связями и взаимодействиями, получает в результате научные понятия, закономерности (законы) и другие общие теоретические положения, которые и представляют собой научные абстракции. Они являются фундаментом каждой науки, в которых обычно концентрируется вся система знаний в данной отрасли науки. Можно сказать, что научная абстракция помогает вскрыть определенную систему и закономерную связь в кажущемся хаотическом нагромождении явлений. Наиболее высокий уровень абстрагирования характерен для математики, которая в силу этого обладает и наибольшей всеобщностью.

Формализация. Как метод научного исследования заключается в том, что исследуемое явление, объект (его свойства, признаки), процесс выражаются (описываются) в математических терминах и формулах, с применением специальной символики, с которыми затем выполняют действия по определенным правилам. Формализация является сущностью математического абстрагирования. Она позволяет использовать математический аппарат в отдаленных от математики науках, например, в медицине, языкознании, биологии и др. В прикладных технических науках формализация и вообще математические методы применительно к теоретическому исследованию используются очень широко.

«Математизация» науки и научного исследования объясняется не только тем, что математика позволяет проводить расчеты (это исследователи использовали уже давно), но и тем, что она дает возможность конкретно формулировать исследуемые задачи, точно и четко определять условия их решения. Математика дисциплинирует мышление исследователя, придает логическую полноту его суждениям.

Процесс проникновения математики и её методов в другие науки существенно ускорился в связи с распространением вычислительной техники и созданием на ее основе различных электронно-кибернетических устройств. Так, например, созданы логические диагностические машины для определения неисправностей автомобилей, а это стало возможным только после формализации процедур технической диагностики.

Особенно широко проникла в современную науку математическая статистика; без использования ее методов трудно представить в настоящее время проведение каких бы то ни было наблюдений или экспериментов. Умение статистически мыслить необходимо сейчас не только исследователю, но и рядовому инженеру на любом участке работы в автотранспортном или ремонтном предприятии.

Аналогия, или подобие. Это, как известно, сходство по какому-то признаку в целом различных объектов. Метод аналогий заключается в том, что из сходства некоторых признаков или свойств изучаемых объектов делается вывод о сходстве и других признаков или свойств, до того не изученных. Простейший пример аналогии в технике - сходство колебательных процессов в электрическом контуре, состоящем из индуктивной катушки, конденсатора, резистора, и в механической системе, состоящей из массы, пружины и демпфера. Метод аналогий используется в процессе моделирования.

Моделирование - это процесс научного исследования некоторых свойств и признаков объекта не непосредственно на нем самом, а на других, более доступных изучению объектах (моделях), подобных, аналогичных данному.

Эксперимент - наиболее надежный метод познания, особенно в прикладных науках. Человек с незапамятных времен наблюдал явления окружающей его природы, но лишь 400 лет прошло с того времени, когда он начал экспериментировать. Должен быть накопиться минимум знаний, чтобы воспроизводить объективные явления в специально созданных условиях, при которых эти явления лучше поддаются познанию. Хотя эксперимент всегда сопровождается наблюдением, но это не одно и то же.

Экспериментальное исследование заключается не только в пассивном наблюдении изучаемого явления, но и в активном вмешательстве в его протекание с тем, чтобы выделить отдельные его стороны и связи, искусственно их воспроизводить в условиях, которые можно менять по желанию исследователя. В результате исследуемое явление или объект проявляется в наиболее чистом, отчетливом виде. Так, горение рабочей смеси бензина и воздуха исследуют, отвлекаясь от реального двигателя в специальной бомбе, в которой можно изменять в широких пределах такие параметры, как давление, температуру, состав среды и др.

Эксперимент важен не только тем, что он помогает раскрывать все новые и новые закономерности в реальной действительности, но и тем, что эксперимент позволяет подтвердить правильность теоретических положений, разработанных исследователем.

Следует отметить, что перечисленные выше методы научного исследования никогда не используются в отдельности, а почти всегда в комплексе. Методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, методы абстракции и аналогии, моделирования и формализации диалектически связаны между собой, дополняют друг друга в конкретных исследованиях. В то же время они являются принадлежностью не одного лишь теоретического исследования.

В прикладных технических науках, как правило, исследование протекает комплексно, включает в себя и экспериментальную и теоретическую часть. Планирование эксперимента, отбор изучаемых фактов и признаков, анализ экспериментальных данных и результатов - все это элементы теоретического обобщения.

Конечно, в каждом исследовании должна быть теоретическая часть, в которой исследователь имеет дело не с материальными объектами, а с их абстракциями, с их математическими моделями. Как ни трудно порой некоторым исследователям оперировать математическими формулами, но следует помнить, что без математического аппарата, без математизации исследовательской работы нельзя ныне ступить ни шагу.

 


Разработка концепции ИСУ

 

Концепция - система взглядов на какую-либо проблему.

При разработке концепции ИСУ вводится понятие организационного механизма, т.е. социально управляемой системы, функционирование которой обусловлено экономическими законами, наделенной соответствующими полномочиями, ресурсами, имеющей определенную структуру и позволяющей управлять коллективами людей путем принятия решений. [18, c. 173]

Этапы разработки концепции ИСУ:

. Обследования организации (что представляет собой организация). Изучается вся документация, регламентирующая процесс управления, собирается информация по каждому подразделению. Параллельно с этим сопоставляется реальное выполнение обязанностей (принятие решений) с номинальным (то, что написано в должностной инструкции). Здесь выявляются разночтения. В результате 1-го этапа выявляется проблема: что есть на практике и что написано в документах (инструкциях, положениях).

На этом этапе нужно выяснить и зафиксировать документально все потоки информации, которые циркулируют в каждом подразделении.

. Разработка процедур принятия управленческих решений. Под этим понимается составление схемы каждой процедуры. Процедура, например, «Отпуск товара на склад» - это, последовательность всех операций. При построении схемы следует зафиксировать документы, которые действуют в процедуре (накладные, акты, счета-фактуры). Надо указать, откуда документы поступают. Документы могут быть входящими, исходящими, промежуточными, архивными. Важно определить «выгодные» документы, т.е. завершающие процедуру.

. Определение взаимосвязей между процедурами и устройство блок-схемы принятия решений.

. Составление схемы принятия решений на уровне конкретных подразделений. Составляется по каждому подразделению.

. Логический анализ схемы. Основная задача анализа - выявить противоречия.

6.  Разработка всей документации, которая регламентирует деятельность управленческого аппарата всего подразделения.

 

Заключение

 

В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования процессов управления. Проведение исследования системы управления базируется на основе изучения всех ее характеристик: целей, функций, управленческих решений и структуры управления. Изучение таких характеристик позволяет познать и оценить сущность и тенденции развития системы управления любой организации, предвидеть ее возможности и перспективы, своевременно и оперативно ее совершенствовать. Исследования являются составной частью менеджмента, без которого невозможно эффективное управление предприятием. При проведении исследований систем управления объектом исследования является сама система управления, которая характеризуется определенными признаками и подчиняется ряду требований.

Основу системных исследований составляет системный подход. Это та кое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы. Главным для системного подхода является принцип целостности, он раскрывает системообразующие факторы. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

 


КУРСОВАЯ РАБОТА

Роль исследования в организации. Развитие систем управления


Введение

 

Усложнение форм научного исследования происходит при одновременном изменении методов и принципов исследования. До середины XIX века в науке господствовал так называемый «элементаризм», суть которого заключается в разделении целого на части, исследовании частей и только после этого выведении свойств целого.

К концу XIX - началу XX века в науке появилось представление о не сводимости целого к сумме его частей. В связи с этим возникает принцип исследования «от целого к частям».

Эволюция научного знания и его приложений в практической деятельности привела к возрастающей дифференциации теоретических и прикладных направлений. Возникло много специальных дисциплин, которые используют сходные формальные методы, но настолько преломляют их с учетом потребностей конкретных областей исследования, что работающие в них «узкие» специалисты перестают понимать друг друга. В тоже время еще в XIX веке стало резко увеличиваться число комплексных проектов и проблем, требующих участия специалистов различных областей знаний. [5, c. 99]

Развитие узкоспециальных дисциплин часто стало выходить на обобщающий уровень. Появилась потребность в специалистах «широкого профи ля», обладающих знаниями не только в своей области, но и в смежных областях и умеющих эти знания обобщать, использовать аналогии, формировать комплексные модели. Понятие системы, ранее употреблявшееся в обыденном смысле, превратилось в специальную общенаучную категорию. Начали появляться обобщающие научные направления, которые исторически возникали иногда параллельно на разной прикладной или теоретической основе.

Роль интеграции наук, организации взаимосвязей и взаимодействия между различными научными направлениями во все времена выполняла философия, которая одновременно являлась и источником возникновения ряда научных направлений. В 30-е годы XX столетия философия явилась источником возникновения обобщающего направления, названного общей теорией систем Л. фон Берталанфи.

Системные исследования первоначально развивались на естественно научной основе. После Второй мировой войны принцип системного исследования пережил свое второе рождение на базе использования в современной технике и получил широкое распространение в социально-экономических науках. Потребности практики почти одновременно с возникновением теории систем привели к появлению направления, называемого исследованием операций. Это направление возникло в связи с задачами военного характера, однако затем получило довольно широкое распространение в других прикладных областях благодаря развитому математическому аппарату, базирующемуся на методах оптимизации, математического программирования и статистики, а также развитию вычислительной техники. [10, c. 120]

Формирование системных представлений было обусловлено как развитием науки, так и потребностями производства. С середины XX века при по явлении сложных и больших технических систем потребовалось специальное теоретическое обоснование методологического характера. Резко возросли комплексность и сложность проблем. Актуальность решения проблем значительно возросла. Затраты на реализацию того или иного решения стали достигать огромных размеров, а риск неудачи становился все ощутимее. Требовался учет все большего числа взаимосвязанных обстоятельств.

Потребовались методы, которые бы позволили анализировать сложные проблемы как целое, обеспечивали рассмотрение многих альтернатив, каждая из которых описывалась большим числом переменных и характеризовалась значительной неопределенностью.

Системная направленность исследований развивается в различных областях современной науки. Среди них, прежде всего, следует отметить кибернетику, в которой понятие «система» является базовым. Информационное моделирование поведения сложных объектов, изучение процессов самоорганизации и саморегулирования, экономическая кибернетика - все эти направления исследований базируются на системном исследовании объектов, задач, проблем, процессов.

По мере развертывания системных исследований стало очевидным, что речь идет не о какой-то единственной общенаучной концепции, а о новом направлении научных исследований, о новых принципах научного мышления, о формировании нового подхода к объектам исследования.

 


Характеристика исследования систем управления организациями



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.062 с.)