Организационная наука в СССР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационная наука в СССР.



Формирование советской социологии управления шло по нескольким направлениям. Мы рассмотрим их на примере наиболее характерных публикаций ведущих отечественных авторов.

Большую роль в становлении науки сыграл анализ западной социологии управления (а тогда это могло быть сделано только под знаком критики), предпринятый Д.М.Гвишиани в начале 60-х годов. В своей книге “Социология бизнеса” он дал развернутое исследование социологии американского менеджмента. Автор в этой работе подчеркивает значение некоторых принципов и закономерностей управления, присущих всякому современному производству. В книге проводится мысль о неизбежности отделения функции управления от технократической деятельности: “То обстоятельство, что функции и характер деятельности руководителя производства все еще часто отождествляют с инженерной работой, Урвик считает признаком “общей незрелости суждений…” В центре внимания менеджмента – человек, работник с его мотивацией и способностями.

В другой работе Гвишиани – “Организация и управление”, вышедшей в 1972 году, впервые в советской литературе дан систематический анализ эволюции и современного состояния западной социологии организаций. Фактически именно этими трудами Д.М.Гвишиани, а также его лекциями в 60-х годах на философском факультете МГУ и было положено начало формированию социологии управления в нашей стране. Началась специализация студентов, а затем аспирантов в этой области знания.

Значительный вклад в становление социологии организаций был сделан В.Г. Подмарковым. В его монографии “Введение в промышленную социологию” (1973 г.) понятие “промышленная социология” трактуется довольно широко, как “наука о содержании и значении “человеческого фактора” в промышленности”. Поэтому в книге представлены проблемы содержания труда и отношения к нему, профессиональной структуры трудящихся, внутриколлективных отношений, рабочего и свободного времени, социального планирования и др. Видное место отведено в ней и социальным проблемам организации. Автор выделял в организационной структуре предприятия информационные и регулировочные процессы, производственно-экономические и социальные функции. В системе социальных связей на предприятии он различает связи формальные (закрепленные в служебных инструкциях), неформальные (межличност-ные), полуформальные (общественные организации), внеформальные (достижение формальных целей неформальными средствами), официаль-ные (административно признанные формальные связи), неофициальные (без административного признания).

Наиболее явно проблематика социологии трудовых организаций в нашей стране получила развитие именно в направлении социальной организации предприятия. Начало этому направлению было положено работами по структуре и характеру социальных групп на предприятии. Отличие от психологического подхода здесь сразу было обозначено через выделение именно структурного аспекта группообразования, социального места и функций различных групп в производственном коллективе.

Большое влияние на развитие того направления оказали работы группы исследователей под руководством Н.И.Лапина – основателя и председателя секции по социологии организаций Советской социологической ассоциации. Тут надо отметить два коллективных труда: “Руководитель коллектива” и “Теория и практика социального планирования”. Причем первый из них основывался на редких тогда эмпирических исследованиях проблем руководства – подчинения на ряде предприятий. Вторая книга развивает теорию коллектива в более широком плане.

Н.И.Лапин определил социальную организацию предприятия как систему “различных групп и взаимоотношений между ними”. Социальная группа выступает как важный структурный элемент, связывающий работника с основным коллективом и обществом. Им были выделены и основные типы групп: целевые, социально-психологические, макросоциальные. Не ограничиваясь этим, Н.И.Лапин указывает на взаимозависимость человеческого и общественного компонентов организаций.

Значительное развитие проблематика социальной организации предприятия получила в книге Н.А.Куртикова “Социальный объект управления – коллектив” (1977 г.), в которой предпринята попытка систематизировать организующие факторы в трудовом коллективе, а также основные признаки социальной организации. Организация рассматривалась как социальный институт и как процесс. Важно, что автор уделил специальное внимание организованности – как особому состоянию социального объекта.

Многие исследования О.И.Шкаратана прямо или косвенно касались различных аспектов социологии организаций, в частности вопросов социальной организации предприятия. Это особенно видно в его монографии “Промышленное предприятие” (1978 г). Специфика вклада О.И.Шкаратана в данную область социологических исследований проявилась в разработке им проблем социального состава предприятия, а также понятия и критериев социальной эффективности организации.

Следующий шаг в разработке проблем социальной организации предприятия в СССР сделал Р.Григас из Литвы. С позиций системного подхода он выделил в организации ряд структурных частей, взаимосвязанных подсистем (техническая, экономическая, социальная), каждая из которых включает несколько компонентов и т.д. Им дана наиболее развернутая типология функций социальной организации предприятия.

В монографии В.Н.Иванова и А.С.Фриша “Основная ячейка социалистического общества” (1975) строение трудового коллектива тоже рассматривалось в единстве его технико-экономической и социально-экономической сторон. В этой работе авторы выступили против использования понятий “формальная” и “неформальная” организация в их общем виде, предложили идти по пути конкретизации их содержания.

Другой важной областью исследований были работы по социальному управлению.

Одним из первых, кто начал разрабатывать эту проблематику в советской литературе в терминах “коммунистического самоуправления”, был Ю.Е.Волков. С его точки зрения, социальное управление включает в себя, во-первых, управление социальными процессами в коллективе, а во-вторых, решение социальных проблем собственно производственного управления. Ю.Е.Волков предложил и ряд ключевых задач социальногоуправления: прогрессивное изменение социальной структуры производственного коллектива, формирование сплоченности, коллективизма, расширение участия трудящихся в управлении.

Сходный анализ проблем функционирования трудовых коллективов в нашем обществе был дан в книге В.Н.Иванова “Трудовой коллектив – субъект социального управления”. Специфику методов социального управления автор видел в их направленности на согласование деятельности, сплочения людей в единый коллектив. Приводится и типология этих методов: выработка и постановка социальных задач, сплочение коллектива вокруг социальных целей с учетом интересов групп и личностей, изменение условий жизнедеятельности в соответствии с социальными целями, реализация воспитательных, педагогических и социально-психологических задач, подбор, расстановка и выдвижение кадров, привлечение членов коллектива к активной деятельности.

Задачу разработки прикладной социологии управления ставили в своей совместной книге А.А.Зворыкин и С.Т.Гурьянов: “Образно мы строим условный куб прикладной социологии управления, где по трем граням в десятичной градации откладываем три вида проблем, пересечение которых в объеме куба дает все виды аспектов прикладной социологии управления. По первой грани мы откладываем методы, приемы и средства управления, по второй грани – основные проблемы, связанные с законами и механизмами всех основных видов управления человеком и коллективами… На третьей грани – проблемы управления народным хозяйством с выделением отраслей деятельности…”

Анализу места трудовых коллективов в системе управленческих отношений посвящалась коллективная монография “Трудовой коллектив как объект и субъект управления” под редакцией А.С.Пашкова, выпущенная НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета. В этой работе коллектив есть “такая кооперация труда, которая предполагает единство действий людей и их общую цель – оптимизацию трудовой деятельности, повышение их эффективности, всесторонне развитой личности”. Характеризуя положение коллектива в политической системе, авторы указывают: будучи низовыми массовыми институтами системы, они выполняют важные функции по включению индивидов в определенные формы социально-трудовой активности, участия в делах общества, воспитания личности.

Особое внимание стало уделяться методам социального управления. Социально-организационную деятельность руководителя на уровне первичного коллектива исследует Р.Х. Симонян в своей книге “Начальник цеха: методы и практика руководства”. Роль социальной информации в выборе методов социального управления крупными коллективами проанализировал Ю.Е.Дуберман на примере объединения “Татнефть” в книге “Социология – практике управления”.

В 80-е годы в данном направлении появился еще один важный аспект – материальное обеспечение участия, который впервые в нашей литературе был поставлен и обоснован в книге Ж.Т.Тощенко “Социальная инфраструктура. Сущность и пути развития”. Участие трудящихся в управлении не может эффективно осуществляться без необходимых помещений, инвентаря и оборудования, органов печати и т.п.

Весьма перспективным в этом смысле представляется направление работ, развиваемое с начала 80-х годов некоторыми социологами, специализирующимися в управленческом консультировании с использованием так называемого метода групповой работы. Эта форма участия заводских специалистов, рабочих в выработке управленческих решений получила тогда распространение и признание среди самих руководителей. В работе О.И.Косенко давался критический анализ так называемых “программ участия” в ряде стран. В книге представлена довольно полная картина таких программ и их реализации.

Ряд проблем социологии организаций решался в русле широко развернувшегося тогда в нашей стране социального планирования на предприятиях. Сюда относили такие проблемы, как участие работников в управлении, пути соединения интересов работника с целями организаций, осуществление стабильности коллектива и др. Из многочисленных работ этого направления надо отметить монографии Н.И.Лапина, Н.Ф.Наумовой, Э.М.Коржевой “Теория и практика социального планирования” (1975г.), Ж.Т.Тощенко “Социальное планирование в СССР” (1981 г.).

В 1980 г. А.И.Пригожин издал специальную монографию “Социология организаций”, а затем и еще ряд книг на эту же тему: “Организации: системы и люди” (1983 г.), “Нововведения: стимулы и препятствия” (1989 г.) и “Перестройка: переходные процессы и механизмы” (1990 г.)

Таким образом, несмотря на жесткий и даже жестокий партийный контроль, проблематика социологии организаций развивалась в нашей стране по различным направлениям: как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.

Однако не произошло образование советской социологии управления как самостоятельной дисциплины, ибо не были созданы ее теоретико-методологические основы, многие разработки делались разрозненно и задача сформировать целостное направление социологических исследований не ставилась.

Постсоветский период

Уже первые шаги горбачевских реформ по коммерциализации народного хозяйства, по повышению самостоятельности все еще государственных предприятий сильно активизировали практически ориентированную социологию управления: у нее появился реальный клиент – заинтересованное и строго избирательное лицо, способное заключать контракт с конкретным специалистом как консультантом. Коммерческие отношения довольно быстро и ясно расставили по своим местам всех в зависимости от квалификации одних и платежеспособного спроса других.

Именно консультационное направление в социологии организаций у нас, как и повсюду, стало определять ценность методов, теорий, схем, моделей и проч. В рамках этой дисциплины сложилась новая профессия: консультант по управлению и организационному развитию.

Так начался новый этап в развитии социологии организаций в России и СНГ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-31; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.016 с.)