Глава 1. Теоретические аспекты гендерного подхода в нравственном воспитании дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты гендерного подхода в нравственном воспитании дошкольников



Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты гендерного подхода в нравственном воспитании дошкольников

1.1 Сущность нравственного воспитания

1.2 Гендерный подход в формировании нравственных ценностей дошкольника

Глава 2. Практический опыт нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерных особенностей

2.1 Современные программы по нравственному воспитанию дошкольников

2.2 Опыт нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерного подхода в Центре развития ребенка МАДОУ № 123 г. Тюмени

Заключение

Список литературы


Введение

 

Гендерная педагогика это уже далеко не новое понятие. Гендерный компонент присутствует во всех сферах нашей жизнедеятельности. Поэтому развитие гендерной теории закономерно приводит к ее проникновению в различные дисциплины, которые затрагивают те или иные аспекты социальной жизни. [4, c.165]

В современной науке гендерная педагогика выделилась как самостоятельная область научного знания, изучающая особенности развития, воспитания и обучения детей разного пола.

Одной из важнейших характеристик личности является ее половая принадлежность. Ребенок рождается и развивается как представитель определенного пола - мальчик или девочка. Личность всегда имеет четкую половую идентификацию, мужскую или женскую.

В нашей педагогике в течение длительного времени существовал единый подход в воспитании мальчиков и девочек. Образовательные стандарты, программы, методы и технологии не учитывaли психологических различий мальчиков и девочек, не дифференцировали цели, задачи, методы воспитания представителей разного пола. В последнее время наметилась тенденция к существенному изменению положения. Исследователи и педагогики-практики начинают подходить к формированию личности, учитывая все ее характеристики, особенно такую важную характеристику, кaк пол ребенка.

Гендерная педагогика, как отмечает Л.В. Градусова, изучает специфику воспитания мальчиков и девочек и представляет собой активно развивающуюся современную отрасль педагогического знания. [5, c.5]

Активное внедрение гендерного подхода в педагогическую теорию и прaктику предъявляет определенные требования к подготовке специалистов, обладающих знаниями о гендерных особенностях детей и способных применять эти знания в образовательном процессе. В то же время образовательные стандарты, учебники и учебные пособия недостаточно полно отражают гендерную проблематику, что не позволяет формировать компетентных специалистов.

Касается это и вопросов гендерного воспитания на ступени дошкольного детства. A дошкольный возраст - это самый важный период первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения. Дошкольный возраст является сенситивным периодом полоролевого развития, становления психологического пола ребенка, освоения полоролевой модели поведения, что обусловливает необходимость гендерного подхода в воспитании, начиная с дошкольного детства. Этим и обусловлена актуальность темы.

В работе предпринята попытка разобраться в проблемах гендерного подхода к нравственному воспитанию дошкольников, понимании ими сущности морали и нравственности; их целях и зaдaчах.

Методологическая основа. За прошедшие пять лет опубликовано достаточное количество новых научных и учебно-методических работ; многие гендерные специалисты защитили докторские и кандидатские диссертации; существенно расширился круг интересующихся гендерными проблемами не только на уровне научных исследований, но и в сфере практических приложений теоретического знания. Специалистам-практикам необходимо дополнять и обновлять практикумы и программы с учетом современного уровня развития отечественной и зарубежной гендерной педагогики.

Для написания работы использовались труды Б. Лихачева [8] по педагогике, учебники и учебные пособия по дошкольной педагогике; "Гендерная педагогика" Л.В. Градусовой [5] для изучения понятия "гендер", Т.В. Бендас "Гендерная психология" [1]; статьи Н.А. Толчиной [17], Е.И. Митрофанова [9], С.В. Папиловой [13], Е.В. Субботского [15] и др. авторов o гендерном подходе в формировании нравственных ценностей дошкольника.

В рамках одной работы невозможно охватить все проблемы, связанные с нравственным воспитанием дошкольников, тем более полно осветить их.

Поэтому цель данной работы - рассмотреть особенности нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерного подхода.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

.   Раскрыть сущность нравственного воспитания дошкольников: дать характеристику основных понятий - мораль, нравственность, нравственное сознание, нравственные навыки и привычки, нравственные чувства и т.д.

2. Рассмотреть особенности гендерного подхода в воспитании дошкольников (учитывая психологические, психофизиологические и личностные различия мальчиков и девочек), что позволяет обеспечить большую эффективность процессов обучения, воспитания, формирования личности.

.   Проанализировать современные программы по нравственному воспитанию дошкольников с учетом гендерного подхода.

.   Обобщить опыт учреждений дошкольного образования.

Объектом исследования является гендерный подход в нравственном воспитании дошкольников.

Предметом исследования являются проблемы гендерного подхода в нравственном воспитании дошкольников.

Данная работа состоит их двух глав, введения, заключения, списка литературы.

нравственное воспитание ценность дошкольник


Заключение

 

Типичными мотивами поведения дошкольников являются стремление быть как взрослый, желание установить положительные отношения со взрослым, мотивы самолюбия и самоутверждения, познавательные мотивы. Взрослый предъявляет к ребенку дошкольного возраста требования морального характера. Ребенок начинает осваивать сферу нравственности как на уровне сознания, так и на уровне поведения. Большое значение в этом процессе имеют эмоции и чувства и формирующаяся оценка себя. Однако в дошкольном возрасте нравственное поведение отстает от нравственного сознания, что свидетельствует об усвоении нравственных норм в основном на уровне знаемом.

В дошкольном возрасте складываются механизмы управления своим поведением: усвоение и применение норм и правил поведения, соподчинение мотивов, умение предвидеть последствия поступков и поведения в ситуации выбора.

В данной курсовой работе автор попытался обозначить проблему учета гендерных особенностей и различий, как социально-биологических, так и половых. Изучение материалов по теме показало, что в образовательном процессе проблема гендерного подхода периодически возникает как в психологии, так и в педагогике.

Долгое время наша педагогика была без определения пола дошкольника, она ориентировалась не на конкретного, a на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характеристик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие "усредненного существа".

В процессе работы определено понятие гендера (от англ. gender - род, пол) как социально-биологическую характеристику, с помощью которой люди дают определение "мужчина" и "женщина". Смысл понятия "гендер" заключается, прежде всего, в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. Сущность гендерного подхода - дифференциация по признаку пола, что означает принятие во внимание социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процессе.

Изучение практических материалов, разработок, мероприятий в рамках реализации тех или иных программ по нравственному воспитанию дошкольников, представленных специалистами дошкольных учреждений, показало, что проблема гендерного подхода существует. Не всегда принцип дифференциации по половому признаку учитывается в организации воспитательного процесса. В некоторых программах присутствуют лишь элементы, заимствуются части или отдельные блоки мероприятий с учетом гендерного подхода.

На примере детского сада № 123 города Тюмени мы рассмотрели некоторые аспекты реализации гендерного подхода к нравственному воспитанию дошкольников.


Список литературы

 

1.  Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - М.: СПб.: Питер, 2006 - 431 с.

2. Воронина О.А. Глоссарий по гендерному образованию // Гендерные исследования. Региональная антология исследований из восьми стран СНГ / Под общ. ред. И.Н. Тартаковской. - М.: Вариант, ИСГП, 2007. - С.443-511.

3. Гендерный подход в воспитании личности / Авт. - сост. Л.В. Астапович. - Мн.: Красико-Принт, 2011. - 128 с.

4. Гендерный подход в педагогике и образовании // Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: ПЕР СЭ, 2008. - С.165-188.

5. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: Учебное пособие. - М.: Наука, 2011. - 176 с.

6. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. - М.: "Просвещение", 1986. - 258 с.

7. Липницкая Л.В. Программа нравственного воспитания дошкольников: Методические разработки. - Минск, 2012 // Все для детского сада // Режим доступа: http://www.ivalex. vistcom.ru/metod5. htm <http://www.ivalex.vistcom.ru/metod5.htm>

8. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие. - М.: Юрайт, 2001. - 607 с.

9. Митрофанова Е.И. Интеграция как средство развития инновационной культуры педагогов. Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников: МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 5 "Солнечный", г. Курган / Курганский городской инновационно-методический центр // Режим доступа: <http://imc.3dn.ru/publ/internet_konferencija/tezisy/integrirovannyj_podkhod_v_gendernom_vospitanii_doshkolnikov/7-1-0-86>

10. Михеева Е. Современная концепция дошкольного воспитания: новые подходы // Волшебный сад детства // Дошкольное образование в Оренбурге и в мире. - 2011. - 17 дек. // Режим доступа: <http://el-mikheeva.ru/sovremennoe-doshkolnoe-obrazovanie/sovremennaya-kontseptsiya-doshkolnogo-v>

11. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие / Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издат. центр "Академия, 2002. - 192 с.

12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. - М.: Высшее образование, МГППУ, 2009. - 460 с.

13. Папилова С.В. Гендерное воспитание в условиях дошкольного учреждения // Режим доступа: <http://festival.1september.ru/articles/551640/>

14. Полоролевое воспитание дошкольников: Методическая копилка // Режим доступа: http://charivna-kvitka. ucoz.ru/publ/metodicheskie_konsultacii/polo_rolevoe_vospitanie_doshkolnikov/4-1-0-2 <http://charivna-kvitka.ucoz.ru/publ/metodicheskie_konsultacii/polo_rolevoe_vospitanie_doshkolnikov/4-1-0-2>

15. Субботский Е.В. Нравственное воспитание дошкольника // Режим доступа: http://adalin. mospsy.ru/l_03_00/l0051. shtml <http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0051.shtml>

16. Тетенова В.Р., Баяндина Е.В. "Я мальчик, я девочка" // МАДОУ "Детский сад № 6" г. Перми // Сайт "Воспитатель" // Режим доступа: <http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/ya-malchik-ya-devochka-mladshiy-vozrast.html>

17. Толчина Н.А. Гендерный подход в формировании нравственных ценностей дошкольника // Режим доступа: <http://festival.1september.ru/articles/603857/>

18. Утенкова Н.А. "Народная сказка в системе воспитания дошкольников" (по материалам И.К. Зиминой) // Начальная школа - детский сад № 92 "Медвежонок" // Режим доступа: http://www.bearcub.ru/consult. php? id_consult=13 <http://www.bearcub.ru/consult.php?id_consult=13>

19. Философский словарь / Под ред.М. М. Розенталя. - М.: Политиздат, 1972. - 496 с.

20. Центр развития ребенка, МАДОУ детский сад № 123 г. Тюмени // Режим доступа: <http://www.detsad123.ru/>

21. Шелухина И.П. Программа полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста "Мальчики и девочки" // Режим доступа: <http://festival.1september.ru/articles/212333/>

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты гендерного подхода в нравственном воспитании дошкольников

1.1 Сущность нравственного воспитания

1.2 Гендерный подход в формировании нравственных ценностей дошкольника

Глава 2. Практический опыт нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерных особенностей

2.1 Современные программы по нравственному воспитанию дошкольников

2.2 Опыт нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерного подхода в Центре развития ребенка МАДОУ № 123 г. Тюмени

Заключение

Список литературы


Введение

 

Гендерная педагогика это уже далеко не новое понятие. Гендерный компонент присутствует во всех сферах нашей жизнедеятельности. Поэтому развитие гендерной теории закономерно приводит к ее проникновению в различные дисциплины, которые затрагивают те или иные аспекты социальной жизни. [4, c.165]

В современной науке гендерная педагогика выделилась как самостоятельная область научного знания, изучающая особенности развития, воспитания и обучения детей разного пола.

Одной из важнейших характеристик личности является ее половая принадлежность. Ребенок рождается и развивается как представитель определенного пола - мальчик или девочка. Личность всегда имеет четкую половую идентификацию, мужскую или женскую.

В нашей педагогике в течение длительного времени существовал единый подход в воспитании мальчиков и девочек. Образовательные стандарты, программы, методы и технологии не учитывaли психологических различий мальчиков и девочек, не дифференцировали цели, задачи, методы воспитания представителей разного пола. В последнее время наметилась тенденция к существенному изменению положения. Исследователи и педагогики-практики начинают подходить к формированию личности, учитывая все ее характеристики, особенно такую важную характеристику, кaк пол ребенка.

Гендерная педагогика, как отмечает Л.В. Градусова, изучает специфику воспитания мальчиков и девочек и представляет собой активно развивающуюся современную отрасль педагогического знания. [5, c.5]

Активное внедрение гендерного подхода в педагогическую теорию и прaктику предъявляет определенные требования к подготовке специалистов, обладающих знаниями о гендерных особенностях детей и способных применять эти знания в образовательном процессе. В то же время образовательные стандарты, учебники и учебные пособия недостаточно полно отражают гендерную проблематику, что не позволяет формировать компетентных специалистов.

Касается это и вопросов гендерного воспитания на ступени дошкольного детства. A дошкольный возраст - это самый важный период первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения. Дошкольный возраст является сенситивным периодом полоролевого развития, становления психологического пола ребенка, освоения полоролевой модели поведения, что обусловливает необходимость гендерного подхода в воспитании, начиная с дошкольного детства. Этим и обусловлена актуальность темы.

В работе предпринята попытка разобраться в проблемах гендерного подхода к нравственному воспитанию дошкольников, понимании ими сущности морали и нравственности; их целях и зaдaчах.

Методологическая основа. За прошедшие пять лет опубликовано достаточное количество новых научных и учебно-методических работ; многие гендерные специалисты защитили докторские и кандидатские диссертации; существенно расширился круг интересующихся гендерными проблемами не только на уровне научных исследований, но и в сфере практических приложений теоретического знания. Специалистам-практикам необходимо дополнять и обновлять практикумы и программы с учетом современного уровня развития отечественной и зарубежной гендерной педагогики.

Для написания работы использовались труды Б. Лихачева [8] по педагогике, учебники и учебные пособия по дошкольной педагогике; "Гендерная педагогика" Л.В. Градусовой [5] для изучения понятия "гендер", Т.В. Бендас "Гендерная психология" [1]; статьи Н.А. Толчиной [17], Е.И. Митрофанова [9], С.В. Папиловой [13], Е.В. Субботского [15] и др. авторов o гендерном подходе в формировании нравственных ценностей дошкольника.

В рамках одной работы невозможно охватить все проблемы, связанные с нравственным воспитанием дошкольников, тем более полно осветить их.

Поэтому цель данной работы - рассмотреть особенности нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерного подхода.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

.   Раскрыть сущность нравственного воспитания дошкольников: дать характеристику основных понятий - мораль, нравственность, нравственное сознание, нравственные навыки и привычки, нравственные чувства и т.д.

2. Рассмотреть особенности гендерного подхода в воспитании дошкольников (учитывая психологические, психофизиологические и личностные различия мальчиков и девочек), что позволяет обеспечить большую эффективность процессов обучения, воспитания, формирования личности.

.   Проанализировать современные программы по нравственному воспитанию дошкольников с учетом гендерного подхода.

.   Обобщить опыт учреждений дошкольного образования.

Объектом исследования является гендерный подход в нравственном воспитании дошкольников.

Предметом исследования являются проблемы гендерного подхода в нравственном воспитании дошкольников.

Данная работа состоит их двух глав, введения, заключения, списка литературы.

нравственное воспитание ценность дошкольник


Глава 1. Теоретические аспекты гендерного подхода в нравственном воспитании дошкольников

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.029 с.)