Период классицизма в России и на Урале. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период классицизма в России и на Урале.



Оглавление

 

 Введение 3
1.  Период классицизма в России и на Урале 4
2.  Творческий путь М.П. Малахова 6
3.  Архитектурные творения М.П. Малахова 8
3.1. Административные здания 8
3.1.1. Здание Главного горного правления 8
3.1.2. Госпиталь Верх-Исетского района 8
3.2. Городские усадьбы 10
3.2.1. Усадьба М.П. Малахова 10
3.2.2. Резиденция главного горного начальника 11
3.2.3. Усадьба Расторгуева-Харитонова 12
3.3. Культовые сооружения 14
3.3.1. Собор Александра Невского 14
     Заключение 15
     Список литературы 16
     Приложение 17

 

 

Введение.

В прошлом году Екатеринбургу исполнилось 275 лет. И, наверняка, каждому из нас хочется заглянуть в его историю, очутиться в прошлом бойкого, горного города, из которого вырос современный Екатеринбург. Но он остался, этот старый Екатеринбург – город Татищеваа, Мамина-Сибирика, Ботова, он всегда с нами - в исторических местах, связанных с памятными событиями в вечном беге Исети там, где она обрушивается с уступа плотины – первого сооружения города, а особенно в памятниках архитектуры. Ведь архитектуру часто называют застывшей музыкой, поэмой в камне, а иногда и каменной книгой. Ведь сооружения прошлого – это действительно свидетели прошлых эпох, своеобразная каменная летопись. И листая ее странички, можно прочитать историю нашего города. Именно поэтому, я выбрал тему реферата, посвященную архитектуре Екатеринбурга в 30-е годы XIX века, который Мамин-Сибиряк назвал «золотым веком» Екатеринбурга. Именно в этот период создавал свои архитектурные шедевры Михаил Павлович Малахов.

Поэтому цель моего реферата – раскрыть архитектурный образ Екатеринбурга XIX века на примере творчества архитектора М.П. Малахова. А так как деятельность зодчего опиралась на традиции классицизма -–как художественного стиля в искусстве, а также описание творческого пути М.П. Малахова и описание его архитектурных творений: культовых сооружений, административных зданий и городских усадеб.

 

 

Архитектурные творения М.П. Малахова.

Административные здания.

Наиболее распространенными типами административных зданий в уральских городах-заводах были учреждения, так или иначе связанные с горнозаводским делом, - конторы, заводоуправления, горные школы, училища. Строились также и учреждения здравоохранения, горные аптеки. Значительные конторские здания первой половины XIX века в Екатеринбурге – здание Главного горного правления и госпиталь Верх-Исетского завода.

 

Городские усадьбы.

Усадьба М.П. Малахова.

Усадьба архитектора М.П. Малахова (ул. Луначарского, 173-а) – это не только одно из его творений, но и оставшейся потомкам своеобразный мемориал – память о выдающемся уральском зодчем.

М.П. Малахов, приехав в Екатеринбург в феврале 1815 года, решил поселиться на живописной окраине города, на возвышенном месте вблизи соснового бора. Здесь, на улице Валенцовской (ул. Луначарского), он и прожил до конца своих дней.

3августа 1815 года в объявлении своем в городскую думу Малахов просил решить вопрос об освобождении места для постройки нового деревянного дома. Место было отведено 5 мая 1816 года. В том же году и началось строительство. В описи от 12 ноября 1824 года усадьба обозначена как одна из крупнейших в городе. После смерти М.П. Малахова в 1842 году его наследники стали сдавать дом под квартиры внаем. Усадьба постепенно теряла свой первоначальный вид, а столетие спустя от нее остался только главный двухэтажный дом из дерева, оштукатуренный под камень, который в 20-х годах нашего столетия еще находился в хорошем состоянии. Тем не менее и суровый климат нанесли непоправимый ущерб деревянным конструкциям дома, и в конце 60-годов он стал непригодным для дальнейшей эксплуатации. Кроме того, портик, выступающий за красную линию застройки новой улицы Луначарского, был разобран, постепенно разрушались декоративные детали и конструктивные элементы.

Поскольку невозможно было сохранить дом в первоначальном виде и на прежнем месте, в 70-х годах была построена точная его копия (в каменном исполнении) в глубине квартала.

Территория усадьбы в первой половине XIX века была достаточно обширной. На участке размещался главный дом, огород, цветники. Расположение дома на красной линии улицы, в северо-западном углу участка повлекло за собой асимметрию всей территории. Пруд, образованный на речке, по диагонали пересекавший усадьбу, явился естественной границей двух ее частей – двора с хозяйственными постройками и парка, раскинувшегося к юго-востоку от дома. Для восточной части парка, которая примыкала ко двору и окружала пруд, архитектор использовал естественный лесной массив, создающий живописный фон для изящного объема дома.

Эта компактная двухэтажная постройка, выполненная из дерева, но оштукатуренная снаружи и изнутри, украшенная лепными деталями, производила впечатление каменной.

Центр композиции – купольная ротонда – подчеркнут на всех фасадах архитектурными мотивами, расположенными так, что основной художественный акцент сосредоточен на центральной части здания. Зодчий трактовал фасад, выходящий на улицу Васинцовскую и обращенный в сторону города как главный и придал ему облик, характерный для городского дома.

Декоративные детали, украшающие фасады дома, подчеркивают, выделяют центральную часть здания. Фронтоны богато украшены лепным орнаментом, а пространство между колоннами портика забрано на уровне первого и второго этажей нарядной кованной решеткой балконов. Эта решетка образовала и ограждение лоджии, находящейся в нише восточного дворового фасада. Единственное украшение оконных проемов – расположенные над ними на уровне второго этажа тонко вылепленные изящные розетки. Среди лепных деталей выделяется многократно повторяющейся мотив - лира в сочетании с рабочими инструментами зодчего.

Главная особенность композиции усадьбы – ее интимность и близость к природе, в сочетании с выносом главного дома на красную линию улицы и размещением хозяйственных построек в глубине двора. Дом усадьбы отмечен оригинальным конструктивным решением, а художественная выразительность здания достигнута искусно распределенными пропорциями членений, тонкой прорисовкой деталей и профилей.

 

Культовые сооружения.

В архитектурных панорамах Екатеринбурга большую роль играли культовые здания и комплексы. Одним из уникальных комплексов является комплекс трех церквей Ново-Тихвинского монастыря. Главное место в композиции ансамбля монастыря является грандиозный собор Александра Невского.

 

Собор Александра Невского.

Собор Александра Невского был сооружен по проекту М.П. Малахова как главный храм обители в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Собор – пятиглавый. В плане он образовал квадрат с выступами большой апсиды с востока и двух портиков с юга и севера, а также пристроенной с запада колокольней.

Внутренне пространство собора расчленено на пять частей четырьмя шестигранными столбами, поддерживающими барабан главного купола. Углы собора перекрыты четырьмя малыми барабанами с куполами, а ветви креста - цилиндрическим сводами. Собор отличался хорошими акустическими свойствами. Объемная композиция сооружения выражена в духе зрелого классицизма. Гладкая стена расчленена продуманным ритмом оконных проемов – прямоугольных по двум этажам и полуциркульных, вытянутых пропорций по барабанам.

Главной темой декоративного убранства явились композиции коринфского ордера – крупномасштабные шестиколонные портики, увенчанные гладкими фронтонами. Стена за портиками оформлена коринфскими пилястрами; такими же пилястрами акцентированы углы основного объема. Четкая выверенность пропорций, использование крупномасштабных ордерных композиций, гармоничное сопоставление объемов куполов с вертикалью колокольни – все это сделало собор Александра Невского одним из красивейших зданий Екатеринбурга прошлого столетия.

Особую живописность всему ансамблю придавала каменная ограда. Она выложена из кирпича с применением грубоколотых гранитных камней и акцентирована по углам крупными башенками с куполами.

Ансамбль Ново-Тихвинского монастыря сыграл важную градоформирующую роль в застройке Екатеринбурга, явившись завершением с запада Александровского проспекта. А выразительный силуэт храмов и монастырских построек, обнесенных каменной оградой с башенками, образовал яркий архитектурный акцент в панораме юго-западной части Екатеринбурга.

 

Заключение.

Сегодня городу уже 276 лет, но развитие города продолжается, все новые страницы вписываются в его каменную летопись. И только бережное и чуткое отношение к истории поможет сохранить историческое лицо города. Ведь памятники архитектуры на улицах города – это не просто красивые здания, отличающиеся разнообразием форм, но они имеют большое значение, показывая этапы формирования архитектурного образа города. Поэтому очень важно сохранить неповторимость исторических памятников, так как это не только обращение к прошлому, но и проблемы будущего, это способ создания неповторимости и индивидуальности художественного образа города.

 

Список литературы.

1. Багреев Е.Я., Горловский М.А. и др.

Очерки истории Свердловска, Свердловск, 1958.

2. Бальчуров А.Д., Бердников Н.Н., Кернер А.Д. и др.

Свердловск. Путеводитель – справочник. Свердловск, 1975.

3. Козинец Л.А. Каменная летопись города. Свердловск, 1989.

 

Приложение.

Оглавление

 

 Введение 3
1.  Период классицизма в России и на Урале 4
2.  Творческий путь М.П. Малахова 6
3.  Архитектурные творения М.П. Малахова 8
3.1. Административные здания 8
3.1.1. Здание Главного горного правления 8
3.1.2. Госпиталь Верх-Исетского района 8
3.2. Городские усадьбы 10
3.2.1. Усадьба М.П. Малахова 10
3.2.2. Резиденция главного горного начальника 11
3.2.3. Усадьба Расторгуева-Харитонова 12
3.3. Культовые сооружения 14
3.3.1. Собор Александра Невского 14
     Заключение 15
     Список литературы 16
     Приложение 17

 

 

Введение.

В прошлом году Екатеринбургу исполнилось 275 лет. И, наверняка, каждому из нас хочется заглянуть в его историю, очутиться в прошлом бойкого, горного города, из которого вырос современный Екатеринбург. Но он остался, этот старый Екатеринбург – город Татищеваа, Мамина-Сибирика, Ботова, он всегда с нами - в исторических местах, связанных с памятными событиями в вечном беге Исети там, где она обрушивается с уступа плотины – первого сооружения города, а особенно в памятниках архитектуры. Ведь архитектуру часто называют застывшей музыкой, поэмой в камне, а иногда и каменной книгой. Ведь сооружения прошлого – это действительно свидетели прошлых эпох, своеобразная каменная летопись. И листая ее странички, можно прочитать историю нашего города. Именно поэтому, я выбрал тему реферата, посвященную архитектуре Екатеринбурга в 30-е годы XIX века, который Мамин-Сибиряк назвал «золотым веком» Екатеринбурга. Именно в этот период создавал свои архитектурные шедевры Михаил Павлович Малахов.

Поэтому цель моего реферата – раскрыть архитектурный образ Екатеринбурга XIX века на примере творчества архитектора М.П. Малахова. А так как деятельность зодчего опиралась на традиции классицизма -–как художественного стиля в искусстве, а также описание творческого пути М.П. Малахова и описание его архитектурных творений: культовых сооружений, административных зданий и городских усадеб.

 

 

Период классицизма в России и на Урале.

 

На рубеже XVIII – XIX веков русская архитектура переживала период высокого подъема, когда сформировались традиции классицизма-стиля, пришедшего на смену барокко. С 1760-х годов и вплоть до 30-40-х годов XIX века классицизм был господствующем стилем в России, охватившем не только архитектуру, но и всю российскую культуру.

Классицизм (от лат. слова – образцовый) – художественный стиль в искусстве, развивавшейся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского Возрождения. Классицизм, зародившейся во Франции в условиях абсолютистского режима, нашел отражение в архитектуре большинства европейских стран, в том числе и в России, отличаясь в каждой стране своими региональными особенностями.

Во второй половине XVIII – начале XIX века Россия превратилась в могущественную мировую державу, что выразилось не только в укреплении ее между народного престижа, но и в глубоких внутригосударственных преобразованиях. Интенсивно развивалась экономика, просвещение и культура, совершенствовалась строительная техника, быстро росли новые города и реконструировались старые. Строились жилые дома и усадьбы, различные здания нового типа – академии, библиотеки, учебные заведения, театры. Пышные и многодельные формы барокко, требующих больших материальных затрат, перестали удовлетворять новым строительным требованиям. Привлекали строгие и вместе с тем выразительные формы классицизма, позволяющие решать многие архитектурные задачи.

Классицизм в России с 1760-х до 1840-х годов пережил периоды зарождения расцвета и постепенного угасания, когда на смену ему пришли новые архитектурные течения: эклектика, ретроспективизм, а затем модерн. В эволюции классицизма можно выделить три основных периода: ранний классицизм (1760 – 1780), строгий (1780 – 1800) и высокий (1800 - 1840).

На раннем этапе формирования стиля происходило постепенное освобождение от пышных пластических форм барокко, переход к строгим архитектурно-планировочным решениям, к величию и простоте античного зодчества. Крупным толчкам к развитию классицизма прослужило учреждение в Петербурге 17 ноября 1757 года «Академии трех знатнейших художеств» – живописи, скульптуры и архитектуры, которая явилась первой общерусской школой, подготовившей целый ряд замечательных художников, скульпторов, зодчих.

Во второй период русского классицизма (1780 – 1800) идеи античного зодчества получили дальнейшее развитие, что выразилось в отказе от декоративной нарядности и обилия лепных украшений. Этот период явился противоположностью барокко, отсюда и его название – строгий. Русские зодчие уже прекрасно владели приемами античного зодчества и широко использовали творчески переработанные ордерные формы и приемы композиции.

Третий период развития русского классицизма связан с решением больших градостроительных задач. Победа в войне 1812 года вдохнула новые патриотические идеи в русскую архитектуру – этот период является наивысшем в развитии классицизма. Торжественная мощь античной архитектуры отвечала вкусам и идеологии тогдашнего общества. Грандиозные ансамбли Петербурга, застройка послепожарной Москвы, градостроительные мероприятия по устройству провинциальных городов – все это завоевания высокого классицизма (иногда эту стадию называют «ашпиром»)

На Урале, который в начале XIX века являлся промышленным районом России, идеи классицизма отразились и в архитектуре производственных зданий и комплексов, и в планировке горнозаводских поселений, и в традиционных уральских промыслах – в художественном литье и ковке металла, в камнерезном и ювелирном искусстве, в интерьерах зданий самого различного назначения, в мебели и т.п.

Русские архитекторы, обращаясь к формам и пропорциям античной архитектуры, почти всегда творчески перерабатывали это наследие применительно к конкретным условиям в зависимости от градостроительной роли и назначения здания и сооружения. Именно этим объясняется глубокое проникновение классицизма не только в образы грандиозных градостроительных сооружений и комплексов, но и в малый мир усадьбы, жилого городского особняка…

Для русского классицизма характерна сомасштабность зданий, как окружающей застройке, так и человеку, особая теплота и пластичность объемно-пространственной организации зданий. Фасады зданий оштукатуривались и окрашивались устойчивыми земляными красителями, причем штукатурились «под камень» не только кирпичные, но и деревянные постройки. Окраска домов регламентировалась в пределах теплой гаммы. Это были обычные желтые, охристо-золотистые, светло-оранжевые цвета, рыже-серые, с теплым оттенком. На фоне стен четко выделялись белые декоративные элементы – колонны коринфского, ионического и дорического ордеров, сандрики, кронштейны, шодульоны и другие архитектурные детали. Металлические кровли окрашивались. Распространен был зеленый – «малахитовый» цвет. В отделке фасадов культовых сооружений использовалась позолота – на главках, куполах, крестах, шпилях. Введение цвета в архитектуру зданий позволяло лучше выявлять их пластику и композицию не только в солнечные дни, но и на фоне хмурого осеннего неба или в окружении зимних сугробов. С архитектурой русского классицизма связана деятельность зодчих, создававших в начале XIX века школу промышленной и гражданской архитектуры Урала, среди которых были и выпускники Академии художеств: И.И. Свиязев. А.З. Комаров, А.П. Чеботарев, а также М.П. Малахов, который внес большой вклад в развитие архитектуры Екатеринбурга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.021 с.)