Глава 1. Исторические предпосылки возникновения независимого Казахстана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Исторические предпосылки возникновения независимого Казахстана



Введение

 

К настоящему времени мы можем говорить о том, что критическая точка в становлении казахстанской государственности уже пройдена. Обеспечены международное признание и гарантии суверенитета, территориальной целостности нашего государства. Казахстан является членом ряда международных организаций.

Конституция Казахстана юридически оформила становление сильной президентской республики и распределение полномочий между ветвями власти. Сформированы институты гражданского общества, соблюдаются гарантии прав человека, свободно работают средства массовой информации.

Еще более важным является то, что за последние годы произошел психологический перелом в сознании граждан. Ностальгия по бывшему СССР уступила место новой гражданской идентификации с казахстанской государственностью. Адаптация населения к суверенитету Казахстана проходила непростым путем. Согласно социологическим опросам, после подписания Беловежского соглашения подавляющее большинство населения республики практически сразу восприняло перенос политического центра из Москвы в столицу Казахстана. Свои ожидания наши люди напрямую связывали теперь уже с руководством Казахстана. И это — огромное достижение. В XX веке многие страны азиатского рсгиона, затем латиноамериканского, африканского континентов, объявив о подитических переменах, не смогли пройти этап социалъно-психологической адаптации населения к реформам. В результате общества разрывались противоречиями и откатывалисъ назад.

Высвобождаясь из пут административной системы, большинство республик отказывались от определения «советский» и «со-циалистический». 10 декабря 1991 года сессией Верховного Сове-та республики было принято решение о переименовании Казахской Советской Социалистической Республики в Республику Казахстан. Прежнее название, носившее идеологическую окраску, уже не отражало наступившую реальность. Одновременно нача-лась работа по переименованию городов, улиц, площадей с целью возвратить им исторические названия. После долгой разъяснитель-ной работы удалось убедить в этом общественное мнение. В 1989-1992 годы г. Гурьев принял свое древнее название - Атырау, Це-линоград - Акмола, Шевченко - Актау, поселок Голощёкин -Приуральное и т.д. С карты республики стали исчезать названия «Коммунистические», «Социалистические», «Октябрьские».

Возвращались из небытия имена народных героев и батыров, личностей, сыгравших выдающуюся роль в истории народа: Яс-сауи, ханов Жанибека, Керея, Касыма, Тауке, Абылая, Кабанбая, а также Шакарима, Толе би, Г. Потанина. Улицы и даже целые поселки стали называться их именами.

Была налажена работа по правовой реабилитации незакошю репрессированных лиц. За неболыной период времени было реа-билитировано более 33 тысяч граждан. В сентябре 1990 года Пре-зидент Казахстана Н. Назарбаев издал Указ « Омерах по оказанию помощи реабилитированным гражданам, пострадавшим от неза-конных репрессий в период 30-40-х годов и начала 50-х годов». Это был пусть и запоздалый, но шаг покаяния государства перед своими гражданами. Имена деятелей, поэтов, писателей, безвинно погибших в ходе сталинских репрессий, - А. Байтурсынова, М. Жумабаева, М. Дулатова, Ш. Кудайбердиева, А. Букейханова были присвоены школам и селам, улицам и плопіадям. Например, сквер в центре города Петропавловска был назван именем выдаю-щегося казахского поэта М. Жумабаева. В Тургайской области прошли празднования в честь А. Байтурсынова и М. Дулатова. Торжественно были отмечены юбилеи хана Абылая и его сподвижников Исатая и Махамбета. Несмотря на все трудности, народ не забыл своих выдающихся сыновей.

Изменилась и экономика. С каждым годом все полнокровнее становится общенациональный рынок, формируется внутригосударственный экономический комплекс, происходит структурная перестройка экономики. Казахстан все шире вовлекается в международный рынок.

Принятая абсолютным болынинством голосов граждан страны Конституция дает мощный ресурс прочности нашей государственности. Теперь мы можем сконцентриро-вать свои усилия на развитии экономичсских реформ и демократии. Возрожденная казахстанская государственность является основанием, на котором строятся демократия и рыночная экономика.

Целью данной курсовой работы является описание становления суверенитета Республики Казахстан.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть исторические предпосылки становления независимого Казахстана.

2. Описать этапы становления суверенитета Республики Казахстан и особенности их влияния на внешнюю и внутреннюю политику государства


Заключение

 

16 декабря 1991г. произошло величайшее событие за всю историю казахского народа. В этот день Президент Н.А.Назарбаев подписал Конституционный Закон "О государственной независимости Республики Казахстан", который положил начало строительству суверенной государственности.

Казахстан получил исторический шанс стать равноправным партнером среди независимых государств мира. Как показал 10-летний период независимого развития, этот шанс успешно реализован, свидетельством чему являются достижения страны по всем направлениям развития государства и общества.

Республика последовательно проводит стратегический курс на поэтапную демократизацию всех сфер общественно-политической жизни. В короткий срок обеспечен переход от однопартийной диктатуры к многопартийности и плюрализму. Показателями реальной демократизации являются обеспечение прав и свобод гражданина, развитие независимых СМИ, формирование структур гражданского общества.

Не менее значимы результаты 10 лет независимого государственного развития в экономической сфере. Создана либеральная экономика с развитой рыночной инфраструктурой, а также одна из прогрессивных на постсоветском пространстве финансово-экономическая система с устойчивой национальной валютой - тенге.

В Казахстане сформирован благоприятный инвестиционный климат. Осуществляется подъем отечественного производства и развиваются современные информационные технологии.

В социальной сфере был осуществлен переход от идеологии государственного патернализма к взвешенной адресной социальной политике. Формируется и развивается национальная модель образования. Обретение государственной независимости дало толчок развитию культурно-исторического наследия всех народов Казахстана.

В обществе сохранена политическая стабильность и межнациональное согласие. Для решения вопросов национальной политики создан уникальный на постсоветском пространстве орган - Ассамблея народов Казахстана, где представлены интересы всех этносов, проживающих в стране.

Несомненным завоеванием 10 лет независимого существования в военно-политической сфере стало создание собственных Вооруженных Сил, которые являются надежным гарантом обеспечения национальной безопасности и территориальной целостности государства. В целях реализации своих национальных интересов Казахстан выступил одним из инициаторов Договора по коллективной безопасности.

Отражая чаяния казахстанского народа, Президент Республики Казахстан закрыл Семипалатинский атомный полигон, добился обретения страной статуса безъядерного государства и гарантий безопасности со стороны ядерных держав.

Весомы достижения нашей страны и во внешнеполитической сфере. В короткий по историческим меркам срок руководство Казахстана обеспечило плавное вхождение молодого независимого государства в мировое сообщество.

Повысился авторитет Казахстана на международной арене, свидетельством чему является последовательная реализация инициированных Президентом Н.А.Назарбаевым идей по укреплению региональной безопасности, развитию экономического сотрудничества и углублению интеграции на постсоветском пространстве.

В заключении можно подвести следующие итоги.

Во-первых, провозглашение Республики Казахстан суверенным и независимым государством привело к тому, что она получила членство в таких международных организациях, как Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд и др.

Во-вторых, важнейшей частью внешней политики Республики Казахстан стало ее участие в составе Содружества Независимых Государств (СНГ) с момента подписания Декларации о Содружестве Независимых Государств от 21 декабря 1991 года.

В-третьих, Республика Казахстан, активно включившись в современную международную жизнь, официально провозгласила свою приверженность принципам международного права и признала принципы и нормы международного права, а также международные договоры Республики Казахстан составной частью своей правовой системы.

Конституция Республики Казахстан 1995 года — принципиально новый политико-юридический документ. Ее существенная новизна проявляется прежде всего в принципах, которые решающим образом определяют содержание и форму всех ее институтов. Базовыми здесь выступают следующие утверждающиеся в общественной жизни идеи: народовластие и народный суверенитет, что предполагает разделение государственной власти; конституционализм, законность и правовое государство; естественные и неотъемлемые права человека и гражданина; унитаризм и свободное национальное развитие; укрепление мира между народами и государствами, соблюдение принципов и норм международного права; общественное согласие и политическая стабильность; экономическое развитие на благо всего народа; казахстанский патриотизм; решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.

 


Список использованной литературы

 

1. Абенов Е. М., Арынов Е. М., Тасмагамбетов И. Н. Казахстан: эволюция государства и общества. - Алматы: ИРК. 1996.

2. Аяган Б. Апогей и закат советского социализма. - Алматы, 2000.

3. Аяган Б.Г., Шаймерденова М.Д. Новейшая история Казахстана: Алматы: Ата-мұра, 2005

4. История Казахстана. Очерк. - Алматы, 1993.

5. Кунаев Д. А. О моем времени. Алма-Ата, 1992.

6. Назарбаев Н. А. Без правых и левых. М., 1991.

7. Назарбаев Н. А. Казахстан-2030. Послание Президента страны на-роду Казахстана. — Алматы, 1997.

8. Назарбаев Н. А. Стратегия становления и развития Казахстана, как сувёренного Казахстана. - Алматы, 1992.

9. Независимый Казахстан: декабрь 1986 года (к 10-летию декабрьских событий 1986 г.). Алматы, 1996.

10. Общая теория права и государства / Под Ред. В.В. Лазарева. –М., 1996

11. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994

12. Сагиндыкова А.Н. Конституционное право Республики Казахстан. - Алматы: Бiлiм, 1999.

13. Сапаргалиев Г. Становление конституционного строя Республики Казахстан. Алматы, 1997.

14. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник – М.: «Проспект», 1997

15. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. –М., 1997

16. Смагулов Е.М., Смагулова Ж.М. Основы граждановедения: учебн.изд.-Алматы:Бiлiм, 1999

17. Права человека: учеб.пособие (С.Ж.айдарбаев, Д.И.Нурумов, К.М.Сарсембаев, М.А.Сарсембаев.-Алматы:Данекер, 1999

18. Байкенжеев А.С. Обеспечение суверенитета РК как одна из важнейших функций государства. Вестник КазГУ, 2000, № 3. С.22-26

Введение

 

К настоящему времени мы можем говорить о том, что критическая точка в становлении казахстанской государственности уже пройдена. Обеспечены международное признание и гарантии суверенитета, территориальной целостности нашего государства. Казахстан является членом ряда международных организаций.

Конституция Казахстана юридически оформила становление сильной президентской республики и распределение полномочий между ветвями власти. Сформированы институты гражданского общества, соблюдаются гарантии прав человека, свободно работают средства массовой информации.

Еще более важным является то, что за последние годы произошел психологический перелом в сознании граждан. Ностальгия по бывшему СССР уступила место новой гражданской идентификации с казахстанской государственностью. Адаптация населения к суверенитету Казахстана проходила непростым путем. Согласно социологическим опросам, после подписания Беловежского соглашения подавляющее большинство населения республики практически сразу восприняло перенос политического центра из Москвы в столицу Казахстана. Свои ожидания наши люди напрямую связывали теперь уже с руководством Казахстана. И это — огромное достижение. В XX веке многие страны азиатского рсгиона, затем латиноамериканского, африканского континентов, объявив о подитических переменах, не смогли пройти этап социалъно-психологической адаптации населения к реформам. В результате общества разрывались противоречиями и откатывалисъ назад.

Высвобождаясь из пут административной системы, большинство республик отказывались от определения «советский» и «со-циалистический». 10 декабря 1991 года сессией Верховного Сове-та республики было принято решение о переименовании Казахской Советской Социалистической Республики в Республику Казахстан. Прежнее название, носившее идеологическую окраску, уже не отражало наступившую реальность. Одновременно нача-лась работа по переименованию городов, улиц, площадей с целью возвратить им исторические названия. После долгой разъяснитель-ной работы удалось убедить в этом общественное мнение. В 1989-1992 годы г. Гурьев принял свое древнее название - Атырау, Це-линоград - Акмола, Шевченко - Актау, поселок Голощёкин -Приуральное и т.д. С карты республики стали исчезать названия «Коммунистические», «Социалистические», «Октябрьские».

Возвращались из небытия имена народных героев и батыров, личностей, сыгравших выдающуюся роль в истории народа: Яс-сауи, ханов Жанибека, Керея, Касыма, Тауке, Абылая, Кабанбая, а также Шакарима, Толе би, Г. Потанина. Улицы и даже целые поселки стали называться их именами.

Была налажена работа по правовой реабилитации незакошю репрессированных лиц. За неболыной период времени было реа-билитировано более 33 тысяч граждан. В сентябре 1990 года Пре-зидент Казахстана Н. Назарбаев издал Указ « Омерах по оказанию помощи реабилитированным гражданам, пострадавшим от неза-конных репрессий в период 30-40-х годов и начала 50-х годов». Это был пусть и запоздалый, но шаг покаяния государства перед своими гражданами. Имена деятелей, поэтов, писателей, безвинно погибших в ходе сталинских репрессий, - А. Байтурсынова, М. Жумабаева, М. Дулатова, Ш. Кудайбердиева, А. Букейханова были присвоены школам и селам, улицам и плопіадям. Например, сквер в центре города Петропавловска был назван именем выдаю-щегося казахского поэта М. Жумабаева. В Тургайской области прошли празднования в честь А. Байтурсынова и М. Дулатова. Торжественно были отмечены юбилеи хана Абылая и его сподвижников Исатая и Махамбета. Несмотря на все трудности, народ не забыл своих выдающихся сыновей.

Изменилась и экономика. С каждым годом все полнокровнее становится общенациональный рынок, формируется внутригосударственный экономический комплекс, происходит структурная перестройка экономики. Казахстан все шире вовлекается в международный рынок.

Принятая абсолютным болынинством голосов граждан страны Конституция дает мощный ресурс прочности нашей государственности. Теперь мы можем сконцентриро-вать свои усилия на развитии экономичсских реформ и демократии. Возрожденная казахстанская государственность является основанием, на котором строятся демократия и рыночная экономика.

Целью данной курсовой работы является описание становления суверенитета Республики Казахстан.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть исторические предпосылки становления независимого Казахстана.

2. Описать этапы становления суверенитета Республики Казахстан и особенности их влияния на внешнюю и внутреннюю политику государства


Глава 1. Исторические предпосылки возникновения независимого Казахстана

1.1. Идеи национального самоопределения в Казахстане

 

Идеи национального самоопределения в Казахстане появляются сразу же после революции 1905-1907 гг. в России. А после февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. в этнополитогенезе казахов наблюдался сильный импульс национального самосознания, вызвавший серьезную попытку создания новой казахской государственности со стороны конституционно-демократически настроенной национальной интеллигенции. Она поддерживала перемены в России и на областных, и на общекиргизских съездах выступала за Всероссийское учредительное собрание, которое утвердило бы федеративное демократическое устройство России. Второй общекиргизский съезд (Оренбург, 5-13 декабря 1917 г.) постановил образовать территориально-национальную автономию Алаш в составе ряда областей и регионов с населением казахского происхождения по признакам единой культуры, истории и единого языка.[1, 95]

Вся исполнительная власть автономии передавалась «временному народному совету Алаш-Орда» из 25-ти членов. Проживающим среди казахов представителям всех наций гарантировались культурная автономия, права меньшинств и пропорциональное представительство в учреждениях автономии Алаш. Конституция автономии Алаш должна была утверждаться Всероссийским учредительным собранием. Местом пребывания Алаш-Орды был определен Семипалатинск, позже для управления западной частью автономии Алаш было образовано Западное отделение правительства Алаш-Орды.

Однако правительству Алаш-Орды по ряду исторических причин (недоверие к нему Временного правительства Сибири и русских генералов, вызванное подозрением в сепаратизме, и раскол в казахском обществе на «революционеров» и «контрреволюционеров», и утверждение, в конечном счете, советской власти в Казахстане) не суждено было воплотить свои замыслы, хотя мыслимая партией Алаш государственность Казахстана и степень ее независимости в тот период, несомненно, представляет интерес и сегодня. [1,99]

Правительство Алаш-Орда автономного национально-демократического государственного образования казахов Алаш просуществовало два года в условиях Гражданской войны, с декабря 1917 г. по декабрь 1919 г., а формально-юридически прекратило свое существование 22 октября (4 ноября) 1918 г. по указу Временного Всероссийского правительства в Омске.

Вместе с тем небольшой исторический промежуток времени осуществления правительством Алаш-Орды проекта автономии Алаш явился тем необходимым этапом, который объективно содействовал дальнейшему осознанию казахским населением Центральной Азии необходимости государственной консолидации всей нации.

При всей склонности большевистских вождей в центре и на местах к единодержавности, не принимать во внимание вызревавшее государственное самосознание народов бывших царских окраин и не считаться с политическими чаяниями коренного населения советская власть не могла.

Однако принципы парламентско-президенской республики, сформулированные партией Алаш, оказались несовместимы с концепцией советской власти.

Для объективного определения значения этой непростой эпохи, протекавшей в основном под эгидой советской власти и руководства компартии, имеет смысл раскрыть содержание всех периодов конституционного становления государственности Казахстана (от программных идей национальной автономии до полноценного суверенитета Казахстана).[4, 69] Первым конституционным актом Казахской автономной республики по существу стала «Декларация прав трудящихся Киргизской (Казахской) АССР», принятая Учредительным съездом Советов КАССР (Оренбург, 4 октября 1920 г.). В ней говорилось, что «КАССР входит как автономная единица в свободный Федеративный Союз Советских республик, объединенных в РСФСР».[3,101]

Однако территориальная консолидация казахской нации с образованием КАССР не была завершена.

В результате национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии в состав КАССР вошли Сыр-Дарьинская и Семиреченская области бывшей Туркестанской АССР, Кара-Калпакская автономная область.

Национально-государственное оформление КАССР завершилось на съезде Советов Казахстана в апреле 1925 г.

Особенностью правового положения автономной государственности казахского народа следует признать ограниченность пределов властвования республики и значительную зависимость ее органов от суверенитета РСФСР и компетенции ее институтов.

Составной частью дальнейшего национально-государственного строительства в Казахстане была политики коренизации советского аппарата республики. Коренизация как социально-политическая проблема решалась в двустороннем процессе: с одной стороны это было приближение государственного аппарата к массам посредством перевода делопроизводства на их родной язык; с другой – вовлечение самих трудящихся коренной национальности в деятельность советского государственного аппарата. [2,63]

Юридические признаки государственного суверенитета уже складывались и проявлялись в виде собственной Конституции казахской автономии, в деятельности высших органов государственной власти и управления, в определенной возможности законодательствования на территории Казахстана. Наконец, республика осуществляла прямые внешние межгосударственные контакты внутри Союза ССР. На советской основе казахская автономия тяготела, с одной стороны, к большей государственной самостоятельности, а с другой – к сплочению на принципах равноправия и взаимопомощи со всеми другими народами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-31; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.155.148 (0.043 с.)