ТОП 10:

Теоретико-методические особенности воспитания физические качеств



Введение

силовой упражнение возрастной воспитание

Актуальность. Одной из основных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Проблемой развития двигательных качеств занимались многие ученые (Н.А. Бернштейн, 1991; В.И. Лях, 1998; А.П. Матвеев, 1998 и др.).

Представление о физических качествах первоначально использовалось лишь в методической литературе по физическому воспитанию и спорту и лишь, затем постепенно завоевало права гражданства в физиологии спорта и других научных дисциплинах. Необходимость введения наряду с традиционным представлением о двигательных навыках еще и специальной категории «физические качества» вызвана запросами практики, в частности различиями в методике преподавания. Так, при обучении движениям преподаватель может бесчисленными способами помочь ученикам получить представление о правильном выполнении. Но в отношении силы, скорости, продолжительности и других подобных параметрах движения он может давать лишь такие указания, как «сильнее-слабее», «быстрее-медленней» и т.д.

Используя математическую терминологию, допустимо было бы говорить о многомерности двигательных навыков и одномерности физических качеств.

Хотя развитие физических качеств, как формирование двигательных навыков, во многом зависит от образования условнорефлекторных отношений в центральной нервной системе, для физических качеств гораздо большее значение имеют биохимические и морфологические перестройки в организме в целом.

Для развития физических качеств характерна значительно меньшая по сравнению с формированием навыков осознаваемость тех компонентов, из которых складывается успех в достижении намеченной цели. Можно рассказывать человеку, как надо выполнять то или иное движение, но такие объяснения не помогут установить наилучшее силовые отношения в деятельности мышечной системы, чтобы добиться большей силы.

Существование двух сторон двигательной функции - навыков и качеств приводит к выделению в процессе физического воспитания двух направленностей: обучение движениям и воспитание физических качеств [26].

Различие между терминами воспитания и развития физических качеств весьма существенное. Развитие физических качеств есть процесс их изменения в ходе жизни человека. Например, в развитии силы отмечаются постепенный подъем ее к 25-30 годам, затем период стабилизации и последующее снижение [7]. Воспитанием же физических качеств называется педагогический процесс управления, воздействие на развитие с целью его изменения в нужном нам направлении. Так, говоря о воспитании силы, имеем в виду выбор тренировочных упражнений, их дозировку и прочее. Иными словами, термином развития обозначаются изменения, происходящие в организме; термином воспитания - действия, необходимые, чтобы эти изменения соответствовали нашим желаниям.

Оснований для этого два: во-первых, качества есть некоторая характеристика именно человека, а не движения; мы говорим о силе А. Жаботинского, выносливости Н. Болотникова; мы совершенствуем, наконец, в спорте человека, его возможности выполнять те или иные движения, а не сами движения.

Во-вторых, бесспорно, что двигательные качества человека проявляются в тех или иных характеристиках движения, определяя максимальные величины этих параметров. Однако различия между указательными величинами, естественно, количественные, а не качественные.

Поэтому, специалист в области физической культуры и спорта должен хорошо владеть знаниями и умениями относительно основных средств и методов развития физических качеств, в частности, силы, а также способов организации занятий на их основе.

Объект исследования - процесс развития и формирования силы у учащихся восьмого класса на уроках физической культуры.

Предмет исследования - специальные физические упражнения, направленные на развитие координационных способностей.

Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей развития силовых способностей учащихся среднего школьного возраста.

Задачи работы:

1. Посредством анализа литературных источников определить основные теоретико-методические особенности развития силовых способностей школьников.

2. Определить и проанализировать уровень развития силовых способностей у мальчиков среднего школьного возраста.

3. Определить и проанализировать уровень развития силовых способностей у девочек, обучающихся в средней школе.

 


Обзор литературы

Методы воспитания силы

 

Выбор величины сопротивления при воспитании силы. Это один из главных вопросов методики.

Его решение возможно лишь при понимании физиологических особенностей движений, выполняемых с разными мускульными напряжениями. Ниже рассматривается некоторые из этих отношений.

Движения с разными мышечными напряжениями различны по характеру концентрации усилий в пространстве и во времени.

При поднятии околопредельного или предельного веса скорость тела достигает определенного значения и дальше движение идет с почти постоянной скоростью. Ускорение незначительно колебания около нулевой мышцы; при этом сила примерно равна весу поднимаемого снаряда.

Внешнее сопротивление представляет физиологический раздражитель определенной силы. Поднимание предельного веса сопровождается мышечным потоком центростремительных импульсов; при малых же внешних сопротивлениях сила раздражителя относительно невелика. В соответствии с общефизиологическим «законом силы» интенсивность ответной реакции до известного предела пропорциональна силе раздражителя.

Указанные отличия приводят к тому, что попытки тренировать мышечную силу, не прибегая к максимальным силовым напряжениям, оказываются не эффективными. Таким образом, если человек не проявляет систематически значительных мышечных напряжений, то рост силы не происходит. При очень малых величинах напряжений может произойти падение силы. Падение мышечной силы и атрофия мышц происходит тем быстрее, чем меньше величина напряжений. У спортсменов, привыкших к значительным мускульным напряжениям, падение силы может начаться даже в случае применения относительно больших отягощений, однако таких, которые меньше привычного уровня.

Существует три способа создания максимальных силовых напряжений:

1. Повторное поднимание непредельного веса до выраженного утомления («до отказа»);

2. Поднимание предельного веса;

.   Поднимание непредельного веса с максимальной скоростью.

Соответственно предлагается различать три метода воспитания силы: методы повторных, максимальных и динамических усилий [1, 20].

Движения с непредельными отягощениями отличаются по своим физиологическим механизмам от работы с предельными и околопредельными напряжениями. Однако по мере утомления картина меняется. Вес, который в первых подъемах легко можно быть поднять, оказывается теперь близким к предельному и является физиологическим раздражителем большой силы. Изменяется концентрация усилий. В итоге наблюдаемая физиологическая картина становится близкой к той, которая существует при выполнении предельных усилий. Эти совпадающие во многом черты координации - основная причина, из-за которой поднимание непредельного веса «до отказа» оказывает тренирующее влияние на мышечную силу. Поскольку ведущим фактором является сходство в последних подъемах, то, очевидно, что именно их выполнение имеет основную ценность. При методе повторных усилий обязательно выполнение упражнений до выраженного утомления, как говорят, «до отказа».

Отсюда 2 основных положения.

1.          Работа «до отказа» невыгодна в энергетическом отношении. Здесь приходится поднимать гораздо большее количество груза, чем при методе максимальных усилий.

2. При данном методе последние, наиболее ценные, попытки выполняются на фоне сниженной вследствие утомления возбудимости центральной нервной системы.

Работами же школы Т.П. Павлова показано, что условнооефлекторная деятельность протекает успешнее при оптимальном состоянии центральных нервных структур. Выполнение упражнений на фоне утомления затрудняет образование тех тонких условнорефлекторных отношений, которые, собственно, и обеспечивают дальнейшее развитие силы. Это снижает эффективность метода повторных усилий по сравнению с методами максимальных усилий.

Меньшая эффективность метода повторных усилий является причиной того, что спортсмены высокой квалификации все больше отказывается от этого метода воспитания силы как от основного, и пользуются главным образом методом максимальных усилий [5].

Однако, несмотря на меньшую эффективность, между повторных усилий широко, и вполне оправданно, используется в практике. Объясняется это рядом его существенных преимуществ.

1. Большой объем выполняемой работы, естественно, вызывает значительные сдвиги в обмене веществ. Активизация трофических процессов создает возможности для усиления пластического обмена, что может привести к эффективной гипертрофии мышц и тем сказаться на росте силы. Высокая степень энергозатрат может быть также последней, если занятие проводится преимущественно с оздоровительной направленностью.

2. Использование метода повторных усилий, в особенности, если выбираются упражнения локального характера, позволяет уменьшить натуживание, которое имеет место при выполнении упражнений с предельными напряжениями.

.   Упражнения с непредельными силовым напряжением дают больше возможностей для контроля за техникой. Особое значение это имеет для начинающих. Как известно, в начале образования двигательного навыка происходит иррадиация возбуждения, что внешне выражается включением в работу ненужных групп мышц и в следствии этого скованностью движений. При прочих равных условиях иррадиация тем шире, чем сильнее возбуждение. Работа с малыми весами позволяет, снизить величину возбудительного процесса, в следствии чего иррадиация становится относительно небольшой, а движение - более координированным. При поднимании же предельного веса, когда сила возбудительного процесса велика, у начинающих, не имеющих еще автоматизированного навыка, происходит значительная генерализация возбуждения, вследствие чего координация ухудшается.

.   Лицам, не занимавшимся ранее силовыми упражнениями, метод повторных усилий дает возможность избегать травм, вероятность проявления которых при работе с предельными напряжениями не исключена.

Указанные рекомендации подкрепляются тем, что у начинающих эффективность воспитания силы почти не зависит от величины сопротивления, коль скоро эта величина превосходит определенный минимум - примерно 35 - 40% максимальной силы.

С увеличением продолжительности тренировок выявляются все преимущества метода максимальных усилий. Поэтому в тренировке квалифицированных спортсменов метод повторных усилий используется лишь как дополнительный. При этом чтобы компенсировать его неэкономичность, применяют обыкновенно упражнения локального характера. Суммарная величина поднятого груза оказывается в таком случае сравнительно небольшой. При методе повторных усилий используют упражнения с большими и умеренно большими сопротивлениями. Работа с малыми и очень малыми сопротивлениями, как правило, нецелесообразна. Пример: ученик выполняет отжимы в упоре лежа с опорой руками о гимнастическую скамейку. Как только его сила увеличивается настолько, что он сможет выполнять это движение более 10-12 раз, упражнение надо усложнить до степени, позволяющей выполнять его лишь 4-7 раз. Не следует при воспитании силы доводить число повторений в одном подходе до 20 - 50, как это иногда к сожалению, делают. Столь большое число повторений целесообразно лишь при воспитании выносливости.

Метод максимальных усилий, как уже отмечалось, основной в тренировке квалифицированных спортсменов.

Переход к работе с околопредельными весами произошел в послевоенные годы. Он привел к существенному росту результатов. Если в 20-30-х годах спортсмены, в частности тяжелоатлеты, значительное время уделяли методу повторных усилий, то в настоящее время они используют в основном предельные и околопредельные отягощения.

Следует, однако, подчеркнуть, что метод максимальных усилий не является более эффективным вообще, безотносительно к месту и времени использователя. Бесспорно, что при соответствующих условиях он лучше способствует образованию тех нервнокоординационных отношений, которое обеспечивают рост силы. Но, во-первых, увеличение силы связано не только с совершенствованием координации, метод максимальных усилий не всегда выгоден; во-вторых, любой метод при его однообразном использовании стане привычным и будет оказывать со временем все меньший эффект. Поэтому метод максимальных усилий, будучи основным, ни в коем случае не должен стать единственным.

Предельный вес - это понятие, на применение которого основан метод максимальных усилий, нуждается в некотором уточнении. Под таким весом везде понимается предельный тренировочный вес, т.е. тот наибольший вес, который может поднять без значительного эмоционального возбуждения. Благодаря соответствующей психологической настройке этот вес можно и увеличить. В этом случае он будет подлинно предельным, но, как показывает опыт, тренировка с такими весами оказывается малоэффективной. Она быстро вызывает значительное эмоциональное утомление. Исходя из этого, в тренировке используют в основном предельные и околопредельные веса, которые можно поднять без значительного эмоционального возбуждения 2, максимум 3 раза.

Веса больше, чем предельный тренировочный, используют лишь изредка; в большинстве случаев - раз в 7-14 дней. Впрочем, здесь возможны индивидуальные колебания; есть спортсмены, которые делают подобные попытки гораздо реже. Также весьма индивидуальна разница между предельным тренировочным весом и лучшими результатами спортсмена; обычно в легких весовых категориях эта разница меньше, в тяжелых - больше.

Квалифицированные спортсмены, хорошо знающие свои возможности, могут при определении предельного веса ориентироваться на частоту пульса. Если перед подходом частота пульса повышается, это говорит об эмоциональном возбуждении, вес слишком велик.

Если величина отягощения превышает возможности спортсмена, в центральной нервной системе может развиться охранительное торможение, из-за чего спортсмен не проявит свою максимальную силу. Например, спортсмен, для которого предельный вес равен 100 кг, поднимал 110 кг, может вследствие охранительного торможения прикладывать к этому большому весу меньшую силу, чем к более легким весам. Поэтому пытаться часто применять веса выше предельного нецелесообразно.

Организация исследования

 

В данной главе рассматриваются результаты педагогического исследования по определению силовых способностей школьников (мальчиков и девочек) в возрасте 13-14 лет. Всего обследовано 41 учащийся. Из них 24 девочки и 17 мальчиков. Исследование осуществлялось на базе общеобразовательной школы №17 г. Ставрополя.

Для определения силовых способностей школьников применяли тесты и контрольные упражнения, позволяющие определить силу мышц:

1. Становая сила (кг).

2. Сила ног (кг).

.   Сила кисти правой, левой (кг).

.   Отжимания (кол-во раз).

.   Приседания (кол-во раз).

Полученные результаты сравнивались с образцами заданий для проверки достижения требований к уровню подготовки выпускников основной школы (табл. 1); [18].

Таблица 1. Оценочные показатели двигательной дееспособности (мальчик и девочки, 8 класс)

Тесты

Мальчики

Девочки

  Ниже среднего Средний Выше среднего Ниже среднего Средний Выше среднего
1. Становая сила (кг) 65 81 97 60 70 80
2. Сила ног (кг) 88 114 140 73 88 103
3. Сила кисти правой, левой (кг) 18 17 23 21 28 25 18,5 14 20,5 18 24,5 22
4. Отжимания (кол-во раз) 15 21 27 4 8 12
5. Приседания (кол-во раз) 80 140 200 70 110 150

Методы исследования

 

В настоящем исследовании применялись следующие методы:

1. Анализ литературных источников.

2. Тестирование.

.   Методы математической обработки результатов.

Тестирование

Контрольные испытанияпроводятся с помощью контрольных упражнений или тестов. Контрольные упражнения - это упражнения, стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательного действия, применяемые с целью определения физического состояния занимающихся на данный период времени.

С помощью контрольных испытаний (тестов) мы выявляем абсолютные(явные) и относительные (скрытые, латентные) показатели этих способностей.

Контрольные испытания наиболее часто используются в физическом воспитании и спорте. Они помогают:

· выявить уровень развития отдельных двигательных качеств;

· оценить степень технической и тактической подготовленности;

· сравнить подготовленность отдельных занимающихся и целых групп;

· вести в значительной степени контроль за воздействием физических упражнений как на организм одного занимающегося (или тренирующегося), так и целых групп;

· выявить недостатки и преимущества применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий;

· составлять наиболее обоснованные индивидуальные и групповые планы занятий;

· провести наиболее оптимальный отбор для занятий тем или иным видом спорта.

Тестирование осуществлялось для того, чтобы определить уровень развития физического качества - силы среди учащихся общеобразовательного учреждения. Для этого учащимся было предложено выполнить ряд заданий, с помощью которых был выявлен уровень развития силовых способностей учеников (см. п. 2.1.).

Далее полученные данные сопоставляли с эталонными значениями, которые соответствуют определенному уровню развития силовых способностей.

Результаты исследования

Выводы

 

. Силовые способности являются необходимыми для обеспечения полноценной жизнедеятельности человека. Под воздействием силовой подготовки в организме происходит улучшение функционирования нервно-мышечного аппарата, улучшение способности к преобразованию энергии, совершенствование иннервации мышц, совершенстование механизмов трофического обеспечения мышечной деятельности [12]. Поскольку средний школьный возраст является наиболее благоприятным для развития силы, как у девочек, так и у мальчиков, то целенаправленные и грамотно подобранные физические упражнения из разделов школьной программы по физическому воспитанию, приобретают особое значение.

. Наиболее благоприятная картина в развитии силовых способностей отмечалась при определении силы мышц ног, большинство учащихся: 41% и 59% в соответствующих тестах показали средний результат. Несколько хуже показатели силовых возможностей мышц туловища (тест «Становая сила»): 47% учащихся показали средний и такое же количество школьников - низкий уровень развития данных способностей. Самые малые значения были зафиксированы в уровне развития силы рук: 35%, 41% и 65% мальчиков справились с данными тестами на низком уровне.

. Развитие силовых способностей девочек среднего школьного возраста находится на достаточно низком уровне. Так в тестах «становая сила», «сила ног», «сила кисти» и «отжимания» исследуемые показали уровень развития силы ниже среднего. Несколько лучше испытуемые справились с тестом «приседания», где у 54% школьниц выявлены средние значения развития силы мышц ног.


Литература

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978.

2. Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей. - М.: ФКиС, 1982. - 165 с.

3. Гомберадзе К.Г. Как учить школьников расслаблять мышцы // Физическая культура в школе. - 1979.

. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1986.

. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. Минск: Народная Освета, 1978.

. Дворкин Л.С., Новаковская С.В., Степанов С.В. Возрастные особенности развития силовых возможностей школьников 7-18 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003. - №3. - С. 29.

7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. Основы теории и методики воспитания. - М.: ФКиС, 1970. - 200 с.

8. Книга учителя физической культуры / Под ред. В.С. Каюрова. - М.: ФиС, 1973.

. Кревец А.Г. Фомин Н.А. Возрастные изменения факторной структуры физических способностей у юных спортсменов // Теории и методика физической культуры, 1983.

. Курысь В.Н. Основы силовой подготовки юношей. - М.: Советский спорт, 2004. - 264 с.

. Лукьяненко В.П. Физическая культура: Основы знаний. - Уч. пособие. - Ставрополь: Изд - во СГУ, 2001. - 224 с.

. Лукьяненко В.П. Физическая культура: Основы знаний. - Уч. пособие. - М.: Советский спорт, 2003.

13. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: ФКиС, 2000.

14. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: ФиС, 1991.

. Методика физического воспитания школьников /Под ред. Г.Б. Майксона, Л.Е. Любомирского. - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.

16. Морозов Р.П. Развивайте силу. - М.: ФКиС, 1975. - 130 с.

17. Образцы заданий для проверки достижений требований к уровню подготовки выпускников основной школы // Физическая культура в школе, 2001. - №2. - С. 32-35.

. Образцы заданий для проверки достижений требований к уровню подготовки выпускников основной школы // Физическая культура в школе, 2001. - №7. - С. 32-34.

. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: ФКиС, 1986.

. Сатиров Г.Н. Школа движений // Физическая культура в школе. - 1976.

. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО Речь, 2002.

. Спортивная физиология /Под ред. Я.М. Коца. - М.: ФКиС, 1986. - 239 с.

Толковый словарь спортивной терминологии /Под ред. И.В. Абсалямова. - М.: ФКиС, 1993. - 351 с.

23. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. М.: Физическая культура и спорт, 1975.

24. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2003. - 224 с.

25. Хедман, Руне Спортивная физиология. - М.: ФКиС, 1980. - 152 с.

. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.

Введение

силовой упражнение возрастной воспитание

Актуальность. Одной из основных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Проблемой развития двигательных качеств занимались многие ученые (Н.А. Бернштейн, 1991; В.И. Лях, 1998; А.П. Матвеев, 1998 и др.).

Представление о физических качествах первоначально использовалось лишь в методической литературе по физическому воспитанию и спорту и лишь, затем постепенно завоевало права гражданства в физиологии спорта и других научных дисциплинах. Необходимость введения наряду с традиционным представлением о двигательных навыках еще и специальной категории «физические качества» вызвана запросами практики, в частности различиями в методике преподавания. Так, при обучении движениям преподаватель может бесчисленными способами помочь ученикам получить представление о правильном выполнении. Но в отношении силы, скорости, продолжительности и других подобных параметрах движения он может давать лишь такие указания, как «сильнее-слабее», «быстрее-медленней» и т.д.

Используя математическую терминологию, допустимо было бы говорить о многомерности двигательных навыков и одномерности физических качеств.

Хотя развитие физических качеств, как формирование двигательных навыков, во многом зависит от образования условнорефлекторных отношений в центральной нервной системе, для физических качеств гораздо большее значение имеют биохимические и морфологические перестройки в организме в целом.

Для развития физических качеств характерна значительно меньшая по сравнению с формированием навыков осознаваемость тех компонентов, из которых складывается успех в достижении намеченной цели. Можно рассказывать человеку, как надо выполнять то или иное движение, но такие объяснения не помогут установить наилучшее силовые отношения в деятельности мышечной системы, чтобы добиться большей силы.

Существование двух сторон двигательной функции - навыков и качеств приводит к выделению в процессе физического воспитания двух направленностей: обучение движениям и воспитание физических качеств [26].

Различие между терминами воспитания и развития физических качеств весьма существенное. Развитие физических качеств есть процесс их изменения в ходе жизни человека. Например, в развитии силы отмечаются постепенный подъем ее к 25-30 годам, затем период стабилизации и последующее снижение [7]. Воспитанием же физических качеств называется педагогический процесс управления, воздействие на развитие с целью его изменения в нужном нам направлении. Так, говоря о воспитании силы, имеем в виду выбор тренировочных упражнений, их дозировку и прочее. Иными словами, термином развития обозначаются изменения, происходящие в организме; термином воспитания - действия, необходимые, чтобы эти изменения соответствовали нашим желаниям.

Оснований для этого два: во-первых, качества есть некоторая характеристика именно человека, а не движения; мы говорим о силе А. Жаботинского, выносливости Н. Болотникова; мы совершенствуем, наконец, в спорте человека, его возможности выполнять те или иные движения, а не сами движения.

Во-вторых, бесспорно, что двигательные качества человека проявляются в тех или иных характеристиках движения, определяя максимальные величины этих параметров. Однако различия между указательными величинами, естественно, количественные, а не качественные.

Поэтому, специалист в области физической культуры и спорта должен хорошо владеть знаниями и умениями относительно основных средств и методов развития физических качеств, в частности, силы, а также способов организации занятий на их основе.

Объект исследования - процесс развития и формирования силы у учащихся восьмого класса на уроках физической культуры.

Предмет исследования - специальные физические упражнения, направленные на развитие координационных способностей.

Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей развития силовых способностей учащихся среднего школьного возраста.

Задачи работы:

1. Посредством анализа литературных источников определить основные теоретико-методические особенности развития силовых способностей школьников.

2. Определить и проанализировать уровень развития силовых способностей у мальчиков среднего школьного возраста.

3. Определить и проанализировать уровень развития силовых способностей у девочек, обучающихся в средней школе.

 


Обзор литературы

Теоретико-методические особенности воспитания физические качеств

 

В последние десятилетие в научно-методической литературе при рассмотрении вопросов физического развития человека используется понятие «физические качества». К ним относится сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. В настоящее время ряд специалистов предлагают исключить это понятие и применять вместо него словосочетание «физические способности». В соответствии со словарным толкованием под качеством понимается существенный признак, свойства, отличающие один предмет или одно лицо от другого; определенность предмета, явления или процесса, присущая только этому явлению или процессу. По данным В.П. Лукьяненко (2001), «физические качества» - это совокупность свойств организма, обеспечивающих ему возможность осуществлять активную двигательную деятельность.

Понятие «физические способности» трактуется по-разному. Наиболее приемлемым для сферы физической культуры является представление о физических способностях как о форме проявления дееспособности функциональных систем организма, обеспечивающих двигательную деятельность человека, как о врожденных задатках, основанных на психических, физиологических и морфологических особенностях организма. В общем, физические способности рассматриваются как психофизиологический потенциал человека, определяющий эффективность его целенаправленной двигательной деятельности [10].

Таким образом, физические качества по своей сути отражают достигнутый уровень отдельных физических способностей.

Физические качества человека органически связаны с его физическими способностями и определяются особенностями их проявления в разнообразных двигательных действиях.

В современной теории и методике физической культуры принято различать пять основных физических способностей: силовые, скоростные, координационные способности, выносливость и гибкость.

Понимание сути физических способностей предполагает знание из биологических источников, то есть факторов, определяющих наличие способностей и их проявление. Таких факторов два: наследственные и средовые. Наследственные факторы определяются физиологическими, анатомическими и психологическими особенностями организма. Это своего рода задатки человека.

Средовые факторы физических способностей базируются на климатических и социально-бытовых условиях деятельности человека.

Развитие физических способностей подчиняется шести закономерностям.

. Решающее значение в развитии физических способностей имеет двигательная активность человека, напарвленная на совершенствование его психофизиологического состояния.

. Развитие физических способностей осуществляется в соответствии с режимами двигательной активности.

. Развитие физических способностей заключается в наличии относительно самостоятельных этапов при многократном и длительном выполнении одних и тех же нагрузок.

. Разновременность (гетерохронность) прироста показателей определенных физических способностей.

. Обратимость показателей развития физических способностей. Перерывы в тренировках приводят к снижению уровня функциональных возможностей и показателей развития способностей.

. Перенос физических способностей, который может быть положительным и отрицательным.

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.35.159 (0.024 с.)