Характерные особенности стиля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные особенности стиля



Происхождение термина

 

Барокко (с итальянского barocco или с испанского Bar - ruecco, от галльского barroco - причудливый, неправильный, дурной, испорченный) - один из самых трудных и многозначных терминов истории искусства. термином "Барокко" называют ряд историко-региональных художественных стилей европейского искусства XVII - XVIII веков.

Термин "Барокко" используется и как метафора в смелых историко-культурных обобщениях: "эпоха Барокко", "мир Барокко", "человек Барокко", "жизнь Барокко".

Определение стиля

 

Барокко - один из главенствующих стилей архитектуры XVI - XVII веков, становление которого происходило в период борьбы за единство сложения наций и государств. Тесно связанное с удовольствием эстетических потребностей правящей аристократии и церкви, искусство барокко выработало художественные принципы, отличные от предшествующего классического направления эпохи гуманизма. Место гармонии и уравновешенности в произведениях барокко заняли пышность и динамика композиции, усложненность архитектурных форм, светотеневые контрасты, богатая пластика и неожиданные эффекты; вместо прежних устойчивых форм в планах зданий и площадей стали широко варьироваться формы овала, эллипса, сочетание их с прямоугольником, трапецией и т.д. Лишенный экзальтации и мистицизма архитектурный стиль выразился в торжественности и величественности сооружений первой половины XVII века, отразивших эпоху укрепления абсолютной монархии. Одной из особенностей русского варианта стиля является полихромия фасадов, где интенсивно окрашенные стены служат декоративным деталям.

Эпоха Барокко - это мир крайностей, контрастов возвышенного и земного, прекрасного и низменного, пышной метафоры и уродливого факта.

Эпоха Барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - "карусели" (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарады.

Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI века.

Родина барокко

 

В ХVII веке Италия - родина Барокко, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы - испанцы и французы. Они диктуют условия политики. Истощенная Италия не утратила высоты своих культурных позиций - она остается культурным центром Европы. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает Барокко. В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна,который был архитектором раннего барокко. В постройках Карло Мадерны наметился переход от раннего барокко к зрелому с характерными для этой стадии развития стиля пышностью декора, развитостью внутреннего пространства, использованием так называемого колоссального ордера, охватывающего несколько ярусов здания.

Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна.


Архитектура барокко

 

Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Святого Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини. Бернини также архитектор. Значительнейшей его работой является колоссальная колоннада у собора св. Петра. Бернини был творцом нового светского стиля - барокко.

Бернини - мастер художественной мистификации, его высказывание о том, что он сделал мрамор гибким как воск имеет продолжение: "Этим я смог в известной мере объединить скульптуру с живописью". Этот художник соединял мраморы разных цветов, а тяжелые детали из позолоченной бронзы - одеяния фигур - развиваются по воздуху, словно не существует силы тяжести. Происходит дематериализация форм. Это также одна из характерных черт стиля Барокко.

Значительный вклад оставили Д. Фонтана, Г. Гварини и другие.

В России барокко появляется еще в XVII веке ("нарышкинское барокко", "голицынское барокко"). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини - так называемое "петровское барокко", и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С.И. Чевакинского и Б. Растрелли.

Барокко в России

Франческа Растрелли

 

Жизнь

 

Франческа Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году в семье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки. Отец Франческа, Бартоломео Карло в конце 1715 года принял предложение от российского посла поехать в Россию на три года на службу к Петру I. Уже в феврале 1716 году Карло Растрелли прибыл в Петербург с шестнадцатилетним сыном - своим ближайшим помощником. Франческа Бартоломео оказался в пору своей юности на огромной стройке новой русской столицы, с поразительной быстротой выраставшей на островах невской дельты. Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя на родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга.

Творчество

 

Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было строительство с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира. Наиболее ярко проявился в середине XVIII в архитектурных сооружениях одного из крупнейших зодчих этого направления - Ф.Б. Растрелли - сын известного скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли (1675 - 1744). Наиболее яркий представитель русского барокко. Ф.Б. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое решение. В 1716 году Растрелли приехал со своим отцом в Санкт-Петербург, куда его отец был приглашён Петром I на работу по строительству императорского дворца. С 1730 по 1763 год был архитектором императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Построил дворцы герцога Бирона в Рундале (1736 - 1740) и Митаве (1738 - 1740). Оба дворца расположены в Латвии.

Период расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741 - 1744 годы; не сохранился). Затем последовали многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы, такие как дворец Воронцова, Строгановский дворец, с 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1752 - 1757 - перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне - город Пушкин).


Екатерининский дворец

 

История создания

 

Ярким примером Русского барокко является Большой Екатерининский дворец в городе Пушкин (ранее Царское Село). История Ленинграда и пригородов тесно взаимосвязана. Город на Неве и многочисленные дворцы и парки вокруг него представляют по сути своей единое целое. Да и застраиваться они стали практически одновременно. С освобождением русских земель от шведских завоевателей и началом строительства Петербурга начинается освоение и прилегающих к нему территорий. Так, уже в начале XVIII веке появляются первые сооружения - прообразы будущих дворцов - в пригородной зоне - там, где ныне разместились целые города: Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Павловск, Гатчина.

Создание блистательного ожерелья дворцов и парков вокруг города ознаменовало собой великое торжество русского народа, его победу в многолетней борьбе с иноземными захватчиками. Эта торжественность претворена и в оформлении дворцов, особенно петергофской резиденции царя. Именно это стремление было первопричиной столь пышного облика пригородных новостроек, характерного для стиля русского барокко с его подчеркнутой представительностью и праздничностью; именно торжество вновь свободной земли, а не стремление, как считают некоторые исследователи, царя и его приближенных перещеголять западноевропейцев.

Загородные резиденции возводились руками многих тысяч русских умельцев, согнанных сюда из различных уголков России. Великие замыслы выдающихся зодчих, скульпторов и художников воплощали в жизнь замечательные мастера, народные умельцы, искусство которых служит образцом для современников.

Большой Екатерининский дворец - это бывший императорский дворец. Он один из самых крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга.

В 1724 г. это сельское поселение стало называться Царским Селом.

Эта территория была подарена Петром I его жене Елизавете Александровне. В 1717 - 1723 годах для нее был выстроен небольшой каменный дворец и разбит регулярный сад. В период царствования Елизаветы в Царском Селе еще шире развернулись строительные работы, в которых принимали участие выдающиеся архитекторы М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский. Затем по проектам Б. Растрелли Царское Село превратили в один из самых грандиозных архитектурно-парковых ансамблей.

Дворец в Царском Селе был так украшен, что при ярком солнечном освещении на него нельзя было смотреть. Это вполне вероятно, так кактолько на наружное покрытие было потрачено "6 пудов, 17 фунтов и два золотника" червонного золота - более 100 кг.

Здание дворца было заложено по приказу Екатерины Великой в 1717 году, представляя собой позднее барокко.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием "каменных палат" Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого "палили из 13 пушек трижды". На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 - начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М.Г. Земцова, однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А.В. Квасов и его помощник Дж. Трезини, но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С.И. Чевакинский, который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство Царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.Б. Растрелли.10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и "живописностью" декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.

Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.Ф. Дункера. Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо - купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название "золотой". Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания - от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В.П. Стасов создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле - все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860-1863 годах И.А. Монигетти в стиле "второго рококо".

План дворца

 

Центральная часть дворца - Средний дом - возникла из "каменных палат о 16 светлицах" Екатерины I, построенных архитектором И. Браунштейном в 1724 году. Макет этих палат до сих пор хранится в запасниках Екатерининского дворца.

Средний дом декорирован атлантами, кариатидами, картушами и маскаронами на фронтонах и над окнами, богато оформленными капителями колонн (ранее на кровле стояли статуи и вазы). На главном фронтоне Среднего дома - картуш с короной и вензелем Императрицы Екатерины I "Е". В 1756 году скульптурные украшения дворца были покрыты позолотой. Внешнее оформление корпусов, созданных взамен галерей, выполнено под стать убранству фасада Среднего дома. Особенно пышно в стиле барокко оформлен фасад Церковного корпуса. Не менее величествен и строг Зубовский корпус. Циркумференции завершает кованая чугунная решетка с воротами и гербом России. Из-за обилия золоченых деталей ворота названы "золотыми". В 1756 году только на позолоту ворот, ваз, статуй, лестниц, фасадов, интерьеров дворца ушло около ста килограммов золота. Кроме центральных, "золотых" ворот на парадный двор ведут и двое боковых. Наиболее интересны железные, примыкающие к Церковному корпусу. Они выполнены по рисунку Ф.Б. Растрелли в 1749 году слесарным мастером Кордони. Став главным архитектором Царского Села в 1748 году, Ф.Б. Растрелли немедленно приступил к работам во дворце. Основной этап перестройки проходил с 1752 по 1756 год. Выдающийся архитектор сразу определил важнейшее звено преобразований: формирование ансамбля вокруг главной оси Арсенал - Эрмитаж и необходимость замены деревянных галерей с колоннами между флигелями (архитекторы А. Квасов и С. Чевакинский) на полноэтажные конструкции. Поистине величествен Большой, или Тронный, зал дворца площадью 1000 квадратных метров, с высотой потолков семь метров. Он залит потоками света, льющегося сквозь огромные двухъярусные окна, расположенные друг против друга, а обилие позолоченной деревянной резьбы и зеркал в отделке стен создает иллюзию безграничности пространства зала. Всю площадь потолка с 1753 по 1757 год занимал живописный гигантский трехчастный плафон "Триумф России" работы художника Д. Валериани. Впоследствии его заменили росписями Франчуоли и Вундерлиха. В настоящее время угловые части плафона "Аллегория Победы" и "Аллегория Мира" в свое время изъятые по указу Павла I, обнаружили в Инженерном замке и вернули на прежнее место.

Среди прочих помещений богатым убранством выделяются Зеленая столовая, Картинный и Лионский залы. В облицовке стен последнего использован лазурит, а паркет этой комнаты, набранный из 12 ценнейших пород дерева, инкрустирован перламутром. Сразу за Картинным залом дворца располагалась Янтарная комната. Она создавалась по проекту А. Шлютера с 1701 по 1711 год группой известных немецких мастеров-янтарщиков, в которую входили Годфрид Туров и Готфрид Туссо. Существует предание, что комната была бесцеремонно выпрошена у прусского короля Фридриха-Вильгельма I Петром I во время пребывания его в Берлине в 1716 году и в следующем году отправлена в Россию. По другой версии Петр I обменял ее у короля за 55 русских гренадеров, токарный станок и бокал ручной работы. Без движения это сокровище пролежало в Санкт-Петербурге до 1743 года, а затем мастер Мартелли смонтировал Янтарную комнату в Зимнем дворце Санкт Петербурга. В 1755 году, по указу Екатерины II, убранство комнаты было перенесено солдатами гвардии на руках в Царское Село, и Мартелли вновь воссоздал ее в одном из залов Большого дворца. Уникальное убранство комнаты выполнено из мозаичных янтарных панелей, декорированных узкими зеркальными пилястрами, вместо капителей, завершенных скульптурными женскими головками. Наверху - широкий фриз, расписанный под янтарь, на фоне которого выделялись резкие рамки, гирлянды цветов, фигуры амуров. Двадцать два больших панно дополняли 180 янтарных досок и врезанных украшений в виде головок, щитов, тюльпанов, роз, раковин.

В пять панно Ф. Растрелли вмонтировал мозаичные картины из цветной яшмы - аллегории пяти чувств человека. Золотистые и темные пластины полированного янтаря в сочетании с разноцветной яшмой и золоченым деревом создавали фантастическое зрелище. Изысканное убранство комнаты органично дополняли плафон "Мудрость, охраняющая юность от соблазнов любви" и узорный паркет из редчайших пород дерева, созданный по рисункам В.И. Неелова. Плафон кисти Фонтебассо был утрачен в ХIХ веке, сама же Янтарная комната исчезла во время оккупации и до сих пор не найдена.

В одно время с дворцом создавались и парки - пейзажный и в регулярном стиле. Над их планировкой трудились садовники Я. Розен и И. Фохт. Пейзажный парк был вписан в окружающую панораму местности, а регулярный устроен в виде нисходящих террас, уступами. В 1721 году сделаны два уступа, разделяющие парк на Верхний и Нижний. В 1725 году - третий уступ, к мельничному каскаду прудов. Парк богато украшен скульптурой, но в ансамбле доминируют павильоны: Эрмитаж, Нижняя ванна, Верхняя ванна, Грот и другие.

Вывод

 

Проделав работу по исследованию особенностей русского барокко, можно сделать следующие выводы:

1) Ф.Б. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши и цветовое решение.

2) Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и "живописностью" декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.

3) Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.Ф. Дункера.

4) На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота.

5) Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания - от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

6) Характерная особенность облика Екатерининского дворца - большие, почти на всю высоту стен, часто поставленные окна, обрамленные фигурными барочными наличниками с рельефной выкруткой на лепных кронштейнах в верхней части, а также сложнопрофилированный карниз большого выноса.

7) Важная роль в декоре интерьеров Екатерининского дворца отведена живописи, исполненной темперой по штукатурке в манере гризайль. Живописными композициями декорированы стены, десюдепорты, но главным образом - падуги и потолки. По своему образному строю живопись типична для классицизма.

8) Интерьеры Екатерининского корпуса обставлены художественной мебелью, отвечающей стилистике и функциональному назначению помещений, а также украшены часами и другими предметами из бронзы русской и французской работы.


Список литературы

 

1. В.С. Кулибанов, А.И. Чистобаев "Ленинград" Москва "Мысль" 1990

2. Б.Р. Випер "Архитектура русского барокко" "Наука" 1978

3. "История русского барокко" том 5 изд. АН СССР 1980

4. С.О. Кузнецов "История одного фасада Российской империи" // Искусствознание 2000 №1

5. С.О. Кузнецов "Дворцы и дома Строгановых. Три века истории" // Искусствознание 2000 №1

6. www. wikipedia.org/wiki/

7. www.tzar.ru

8. www.pushkincity.  ru

9. "100 великих архитекторов", Салин Д.К., Вече, 2000 г.

10. "Большая школьная энциклопедия" том1 "ОЛМА-ПРЕСС" 2000

11. Яндекс. Словари.

Происхождение термина

 

Барокко (с итальянского barocco или с испанского Bar - ruecco, от галльского barroco - причудливый, неправильный, дурной, испорченный) - один из самых трудных и многозначных терминов истории искусства. термином "Барокко" называют ряд историко-региональных художественных стилей европейского искусства XVII - XVIII веков.

Термин "Барокко" используется и как метафора в смелых историко-культурных обобщениях: "эпоха Барокко", "мир Барокко", "человек Барокко", "жизнь Барокко".

Определение стиля

 

Барокко - один из главенствующих стилей архитектуры XVI - XVII веков, становление которого происходило в период борьбы за единство сложения наций и государств. Тесно связанное с удовольствием эстетических потребностей правящей аристократии и церкви, искусство барокко выработало художественные принципы, отличные от предшествующего классического направления эпохи гуманизма. Место гармонии и уравновешенности в произведениях барокко заняли пышность и динамика композиции, усложненность архитектурных форм, светотеневые контрасты, богатая пластика и неожиданные эффекты; вместо прежних устойчивых форм в планах зданий и площадей стали широко варьироваться формы овала, эллипса, сочетание их с прямоугольником, трапецией и т.д. Лишенный экзальтации и мистицизма архитектурный стиль выразился в торжественности и величественности сооружений первой половины XVII века, отразивших эпоху укрепления абсолютной монархии. Одной из особенностей русского варианта стиля является полихромия фасадов, где интенсивно окрашенные стены служат декоративным деталям.

Эпоха Барокко - это мир крайностей, контрастов возвышенного и земного, прекрасного и низменного, пышной метафоры и уродливого факта.

Эпоха Барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - "карусели" (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарады.

Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI века.

Родина барокко

 

В ХVII веке Италия - родина Барокко, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы - испанцы и французы. Они диктуют условия политики. Истощенная Италия не утратила высоты своих культурных позиций - она остается культурным центром Европы. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает Барокко. В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна,который был архитектором раннего барокко. В постройках Карло Мадерны наметился переход от раннего барокко к зрелому с характерными для этой стадии развития стиля пышностью декора, развитостью внутреннего пространства, использованием так называемого колоссального ордера, охватывающего несколько ярусов здания.

Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна.


Характерные особенности стиля

 

В стиле Барокко нужно выделить два периода: на "раннее барокко" XVI - XVII века и "позднее барокко" XVII - XVIII века.

Для стиля Барокко характерна показная роскошь.

Стиль барокко не подойдет для небольших помещений, поскольку массивная мебель и украшения занимают много места, и для того, чтобы комната не смотрелась как музей, должно быть много свободного пространства.

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии, Нидерландах, России, Франции. Архитектура становится предельно живописной, а скульптура и живопись "бестелесной". Художественный стиль Барокко тесно связан с идеологией католицизма и движением контрреформации.

Интерьеры требовали много цвета и крупных, богато украшенных деталей. Потолок, украшенный фресками, стены из расписанного мрамора и позолота были как никогда популярны. В интерьере часто использовались контрастные цвета: нередко можно было встретить мраморный пол, напоминающий шахматную доску. Золото было везде, и все, что можно было покрыть позолотой, было позолочено. Ни один уголок дома не оставляли без внимания при декорировании.

Мебель была настоящим предметом искусства, и, казалось, предназначалась лишь для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами и гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево.

В каком виде искусства проявилось ярче всего.

Барокко проявило себя ярче всего в архитектуре.

В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Архитектура барокко

 

Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Святого Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини. Бернини также архитектор. Значительнейшей его работой является колоссальная колоннада у собора св. Петра. Бернини был творцом нового светского стиля - барокко.

Бернини - мастер художественной мистификации, его высказывание о том, что он сделал мрамор гибким как воск имеет продолжение: "Этим я смог в известной мере объединить скульптуру с живописью". Этот художник соединял мраморы разных цветов, а тяжелые детали из позолоченной бронзы - одеяния фигур - развиваются по воздуху, словно не существует силы тяжести. Происходит дематериализация форм. Это также одна из характерных черт стиля Барокко.

Значительный вклад оставили Д. Фонтана, Г. Гварини и другие.

В России барокко появляется еще в XVII веке ("нарышкинское барокко", "голицынское барокко"). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини - так называемое "петровское барокко", и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С.И. Чевакинского и Б. Растрелли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.053 с.)