Формирующая, коррекционная часть 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирующая, коррекционная часть



В качестве мотивационной основы формируемого действия используется, во-первых, естественное желание ребенка научиться писать без ошибок, во-вторых, желание научиться под руководством взрослого выполнять новое дело - проверять контрольные работы учащихся других классов по русскому языку, т.е. проверять чужие ошибки.

Инструкция: Я хочу научить тебя новому для тебя делу - проверять контрольные работы по русскому языку учеников другой школы. Ты будешь читать их работы, исправлять ошибки, а потом, если хочешь, даже выставлять им оценки.

Мне кажется, что можешь справиться с этим делом. Я знаю, что у тебя тоже бывают ошибки, но в тех заданиях, которые я тебе давала ранее, ты сделал совсем немного ошибок. Вот только здесь (указывает ошибки в текстах 1,2,3) и здесь…

Если ты научишься исправлять ошибки в контрольных работах других учеников, то ты и сам будешь делать меньше ошибок. Для того, чтобы исправить все ошибки, надо учиться специальному правилу. Вот это правило, оно записано на карточке. Здесь написано, как и в какой последовательности идет проверка ошибок в написанном тексте.

Правило проверки:

Наметь порядок выполнения проверки: сначала проверь по смыслу, потом проверь по написанию.

Чтобы проверить предложение по смыслу:

1. Читай предложение вслух.

2. Проверь, подходят ли слова друг к другу?

3. Нет ли пропуска слов в предложении?

Чтобы проверить предложение по написанию:

4. Читай каждое слово по порядку по слогам и выделяй каждый слог.

5. Проверь, подходят ли буквы к слову?

.   Нет ли пропуска букв?

Мы будем проверять ошибки по этому правилу. Давай сначала выясним, что такое предложение… Чем оно отличается от набора слов?

Правильно, предложение выражает законченную мысль, в которой всегда есть смысл. Приведи пример предложения (ребенок должен произнести предложение). А если в этом предложении пропустить слово (…)? А если в нем заменить слово (…) на слово (…)? Тогда смысл предложения останется? (Психолог предъявляет одно из предложения текстов 1.2.3 с пропуском слова или заменой слова). А в этих предложения есть смысл?..Почему?..Что в них такого, что в них нет смысла?..А как сделать, чтобы предложения имели смысл?

Теперь мы знаем, что самые главные ошибки, которые надо исправлять - это ошибки смысловые. Есть или нет в предложении смысл, надо проверять обязательно, так как без смысла не существует предложений, а есть лишь набор слов…

Чтобы проверить, есть или нет в предложении смысловые ошибки, надо (показывает в карточке, где это написано):

1. Прочитать предложение вслух.

2. Проверить, подходят ли слова друг другу.

.   Проверить, нет ли пропусков в предложении.

Проверять предложения по смыслу мы будем в первую очередь. Затем мы будем проверять предложения и слова в нем по написанию. Посмотри на это предложение, прочитай его, по слогам прочитай каждое слово. Проверить предложение и слова в нем по написанию - это проверить, все ли буквы подходят к слову и нет ли пропуска букв. Здесь есть пропуски букв? А неподходящие буквы?

Далее переходят к работе с текстами.

Форма работы: ребенок читает текст вслух слово за словом, отделяя голосом слог от слога. Одновременно он читает и выполняет требования ориентировочной карточки. Некоторое время (первые два-три текста) экспериментатор может вместе с ним читать требования ориентировочной карточки. Да и ребенок первое время выполняет действие проверки ошибок как бы вместе со взрослым.

Когда наступит момент, когда ребенок может работать без карточки, она переворачивается лицом вниз и ребенку лишь предлагается вспомнить ее содержание.

Занятия заканчиваются тогда, когда ребенок начинает проверять тексты с ошибками безошибочно, быстро и молча.


Приложение 3

 

Речевые антонимы

Инструкция:

«А теперь я тебе буду говорить слово, а ты придумывай, какое слово будет наоборот. Например: маленький, а наоборот - большой, чистый, а наоборот - грязный. Понятно?»

Зачитывайте слова по очереди. Если ребенок не может придумать антоним после предъявления слова, помогите ему, задав вопрос более конкретно:

«Пластилин мягкий, а камень -…?

Нож бывает острый, а бывает -…?

Дорога широкая, а тропинка -…?

Река глубокая, а лужа -…?»

Если ребенок отвечает неправильно или произносит слова с приставкой «не» (неострый, неглубокий и пр.), не поправляйте его, записывайте ответы дословно, обязательно хвалите или хотя бы поощряйте его словом «хорошо».

балл - дается только за правильно подобранные антонимы:

твердый - мягкий

широкий - узкий

острый - тупой

глубокий - мелкий

баллов - дается за приблизительные ответы (например, «широкий - тонкий»), а также за повторение названных слов с приставкой «не» («неострый», «неглубокий»)

,5 баллов - дается за правильные ответы, полученные только после оказания помощи-подсказки («камень твердый, а пластилин -…?» и др.)

Если ребенок не может выполнить ни одного задания без получения помощи (подсказки), или часть заданий выполняет с подсказкой, а часть не выполняет вообще, то вся его работа оценку в 0,5 балла.

Если ребенку помогает первая или вторая подсказка и какие-то задания он делает после этого самостоятельно, то ответы по подсказке оцениваются в 0,5 балла каждый, а ответы без подсказки - по 1 баллу каждый.

Речевые классификации

Инструкция:

«А теперь другое задание. «Кастрюля, тарелка…» - какие еще слова сюда подойдут, что еще можно добавить?»

Желательно, чтобы ребенок придумал не меньше двух слов (больше трех не надо). Если ребенок не может - не настаивайте. Запишите все его ответы. Затем спросите: «Что это такое? Как все это можно назвать, одним словом?» Запишите ответ. Похвалите ребенка.

Если ребенок добавил слова «каша, суп» или «плита, стол» и т.п., запишите ответы, не поправляя, но спросите: «Кастрюля, тарелка» - что это такое, как можно назвать это одним словом?» Запишите ответ. Если ребенок затрудняется ответить, скажите ему: «Забыл, да? Ничего страшного, давай сделаем другое задание».

С остальными заданиями на речевые классификации поступайте аналогично. Если ребенок не может вспомнить обобщающего слова, а говорит, например: «Диван - это чтобы спать, а в шкаф вещи кладут.» - так и записывайте, не поправляйте его.

Для оценки речевого развития имеет значение то, сколько слов ребенок может добавить в классификационную группу и знает ли он соответствующее обобщающее слово.

За дополнение группы слов можно получить:

1 балл - ребенок называет не менее двух слов, правильно дополняющих группу, и при этом его ответ не содержит неподходящих слов.

,5 баллов - ребенок не может придумать больше одного правильного ответа или придумывает не менее двух правильных ответов, но при этом добавляет к ним неподходящие слова.

баллов - ребенок не может назвать ни одного слова или дает только неправильные ответы.

1. Кастрюля, тарелка, …?

Правильные ответы: чашка, чайник, ложка, сковородка и т.п., любые предметы, относящиеся к посуде.

Неправильные ответы: предметы кухонного обихода (плита, стол и пр.); предметы декоративно-прикладного искусства (ваза и т.п.); слова, относящиеся к еде (каша, суп и пр.); слова, просто субъективно ассоциирующиеся со стимульными словами.

2. Шкаф, диван, …?

Правильные ответы: стол, стул, кровать, сервант, и т.п., любые предметы, относящиеся к мебели.

Неправильные ответы: бытовая техника (телевизор, холодильник и т.п.); осветительные приборы (люстра, торшер и т.п.); предметы украшения и искусства (картина, зеркало и т.п.); части комнаты (стена, пол и пр.); одежда или постельные принадлежности (одеяла, подушки и пр.)

. Окунь, карась, …?

Правильные ответы: названия любых рыб.

Неправильные ответы: морские животные (дельфин, кит, краб, лягушка, морская звезда); названия других животных; ситуативные ассоциации (вода, аквариум, мальки и пр.).

. Санкт-Петербург, Париж, …?

Правильные ответы: названия любых городов.

Неправильные ответы: названия стран, континентов, частей или сторон света, любые другие географические названия.

За обобщение группы слов можно получить:

1 балл - ребенок правильно называет обобщающее слово:

. Кастрюля, тарелка - посуда.

. Шкаф, диван - мебель.

. Окунь, карась - рыбы.

. Санкт-Петербург, Париж - города.

,5 балла - ребенок называет обобщающее слово в ряду конкретных слов (например: щука, рыба, акула)

баллов - ребенок дает различные объяснения (например, «это - из чего едят», «где спят», «куда вещи кладут» и пр.). Отсутствие ответа. Неправильные обобщения:

. Кастрюля, тарелка - кухня, столовые приборы, сервиз и пр.

. Шкаф, диван - гарнитур, стенка (мебельная), комната и пр.

. Карась, окунь - животные и пр.

Произвольное владение речью

а) Исправление семантически неверных фраз

Инструкция:

«Послушай предложение и подумай, правильное оно или нет. Если неправильное, скажи так, чтобы было верно.»

Зачитайте предложение. Если ребенок говорит, что все верно, так и запишите и переходите к следующему предложению. По просьбе ребенка предложение можно повторить, отметив это в бланке ответов. Если ребенок начинает объяснять, почему предложение неправильное, остановите его и попросите сказать так, чтобы было правильно. Второе предложение делается аналогично.

б) Восстановление предложений

Продолжение инструкции:

«В этом предложении в середине что-то пропущено (слово или несколько слов). Вставь, пожалуйста, пропущенное и скажи, какое предложение получится.»

Зачитайте предложение, делая паузу на месте пропуска. Запишите ответ. Если ребенок называет только слово, которое надо вставить, попросите его сказать предложение целиком. Если ребенок затрудняется, не настаивайте. Второе предложение делается аналогично.

в) Завершение предложений

Предложение инструкции:

«А теперь я начну предложение, а ты закончи.»

Произнесите начало предложения так, чтобы оно интонационно звучало незаконченным, и ждите ответа. Если ребенок затрудняется с ответом, скажите ему: «Придумай что-нибудь, чем можно было бы закончить это предложение». Затем повторите начало предложения и отметьте это на Бланке ответов. Ответы записывайте дословно, сохраняя порядок слов и их произношение. Не поправляйте ребенка, хвалите его за работу.

Исправление семантически неверных фраз. Исправляя предложение, ребенок должен «озвучивать» его правильный вариант. Он должен правильно произнести хотя бы концовку предложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.021 с.)