Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обоснование выбора и описание методик
Обобщив теоретический материал, в качестве рабочей гипотезы, было выдвинуто следующее научное положение: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста общение не приобретает черт внеситуативности, не складываются устойчивые избирательные предпочтения. С целью проверки выдвинутого предположения нами была проведена исследовательская работа. Цель исследования: изучить особенности общения со сверстниками у детей дошкольного возраста. В соответствии с целью были определены задачи исследования: .Подобрать методики, направленные на диагностику общения со сверстниками у детей дошкольного возраста. .Организовать диагностическое обследование детей по подобранным методикам. .Сравнить полученные в результате исследования данные. .Подвести итог по результатам, сделать выводы. Первый этап нашей экспериментальной работы посвящён отбору наиболее эффективных методов и приемов, диагностических методик, направленных на изучение особенностей общения со сверстниками у детей дошкольного возраста. В рамках поставленных задач в соответствии с целью исследования, необходимым этапом стал подбор методик для последующей организации диагностического обследования детей дошкольного возраста. В поиске наиболее оптимальных, соответствующих возрастным методов исследования и эффективных методик, направленных на изучение особенностей общения их со сверстниками, мы обратились к изучению практической литературы по детской психологии различных авторов (Г.А.Урунтаевой, Р.С.Немова; О.Н. Истратовой). Таким образом, проанализировав перечисленные работы, подошли к выбору методик: 1. «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М. (см. приложение № 1). 2. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С.Немов (см. приложение № 2). . «Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом» О.Н. Истратовой (см. приложение № 3). Диагностика развития общения со сверстниками. (см. приложение№1) [9, с. 395] Разработанная Орловой И.А. и Холмогоровой В.М., эта методика предполагает в процессе наблюдения вести регистрацию отдельных действий ребёнка к сверстнику (интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения).
Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей дошкольного возраста со сверстниками. Для определения уровня развития общения со сверстниками предполагается использовать: параметры общения со сверстниками; шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками. Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как: - Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру). - Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия). - Чувствительность (активность) - стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника. - Просоциальные действия (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе). - Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и участвует в них). Показателями данного параметра являются: экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей, раскованность сверстников); активная речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы). «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (см. приложение№2) [10, с. 263] Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяют небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух-трех человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (не безразлично, но и не субъективно). Исключение из этого правила представляет лишь тот случай, когда ребенок принимают в дошкольное учреждение и никто, кроме его родственников, еще не в состоянии его по-настоящему оценить.
С помощью приводимого далее опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребенка с людьми. . Доброта. . Внимательность к людям. . Правдивость, честность. . Вежливость. . Общительность. . Щедрость. . Отзывчивость, готовность прийти на помощь. . Справедливость. . Жизнерадостность. . Ответственность. Для изучения общения со сверстниками детей дошкольного возраста, мы решили использовать следующую анкету: «Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом». (см. приложение№3) [9, с.415] Инструкция: Уважаемые родители, сейчас вам предстоит ответить на ряд вопросов о том, как ваши дети относятся к своим сверстникам, как развито их общение между собой. Пожалуйста, старайтесь отвечать искренне и правдиво.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.008 с.) |