Ведущая роль воспитателя и активность воспитываемого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ведущая роль воспитателя и активность воспитываемого



Содержание

Введение

1. Ведущая роль воспитателя и активность воспитываемого

1.1 Воспитательные функции специалиста физического воспитания н требования к его личности

1.2 Активность воспитываемого как фактор формирования личности

1.3 Воспитывающая роль физкультурного коллектива

2. Общие линии воспитания и их конкретизация в процессе физического воспитания

2.1 Нравственное и трудовое воспитание

2.1.1 Единство трудового и физического воспитания

2.2 Интеллектуальное и эстетическое воспитание

2.2.1 Линии умственного воспитания

2.2.2 Линии эстетического воспитания

2.3 Воспитание воли и самовоспитание в физическом воспитании

2.3.1 Единство физического и волевого воспитания

2.3.2 Линии самовоспитания

Заключение

Список использованных источников

Приложение


Введение

 

Актуальность курсовой работы В общей системе воспитания человека физическое воспитание практически неотделимо от других видов (сторон) всестороннего воспитания. Объективной основой их органической взаимосвязи являются, с одной стороны, единство физического и духовного развития человека, с другой - основные социальные закономерности построения и функционирования системы воспитания в обществе.

Естественная предпосылка взаимосвязи различных сторон воспитания - единство физического и духовного развития человека - со всей очевидностью раскрыта научной философией (принцип материалистического монизма) и фундаментальными конкретными исследованиями материальной основы психики. Но эта предпосылка сама по себе не обеспечивает органической взаимосвязи всех факторов, влияющих на развитие человека в процессе воспитания. Реальный вклад каждого отдельного вида воспитания во всестороннее развитие личности существенно зависит от того, насколько умело, последовательно и целеустремленно воспитатель использует эту объективно существующую предпосылку для соединения различных сторон воспитания ради достижения единой цели. Иначе говоря, лишь в результате комплексных мер, целенаправленно реализующих связи между различными сторонами воспитания, каждая из них приобретает действительно полноценное значение для личности и общества, органически включаясь в общую систему воспитания.

Уже было показано, что физическое воспитание объективно воздействует не только на физическое, но и на духовное развитие человека. Средства и методы физического воспитания, закономерности обучения движениям и воспитания физических способностей позволяют эффективно решать ряд задач, относящихся к содержанию нравственного, волевого, эстетического и интеллектуального воспитания. Но опять-таки эти возможности остаются лишь возможностями, если не реализовать их путем соответственно направленной деятельности. Причем ее социальная ориентация в решающей мере, зависит от содержания нравственного воспитания, которое в наших условиях преследует цель формирования сознания и поведения человека в духе моральных принципов общества и общечеловеческих этических норм. [4]

На современном этапе особое значение придается формированию активной жизненной позиции его членов на основе комплексного подхода, предусматривающего, прежде всего органическое соединение трудового и нравственного воспитания во всех сферах воспитательной работы. Комплексный подход позволяет в полной мере использовать и те большие возможности, которые предоставляет физическая культура и спорт для решения общевоспитательных задач, сделать физическую культуру и спорт более эффективными средствами воздействия общества на формирование духовного и морального облика человека, а вместе с тем повысить и их общую действенность как факторов всестороннего гармонического развития личности, подготовки к высокоактивному творческому труду и защите Родины. [6]

Цель курсовой работы: проанализировать и обобщить информацию о взаимосвязи физического воспитания с другими сторонами воспитания, средствах и методах его развития.

Задачи курсовой работы:

.   выявить воспитательные функции специалиста физического воспитания и активность воспитываемых;

2. раскрыть сущность нравственного, идейно-политического и трудового воспитания;

.   провести краткий анализ интеллектуального и эстетического воспитания;

.   раскрыть способы воспитания воли и самовоспитания в процессе физического воспитания.

физическое воспитание физкультурный коллектив

Практическая значимость: представленный в курсовом проекте материал в виде текста, данных различных исследований, является ценным с точки зрения образовательного, воспитательного и идеологизирующего содержания для подрастающего поколения.


Линии самовоспитания

Как и воспитание, самовоспитание-процесс многогранней. Он включает в себя самоопределение и самопобуждение, самообразование и самопознание, самоубеждение и самоприучение, саморегуляцию, самопреодоление и самоконтроль. [8]

Самовоспитание в физическом воспитании по-настоящему начинается тогда, когда сформирована осмысленная потребно физического совершенствования, которая воплощается в самостоятельных действиях, направленных на достижение соответствующих результатов. Пробуждение и последовательное развитие такой потребности - одна из важных задач специалиста физического воспитания, которую необходимо решать с первых же этапов приобщения воспитанников к физкультурной деятельности на основе формирования у них содержательных мотивов занятий, сообщения знаний, необходимых для самостоятельного использования средств физического воспитания, развития активности, инициативности, самостоятельности.

Конечно, формы и степень такого участия зависят в первую очередь от возрастных особенностей воспитанников и уровня их подготовленности. Но в любом случае было бы большой педагогической ошибкой относиться к ним лишь как к послушным исполнителям заданий. Воспитатель непременно должен формировать у них осознанную внутреннюю установку к действию, внешнее побуждение переводить в самопобуждение, мобилизацию - в самомобилизацию.

К основным путям и формам самовоспитания, включенным в процесс физического воспитания или непосредственно связанным с ним, относятся следующие.

Самообразование и самопознание, специфическим содержанием которых является самостоятельное пополнение знаний о закономерностях строения, функционирования и развития организма, принципах, средствах и методах физического воспитания, условиях их применения, а также познание своих собственных двигательных возможностей, способов их использования и увеличения в интересах самосовершенствования и т.д. Исходная база для этого создается общим образованием, как одной из сторон обязательного курса физического воспитания, и воспитанием познавательных способностей. Необходимые предпосылки самопознания и вместе с тем неотделимые моменты его - приобретение навыков самонаблюдения, самоанализа и самооценки.

Самоприучение к обязательной реализации задач, вытекающих из программы физического воспитания, заданному режиму физкультурной деятельности и связанному с ней общему режиму жизни. Для самовоспитания имеет значение не столько эффект привыкания внешне установленным формам поведения, сколько постоянное преодоление инерции покоя по внутреннему побуждению, разумные Самоограничения, вытекающие из принципов организации здорового образа жизни, бескомпромиссная борьба с привычками, противоречащими такому образу жизни.

Самомобилизация и саморегуляция в специфических ситуациях физкультурной, спортивной деятельности.

Методы и приемы самомобилизации на достижение труднодоступной цели включают многие способы самопобуждения, опирающиеся как на сформированные убеждения, мотивы, установки, так и на чувство долга, собственного достоинства, здорового честолюбия и самолюбия, а также такие способы активизации, как самопрогнозирование исхода предстоящих действий, самоприказы по ходу их выполнения (с использованием внутренней речи в форме команд, подлежащих безусловному выполнению) и т.д. Еще разнообразнее приемы саморегуляции двигательной деятельности и состояний, возникающих в связи с ней. Это приемы предварительной настройки и самокоррекции двигательных действий, идеомоторные упражнения, психорегулирующая тренировка и многие другие.

Самоконтроль за поведением, за результатами физкультурной (спортивной) деятельности и своим общим состоянием. Систематический самоконтроль, будучи одним из необходимых условий эффективности физического воспитания, является в то же время неотделимой частью самовоспитания. Он складывается из самонаблюдений, самоанализа и самооценок с принятием обязывающих решений и самостоятельным наблюдением за их выполнением. Несмотря на видимую простоту, одним из действеннейших инструментов самоконтроля служит регулярное ведение дневника с фиксацией и анализом дел и поступков, содержания занятий и их результатов, своих чувств и самооценок. Существенно, что самоконтроль в физическом воспитании во многом объективизируется: содержание занятий, степень преодолеваемых трудностей и мера достижений могут быть выражены в конкретных количественных показателях (параметрах объема и интенсивности нагрузок, результатах контрольных упражнений, тестовых измерений, соревнований и т. д); то же относится к ряду легко регистрируемых показателей динамики своего физического состояния (возможность оперативной самостоятельной - регистрации ЧСС, веса тела, некоторых антропометрических параметров и т.д.). Понятно, что это способствует эффективности самоконтроля и тем самым увеличивает возможности его использования в целях воспитания.

Нелишне повторить, что самовоспитание в любых его разделах было бы неверно рассматривать как полностью автономный процесс. Направляющая роль в нем, как и вообще в воспитании, принадлежит педагогу, хотя формы педагогического руководства самовоспитанием имеют, разумеется, свою специфику. Они, естественно, меняются в зависимости от стадии воспитательного процесса, по мере становления и созревания личности. Меняется и степень участия педагога. Однако это не значит, что, последовательно усиливая функции самовоспитания, т.е. все более вовлекая в дело воспитания самих воспитываемых, предоставляя им расширенные возможности для проявления инициативы и самостоятельности в решении воспитательных задач, педагог полностью передает им свои функции. Ведь самовоспитание только относительно самостоятельная часть воспитания, соответствие которой главным линиям системы воспитания, заданным обществом, призван обеспечивать прежде всего педагог. Он не должен никогда забывать, что фактически "человек не воспитывается по частям, он создается синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается". [4]


Заключение

 

Написав курсовую работу, мы сделали вывод, что физическая культура, как внутренне присущая часть культуры нашего общества в условиях современного развития общества, активно выполняет такую общекультурную функцию, как физическое воспитаниеграждан различного возраста. В процессе формирования и становления физической культуры личности в процессе физического воспитания, оно непосредственно взаимодействует и с другими видами воспитания.

Нравственное воспитание в области физической культуры направлено на формирование таких нравственных качеств, как патриотизм, коллективизм, чувство ответственности за свое поведение, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и др. Вместе с тем, задачей нравственного воспитания является воспитание волевых качеств личности. Целеустремленность, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность, смелость и решительность, дисциплинированность, способность преодолевать трудности и другие черты характера успешно вырабатываются в процессе занятий физической культурой и спортом.

Интеллектуальное воспитание и развитие в области физической культуры характеризуется двумя особенностями. Во-первых, занятия физическими упражнениями при правильной методике и подборе в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся способствуют активизации интеллектуальной деятельности. Во-вторых, деятельность, связанная с использованием физических упражнений, требует определенных знаний, как общего (общетеоретического), так и конкретного (методического) характера. Кроме того, такой вид деятельности, как спортивная, зачастую требует конструкторских, технических и некоторых других умений и навыков, связанных с умственной деятельностью.

Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Это, прежде всего воспитание умения воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, в развитии силы, ловкости, гибкости, в проявлениях высоких образцов воли, характера, упорства, мужества и смелости.

Умение понимать прекрасное - только одна сторона эстетического воспитания. Другая и более важная - желание и умение создавать это прекрасное. И не только в тех формах, о которых говорилось выше, но и в разработке и создании эстетически безупречного инвентаря и оборудования, спортивной обуви и одежды, в красочных сценариях спортивных праздников и соревнований.

Кроме того, физическая культура предоставляет богатейший материал для творчества во всех видах искусства, которое является главной формой отражения прекрасного в природе и обществе: в живописи, скульптуре, музыке, графике, архитектуре, литературе. В этом состоит неразрывная естественная связь физической культуры с культурой нашего общества.

Весьма специфичными являются условия и возможности трудового воспитания в области физической культуры. Дело в том, что сам процесс занятий физическими упражнениями требует настойчивости, организованности, упорства, умения преодолевать трудности, собственное нежелание и т.п. Совершенно очевидно, что все это очень сходно с трудовыми действиями. Кроме того, в процессе занятий физическими упражнениями часто приходится убирать помещение, передвигать снаряды, изготовлять и ремонтировать инвентарь и оборудование и многое другое, что также является трудовыми действиями. Все эти навыки и умения успешно переносятся на настоящую трудовую деятельность. Для занятий физическими упражнениями (особенно в играх, единоборствах, соревнованиях) характерны высокий эмоциональный фон, жажда самой спортивной деятельности, соревнования и победы. Это требует порой предельного напряжения сил и способностей занимающихся, которые стойко переносят сильные болевые ощущения и психические нагрузки. Настойчивость, терпение, упорство часто переносятся на трудовую деятельность.

Воспитание подлинного трудолюбия у занимающихся весьма важная и ответственная задача специалистов физической культуры.

Таким образом, мы видим, что взаимосвязь физического воспитания с другими сторонами воспитания является основной формой развития и становления физически культурной, нравственной личности.


Приложение

 

Схема 1: Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим

Содержание

Введение

1. Ведущая роль воспитателя и активность воспитываемого

1.1 Воспитательные функции специалиста физического воспитания н требования к его личности

1.2 Активность воспитываемого как фактор формирования личности

1.3 Воспитывающая роль физкультурного коллектива

2. Общие линии воспитания и их конкретизация в процессе физического воспитания

2.1 Нравственное и трудовое воспитание

2.1.1 Единство трудового и физического воспитания

2.2 Интеллектуальное и эстетическое воспитание

2.2.1 Линии умственного воспитания

2.2.2 Линии эстетического воспитания

2.3 Воспитание воли и самовоспитание в физическом воспитании

2.3.1 Единство физического и волевого воспитания

2.3.2 Линии самовоспитания

Заключение

Список использованных источников

Приложение


Введение

 

Актуальность курсовой работы В общей системе воспитания человека физическое воспитание практически неотделимо от других видов (сторон) всестороннего воспитания. Объективной основой их органической взаимосвязи являются, с одной стороны, единство физического и духовного развития человека, с другой - основные социальные закономерности построения и функционирования системы воспитания в обществе.

Естественная предпосылка взаимосвязи различных сторон воспитания - единство физического и духовного развития человека - со всей очевидностью раскрыта научной философией (принцип материалистического монизма) и фундаментальными конкретными исследованиями материальной основы психики. Но эта предпосылка сама по себе не обеспечивает органической взаимосвязи всех факторов, влияющих на развитие человека в процессе воспитания. Реальный вклад каждого отдельного вида воспитания во всестороннее развитие личности существенно зависит от того, насколько умело, последовательно и целеустремленно воспитатель использует эту объективно существующую предпосылку для соединения различных сторон воспитания ради достижения единой цели. Иначе говоря, лишь в результате комплексных мер, целенаправленно реализующих связи между различными сторонами воспитания, каждая из них приобретает действительно полноценное значение для личности и общества, органически включаясь в общую систему воспитания.

Уже было показано, что физическое воспитание объективно воздействует не только на физическое, но и на духовное развитие человека. Средства и методы физического воспитания, закономерности обучения движениям и воспитания физических способностей позволяют эффективно решать ряд задач, относящихся к содержанию нравственного, волевого, эстетического и интеллектуального воспитания. Но опять-таки эти возможности остаются лишь возможностями, если не реализовать их путем соответственно направленной деятельности. Причем ее социальная ориентация в решающей мере, зависит от содержания нравственного воспитания, которое в наших условиях преследует цель формирования сознания и поведения человека в духе моральных принципов общества и общечеловеческих этических норм. [4]

На современном этапе особое значение придается формированию активной жизненной позиции его членов на основе комплексного подхода, предусматривающего, прежде всего органическое соединение трудового и нравственного воспитания во всех сферах воспитательной работы. Комплексный подход позволяет в полной мере использовать и те большие возможности, которые предоставляет физическая культура и спорт для решения общевоспитательных задач, сделать физическую культуру и спорт более эффективными средствами воздействия общества на формирование духовного и морального облика человека, а вместе с тем повысить и их общую действенность как факторов всестороннего гармонического развития личности, подготовки к высокоактивному творческому труду и защите Родины. [6]

Цель курсовой работы: проанализировать и обобщить информацию о взаимосвязи физического воспитания с другими сторонами воспитания, средствах и методах его развития.

Задачи курсовой работы:

.   выявить воспитательные функции специалиста физического воспитания и активность воспитываемых;

2. раскрыть сущность нравственного, идейно-политического и трудового воспитания;

.   провести краткий анализ интеллектуального и эстетического воспитания;

.   раскрыть способы воспитания воли и самовоспитания в процессе физического воспитания.

физическое воспитание физкультурный коллектив

Практическая значимость: представленный в курсовом проекте материал в виде текста, данных различных исследований, является ценным с точки зрения образовательного, воспитательного и идеологизирующего содержания для подрастающего поколения.


Ведущая роль воспитателя и активность воспитываемого

 

1.1 Воспитательные функции специалиста физического воспитания н требования к его личности

 

Как и любой педагог, учитель физической культуры, преподаватель физического воспитания, тренер инструктор, методист призваны решать широкий круг задач по всестороннему гармоническому развитию личности воспитываемых. Воспитательные функции специалиста физического воспитания, следовательно, далеко не исчерпываются руководством физическим образованием и воспитанием физических способностей; он несет ответственность перед обществом за воспитание полноценных членов общества - активных деятелей общественного развития. Отсюда вытекают и требования к личности самого специалиста физического воспитания.

Общие требования к воспитателю сжато выражены в известном афоризме: "Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. или, по крайней мере, всеми силами к тому стремиться!". В силу самого существа функций, которые берет на себя специалист физического воспитания и которые доверяет ему общество, он должен обладать, прежде всего такими качествами личности и чертами характера, какие дают моральное право быть воспитателем. [1]

Разумеется, чтобы "уметь воспитать своим предметом" (К - Д. Ушинский), специалисту физического воспитания необходимо досконально знать и любить свое дело, быть отлично теоретически, методически и физически подготовленным, обладать определенным спортивно-техническим мастерством. В принципе, чем выше квалификация специалиста и чем шире круг усвоенных им профессиональных знаний, тем больше у него возможностей для высококачественного решения воспитательных задач.

Современного передового специалиста физического воспитания характеризуют широта кругозора, основанного на ясном диалектико-материалистическом мировоззрении и фундаментальных общенаучных знаниях, глубокое понимание основных закономерностей профессиональной деятельности, ее принципов и перспектив развития, умение адекватно применять свои знания на практике. Лишь такой специалист (в противоположность узкому практику, которого Н.И. Пирогов метко назвал "грубым эмпириком") способен в наше время полноценно решать сложный комплекс воспитательных проблем.

Стремительно повышающийся уровень развития физической культуры и спорта в условиях научно-технического прогресса предъявляет все более высокие требования к специалисту физического воспитания, причем не только к его профессиональной подготовленности, но и в не меньшей мере к его личностным качествам. Это особенно отчетливо видно в области спорта высших достижений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.035 с.)