Кафедра новой и новейшей истории и международных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра новой и новейшей истории и международных отношений



Кафедра новой и новейшей истории и международных отношений

Дипломная работа

Всемирный конгресс финно-угорских народов

В системе региональных международных отношений.

Научный руководитель:

 

Работа допущена к защите ________________

Заведующий кафедрой ___________________

 

Ижевск 2001

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1 I Всемирный конгресс финно-угорских народов..…………………….. 6
1.1 Предпосылки создания конгресса финно-угорских народов ……………… 6
1.2 I Всемирный конгресс финно-угорских народов …………………………… 13
Глава 2 II Всемирный конгресс финно-угорских народов ……………………… 16
2.1 Секция политика ………………………………………………………………. 17
2.2 Секция экономики …………………………………………………………….. 18
2.3 Секция культуры ………………………………………………………………. 19
2.4 Секция здравоохранения, демографии, экологии и охраны детства, молодежи и семьи ………………………………………………………………… 20
2.5 Секция СМИ …………………………………………………………………… 21
2.6 Секция молодежи ……………………………………………………………… 21
Глава 3 III Всемирный конгресс финно-угорских народов …………………….. 25
3.1 Секция – политика ……………………………………………………………. 25
3.2. Секция - культура и образование ……………………………………………. 31
3.3 Секция - экология и здравоохранение ……………………………………….. 39
3.4. Секция — медна и информационные системы ……………………………... 39
4 Заключение ………………………………………………………………………. 42
5 Примечание к введению ………………………………………………………… 45
6 Примечание к Главе 2 …………………………………………………………… 46
7 Примечание к заключению …………………………………………...………… 47
8 Библиография ………………………………………………………………….. 48
9 Приложение 1 ………………………………………………………………….. 49
10 Приложение 2 ………………………………………………………………… 52
   

 

 

Введение

На рубеже веков и тысячелетий в жизни человечества происходит большая переоценка ценностей.

Что-то уходит в безвозвратное прошлое, а то, что раньше находилось в тени, было в забвении, выходит на первый план. Подобные слова относятся ко всем сферам жизни современного общества; это и личная жизнь отдельных людей и общественная жизнь целых народов. В быстро меняющемся мире каждый народ стремится и сохранить себя и в то же время ищет основу сближения с другими народами. Этой основой для финно-угорских общества является языковое родство, т.к. все эти народы входят в одну финно-угорскую языковую семью.

    Почему именно финно-угорские народы? Прежде всего, потому что автор этого диплома живет в Удмуртии; потому что мне не раз приходилось бывать на международных слетах старшеклассников финно-угорских народов (1995, 1996 гг) и поэтому я видела воочию как устанавливаются связи между такими, на первый взгляд разными представителями народов, как венгры и коми, финны и удмурты.

    Каждый человек имеет право на свой родной язык и собственную культуру [1]. Это закреплено и гарантируется международными конвенциями, что особенно актуально для малочисленных народов, живущих разобщено, т.е. относится и финно-угорским народам.

Думаю, что ни для кого не является секретом, что финно-угорские народы проживающие на территории Российской Федерации в силу ряда исторических, социально-экономических, территориальных, психологических факторов находятся в достаточно тяжелом положении. Практически все имеют отрицательный коэффициент прироста населения; количество людей, говорящих на своем родном языке сокращается; забываются старые традиции [1]. Этот список можно продолжить и далее, однако, я думаю, становится понятным, почему народы финно0угорской языковой общности, вполне осознавая угрозу для своей самобытности, сочли необходимым интегрировать и сообща противостоять угрозе забвения своих языка и культуры.

    Начинались все эти процессы с международных конференций финно-угроведов в 1960 году. Они способствовали расширению взаимодействия между народами и углублению знаний окружающего мира об этих народах [2]. Начиная с 1985 года прошли многочисленные научные и политические мероприятия и исследования, посвященные анализу положения финно-угорских народов – экономического положения, демографии, языковой ситуации, правового статуса этих народов [3]. А с 1992 года финно-угорские общественные организации начали вести активную деятельность, что подтверждается созданием Ассоциации финно-угорских народов (АФУН), проведением I съезда финно-угорских народов РФ. Целями и задачами этих мероприятий являлось консолидация усилий и координация действий финно-угорских народов в борьбе за выживание, возрождение, дальнейшее развитие [4].

В наши дни финно-угорское движение вышло на международный уровень. Консультативный комитет финно-угорских народов принимает участие и проводит сам многие международные мероприятия с целью обсуждения языковых, культурных и иных проблем народов [5].

Хотелось бы отметить отсутствие каких-либо серьезных исследований на тему о финно-угорском движении, его влиянии на жизнь финно-угорского общества.

В основном печатаются сборники документов, принятых на тех или иных съездах, конференциях и прочих мероприятиях; декларации, резолюции, уставы, а также доклады и выступления участников этих мероприятий. В данной работе использовались также отчеты различных обществ и отчет консультативного Комитета финно-угорских народов о проделанной работе.

Методологическую основу работы составили доклады участников конгресса, сборники документов; отчеты различных обществ и Консультативного Комитета.

Первая глава базируется на исследованиях Куликова К.И., Перевозчикова Ю.А., а также сборнике документов о Первом Всемирном конгрессе финно-угорских народов и ряде статей-откликов об этом событии. В основу второй главы легли исследования д-ра Нановски Д., а также Отчет Консультативного Комитета финно-угорских народов за 1996-2000гг. А третья глава основывается на резолюции Ш конгресса финно-угорских народов, и различных документов с этого мероприятия.

Цель

В данной работе поставлены следующие задачи: проследить предпосылки формирования финно-угорского движения, создание, проведение и результаты всех трех Всемирных Конгрессов финно-угорских народов, а также роль и достижения этого мероприятия для современного финно-угорского общества. Поставленными задачами соответствует структура работы, состоящая из введения, трех глав и заключения.

 

Глава 1

Глава 2

Секция политика

В работе секции политики приняло участие около 100 человек. Выступили представители различных движений финно-угорских народов, различных политических и культурных организаций, депутаты парламента [2]. Очень многие делегаты из Российской Федерации были представителями своих народов в различных органах власти. Они отчитывались о том, какие общественные движения действуют у них дома; какая взаимосвязь существует у них с другими движениям и как происходит диалог с местной верховной властью.

Говорилось на заседаниях секций также и о нынешних возможностях и перспективах жизни финно-угорских народов [3]. Особенно учитывалось то, что процесс демократизации в России принял глобальный характер [4], поэтому в ходе перестройки необходимо в полной мере обеспечить государственный суверенитет и учитывать те правовые субъекты, которые представляют финно-угорские народы [5].

В своих докладах и отчетах выступавшие из Российской Федерации давали разные оценки различным явлениям. Однозначно позитивно оценивалось развитие национального самосознания и самоопределения, формирование общественный организаций различных финно-угорских народов, а также активное участие в разработке постановлений и других политических и экономических решений, которые определяют политическое, правовое и экономическое положение финно-угорских народов.. Однако не все появившиеся возможности воплотились в жизнь. На заседаниях секции говорилось о том, что финно-угорским народам придется и впредь сталкиваться с серьезными трудностями, потому что очень много вопросов осталось не решенными.

Прежде всего это то, что многим финно-угорским народам, поскольку они представляют меньшинства, не удалось самостоятельно и в нужной форме определить свой политический и правовой статус. Необходимо взять на себя ответственность за то, чтобы эти вопросы рассматривались и решались государством соответствующим образом.

Конституция РФ распространяется на все народы, но не детализирует этот вопрос. В то же время большинство финно-угорских народов создали свои конституции, в которых учитываются и международные правила и стандарты, говорилось о важности сохранения своего языка и культуры и отмечается, что должны быть обеспечены условия их сохранения и развития. Но на уровне РФ такого рода законодательства не действует, поэтому на заседаниях говорилось о том, чтобы подобного рода законодательства учитывались.

Кроме того, политическая секция обсудила проблемы финно-угорских диаспор и проблемы финно-угорских народов не имеющих ни автономных округов, ни республик.

Учитывая все эти сложности, в очередной раз говорилось, что очень важным для защиты политических интересов финно-угорских народов является такое сотрудничество и поддержка, каким являются проходящие конгрессы и деятельность Консультативного Комитета между ними.

Секция отметила серьезную помощь Финляндии и Эстонии в подготовке специалистов финно-угорских народов, живущих в РФ и диаспорах [7]. В соответствии с просьбой их представителей секция предложила конгрессе обратить внимание на проблемы ингерманландских финнов [8].

Секция экономики

По отчету председателя секции, в ее работе приняло участие 40 человек. Было отмечено, что представители всех народов желали бы теснее сотрудничать, а основой для этого могли бы служить сложившиеся личные отношения. Важным моментом стал вопрос об обеспеченности информацией, информационные запросы. Поэтому был сделан вывод, что для всего этого важно и нужно участие государственных структур и их помощь.

Помимо обсуждения общих вопросов и предложений на секции были возможности для внесения некоторых конкретных предложений, их обсуждения и установления прямых деловых связей.

В ходе работы были отмечены некоторые важнейшие предложения:

а) заключение 4-стороннего венгро-финско-эстонско-российского соглашения для поддерживания этих связей;

б) образование комиссии для содействия международному сотрудничесту финно-угорских народов;

в) создание системы финно-угорских учреждений для поддержки международных и торговых отношений [8];

Со стороны делегатов РФ был проявлен живой интерес к опыту строительства экономики в Венгрии, Финляндии и Эстонии.

Секция культуры

Это была самая многочисленная секция Всемирного конгресса. Были сделаны доклады, по многим из которых разгорелись прения. Были более всего затронуты нижеследующие проблемы:

- развитие и сохранение финно-угорских народов как самостоятельных этносов; развитие и сохранение их языков, особенно для тех народов, которые не имеют своей государственности и литературного языка;

- подготовка учебников и других учебных пособий на финно-угорских языках. Был остро поставлен вопрос о финансировании подобных проектов;

- подготовка национальных кадров как в РФ, так и в Финляндии; Венгрии; Эстонии: необходимо учреждение стипендий, организация обмена студентов, аспирантов и преподавателей;

- вопрос о создании международного финно-угорского центра

Секцией была принята резолюция, состоявшая из 12 пунктов (см. в приложении)

 

Секция СМИ

    На заседаниях этой секции работало порядка 40 человек. На секции было принято решение об образовании и работе при Консультативном Комитете Комиссии по прессе и информатике – профессиональном органе СМИ. Эта Комиссия будет заниматься созданием финно-угорского банка данных по экономике, политике и СМИ.

    Было предложено создать такой банк данных и службы по предоставлению данных, в рамках которой кто угодно мог бы получить информацию на условиях on-line о спросе и предположении финно-угорских народов в области экономике.

    Говорилось также и об организации международного фестиваля телепрограмм “Финно-угорский мир”, а также о регулярном обмене телепрограмм между финно-угорскими телевидениями и телекомпаниями. Кроме того, Комиссия будет осуществлять:

- подготовку и повышение квалификации журналистов;

- обеспечивать возможность для обмена радио- ТВ программами;

- издание книг, периодических изданий, справочных материалов, по возможности журналов и т.д. (см. Приложение)

На работе секции говорилось о необходимости достаточного финансирования для осуществления подобного рода мероприятий, поэтому прозвучали предложения об обращении за помощью к парламентам, правительствам, церквям и общественным организациям финно-угорских народов.

Секция молодежи

В заключительном отчете секции было отмечено, что в обсуждении проблем молодежи наблюдается все большая активность. Среди первоочередных проблем были отмечены проблемы нехватки информации, материальных средств., что в свою очередь препятствует сотрудничеству студентов университетов и институтов, а также формированию молодежных и детских организаций, сотрудничеству различных творческих групп.

    Консультативному Комитету было поручено предложить рассмотреть вопрос о создании финно-угорский компьютерной сети и о возможности выход в свет общего финно-угорского молодежного периодического издания.

 

    После окончания II Всемирного конгресса финно-угорских народов в 1996 году до 2000 года в финно-угорском движении на первый план выдвинулась деятельность Консультативного Комитета. Консультативный Комитет (далее КК) является координирующим органом Всемирного конгресса финно-угорских народов, иначе говоря его задачей является координация действий национальных организаций для достижения постановленных целей и задач, а также защита интересов финно-угорских народов в международных организациях и форумах, включая ООН.

Работа Консультативного комитета координируется координировалась штаб-квартирой в Хельсинки и проводится согласно плана, который принимается регулярно в конце предшествующего года [10]. За 4 года (1996-2000) заседания КК проводились 2 раза в год. Проходили они в России, Эстонии и Финляндии. Предварительно, для подготовки заседания КК, собирались координаторы КК, также в различных регионах проживания финно-угорских народов. Здесь следует отметить, что на многих заседаниях отсутствовали представители ненцев, саамов, ингерманландских финнов. Зачастую причинами их отсутствия были не только экономические (КК практически всегда был готов оказать помощь), но и организационными.

    Планы работ КК, в основном, выполнялись. Были иногда переносы, например, сроков проведения меду народных конференций ил семинаров на другое время из-за финансовых или организационных причин. Во многих республиках проводилась работа иногда свыше тех задач, которые ставились (Венгрия, Марий Эл, Удмуртия, Ханты-Мансийский автономный округ, Эстония, Коми) и этот момент КК отмечает как положительный [11]. Из “Отчета Консультативного Комитета финно-угорских народов” можно сделать вывод, что к числу одного из существенных недостатков относятся отсутствие планомерной работы по принятию на II Всемирном конгрессе резолюциям. Кроме того, представители народов – члены КК не всегда проявляли должную активность по реализации принятых предложений и решений у себя на местах, не давали достаточной информации о работе КК. Отсюда, зачастую, шло и отсутствие информации о деятельности национальных организаций в штаб-квартире КК и между самими национальными организациями. Это, прежде всего, относится к национальным организациям финно-угорских народов РФ [12].

Вместе с тем, КК старался наладить информационный обмен непосредственно через штаб-квартиру, финансируя издание информационного вестника, который готовится и печатается в Марий-Эл на русском и английском языках [13]. КК отмечает как несомненно положительную, продолжающуюся практику совместного выпуска радио- и телепередач “Финно-угорский мир”. А кроме того, своей ближайшей и основной задачей КК определяет улучшение информационного обмена, в частности, развитие своего сайта в сети Интернет.

По итогам своей работы за период 1996-2000гг КК считает, что самой главной задачей для финно-угорских народов РФ является противодействие процессам языковой и культурной ассимиляции. Отсюда одно из важнейших направлений деятельности КК - возрождение и развитие языков и культур финно-угорских народов. Это хорошо понимают и правительства Финляндии, Венгрии, Эстонии, В этих странах приняты программы поддержки финно-угорских народов России [14].

Кроме того, КК всегда оказывает поддержку встречам писателей, ученых, педагогов, молодежи, деятелей культуры и в этой области КК и дальше планирует продолжать свою деятельность.

В качестве положительного момента было отмечено то, что лидеры и активисты большинства финно-угорских национальных организаций и движений в Российской Федерации сделали упор на конструктивный диалог с органами власти и управления. Верными и необходимыми решением государственных органов стали предложения и действия по развитию образования на родных языках (расширение льготного приема финно-угорской молодежи, в том числе из диаспор, в Вузы (республики Марий Эл, Коми, Удмуртия).

В качестве одной из задач КК ставит решение вопросов, связанные с проблемами собственности. Народы, приживающие в РФ никак не участвуют в разработке и принятии подобного рода решений.

Отдельных слов заслуживает деятельность интеллигенции, т.к. она активно участвует во всех начинаниях. Следует отметить неутомимую деятельность экс-президента Венгрии господина Арпада Генца по укреплению финно-угорских содружества.

Консультативный комитет финно-угорских народов проводит сам и принимает участие во многих международных мероприятиях с целью обсуждения языковых, культурных и иных проблем народов [16].

Для финно-угорских народов России особенно актуальным является приобщение к международному процессу обсуждения проблем и выработки правовых норм в отношении коренных народов мира. Это позволяет использовать опыт других коренных народов мира в решении проблем и устанавливать деловые контакты с национальными организациями самых разных народов.

КК финно-угорских народов придает большое значение непосредственному участию в работе органов ООН по проблемам коренных народов. КК ежегодно, с 1993г. принимал участие в заседаниях Рабочей группы ООН по коренным народам, в выработке и обсуждении Декларации о правах коренных народов.

Значительным и важным моментом КК считает постоянный диалог между государствами и неправительственными структурами, который помогает ломать сложившиеся у государственных органов стереотипы в отношении прав коренных народов, находить компромиссы и вырабатывать согласованные решения.

Из всего выше сказанного следует, что КК проводит регулярную и плодотворную работу по претворению в жизнь резолюций, предложений и решений, принимающихся на Всемирных конгрессах финно-угорских народов.

 

Глава 3

Секция - политика

На конгрессе отмечалось, что концепция защиты меньшинств в международном праве осуществлялась в период 20-столетия волнообразно. С мирными договорами по первой мировой войне связано развитие системы защиты таких национальных меньшинств в рамках Лиги Наций на территории европейских национальных государств, в отношении которых какое-либо другое государство имеет особые интересы в силу этнических, исторических или языковых связей.. После распада Лиги Наций система защиты меньшинств перестала существовать, а Организация Объединенных Наций, образованная в результате переустройства мира после второй мировой войны, в рамках системы прав человека взяла на вооружение в качестве отправного пункта обеспечение индивидуальных прав человека. Всеобщая декларация прав человека от 1948 г. вообще не включала в себя положения о правах личности, относящихся к национальному меньшинству, или о правах самих меньшинств. Лишь в 1990-е годы интерес к защите меньшинств вновь перешел на уровень разработки международных документов о правах человека.

В международном праве нет единого определения, что подразумевается под "меньшинством". Различие между более широкой и более узкой трактовкой видно, например, из того, что статья 27 Генерального соглашения ООН о гражданских и политических правах содержит общее определение прав личности, относящейся к меньшинству. В этом определении дается ссылка на этнические, религиозные и языковые меньшинства, тогда как в статье 14 Европейского соглашения о правах человека запрещается дискриминация на основе принадлежности к национальному меньшинству. Под национальным меньшинством подразумевается, как правило, устойчивая, длительное время проживающая в данной стране группа населения, про которую можно сказать, что она образует самобытную часть нации. Статус национального меньшинства может предполагать, что его члены являются гражданами данной страны, или что данная группа населения проживает в стране уже на протяжении нескольких поколений. Согласно другому пониманию, статус национального меньшинства предполагает его какое-то официальное признание со стороны государства, и государство, таким образом, могло бы само решать, каких групп касаются права, вытекающие из понятия "национальное меньшинство". Статья 27 Генерального соглашения ООН о гражданских и политических правах исходит в свою очередь из широкого понятия "меньшинства", основывающегося на идее распространения зашиты на все самобытные группы, фактически проживающие на территории государства-участника соглашения и сами себя причисляющие к меньшинству.

Общая позиция комитета по правам человека представляет собой идею о самоценности культурного многообразия. Согласно пункту 9 сохранение и постоянное развитие культурной, религиозной и общественной самобытности меньшинств обогащает все общество в целом. Другая принципиально важная акцентировка содержится в пункте 9, в котором комитет подчеркивает также, что коренные народы являются вообще тем меньшинством, которое подразумевается в нормативе соглашения. В отношении коренных народов особо выделяется, по мнению комитета, многообразие понятия "культура" как особого образа жизни, тесно связанного со страной и природными ресурсами. Таким образом, право исповедовать свою культуру может защищать такие традиционные виды деятельности, как охоту и рыболовство.

В статье 1 соглашения о гражданских и политических правах, так же как и в соглашении об экономических, социальных и образовательных правах, всем народам гарантируется право на самоопределение. Пункт соглашения не подразумевает под словом "народ" лишь население определенного государства. Например, подразумеваемым в пункте соглашения "народом" может быть и коренной народ. С другой стороны, право на самоопределение может осуществляться в многообразных формах, и статья 1 Генерального соглашения не включает в себя общего и одностороннего права образования собственного государства со стороны группы населения, признаваемой "народом". В периоды угнетения и колониализма требование о создании собственного государства также может быть справедливым с точки зрения международного права. В последние годы Комитет ООН по правам человека уделяет статье 1 все большее внимание, подчеркивая, что и из этой статьи вытекают обязательства тех стран, на территории которых живут коренные народы. В Генеральном соглашении о правах детей (1989) ребенку, представляющему собой меньшинство или коренной народ, обеспечено право исповедовать вместе с другими членами этой группы, собственную культуру и использовать свой язык.

Рамочное генеральное соглашение включает в себя относительно точные положения, касающиеся именно языковых групп. Каждый представитель национального меньшинства имеет право использовать как частным, так и публичным образом язык своего меньшинства. Однако, обязательство по обеспечению использования языка меньшинства при общении с представителями власти отражено очень осторожно: в тех регионах, где традиционно проживают представители национального меньшинства или где имеется их значительное количество, государства-участники соглашения "будут стремиться по возможности обеспечить", чтобы язык меньшинства мог быть использован при общении с официальными властями, если представители меньшинства этого потребуют и если эти требования будут соответствовать "реальной потребности". Представителям национальных меньшинств обеспечивается право использования наименований на языке меньшинства и установки на виду, в общественных местах, указателей и табличек на этом языке, но установка на виду названий улиц и иной официальной информации связана с такими же дополнительными условиями, как и в случае права общения с официальными властями на языке меньшинства. Каждому представителю национального меньшинства обеспечивается право "изучения языка своего меньшинства". Но ответственность государственной системы образования в осуществлении этого права вновь связана с многими условиями.

Европейский основной акт, касающийся региональных языков и языков меньшинств был разработан в 1994 г. и вступил в силу в 1998 г.. Акт исходит из ограничения защиты языков лишь по отношению к стабильным, имеющим гражданство данной страны, меньшинствам. Под региональным языком или языком меньшинства подразумевается такой, который отличается от официального языка или языков, который традиционно используется в определенном регионе страны и носители которого, граждане данной страны, по численности представляют меньшую группу населения, чем остальные жители страны. Кроме этого соглашение признает понятие "нерегионального языка", под которым подразумевается язык, отличающийся от языка или языков прочего населения, и на котором традиционно говорят в государстве, но не в каком-то его особом регионе. Согласно специальному положению соглашения языки переселенцев-репатриантов не считаются региональными языками или языками меньшинства.

Соглашение устанавливает два вида обязательств. Государство-участник соглашения должен применять цели и принципы, содержащиеся в статье 7, ко всем региональным языкам или языкам меньшинств, используемым в стране и удовлетворяющим критериям статьи 1. Этими принципами являются, в частности, признание данных языков культурным богатством и стимулирование их использования как частным, так и публичным образом. Кроме этого, при ратификации соглашения страна-участник его может в определенной мере выбирать, какие детальные положения III раздела соглашения она будет применять к известным, ею самой названным, региональным языкам или языкам меньшинств. Соглашение не препятствует его применению и по отношению к другим, используемым в регионе языкам, например, к менее используемому официальному языку.

    Представителям национальных меньшинств обеспечивается право использования наименований на языке меньшинства и установки на виду, в общественных местах, указателей и табличек на этом языке, но установка на виду названий улиц и иной официальной информации связана с такими же дополнительными условиями, как и в случае права общения с официальными властями на языке меньшинства. Каждому представителю национального меньшинства обеспечивается право "изучения языка своего меньшинства". Но ответственность государственной системы образования в осуществлении этого права вновь связана с многими условиями.

Функционирование законодательства о правах коренных народов и национальных меньшинств на государственном и региональном уровнях и соответствие законодательства существующей ситуации в обществе.

Разъяснение терминологии: В России термин "народ" используется часто. На международном уровне термину "малый народ" лучше бы соответствовал термин "нацио­нальное меньшинство", но если государство признает национальное меньшинство в качестве "малого народа", то это можно полностью принять.

В качестве поддержки нормативов применения законодательства, государству необходимо ратифицировать международные соглашения по правам человека, а также согласиться на международный контроль и на выполнение предложений, выдвигаемых контролирующими органами и прочими международными органами.

Государство должно позаботиться о том, чтобы его органы следовали законодательству и должным образом реагировали на нарушения. Во многих странах законодательство не соблюдается должным образом. В России эта проблема весьма ощутимая.

Соответствие законодательства современным требованиям.

Если государство ратифицировало соответствующие международные соглашения по правам человека и выполняет рекомендации контролирующих органов, то оно имеет современное законодательство. Международные договоры и документы образуют тот минимальный стандарт, которого должны придерживаться все государства. Если в государственном законодательстве проявляются недостатки, они должны исправляться новыми законодательными положениями. Государство должно сравнивать свое законодательство с законодательствами других стран и перенимать у них те положения и практические нормы, которые выглядят хорошими и приемлемыми.

Права на участие

У малых народов должна быть признанная роль при вынесении решений, касающихся их прав и интересов. Они, таким образом, должны иметь возможность участия в процессе вынесения решений. Наилучшим решением является региональное самоуправление, если представители малых народов проживают централизованно в каком-либо регионе. Другой моделью самоуправления является культурная автономия. В этом случае осуществляющий ее орган представляет весь (проживающий разбросано) малый народ. Лучше всего, когда органы самоуправления избираются на базе собственных выборов, проводимых в среде малого народа. Обычное муниципальное самоуправление также может быть хорошим базовым решением, если оно на практике занимается само­управлением населения, относящегося к малому народу.

Если не будет приниматься решение о самоуправлении, то тогда необходимо иметь специальные органы или методы, с помощью которых меньшинство может донести свои взгляды до других. Примером может служить орган, в котором представлены как националь­ное меньшинство, так и государственные органы.

Другими возможностями являются:

· гарантированная квота мест для малых народов в органах, выносящих решения;

· обязанность государственных и местных органов вести переговоры с представительными органами или организациями данных народов или - как минимум - их гарантированное право на выражение своего мнения,

· право инициативы со стороны органов и организаций малых народов.

Интересным методом могло бы быть гарантированное малому народу право вето при вынесении решений по вопросам, являющимся для них жизненно важными. Этим они могли бы предотвратить вынесение невыгодных для них решений.

Прочие гарантии

Для эффективного предотвращения дискриминации и насилия против малых народов и гарантий осуществления их прав государство должно иметь особый институт власти, имеющий полномочия реагировать на этническую дискриминацию и действовать в защиту прав меньшинств. Это может быть институт уполномоченного по защите прав или соответствующая комиссия. В государстве должна существовать система отслеживания расистских преступлений и дискриминации. Расистские мотивы должны определяться как отягощающий фактор. Государство должно делать все для предотвращения деятельности расистских организаций.

Деятельность па осуществлению прав малых народов на национальном уровне должна быть распространена на региональный и местный уровень. Если муниципальные власти не рабо­тают целенаправленно против проявлений этнической дискриминации и враждебности или не осуществляют прав меньшинств, то в этих вопросах их компетенция должна уступить место компетенции государственной.

3.2. Секция - культура и образование

Право на обучение на родном языке и организация обучения на родном языке в условиях двуязычия

Вопрос о двуязычии решается как на основе коллективного так и индивидуального выбора и решения. Для того, чтобы человек мог выбрать двуязычие и сохранить свой родной язык, обществу необходимо принять принципиальные и практические решения, чтобы такой выбор можно было осуществить. Особенно конкретно соотношение возможностей и выбора проявляются в решениях, касающихся преподавания своего языка и преподавания на своем языке.

Система школьного образования является важной средой для осуществления языковых прав. Обучение в основной школе Финляндии регулируется законом об основном обучении. Согласно этому закону, цель основного обучения состоит в том, чтобы воспитать учащегося на принципах гуманизма, помочь ему стать сознающим свою этическую ответственность членом общества, а также дать ему необходимые в жизни знания и умения. Преподавание должно способствовать развитию образования и равноправия в обществе, а также должно способствовать участию учеников в процессе обучения и в целом их развитию в течение их жизни.

Местные органы образования и школы составляют свои учебные планы согласно основам учебного плана, утвержденного Национальным управлением образования. Основы учебного плана включают в себя общие цели основной школы, цели и основное содержание преподаваемых предметов, а также принципы оценки знаний учащихся.

Все ученики младшей ступени основной школы (от 1-го до 6-го класса) получают одинаковое обучение, но школы имеют право избирательно менять акцент на отдельные предметы обучения и группировать их путем концентрации преподавательских ресурсов в общих рамках государственного финансирования.

Целью школьного обучения иммигрантов является подготовка, способная дать им такое образование, чтобы они могли чувствовать себя равноправными людьми в финском обществе, а также не утратили бы своей культурной принадлежности. Иммигранты в терминологии, касающейся основного образования, - это лица, подающие на политическое убежище, беженцы, переселенцы, репатрианты и другие иностранцы.

Учащийся может в основной школе, в гимназии и в гимназии для взрослых изучать свой родной язык как предмет в обычном процессе обучения. Обучение можно спланировать и по-другому, на основе отдельных уроков, когда обучение будет вестись два часа в неделю на каждую группу. В группу могут входить также дети в возрасте 6 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.055 с.)