Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни



Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни

 


 

Введение

 

Здоровье детей всегда было одной из главных задач в обществе. Техногенная цивилизация обостряет эту проблему в связи с увеличением числа рисков для детского здоровья. Об этом достаточно много пишут и говорят. Также активно обсуждается проблема формирования у детей навыков здорового образа жизни. Проблема сохранения здоровья детей стала не только медицинской, но и педагогической. У большинства детей не сформировано положительное отношение к физической культуре, они не приучены систематически заниматься физическими упражнениями, не информированы должным образом о решающей роли образа жизни человека в сохранении и укреплении его здоровья[4].

Одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у дошкольников. Научить культуре здорового образа жизни, воспитать ответственное отношение дошкольников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей, воспитателей и медицинских работников.

Сохранять и улучшать здоровье - огромная каждодневная работа, начиная с самого рождения. В современном обществе остро стоит вопрос о воспитании здорового ребенка. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. В связи с вышесказанным необходимо разнообразить формы и методы работы с семьей, совершенствовать знания и умения родителей по формированию культуры здорового образа жизни.

Актуальность работы обуславливается тем, что в последнее время становится востребованным формирование у детей культуры здорового образа жизни, при этом, в дошкольных учреждениях чаще всего с этой целью используются активные досуги и занятия, а дидактическим играм, чтению специальной литературы уделяется недостаточное внимание.

Объект исследования: культура здорового образа жизни.

Предмет исследования: формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни.

Цель исследования: изучить особенности формирования у дошкольников культуры здорового образа жизни.

Задачи исследования.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень знаний детей о культуре здорового образа жизни.

3. Подобрать и апробировать дидактические игры, специальную литературу, направленную на формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни.

4. Выявить результативность использования разных форм работы по формированию культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Гипотеза: формирование культуры здорового образа жизни будет более эффективным при использовании разных форм и средств воспитательной работы с детьми.

Методы исследования:

Для решения задач исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа психолого-педагогической литературы.

На эмпирическом этапе - эксперимент.

Для обработки результатов использовался количественный и качественный анализ.

База исследования: Исследования проводилось на базе дошкольного учреждения №426 г. Минска. В исследовании принимало участие 20 детей в возрасте 6-7 лет (старшая группа).

Теоретические аспекты культуры здорового образа жизни дошкольников

Основные составляющие ЗОЖ

·   Умеренное и сбалансированное питание.

·   Режим дня.

·   Двигательная активность.

·   Закаливание.

·   Личная гигиена.

·   Грамотное экологическое поведение.

·   Психогигиена, умение управлять своими эмоциями.

·   Отказ от вредных привычек.

·   Безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и отравлений [18].

Заключение

 

Анализ литературных источников показал, что здоровый образ жизни определяется как деятельность дошкольника, которая основывается на его устойчивых представлениях о здоровье как общечеловеческой ценности, сформированных привычках поведения как здорового человека, умениях и навыках осуществления здорового стиля жизни. Детский сад и семья - важнейшие институты первичной социализации дошкольника. Именно они способствуют закладыванию основам здорового образа жизни детей.

На основании проведенной опытно-экспериментальной работы были сделаны следующие выводы: констатирующая диагностика выявила, что у 20% детей отмечается высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, у 40% - средний уровень и у 40% низкий уровень. На протяжении двух недель с дошкольниками была организована педагогическая работа по формированию основ здорового образа жизни. Как правило, были использованы дидактические игры как средство обучения. При этом с детьми регулярно проводили беседы, организовали 2 досуга. Особое внимание было уделено работе с родителями, которая проводилась в форме индивидуальных бесед и консультаций.

Вовлекая родителей в работу детского сада, стало возможным лучше узнать семьи воспитанников, уровень образованности родителей по решаемой проблеме, их возможности, получена конкретная помощь от родителей и соответственно оказана действенная помощь родителям по вопросам формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.

Родители получили возможность не только выявить проблемы в оздоровлении детей, но и выработать определённые навыки соответствующего поведения. Разнообразные формы работы позволили сформировать у воспитанников осознанное отношение к занятиям физкультурой, потребность в двигательной активности, культуре питания.

Организация работы с детьми по формированию основ здорового образа жизни сложная и кропотливая, требующая немало усилий со стороны всех участников этого процесса. Пройден определённый этап в решении данной проблемы, получены конкретные результаты.

Контрольный эксперимент показал, что на 5 человек (25%) стало больше детей с высоким уровнем. Данный факт подтверждает эффективность проделанной работы.

Таким образом, подтвердилось предположение о том, что формирование у детей основ здорового образа жизни будет более эффективным при целенаправленном использовании дидактических игр.


Список использованной литературы

 

1. Билич, Г.Л., Назарова, Л.В. Основы валеологии: Учебник / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова. - СПб.: Водолей, 1998. - 261 с.

2. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - Л.: Наука, 1987. - 123 с.

.   Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 212 с.

.   Валеологические аспекты образования. // Под ред. Э.М. Казина. Кемерово, 1995. - 165 с.

.   Гончаренко, М.С., Исакова, Т.И. Задачи практической валеологии / М.С. Гончаренко, Т.И. Исакова // III национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии, С. - Петербург, 28-31 мая 1996 г.: Тез.докл. - СПб., 1996.

.   Грач, И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - №5.-С. 88-91. - (Здоровье и образование).

.   Гундаров, И.А., Полесский, В.А. Актуальные вопросы практическойвалеологии / И.А. Гундаров, В.А. Полесский // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб., 1993.

.   Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. - М.: Учпедгиз, 1940. - 243 с.

.   Зайцев, Г.К. Педагогика здоровья / Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, И.Г. Колесникова. - СПб.: Питер, 1994. - 78 с.

.   Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. - 1993. - №9.

.   Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. - 1982. - Т. 45. - №. 4. - С. 29-33.

.   Изуткин, Д.А. Формирование здорового образа жизни / Д.А. Изуткин. - Советское здравоохранение, 1984. - №11. - с. 8-11.

.   Казначеев, В.П. Здоровье нации - феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. - 194 с.

.   Кузнецов, Е.Д. Новаявалеология нового времени / Е.Д. Кузнецов. - Тюмень: Истина, 1999. - 201 с.

.   Культура - человек - философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. - 1982. - №2. - С. 58-65.

.   Лисицын, Ю.П. Санология - наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю.П. Лисицын. - М.: Просвещение, 2001. -231 с.

.   Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В. Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004. - №4.

.   Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О. Пичугина/ Н.О. Пичугина. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.

19. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации. Мн., 2007. - 681 с.

. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 288 с.

21. Сонькин, В.Д., Зайцева, В.В. Валеологический мониторинг детей и подростков / В.Д. Снькин, В.В. Зайцева // Теор. и практ. физ. культ., 1998. -7. - с. 10-12.

.   Татарникова, Л.Г. Валеология - основы безопасности жизни ребенка /Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захарович, Т.О. Калинина. - СПб.: PETROC, 1995. - 128 с.

.   Чикин, С.Я. Что такое здоровье? / С.Я. Чикин, Г.И. Царегородцев - М.: Знание, 1976. - 96 с.

Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни

 


 

Введение

 

Здоровье детей всегда было одной из главных задач в обществе. Техногенная цивилизация обостряет эту проблему в связи с увеличением числа рисков для детского здоровья. Об этом достаточно много пишут и говорят. Также активно обсуждается проблема формирования у детей навыков здорового образа жизни. Проблема сохранения здоровья детей стала не только медицинской, но и педагогической. У большинства детей не сформировано положительное отношение к физической культуре, они не приучены систематически заниматься физическими упражнениями, не информированы должным образом о решающей роли образа жизни человека в сохранении и укреплении его здоровья[4].

Одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у дошкольников. Научить культуре здорового образа жизни, воспитать ответственное отношение дошкольников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей, воспитателей и медицинских работников.

Сохранять и улучшать здоровье - огромная каждодневная работа, начиная с самого рождения. В современном обществе остро стоит вопрос о воспитании здорового ребенка. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. В связи с вышесказанным необходимо разнообразить формы и методы работы с семьей, совершенствовать знания и умения родителей по формированию культуры здорового образа жизни.

Актуальность работы обуславливается тем, что в последнее время становится востребованным формирование у детей культуры здорового образа жизни, при этом, в дошкольных учреждениях чаще всего с этой целью используются активные досуги и занятия, а дидактическим играм, чтению специальной литературы уделяется недостаточное внимание.

Объект исследования: культура здорового образа жизни.

Предмет исследования: формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни.

Цель исследования: изучить особенности формирования у дошкольников культуры здорового образа жизни.

Задачи исследования.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень знаний детей о культуре здорового образа жизни.

3. Подобрать и апробировать дидактические игры, специальную литературу, направленную на формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни.

4. Выявить результативность использования разных форм работы по формированию культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Гипотеза: формирование культуры здорового образа жизни будет более эффективным при использовании разных форм и средств воспитательной работы с детьми.

Методы исследования:

Для решения задач исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа психолого-педагогической литературы.

На эмпирическом этапе - эксперимент.

Для обработки результатов использовался количественный и качественный анализ.

База исследования: Исследования проводилось на базе дошкольного учреждения №426 г. Минска. В исследовании принимало участие 20 детей в возрасте 6-7 лет (старшая группа).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.029 с.)