Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние языческих верований восточных славян на русские народные праздникиСтр 1 из 5Следующая ⇒
РЕФЕРАТ ВЛИЯНИЕ ЯЗЫЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЙ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН НА РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Выполнил студент группы ЮР-11 Васькова А.И. (подпись) Принял преподаватель Липатникова С. П.
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Языческие обряды, религия, мифология и верования. Сущность и особенности славянских языческих обрядов Особенности славянской религии Языческая религия и славянская мифология Судьба языческих верований после принятия христианства Глава II. Язычество и Христианство Русские народные праздники и их языческие корни Современные русские праздники Заключение Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В сегодняшней реальности славянская культура начинает приобретать все большее значение в связи с тем, что, пройдя десятилетия, обусловленные атеизмом и борьбой с культурными традициями Руси, мы снова приходим к вопросу о возрождении традиций и духовности как неотъемлемой части народной самобытности, как аспекту сохранения национальных черт и духовных традиций, присущих русской культуре. Исследования религии древних славян появляются в работах историков с конца восемнадцатого века. Девятнадцатый век был веком расцвета русской культуры и исторической науки. В работах Ключевского и Платонова упоминается религия древних славян, однако, в их произведениях прослеживается скудность источников. Дело в том, что не были исследованы многие летописи и документы на древнеславянском языке, которые находились в монастырях. Постепенное нахождение и перевод таких источников обогащало информацию о религии наших предков. Но произошла революция. Уничтожались храмы, гибли священнослужители, опустошались монастыри. В погоне за церковным золотом были разграблены монастырские книгохранилища. Много документов на древнеславянском языке было утрачено навсегда. Возможно, мы так никогда и не узнаем того, что знали средневековые летописцы. Позднее советская историческая наука не считала религию важным фактором, влияющим на историю народа, и о ней писали мало. Марксисты писали о язычестве лишь как о древней, примитивной религии, не отвечавшей новым феодальным отношениям в обществе, и потому замещённой христианством.
Но и в то время появлялись труды, посвящённые этой теме, например «Язычество древних славян» Рыбакова Б.А., изданная в Москве в 1997 году, где автор рассказывает о язычестве на территории России, Украины и Белоруссии и его происхождении. Лишь в последнее время из-за деидеологизации истории появляются книги, в которых авторы серьёзно исследуют религию древних славян. Таковой является, например, книга «Языческая мифология славян» Волошиной Т.А. и Астапова С.Н., изданная в Ростове-на-Дону в 1996 году, в которой рассказывается о сохранившейся части мифологии славян, книга Марии Семеновой «Мы- славяне!», изданная в Санкт-Петербурге в 1997 году, она содержащая данные о религиозных представлениях, культуре и быте наших предков, а также «Энциклопедия славянской мифологии» Е.Глушко и Ю.Медведева, которая описывает славянских Богов и мифологических существ. Другими современными источниками являются книги «Славянское язычество - Боги, духи и нечистая сила» А.Кожевникова, изданная в Казани в 1994 году и «Божества древних славян» Фаминцына, изданная в Санкт-Петербурге в 1995 году. Летопись, содержавшаяся на дощечках, была написана в разное время языческими авторами. Она описывает события примерно от 650 года до Н.Э. до последней четверти девятого века. Она упоминает Рюрика и главным образом Аскольда, но ни слова не говорит об Олеге. Этим самым время её написания установить сравнительно очень точно. Авторы, будучи язычниками, в частности, описывали своих богов и поклонение им. В своей книге Лесной дает комментарии к тексту летописи, в том числе у него есть и глава, посвящённая религии. ЦЕЛИ РАБОТЫ: Изучить влияние языческих верований восточных славян на русские народные праздники. ЗАДАЧИ РАБОТЫ: 1. Изучить литературу на заданную тему. 2. Изучить исторические аспекты возникновения славянской культуры. . Выявить основные тенденции преобразования славянской культуры в период христианизации. . Определить значение христианизации в процессе сохранения национальной самобытной культуры. . Проанализировать влияние языческих верований восточных славян на русские народные праздники.
СВАРОГ И первым в Великом Триглаве (Великой Троице) ТВОРЕЦ НАШЕЙ ВСЕЛЕННОЙ СВАРОГ (евреи и арабы произносят - Саваоф). Его имя происходит от древнего русско-индийского «сва», «сварга» (небо: от корня «свар» - сверкать). Этот корень имеется в слове «сварганить», которое первоначально означало - сотворить Вселенную. Вот почему Сварог воспевается первым. Сварог - Бог неба и нашей Вселенной, другими словами, Царь Небесный. Он - «старший Бог Рода Божьего», «вечнобьющий родник всему живому, он - исток всего существующего. И выше его только Всевышний - творец всех миров, в каждом из которых создавший своего Сварога. Напомним, Сварог - это творец именно нашей Вселенной. Сварог является и властителем огня. Как сообщает Ипатьевская летопись, именно Сварог научил людей вместо камней и палиц изготавливать и применять кованое оружие, Законы Сварога установили морально-правовые нормы и в брачных отношениях: «Установил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужчину выходить; если же кто нарушит этот закон - ввергнут его в печь огненную» (Ипатьевская летопись). ПЕРУН Вторым прославляется в Великом Триглаве БОГ ГРОЗЫ И ВОЙНЫ ПЕРУН. Как гласит легенда, Громовержец Перун - сын Сварога (Сварожич) и Матери Сва (Царицы Небесной). Имеются и другие версии его происхождения. Величие этого Бога проявлялось и в том, как необычно входил он в мир. Имя этого Бога происходит от древнего русско-индийского корня «перк-у» - дуб. У латышей и литовцев он называется Перкун (Перкунас). Дуб считался храмом Перуна, на вершине которого он пребывал во время грозы. Дубовые рощи особо почитались русами. Здесь, под самым могучим дубом, произносились молитвы и совершались жертвоприношения. Происходило это в четверг, ибо этот день считался днём Перуна. Отголоском тех далёких обрядов дошла до наших дней поговорка «после дождичка в четверг». Под дубом просили у Громовержца дождя, ведь дождь - это залог будущего богатого урожая. СВЯТОВИТ Третьим в Великом Триглаве прославляется бог СВЯТОВИТ. Святовит - тоже Сварожич, т.е. Сын Сварога. Сварог, Перун, Святовит - это три лика Великого Единого Бога, которого русы называли Триглавом (Троицей). Из этого следует, что Сварог - это Бог - отец, Перун - сын, Святовит - святой дух. Святовит - это Бог Неба и Света. Первоначально он носил имя Святогор. Главная задача Святовита: хранить Стожар - ось, вокруг которой вращается Колесо Сварога, а это не только Небо, но и вся наша Вселенная, создателем которой был сам Сварог. Святовит должен поддерживать порядок и во Вселенной, и среди людей. Он же был богом плодов земных. Особо почитался у западных славян и в Северной Руси. В знаменитом храме в Арконе на острове Рюген стоял четырёхглавый кумир Святовита. Сюда приносили в дар монеты, а также часть военной добычи. Первоначальное имя Бога - Свентовит. Оно происходит от слова «свантый» (святой) и «вит». Второе слово обозначало достоинство человеческой природы («витязь, вития» - красноречивый, мудрый). Игры в честь Бога Святовита - «святки» были широко распространены у русских, украинцев, белорусов. ХОРС ХОРС - БОГ СОЛНЦА. Имя бога Хорс (Хорос) означает «круг» (солнечный). В современном русском языке тот же корень в словах: хорошо, хоровод - круговой танец, хоромы - в древности имели круговую застройку, от них слово - храм; хоругвь, хорониться (от солнца), каравай и корж - круглая выпечка. Именем Бога Солнца Хорса назван древнерусский город Хорсунь (Корсунь), в греческом написании Херсонес. Старинное русское слово «харный» «гарный» (у украинцев - гарний) также означает «хороший, красивый».
ВЕЛЕС ВЕЛЕС (ВОЛОС) - ЭТО БОГ СКОТА И БОГАТСТВА, МУДРОСТИ И ПОЭЗИИ. На Руси он назывался «скотьим Богом». Русы знали, что он не только является владыкою и пастырем небесных стад в Ирии (Раю), но и покровительствует и охраняет земные стада. А так как с давних пор стада были символом богатства, то Велес, естественно, был и богом богатства. Не меньшим почтением он пользовался и у земледельцев. В давние времена Велес попросил Сварога сковать ему плуг и дать железного коня. И тогда Велес научил людей, как «землю орати (пахать) и зерно сеяти». А так как урожай напрямую зависел от небесного молока, проливаемого стадами дожденосных туч, то он считался основным покровителем земледельца. В благодарность на сжатом поле оставляли пучок колосьев «Велесу на бородку», по-другому - «Велесову бородку». Волхвы также почитали Велеса (Волоса), само его имя происходит от «волохатый, волосатый». Здесь Велес предстаёт как бог мудрости. Известно также, что он был покровителем певцов и поэтов, они считали себя «Велесовыми внуками». СТРИБОГ СТРИБОГ - МОГУЧИЙ ПОВЕЛИТЕЛЬ СТИХИЙ, БОГ ПРОСТРАНСТВА И ВЕТРОВ. Стрибог - один из самых древних богов. В основе его имени - корень стр-, имеющий два значения: 1) старый, т.е. «старик», «старый бог», 2) корень глагола со значением «распространять, охватывать, покрывать», с приставкой пра- значит «простираться», отсюда слово «прастара» - простор. Этого Бога изображали дующим в рога. Чем сильнее он дул, тем яростнее летели по просторам земли ветры и бури. ДАЖДЬБОГ Особым почитанием у наших предков пользовался ДАЖДЬБОГ - БОГ СОЛНЦА, Солнце-Царь, Сын Сварога: «И после (после Сварога) царствовал сынъ его именем Солнце, его же наричютъ Даждьбог... Солнце-Царь, сынъ Свароговъ, еже есть Даждьбог, бе бо муж силён» (Ипатьевская летопись). В конце зимы, начале весны, в день Даждьбога, наши предки славили Даждьбога: «Славим Даждьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды до Коляды! И покровителем плодов на полях. Он траву даёт скоту нашему во все дни. И коровы умножаются, и умножаются зёрна в житницах. И мёду Он не даёт отвердеть. Он бог Света. Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету. И Ему мы славу поём на полях, поскольку Он - отец наш».
ЯРИЛО ВЕСЕННИМ БОГОМ БЫЛ ЯРИЛО - БОГ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА И ВЕСЕННИХ ГРОЗ, пробуждающих землю и людей. Он несёт свет и тепло. Ярило - носитель жизнетворящего начала в природе и человеке, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях, плотскую любовь в людях и животных. Ярилки - весенние праздники, посвящённые Яриле, дожили вплоть до XX века. С его именем связано весеннее плодородие. Сохранилось описание весеннего бога. Это красивый юноша, разъезжающий по небу на белом коне и в белой мантии. На голове у него венок из весенних трав, в левой руке он держит горсть ржаных колосьев, ноги у него босые. Ярило одновременно и бог-воин. В одном из храмов прибалтийских славян висел огромный щит Яровита (соответствует нашему Яриле). Необычайно искусно выполненный местными мастерами, он был весь покрыт золотыми пластинками. Во время войны его снимали со стены и несли перед войском. В основе имени бога лежит корень «яр-», несущий в себе несколько смыслов: 1) страстный, горячий, пылкий 2) отважный, смелый, порывистый. В словах «яркий, ярый, яростный, яровой» (посеянный весной) тот же корень, а сами слова обозначают признаки и явления, напрямую связанные с богом весны, плодородия и войны - Ярилой. МАКОШЬ БОГИНЯ МАКОШЬ - ЕДИНСТВЕННОЕ ЖЕНСКОЕ БОЖЕСТВО СРЕДИ ВЕЛИКИХ БОГОВ-МУЖЧИН. Её имя для многих остаётся загадочным. Академик Б.А.Рыбаков предложил такое объяснение: Ма (мать) + «кошь» (жребий) = богиня Судьбы (мать жребия). В своём высоком небесном доме она прядёт нити судеб.
Пасха Пасха, она же Воскресение Христово, является одним из важнейших христианских праздников. Однако некоторые символы и традиции Пасхи, без которых уже невозможно представить себе этот праздник, по своему происхождению являются не христианскими, а языческими. Так, у многих народов существует представлении о яйце как о символе рождения, весны и обновления природы. Согласно распространенным поверьям, желток яйца символизирует весеннее солнце, а само яйцо - освобождение от снежных оков и переход из небытия в бытие. Обычай красить яйца ставший неотъемлемой частью праздничной пасхальной традиции, также встречался и до принятия Римом христианства в качестве официальной религии. По преданию, в тот день, когда родился будущий римский император Марк Аврелий, одна из принадлежащих его матери кур снесла яйцо, помеченное красными точками, что сочли счастливым предзнаменованием. С первой половины III века нашей эры стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца. Наиболее распространенная легенда, связывающая окрашенные в красный цвет яйца с христианством, гласит, что первое пасхальное яйцо было подарено Марией Магдалиной римскому императору Тиберию. Согласно этому преданию, когда Мария рассказала Тиберию о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как красный цвет скорлупы у куриного яйцо, и после этих слов яйцо, которое он держал в руке, изменило свой цвет.
Еще одним символом Воскресения Христова, распространенным в Западной Европе и США, стал пасхальный кролик или заяц. Он также имеет языческие корни и связан с весенними праздниками плодородия. У многих народов подобные праздники включали в себя связанные с сексом ритуалы, призванные увеличить плодородность земли, а заяц издревле считается символом мужской силы и сексуальной энергии. Примечательно, что в дохристианскую эпоху религии многих народов, например, греков, египтян и финикийцев, включали в себя представления об умирающих и воскресающих божествах.
Январь 1 января - Новый год (новогодние каникулы) января - Православное Рождество -14 января - Старый Новый год января - Татьянин День - студенческий праздник Февраль 14 февраля - День Святого Валентина. День всех влюбленных февраля - День Защитника Отечества -е воскресенье февраля - День Аэрофлота Март 1 марта - Всемирный День гражданской обороны марта - Международный Женский День -е воскресенье марта - День работников геодезии и картографии марта - День Святого Патрика (ирландский праздник) -е воскресенье марта - День работников ЖКХ и бытового обслуживания марта - Международный День Театра Апрель 1 апреля - День дурака -е воскресенье апреля - День Геолога апреля - День Космонавтики -е воскресенье апреля - День Войск ПВО -е воскресенье апреля - День Науки Май 1 мая - Праздник весны и труда (День международной солидарности трудящихся) мая - День Радио мая - День Победы мая - Международный День Медицинской Сестры мая - Международный День Телекоммуникаций мая - Международный День музеев мая - День Пограничника Последнее воскресенье мая - День Химика Июнь 1 июня - Международный День Защиты Детей июня - День Социального Работника июня - День России (День принятия Декларации о государственном суверенитете РФ) -е воскресенье июня - День Мелиоратора -е воскресенье июня - День Работников легкой промышленности -е воскресенье июня - День Медицинского работника Последнее воскресенье июня - День молодежи Последняя суббота июня - День Изобретателя и рационализатора Июль 1-е воскресенье июля - День Работников морского и речного флота -е воскресенье июля - День Рыбака, День Российской почты -е воскресенье июля - День Металлурга -е воскресенье июля - День Работника торговли Последнее воскресенье июля - День Военно-Морского Флота (День Нептуна) Август 2 августа - День Воздушно-десантных войск (День десантника) -е воскресенье августа - День Железнодорожника -ая суббота августа - День Физкультурника -е воскресенье августа - День Строителя августа - День Археолога -е воскресенье августа - День Воздушного Флота (День Авиации) Последнее воскресенье августа - День шахтера Сентябрь 1 сентября - День Знаний -е воскресенье сентября - День Работников нефтегазовой промышленности -е воскресенье сентября - День Танкиста -е воскресенье сентября - День Работников леса сентября - День Туриста Последнее воскресенье сентября - День Машиностроителя Октябрь 1 октября - Международный День пожилых людей октября - Международный День Музыки -е воскресенье октября - День Учителя -е воскресенье октября - День Работников сельского хозяйства -е воскресенье октября - День Работников пищевой промышленности, День работников дорожного хозяйства октября - Международный День Стандартизации. Покров октября - Международный День ООН Последнее воскресенье октября - День Работников автомобильного транспорта октября - Хэллоуин (канун Дня всех святых) Ноябрь 4 ноября - День народного единства России ноября - Всемирный День Качества ноября - День Милиции ноября - День Морской пехоты ноября - Международный День студентов ноября - День Ракетных войск и артиллерии ноября - День Работников налоговых органов, День бухгалтера ноября - Всемирный День Информации Последнее воскресенье ноября - День Матери Декабрь 1 декабря - Всемирный День борьбы со СПИДом декабря - День Конституции декабря - День Работников органов госбезопасности декабря - День Энергетика декабря - Католическое Рождество декабря - Новый Год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении работы я сделала следующие выводы: . Язычество восточных славян - огромный культурный пласт, представляющий интерес для историков, этнографов и искусствоведов. Язычество восточных славян имело свои неповторимые черты, возможно, оно наложило свой отпечаток на менталитет современных россиян своим неповторимым характером. По сравнению с другими древними религиями, у религии наших предков были некоторые отличительные черты, такие как отсутствие храмов, вера в верховного Бога, особая вера в загробный мир, возможное отсутствие человеческих жертвоприношений и чернобожия. . Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов. . После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результате русское православие, по крайней мере, в народном представлении, превратилось в симбиоз Византийского христианства и Славянского язычества. Многие христианские праздники уходят своими корнями в язычество. Примером тому могут служить празднование «Масленицы» и «Ивана Купала». СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ языческий мифология христианство религия 1. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. 2. Седова М.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. . Семенова, М. А. Быт и верования древних славян. . Петров, А.А. Славянская мифология 5. <http://www.gm-print.ru/info/calendar/ru-holidays.html> РЕФЕРАТ ВЛИЯНИЕ ЯЗЫЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЙ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН НА РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Выполнил студент группы ЮР-11 Васькова А.И. (подпись) Принял преподаватель Липатникова С. П.
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Языческие обряды, религия, мифология и верования. Сущность и особенности славянских языческих обрядов Особенности славянской религии Языческая религия и славянская мифология Судьба языческих верований после принятия христианства Глава II. Язычество и Христианство Русские народные праздники и их языческие корни Современные русские праздники Заключение Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В сегодняшней реальности славянская культура начинает приобретать все большее значение в связи с тем, что, пройдя десятилетия, обусловленные атеизмом и борьбой с культурными традициями Руси, мы снова приходим к вопросу о возрождении традиций и духовности как неотъемлемой части народной самобытности, как аспекту сохранения национальных черт и духовных традиций, присущих русской культуре. Исследования религии древних славян появляются в работах историков с конца восемнадцатого века. Девятнадцатый век был веком расцвета русской культуры и исторической науки. В работах Ключевского и Платонова упоминается религия древних славян, однако, в их произведениях прослеживается скудность источников. Дело в том, что не были исследованы многие летописи и документы на древнеславянском языке, которые находились в монастырях. Постепенное нахождение и перевод таких источников обогащало информацию о религии наших предков. Но произошла революция. Уничтожались храмы, гибли священнослужители, опустошались монастыри. В погоне за церковным золотом были разграблены монастырские книгохранилища. Много документов на древнеславянском языке было утрачено навсегда. Возможно, мы так никогда и не узнаем того, что знали средневековые летописцы. Позднее советская историческая наука не считала религию важным фактором, влияющим на историю народа, и о ней писали мало. Марксисты писали о язычестве лишь как о древней, примитивной религии, не отвечавшей новым феодальным отношениям в обществе, и потому замещённой христианством. Но и в то время появлялись труды, посвящённые этой теме, например «Язычество древних славян» Рыбакова Б.А., изданная в Москве в 1997 году, где автор рассказывает о язычестве на территории России, Украины и Белоруссии и его происхождении. Лишь в последнее время из-за деидеологизации истории появляются книги, в которых авторы серьёзно исследуют религию древних славян. Таковой является, например, книга «Языческая мифология славян» Волошиной Т.А. и Астапова С.Н., изданная в Ростове-на-Дону в 1996 году, в которой рассказывается о сохранившейся части мифологии славян, книга Марии Семеновой «Мы- славяне!», изданная в Санкт-Петербурге в 1997 году, она содержащая данные о религиозных представлениях, культуре и быте наших предков, а также «Энциклопедия славянской мифологии» Е.Глушко и Ю.Медведева, которая описывает славянских Богов и мифологических существ. Другими современными источниками являются книги «Славянское язычество - Боги, духи и нечистая сила» А.Кожевникова, изданная в Казани в 1994 году и «Божества древних славян» Фаминцына, изданная в Санкт-Петербурге в 1995 году. Летопись, содержавшаяся на дощечках, была написана в разное время языческими авторами. Она описывает события примерно от 650 года до Н.Э. до последней четверти девятого века. Она упоминает Рюрика и главным образом Аскольда, но ни слова не говорит об Олеге. Этим самым время её написания установить сравнительно очень точно. Авторы, будучи язычниками, в частности, описывали своих богов и поклонение им. В своей книге Лесной дает комментарии к тексту летописи, в том числе у него есть и глава, посвящённая религии. ЦЕЛИ РАБОТЫ: Изучить влияние языческих верований восточных славян на русские народные праздники. ЗАДАЧИ РАБОТЫ: 1. Изучить литературу на заданную тему. 2. Изучить исторические аспекты возникновения славянской культуры. . Выявить основные тенденции преобразования славянской культуры в период христианизации. . Определить значение христианизации в процессе сохранения национальной самобытной культуры. . Проанализировать влияние языческих верований восточных славян на русские народные праздники.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.107 с.) |