Анализ эффективности государственного регулирования нтп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ эффективности государственного регулирования нтп



 

Эффективное функционирование научно-технического потенциала государства возможно посредством проведения научно-технической политики, основным содержанием которой является создание условий (правовых, экономических, организационных и др.), способствующих развитию научно-технической и инновационной деятельности (производственному освоению и тиражированию нововведений) и в целом научно - технической сферы.

Государственное регулирование НТП основывается на концепции основных направлений научно-технической политики Российской Федерации. Реализуется научно - техническая политика с помощью законодательных и нормативных документов, системы макроэкономических прогнозов, программ НТП, федеральных и региональных целевых научно-технических программ межотраслевого характера, государственных заказов и контрактов, а также экономических регуляторов, к которым относятся целевые субсидии, субвенции, льготные кредиты, нормы и нормативы, налоговые и ценовые льготы, механизм ускоренной амортизации и др.

Научно-техническая политика - это система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, широкое и быстрое освоение, распространение крупных нововведений в народном хозяйстве. Научно-техническая политика является составной частью общей социально-экономической политики государства и исходит из общих тенденций социально-экономического развития страны. Особенности современной научно-технической политики связаны с тем, что она призвана обеспечить стратегический прорыв в принципиально новые области науки и техники. Это требует крупных вложений, организации совместной работы многих предприятий, а зачастую и создания новых отраслей производства.

Научно-техническая политика включает следующие основные элементы:

выбор и оценку приоритетных направлений НТП с учетом перспективных запросов мирового рынка;

совершенствование программ опережающего развития фундаментальных исследований;

формирование целевых, программ создания и распространения новых поколений техники и базовых технологий, финансируемых с участием бюджетов разных уровней;

развитие системы непрерывного образования, приспособленной к меняющимся задачам НТП;

содействие многообразным формам научно-технического творчества и соединения науки с производством;

создание благоприятных экономических и правовых условий для развития НТП с помощью гибкой налоговой, финансовой и кредитной политики, антимонопольного законодательства;

организацию межрегионального и международного научно-технического сотрудничества.

Реализация научно-технической политики государства связана с решением следующих важнейших проблем современного этапа функционирования экономики:

необходимостью государственной поддержки фундаментальной науки;

обоснованностью выбора научно-технических приоритетов и первоочередной поддержкой НИОКР, способствующих решению важнейших проблем социально - экономической действительности;

целесообразностью первоочередного развития ресурсо-, энерго- и трудосберегающих наукоемких производств и технологий. [21.]

Особый акцент в научно-технической политике России делается на содержании инновационной деятельности, выступающей в качестве одной из форм инвестиций, осуществляемых с целью применения достижений НТП в сфере материального производства и социальной сфере.

Государственная инновационная деятельность должна обеспечивать создание инновационно-восприимчивой среды. В связи с этим важнейшими задачами являются:

мобилизация инновационных ресурсов;

переход к новой, ориентированной на потребителя инновационной системе;

развитие научно-технического потенциала;

формирование инфраструктуры нововведений.

Прогнозирование и планирование НТП. Основой принятия государственных решений в научно-технической сфере является прогнозирование и планирование. Прогнозирование развития науки и техники в стране осуществляется на основе системы нормативных документов, в которую входят: общегосударственный прогноз научно - технического развития на 10-15 лет, частные научно-технические прогнозы на макроэкономическом и отраслевом уровнях на 5-10 лет. Работа над этими документами проводится постоянно, с привлечением научных учреждений Российской Академии наук, ведущих отраслевых научно-технических организаций, крупных ученых и специалистов.

Общегосударственный прогноз научно-технического развития составляется на 10 - 15 лет и содержит:

технико-экономическую оценку важнейших достижений отечественной и мировой науки и техники;

выводы об использовании научно-технических достижений в народном хозяйстве;

определение приоритетных направлений НТП и первоочередных межотраслевых научно-технических задач;

варианты путей и средств решения этих задач;

оценка социально-экономических последствий НТП.

В общегосударственном прогнозе направления НТП носят глобальный характер в рамках долгосрочной стратегии научно-технического развития страны и служат основой для выделения и обоснования приоритетов на ближайшую и среднесрочную перспективу.

При разработке частных научно-технических прогнозов в качестве объектов прогнозирования могут выступать различные направления НТП, а также основные стадии инновационного цикла. Перспективные (на 5-10 лет) и годовые частные научно - технические прогнозы играют важную роль в государственном регулировании НТП. Они могут разрабатываться на всех уровнях управления. [23.]

Макроэкономические частные научно-технические прогнозы содержат:

. Цели и задачи научно-технической политики, обобщающие показатели эффективности НТП, научно-технические программы, в том числе межгосударственные, их ресурсное обеспечение и народнохозяйственный эффект.

. Развитие науки, техники, стандартизации и научно-технической инфраструктуры.

. Международное научно-техническое сотрудничество: выполнение обязательств по международным программам и соглашениям, продажа и приобретение крупных комплексов лицензий и образцов новой техники, затраты и эффект.

. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации научно-технических кадров.

. Финансирование НИОКР из различных российских и зарубежных фондов, в том числе фондов фундаментальных исследований, инновационных фондов и других источников.

На отраслевом уровне частные научно-технические прогнозы предусматривают задания и мероприятия по выполнению научно-технических программ и контрактов, разработке и освоению производства новой конкурентоспособной техники, ресурсосберегающих технологий, новых материалов, широкому использованию открытий, крупных изобретений и лицензий, развитию научного и научно-технического потенциала, опытно-экспериментальной базы.

Если представить научно-технический прогресс через последовательно развивающиеся во времени стадии инновационного цикла, то задачи прогноза и выбор методов прогнозирования определяются их спецификой. При этом достоверность прогнозных оценок, как правило, определяется через сопоставление результатов, полученных путем применения нескольких методов прогнозирования.

Основным методом планирования НТП является программно-целевой. Он реализуется через систему государственных научно-технических программ, которые разрабатываются по важнейшим проблемам и наиболее перспективным направлениям науки и техники, имеющим общегосударственное значение и межотраслевой характер. Составление научно-технических программ направлено на решение важнейших производственных, экологических, социальных и оборонных проблем. При таком подходе централизованные средства не распыляются между большим числом мероприятий, а концентрируются на упреждающем развитии приоритетных направлений НТП. Государственные целевые научно-технические программы направлены на создание новых поколений техники и базовых технологий, носят межотраслевой характер и разрабатываются на срок до 10-15 лет, охватывающий весь инновационный цикл нововведений. [22.]

Выделяют федеральные, отраслевые, региональные и межгосударственные научно-технические программы. Перечень федеральных программ, порядок их разработки, выполнения и финансирования определяются Правительством России. Разработка и реализация отраслевых и региональных программ осуществляются соответствующими органами управления.

Схема предварительной проработки состава и содержания государственных научно-технических программ может быть представлена следующим образом: научно - техническая и технико-экономическая экспертиза проектов; конкурсный отбор; формирование государственного заказа на реализацию научно-технических проектов.

В соответствии с мировыми тенденциями и практикой приоритетными направлениями научно-технического развития становятся:

наукоемкие технологии, способные обеспечить социальные потребности личности и общества;

технологии, способные обеспечить производство высококонкурентной продукции и услуг;

технологии, способные обеспечить экологическую безопасность;

аэрокосмические, информационные, лазерные и биотехнологии;

направления, кардинально обновляющие научные представления в традиционных областях науки, оказывающие существенное влияние на получение новых знаний в различных областях научных исследований;

направления, открывающие реальные перспективы обновления и развития прикладных возможностей науки и др. [24.]

Система экономических и административных регуляторов НТП.

Экономическая среда, заинтересовывающая всех участников инновационной деятельности в разработке и применении новшеств, формируется на основе инвестиционной, кредитной, налоговой и амортизационной политики.

Инвестиционное регулирование осуществляется посредством разнообразных финансовых рычагов и стимулов. Финансирование научно-технической деятельности производится за счет различных источников. Одним из основных являются средства государственного бюджета. При утверждении финансового плана страны на очередной год устанавливается нижний предел общих затрат на научно-техническую деятельность в процентах от доходной части бюджета, а также нормативы объема финансирования фундаментальных и прикладных исследований в процентах к общему объему бюджетных ассигнований на НИОКР.

Бюджетное финансирование развития науки и техники осуществляет по следующим направлениям:

проведение фундаментальных и прикладных исследований в области технических и общественных наук;

выполнение государственных программ и проектов НТП;

подготовка и повышение квалификации научных, научно-педагогических и инженерно-педагогических кадров;

развитие материально-технической базы научных коллективов и научно-технических организаций;

предоставление беспроцентных ссуд;

оплата процентов по банковским кредитам;

погашение задолженности научных учреждений;

расходы по межгосударственным соглашениям и договорам.

Кроме того, источником финансирования развития НТП являются средства фондов специального назначения (например, фонд фундаментальных исследований, инновационный фонд и др.). Эти фонды создаются Правительством Российской Федерации за счет средств государственного бюджета, отчислений заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций, граждан, иностранных фирм, а также за счет доходов от деятельности самих фондов. Министерствами, ведомствами Российской Федерации могут создаваться отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды за счет добровольных отчислений предприятий (например, определенный процент от себестоимости товарной продукции, а также работ или услуг) и других добровольных взносов.

Кредитное регулирование. Кредитное регулирование осуществляется по ряду направлений, в числе которых наиболее важными являются следующие:

формирование сети инновационных банков, государственное стимулирование развития акционерных коммерческих и кооперативных инновационных банков;

выдача льготных кредитов на работы, связанные с созданием, освоением и применением новой техники и технологии;

гарантирование займов, предоставляемых на инновационную деятельность коммерческими банками;

активное использование и поощрение в банковской системе лизинговых операций.

Льготное налогообложение для научно-технической сферы направляется на поддержку предприятий и организаций, деятельность которых связана с реализацией приоритетных направлений развития науки и техники, стимулирование наукоемких производств, предприятий малого инновационного и венчурного предпринимательства, развитие научно-технической инфраструктуры.

Важной составной частью системы государственного стимулирования НТП является амортизационное регулирование. Амортизационное регулирование осуществляется посредством механизма ускоренной амортизации в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, в научно-исследовательских и опытно - конструкторских организациях, а также в наукоемких отраслях и отраслях с высокотехнологичной продукцией.

Одной из форм государственного регулирования НТП является государственный заказ, представляющий собой задание по реализации федеральных научно-технических программ и особых проектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.017 с.)