Особенности профилактики и психокоррекции тревожности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности профилактики и психокоррекции тревожности



 

По мнению А.М. Прихожан, как профилактика, так и психокоррекционная работа должна включать 3 взаимосвязанных направления:

. Психологическое просвещение окружающих подростка взрослых - родителей и педагогов, объяснение им причин и последствий тревожности; обучение - взрослых средствам преодоления тревожности у детей (что особенно важно для родителей, учителей), способам помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности;

. Непосредственная работа с подростками.

Профилактическая работа должна быть направлена, прежде всего, на оптимизацию тех областей, с которыми связаны "возрастные пики" тревожности, при психокоррекции, помимо "возрастных пиков" - на "зоны уязвимости", характерные для конкретного ребенка, подростка;

. Работа по обеспечению соответствующей психологической атмосферы, способствующей развитию у ребенка, подростка чувства защищенности, межличностной надежности.

Значимым элементом в профилактике и преодолении тревожности является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в наиболее трудных для человека ситуациях.

Не менее важна в психопрофилактике и преодолении тревожности подготовка детей к новым ситуациям, т.е. снижение неопределенности ситуации через детальный рассказ о ней, обсуждение возможных трудностей, обучение результативным, конструктивным способам поведения в ней. Целесообразно проводить предварительное "проигрывание" наиболее значимых ситуаций (например, репетицию экзамена). Существенное значение при осуществлении всех программ играет позиция психолога по отношению к ребенку и подростку.

Как указывает А.И. Захаров, опыт работы подтверждает значимость смены позиции психолога в процессе осуществления программ - от активной, даже авторитарной роли до роли равного партнера и пассивного наблюдателя. Наиболее эффективным считается, если смена позиции осуществляется при максимальной открытости, объяснении для подростка смысла поведения психолога в той или иной ситуации.

Для повышения эффективности коррекции во многих, случаях необходима "терапия среды", как семейной, так и школы. Это положение, особенно важное для подросткового возраста, остается значимым и для последующих периодов развития.

А.М. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе:

тревожность подросток коррекция профилактика

-  Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению.

-  Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.

-  Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей.

-  На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая, в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.

-  При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести.

Комплексная коррекция складывается из следующих направлений:

.   Медицинская реабилитация.

2. Социально-педагогическая, это предполагает реконструкцию социальной значимости личности и улучшение адаптации к школьным условиям.

.   Психологическая - это ликвидация признаков девиации личности.

Кратко охарактеризуем эти направления:

Медицинская коррекция - это фундамент, на котором строятся другие реабилитационные мероприятия. Врач является организатором, координатором психологической и социальной реабилитации. Тревожность может являться составляющим компонентом разных заболеваний, поэтому лечить нужно не только само заболевание, но и сопутствующие этому заболеванию нарушения. Помимо психофармакологических средств, лечебной физкультуры, физиотерапии, музыкальных занятий, трудотерапии, применяются различные виды психотерапии, стимулирующих к постепенному преодолению трудностей.

Педагогическая коррекция осуществляется в ходе обучения в школе. Необходимым элементом социальной реабилитации является оказание помощи подросткам в организации досуга. Это способствует повышению эмоционального тонуса, воспитанию волевых качеств, навыков общения, стабилизации психики в целом.

Психологическая коррекция - это деятельность по оказанию (корректировки) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют " оптимальной модели". Сюда же можно отнести и психотерапию, как метод лечения, а психокоррекция - как метод профилактики.

Совместная работа медицинских работников, педагогов в школах, психологов и т.д. способствует снижению у подростков тревожности, создает предпосылки для адаптации подростков в обычных жизненных условиях (социальная адаптация), а, следовательно, создает благоприятные условия для развития личности. Для оздоровления нервно-психической сферы детей необходимо ознакомление родителей, медико-педагогического персонала детских учреждений, широких масс населения с профилактикой невротических состояний и с психотерапией при них.


Заключение

 

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

При повышении уровня тревожности, что особенно часто происходит в подростковый период, человек теряет возможность к актуализации собственной личность, так как повышенная тревожность мешает ему двигаться вперед.

Тревожные подростки обычно не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других.

Понятием "тревожность" большинство психологов обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Существуют различные подходы к определению типов, видов и разновидностей тревожности. Выделяют уровни тревожности, которые определяют как адаптивные способности индивида, так и его реакции на те или иные события и явления жизни. По мнению многих исследователей, определенный, индивидуальный и необходимый уровень тревожности способствует личностному росту индивида, его лучшей адаптации, в то время как низкий или высокий уровень тревожности оказывают блокирующее или дезорганизующее влияние на развитие личности. Общий подход в коррекции эмоционального состояния носит комплексный характер. Это, прежде всего медицинская реабилитация, педагогическая и психологическая, которая направлена на адаптацию подростков в обычных жизненных условиях и снижения тревожности.

 


Список используемой литературы

 

1. Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий // Школьный психолог. - 2004. - №8.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинении. В 61 Т 2 М Педагогика, 1982.

.   Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 1997.

.   Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. - 1990.

.   Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // психологическое исследование, Тбилиси, 1966.

.   Кочубей Б.И. Детские тревоги: что, откуда, почему? // семья и школа, 1988.

.   Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника. - 1990. - № 6.

.   Кочубей Б.И., Новикова Е.В. - Эмоциональная устойчивость школьника. // - Москва: Знание, 1988. - №3.

.   Гронский А.В., Ласовская Т.Ю., Психотерапия и психологическое консультирование. // Учебно-методическое пособие. 2003.

10. Левин К. Кризисы детского возраста. // ПСИХОЛОГИЯ (электронный ресурс) // (http://lutim. narod.ru/dip. htm#Кризис подросткового возраста. <http://lutim.narod.ru/dip.htm>), 2012

.   Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии. - 1963г.

.   Левченко А. Психологические особенности подросткового возраста // Психолог. - 2003.

.   Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности её снижения у детей // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2.

.   Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2-х кн. Кн.2. Психология образования. - М., 1994.

.   Психология современного подростка. / Под ред.Д.И. Фельдштейна. - М., 1987.

.   Прихожан А.М. Тревожность у детей: явление, причины, диагностика // Школьный психолог. - 2002.

.   Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт // Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. (Серия "Библиотека педагога-практика").

.   Психологический словарь // под ред. Давыдова В.В. - М., 1983г.

.   Реан А.А. Психология детства // Спб.: "Прайм-ЕВРО-ЗНАК", 2003. (Серия "Мэтры психологии").

.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (Учебное пособие в двух книгах). Книга 1. - М.: ВЛАДОС. 1999.

.   Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги. - Сост. Ю.Л. Ханин. - М., 1983.

.   Степанов С. Беспокойство - его причины и следствия // Школьный психолог. - 2004. - №8.

.   Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М., 1975.

.   Талызина Н.Н. О современных тинэйджерах, их психологии и культуре, их проблемах и ценностях. По страницам книги Филипа Райса "Психология подросткового и юношеского возраста" // МЕТОДОЪЕДИНЕНИЕ (электронный ресурс) // http://vmo. rgub.ru/researh/lit_review/rice. php <http://vmo.rgub.ru/researh/lit_review/rice.php>, 2012

.   Фильдштейн Д. Психология современного подростка. - М., 1991.

.   Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. М.,"Педагогика", 1986.

.   Холл К., Линдсей Г. Теории личности. - М., 1997.

.   Хорни К. Тревожность. // Собр. соч. в 3 томах. М.: Смысл, 1997. Т.2

.   Шмаков В.М. О психоаналитической теории личности З. Фрейда и периодизации психического развития. // ЮТО ОППЛ, АНО "Институт здоровья" (электронный ресурс) // <http://www.oppl-ural.ru/node/172>, 2012



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.012 с.)