Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности профилактики и психокоррекции тревожности ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
По мнению А.М. Прихожан, как профилактика, так и психокоррекционная работа должна включать 3 взаимосвязанных направления: . Психологическое просвещение окружающих подростка взрослых - родителей и педагогов, объяснение им причин и последствий тревожности; обучение - взрослых средствам преодоления тревожности у детей (что особенно важно для родителей, учителей), способам помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности; . Непосредственная работа с подростками. Профилактическая работа должна быть направлена, прежде всего, на оптимизацию тех областей, с которыми связаны "возрастные пики" тревожности, при психокоррекции, помимо "возрастных пиков" - на "зоны уязвимости", характерные для конкретного ребенка, подростка; . Работа по обеспечению соответствующей психологической атмосферы, способствующей развитию у ребенка, подростка чувства защищенности, межличностной надежности. Значимым элементом в профилактике и преодолении тревожности является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в наиболее трудных для человека ситуациях. Не менее важна в психопрофилактике и преодолении тревожности подготовка детей к новым ситуациям, т.е. снижение неопределенности ситуации через детальный рассказ о ней, обсуждение возможных трудностей, обучение результативным, конструктивным способам поведения в ней. Целесообразно проводить предварительное "проигрывание" наиболее значимых ситуаций (например, репетицию экзамена). Существенное значение при осуществлении всех программ играет позиция психолога по отношению к ребенку и подростку. Как указывает А.И. Захаров, опыт работы подтверждает значимость смены позиции психолога в процессе осуществления программ - от активной, даже авторитарной роли до роли равного партнера и пассивного наблюдателя. Наиболее эффективным считается, если смена позиции осуществляется при максимальной открытости, объяснении для подростка смысла поведения психолога в той или иной ситуации. Для повышения эффективности коррекции во многих, случаях необходима "терапия среды", как семейной, так и школы. Это положение, особенно важное для подросткового возраста, остается значимым и для последующих периодов развития.
А.М. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе: тревожность подросток коррекция профилактика - Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению. - Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания. - Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей. - На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая, в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок. - При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести. Комплексная коррекция складывается из следующих направлений: . Медицинская реабилитация. 2. Социально-педагогическая, это предполагает реконструкцию социальной значимости личности и улучшение адаптации к школьным условиям. . Психологическая - это ликвидация признаков девиации личности. Кратко охарактеризуем эти направления: Медицинская коррекция - это фундамент, на котором строятся другие реабилитационные мероприятия. Врач является организатором, координатором психологической и социальной реабилитации. Тревожность может являться составляющим компонентом разных заболеваний, поэтому лечить нужно не только само заболевание, но и сопутствующие этому заболеванию нарушения. Помимо психофармакологических средств, лечебной физкультуры, физиотерапии, музыкальных занятий, трудотерапии, применяются различные виды психотерапии, стимулирующих к постепенному преодолению трудностей. Педагогическая коррекция осуществляется в ходе обучения в школе. Необходимым элементом социальной реабилитации является оказание помощи подросткам в организации досуга. Это способствует повышению эмоционального тонуса, воспитанию волевых качеств, навыков общения, стабилизации психики в целом.
Психологическая коррекция - это деятельность по оказанию (корректировки) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют " оптимальной модели". Сюда же можно отнести и психотерапию, как метод лечения, а психокоррекция - как метод профилактики. Совместная работа медицинских работников, педагогов в школах, психологов и т.д. способствует снижению у подростков тревожности, создает предпосылки для адаптации подростков в обычных жизненных условиях (социальная адаптация), а, следовательно, создает благоприятные условия для развития личности. Для оздоровления нервно-психической сферы детей необходимо ознакомление родителей, медико-педагогического персонала детских учреждений, широких масс населения с профилактикой невротических состояний и с психотерапией при них. Заключение
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. При повышении уровня тревожности, что особенно часто происходит в подростковый период, человек теряет возможность к актуализации собственной личность, так как повышенная тревожность мешает ему двигаться вперед. Тревожные подростки обычно не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других. Понятием "тревожность" большинство психологов обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Существуют различные подходы к определению типов, видов и разновидностей тревожности. Выделяют уровни тревожности, которые определяют как адаптивные способности индивида, так и его реакции на те или иные события и явления жизни. По мнению многих исследователей, определенный, индивидуальный и необходимый уровень тревожности способствует личностному росту индивида, его лучшей адаптации, в то время как низкий или высокий уровень тревожности оказывают блокирующее или дезорганизующее влияние на развитие личности. Общий подход в коррекции эмоционального состояния носит комплексный характер. Это, прежде всего медицинская реабилитация, педагогическая и психологическая, которая направлена на адаптацию подростков в обычных жизненных условиях и снижения тревожности.
Список используемой литературы
1. Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий // Школьный психолог. - 2004. - №8. 2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинении. В 61 Т 2 М Педагогика, 1982. . Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 1997. . Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. - 1990. . Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // психологическое исследование, Тбилиси, 1966.
. Кочубей Б.И. Детские тревоги: что, откуда, почему? // семья и школа, 1988. . Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника. - 1990. - № 6. . Кочубей Б.И., Новикова Е.В. - Эмоциональная устойчивость школьника. // - Москва: Знание, 1988. - №3. . Гронский А.В., Ласовская Т.Ю., Психотерапия и психологическое консультирование. // Учебно-методическое пособие. 2003. 10. Левин К. Кризисы детского возраста. // ПСИХОЛОГИЯ (электронный ресурс) // (http://lutim. narod.ru/dip. htm#Кризис подросткового возраста. <http://lutim.narod.ru/dip.htm>), 2012 . Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии. - 1963г. . Левченко А. Психологические особенности подросткового возраста // Психолог. - 2003. . Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности её снижения у детей // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. . Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2-х кн. Кн.2. Психология образования. - М., 1994. . Психология современного подростка. / Под ред.Д.И. Фельдштейна. - М., 1987. . Прихожан А.М. Тревожность у детей: явление, причины, диагностика // Школьный психолог. - 2002. . Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт // Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. (Серия "Библиотека педагога-практика"). . Психологический словарь // под ред. Давыдова В.В. - М., 1983г. . Реан А.А. Психология детства // Спб.: "Прайм-ЕВРО-ЗНАК", 2003. (Серия "Мэтры психологии"). . Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (Учебное пособие в двух книгах). Книга 1. - М.: ВЛАДОС. 1999. . Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги. - Сост. Ю.Л. Ханин. - М., 1983. . Степанов С. Беспокойство - его причины и следствия // Школьный психолог. - 2004. - №8. . Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М., 1975. . Талызина Н.Н. О современных тинэйджерах, их психологии и культуре, их проблемах и ценностях. По страницам книги Филипа Райса "Психология подросткового и юношеского возраста" // МЕТОДОЪЕДИНЕНИЕ (электронный ресурс) // http://vmo. rgub.ru/researh/lit_review/rice. php <http://vmo.rgub.ru/researh/lit_review/rice.php>, 2012 . Фильдштейн Д. Психология современного подростка. - М., 1991. . Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. М.,"Педагогика", 1986. . Холл К., Линдсей Г. Теории личности. - М., 1997. . Хорни К. Тревожность. // Собр. соч. в 3 томах. М.: Смысл, 1997. Т.2 . Шмаков В.М. О психоаналитической теории личности З. Фрейда и периодизации психического развития. // ЮТО ОППЛ, АНО "Институт здоровья" (электронный ресурс) // <http://www.oppl-ural.ru/node/172>, 2012
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.012 с.) |