Глава 1. Теоретические основы технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков



Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков

Технологии социальной работы детей и подростков с девиантным поведением

Направления социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков

Глава 2. Практическое исследование технологии социальной работы с семьей, имеющей детей и подростков с девиантным поведением

Обобщение опыта социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков

Анализ исследования технологий социальной работы с семьей

Заключение

Литература

Приложения

социальная работа семья поведение подросток

 


 

Введение

 

Обращение к проблеме исследования девиантных подростков насчитывает в настоящее время огромное количество работ. Необходимо серьезное изучение специфики социально-экономической и социокультурной ситуации, индивидуальной и социальной психологии, этических норм, традиций общественного и семейного воспитания, с учетом которых должна строиться отечественная социальная политика и работа с девиантными детьми и подростками.

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка.

Актуальность работы заключается в том, что работа с семьей на современном этапе усложнилась и требует новых форм и методов, новых подходов. Воспитательная функция семьи серьезно нарушена, она задавлена проблемой выживания, поиском средств к существованию, значимость семьи пошатнулась. Именно поэтому сейчас особое место занимает задача укрепления и развития семьи, как важнейшей среды формирования и воспитания человека.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи.

Объект исследования - семья как фактор преодоления девиантного поведения детей и подростков.

Предмет исследования - технология социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков.

Цель исследования - изучить и проанализировать технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков.

Задачи исследования:

1) изучить научную литературу;

2) определить, что такое девиантного поведение;

)   выявить основные направления социальной работы с семьей, как фактор преодоления девиантного поведения детей и подростков;

)   обобщить опыт работы с семьей имеющей подростка с девиантным поведением;

)   провести анализ исследования.

Гипотеза исследования - социальная работа с семьей, как фактор преодоления девиантного поведения детей и подростков будет наиболее эффективна, при соблюдении следующих условий:

1) скоординированной работе всех специалистов (психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, юрист, учитель);

2) серьезном внимании к профилактики отклоняющегося поведения;

)   выделении специфических особенностей подростков, влияющих на формирование противоправного поведения;

Методы: изучение литературы; анкетирование.

База исследования: Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя образовательная школа № 55, г. Брянска.

 


 

Заключение

Подросток строит свое поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего вокруг. В большинстве случаев оно соответствует системе сложившихся межличностных отношений в семье. Однако не всегда поведение подростка разумно, с точки зрения родителей. Иногда дети из-за своеобразного и неполного понимания окружающего мира выбирают такие формы собственного поведения и воздействия на родителей, которые плохо влияют не только на их собственное развитие, но и на взаимоотношения в семье. Чаще всего это наблюдается в семьях с серьезными проблемами в отношениях, личностными отклонениями родителей, хотя и не обязательно. Подростки не находят в «нормальном» репертуаре форм такого поведения, которое им помогло бы ощутить собственную значимость и любовь родителей.

На сегодняшний день социальная работа с семьей осуществляется в условиях, когда семья представляет собой структуру, закрытую от внешнего вмешательства, и вправе отказаться от него. Учитывая это, работники служб системы социальной защиты по сравнению с представителями других ведомств, оказываются в более выгодных условиях.

Многие отечественные исследователи отмечали, что семья является той микросредой, где ребенок получает чувственный опыт. Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Осмысление, осознание себя в семье определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых подросток предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему.

В организации профилактики правонарушений среди детей и подростков участвуют все подразделения органов внутренних дел. Повышается роль педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков.

Проводится разносторонняя работа не только с детьми, но и семьями на базе воспитательной, педагогической, предупредительной деятельности.

Деятельность родителей в профилактике девиантного поведения играет почти самую главную роль, поэтому центры социальной помощи семье и другие государственные структуры, оказывают непосредственное влияние на данный социальный институт.

В некоторых случаях необходимо оказывать влияние на состояние семьи подростка-девианта, так как отрицательный пример родителей напрямую связан с отклонением подростка.

Иногда, семья может выглядеть вполне благополучно, но при этом существует вероятность проявление личностных качеств подростка таких как: проявление воли, самостоятельность и попытку привлечь внимание.

В таких случаях главное вовремя дать информацию родителям о взаимодействии с их ребенком.

 


 

Литература

 

1.Антонова Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен // Педагогика. - 2010. - №9. - С. 28-33

.Белов В.Г.Концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков с деликвидным поведением // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - №7. - С. 11-17

.Белов В.Г. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2010. Вып. №2. - С. 43-46

.Бочаров В.В. Особенности реакции эмансипации подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, психология, социология, педагогика. - 2010. - С. 116-124

.Валиахметов Р.М. Опыт социологического исследования проблемы суицида // Вестник общественного мнения. - 2011. - №1. - С. 65-89

.Дернова-Ярмоленко А.А. Воспитание дошкольника. 2-е издание. // Библиотеки журнала «Гигиена и Здоровье», 2012 г.

.Зозырева Э.А. Как определить подростков группы риска. // Профессиональное образование. Столица - 2012. - №10. - С. 40-41

.Калашкова Г. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения // Социальная педагогика. - 2012. №2. -С. 44-47

.Качанова О.Б. роль семьи и личностных особенностей подростков в генезисе девиантного поведения // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011.- №5. - С.33-38

.Курсоносова Л.И. Опыт работы с неблагополучными семьями и подростками с девиантным поведением // Работник социальной службы - 2011. - №5. - С. 51-79

.Лемиш Д. «Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей» // Поколение, 2010 г.

.Макаренко А.С. Семья и воспитание детей: Учебное пособие / А.С. Макаренко - М.: Педагогика, 2011. - 200 с.

.Леонова И.В. Подготовка социальных педагогов к работе с девиантным поведением виктимных детей // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - №2. - С. 147

.Николаева Н.В. Игровые технологии при обучении детей с девиантным поведением // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №10. - С. 14-16

.Николаева Н.В. Научный анализ проблемы девиантного поведения детей: социально-педагогический подход // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №8. - С. 39-42

.Новичкова Н.Г. Анализ практики социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков и ее развитие в современных условиях // Сибирский педагогический журнал - 2012.- №7.- С. 121-125

.Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? // Директор школы. - 2013. - №9. - С. 13-18

.Чибышева У.Б. Проектная деятельность «Семьи» г. Балашов. Социальная работа. - 2010. - №4. - С. 38-39

.Шипунова Т.В. Толерантность и социальный контроль девиантности: современные тенденции.- М., 2011. - С. 125

.Шульга Т.И. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением // Социальная педагогика. - 2010. - №3. - С. 109

 


 

Приложения

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 10

«Общение в семье»

При заполнении анкеты поставьте знак «+» в соответствующей графе.

Вопросы

Ответы

    да нет иногда, отчасти
1 Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с ребенком?      
2 Говорит ли с вами ребенок «по душам», советуется ли по личным делам?      
3 Интересуется ли ребенок вашей работой?      
4 Знаете ли вы друзей вашего ребенка?      
5 Бывают ли друзья ребенка у вас дома?      
6 Участвует ли ребенок в домашних делах вместе с вами?      
7 Есть ли у вас с ним общие занятия и увлечения?      
8 Проверяете ли вы, как он учит уроки?      
9 Участвует ли он в подготовке к семейным праздникам?      
10 Предпочитает ли ребенок, чтобы вы были с ним в детские праздники или хочет проводить их «без взрослых»?      
11 Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанные книги?      
12 Смотрите ли вместе с ребенком телевизионные передачи и фильмы?      
13 Бываете ли вы вместе с ребенком на прогулках, в туристических походах?      
14 Бываете ли вместе с ребенком на концертах, выставках?      
15 Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ребенком?      

 

За каждое «да» ставится - 2 балла; «иногда, отчасти» - 1 балл; «нет» - 0.

Далее подсчитывается количество набранных баллов.

Оценка результатов анкеты

Более 20 баллов: ваши отношения с ребенком в основном можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов: ваши отношения с ребенком можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов: ваши контакты с ребенком явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков

Технологии социальной работы детей и подростков с девиантным поведением

Направления социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков

Глава 2. Практическое исследование технологии социальной работы с семьей, имеющей детей и подростков с девиантным поведением

Обобщение опыта социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков

Анализ исследования технологий социальной работы с семьей

Заключение

Литература

Приложения

социальная работа семья поведение подросток

 


 

Введение

 

Обращение к проблеме исследования девиантных подростков насчитывает в настоящее время огромное количество работ. Необходимо серьезное изучение специфики социально-экономической и социокультурной ситуации, индивидуальной и социальной психологии, этических норм, традиций общественного и семейного воспитания, с учетом которых должна строиться отечественная социальная политика и работа с девиантными детьми и подростками.

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка.

Актуальность работы заключается в том, что работа с семьей на современном этапе усложнилась и требует новых форм и методов, новых подходов. Воспитательная функция семьи серьезно нарушена, она задавлена проблемой выживания, поиском средств к существованию, значимость семьи пошатнулась. Именно поэтому сейчас особое место занимает задача укрепления и развития семьи, как важнейшей среды формирования и воспитания человека.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи.

Объект исследования - семья как фактор преодоления девиантного поведения детей и подростков.

Предмет исследования - технология социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков.

Цель исследования - изучить и проанализировать технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков.

Задачи исследования:

1) изучить научную литературу;

2) определить, что такое девиантного поведение;

)   выявить основные направления социальной работы с семьей, как фактор преодоления девиантного поведения детей и подростков;

)   обобщить опыт работы с семьей имеющей подростка с девиантным поведением;

)   провести анализ исследования.

Гипотеза исследования - социальная работа с семьей, как фактор преодоления девиантного поведения детей и подростков будет наиболее эффективна, при соблюдении следующих условий:

1) скоординированной работе всех специалистов (психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, юрист, учитель);

2) серьезном внимании к профилактики отклоняющегося поведения;

)   выделении специфических особенностей подростков, влияющих на формирование противоправного поведения;

Методы: изучение литературы; анкетирование.

База исследования: Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя образовательная школа № 55, г. Брянска.

 


 

Глава 1. Теоретические основы технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.044 с.)