Социально-психологическое положение пожилых людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологическое положение пожилых людей



 

Пожилые люди - это группа людей старшего возраста, в которой, в соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ООН, выделяют четыре подгруппы: собственно пожилые (55-64 года); старые (60-74 года); очень старые (75-84 года); престарелые (старше 85 лет)  [1]. В некоторых случаях выделяют подгруппу долгожителей, по разным источникам это категория пожилых людей, возраст которых превышает 90 или 100-летний рубеж. По более упрощённой схеме, которая принята в официальной общемировой практике, пожилыми людьми считаются люди, чей возраст для мужчин превышает 60 лет, для женщин - 55 лет [3].

Старость - это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой, тоесть в жизни человека с определённого возраста уменьшается жизненная активность, изменение психических реакций и психологических характеристик, ограничение физических возможностей. Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его отношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро, счастье и т.д. Самочувствие пожилых людей в значительной мере определяется сложившейся атмосферой в семье - доброжелательной или недоброжелательной, тем, как распределяются обязанности в семье между пожилыми и более молодыми людьми. [15] Стереотип старости, сформировавшийся в обществе, является отражением положения пожилых людей, которые в этом обществе живут. Каждое общество в целом создаёт свой стереотип пожилого человека, черты которого отражают всю категорию пожилого и старческого населения. Существуют два стереотипа пожилых людей:

позитивный стереотип, в его основе лежат ценность жизненного опыта и мудрости пожилых людей, потребность в уважении к ним и соответствующей опеке;

негативный стереотип, в данном случае на пожилого человека смотрят как на ненужного, лишнего, бесполезного, "нахлебника", а его опыт расценивают как устаревший и неприменимый в настоящий момент.

В современном обществе наиболее распространён негативный взгляд на старость. Этому способствует тот факт, что болезненные формы психического старения всегда на виду и встречаются часто, а также то, что практически всегда старение сопровождается физической и психической болезненностью.

Но существует и другой взгляд на данную категорию, некоторые ученные склонные восхвалять старость. Основанием являются наблюдения за стареющими людьми, в которых очевидно выделяется несоответствие между духовной и физической эволюцией человека. У таких людей изменениям подвергается только биологический организм, а духовный и интеллектуальный потенциал не только не снижается, но может даже и возрастать. Как пишет Н.Ф. Шахматов, нередко пожилые люди говорят, что в старости они впервые переживают чувство удовлетворённости собой и окружающими. При этом они не могут найти лучшего определения для своего состояния, чем счастливое  [18].

Таким образом, в среде такого рода пожилых людей наблюдается феномен счастливой старости как формы благоприятного психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции. Можно говорить об активном мыслительном процессе у пожилых людей этой группы, направленном на решение вопросов постижения смысла собственного существования, познания самого себя. Результатом такого осмысления является выработка новой ценностной жизненной установки, основу которой составляет полное согласие с самим собой, с внешним миром, с естественным ходом событий.

В данной ситуации существуют исследователи, которые отмечают в старости как отрицательные, так и положительные моменты. Характеризуя психологическое и физическое старение, они учитывают наличие в процессе старения определённых положительных сдвигов. Например, реальная возможность развивать свои способности и даже проявлять новые. Поэтому, в данном аспекте необходимо обратить внимание на досуговые функции социальной работы, которые заключаются в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в кризисной ситуации, причиной которой стали проблемы психологического порядка, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию и реабилитацию пожилых людей, нуждающихся в помощи.

В идеале органы досуга в тесном сотрудничестве с органами власти различных уровней должны вести просветительскую деятельность, как в среде представителей старшего поколения, так и в среде близких к ней возрастных групп с целью профилактики всевозможных осложнений, связанных с психологической неподготовленностью отдельных личностей к социальной роли пожилого человека.

Для того, чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических и других видов исследований.

Таким образом, каждое общество или социальная группа или даже отдельный индивид сами для себя определяют, как строить свои отношения с пожилыми людьми или наоборот, будучи пожилыми людьми, относиться к собственной социальной роли и положению в обществе, семье, социальной группе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.006 с.)