Раздел 1. Психотерапия как область психологической практики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Психотерапия как область психологической практики.



Высшая школа психологии

(Институт)


 

Программа дисциплины

 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИЮ

 

 

Составитель:

К.п.н. Райкова Е.Ю.

 

 

Москва – 2011


Высшая школа психологии

ПРОГРАММА КУРСА

«Введение в психотерапию»

Курс предназначен для студентов I года обучения (второе высшее образование) дневного и вечернего отделений по специальности «Психологическое консультирование».

 

Целью курса является ознакомление с основами психотерапии как области психологической практики и ознакомление с основными направлениями психотерапии.

 

Задачи курса:

Теоретические:

- представить основные  (магический, религиозный, социально-нормирующий, этический, философский, медицинский и психологический) подходы в оказании помощи «человеческой душе» в контексте исторического опыта и провести их сравнительный анализ;

 

- определить место и специфику психотерапии как одного из видов помощи в рамках психологического подхода;

 

- выделить основные факторы психотерапии  (диагностический, терапевтический, этический), формы (индивидуальная, групповая) и временные рамки ее проведения (долгосрочная, краткосрочная);

 

- представить классификацию основных психотерапевтических направлений;

 

- ознакомить с теоретическими основаниями психотерапии на примере этих направлений.

 

Практические:

- провести ознакомительные занятия по различным методам и техникам психотерапии в рамках основных направлений с целью:

 

получения студентами минимального клиентского опыта в рамках различных подходов;

 

получения ориентировочного представления о работе этих методов на практике;

 

приобретения и отработки некоторых первоначальных практических навыков в области

каждого подхода.

 

Объем курса. Курс рассчитан на 48 академических часов для дневного и 40 академических часов для вечернего отделения второго высшего образования.

Формой контроля является участие студентов в лекционно-семинарских и практических занятиях по каждому разделу программы. В конце курса студенты сдают зачет в форме коллоквиума.

 

Основные разделы программы:

  1. Психотерапия как область психологической практики.
  2. Психоанализ и психодинамический подход в психотерапии.
  3. Юнгианская психотерапия.
  4. Гуманистический и экзистециальный подходы в психотерапии.
  5. Психодрама. Трансактный анализ и ролевой тренинг. Гештальт-терапия.
  6. Когнитиво-бихевиоральный подход. Провокативная психотерапия. НЛП.
  7. Семейная психотерапия. Нарративный подход.
  8. Арт-терапия. Процессуальная психотерапия. Эриксоновский гипноз.
  9. Телесно-ориентированная психотерапия. Танце-двигательная психотерапия.

 

Структура программы предполагает теоретическую и практическую части по каждому разделу программы (кроме первого). Лекционно-семинарские занятия посвящены анализу теоретических оснований, базисных понятий, целей и практики психотерапии в рамках каждого направления. Лекционный материал подкрепляется практическими занятиями, направленными на приобретение опыта работы в условиях группы в рамках рассматриваемых проблем.

 

Учебно-тематический план

 

№ Раздел, тема                                Дневное отд.                               Вечернее отд.

                                              

                                          Лекц.-сем. зан.    Практ. зан.          Лекц.-сем. Практ.

                                                                                                                 зан.            зан.

1.Психотерапия как        4                            2                            3                 2

область психологической

практики.

 

2.Психоанализ и психоди- 4                            2                            3.5              1.5

намический подход в

психотерапии.

 

3.Юнгианская психо-     4                            2                            2.5              2.5

терапия.

 

4.Гуманистический и     4                            2                            3.5              1.5

экзистенциальный

подходы в психотерапии

 

5.Психодрама.                 2                            4                            1.5              3.5

Гештальт-

терапия.                                

 

6.Когнитиво-бихевио-   2                            4                            3.5              1.5

альный подход. Прово-

кативная психотерапия.

НЛП.

 

7.Семейная психотерапия. 2                            2                            3.5              1.5

 

8.Арт-терапия.                 1                        3                            1                 1.5

Эриксоновский

гипноз.

 

9.Телесно-ориентирован- 2                            2                        1.5              1.5

ная психотерапия. Танце-

двигательная терапия.

 

Итого                               25                          23                          24               16

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Основная литература к курсу:

  1. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., 2006.
  2. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.
  3. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2001.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия. (под общ. ред. Б.В.Карвасарского). СПб., 1998.
  5. Ромек Е.А. Психотерапия: рождение науки и профессии. Ростов-на-Дону, 2005.

 

 

Высшая школа психологии

(Институт)


 

Программа дисциплины

 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИЮ

 

 

Составитель:

К.п.н. Райкова Е.Ю.

 

 

Москва – 2011


Высшая школа психологии

ПРОГРАММА КУРСА

«Введение в психотерапию»

Курс предназначен для студентов I года обучения (второе высшее образование) дневного и вечернего отделений по специальности «Психологическое консультирование».

 

Целью курса является ознакомление с основами психотерапии как области психологической практики и ознакомление с основными направлениями психотерапии.

 

Задачи курса:

Теоретические:

- представить основные  (магический, религиозный, социально-нормирующий, этический, философский, медицинский и психологический) подходы в оказании помощи «человеческой душе» в контексте исторического опыта и провести их сравнительный анализ;

 

- определить место и специфику психотерапии как одного из видов помощи в рамках психологического подхода;

 

- выделить основные факторы психотерапии  (диагностический, терапевтический, этический), формы (индивидуальная, групповая) и временные рамки ее проведения (долгосрочная, краткосрочная);

 

- представить классификацию основных психотерапевтических направлений;

 

- ознакомить с теоретическими основаниями психотерапии на примере этих направлений.

 

Практические:

- провести ознакомительные занятия по различным методам и техникам психотерапии в рамках основных направлений с целью:

 

получения студентами минимального клиентского опыта в рамках различных подходов;

 

получения ориентировочного представления о работе этих методов на практике;

 

приобретения и отработки некоторых первоначальных практических навыков в области

каждого подхода.

 

Объем курса. Курс рассчитан на 48 академических часов для дневного и 40 академических часов для вечернего отделения второго высшего образования.

Формой контроля является участие студентов в лекционно-семинарских и практических занятиях по каждому разделу программы. В конце курса студенты сдают зачет в форме коллоквиума.

 

Основные разделы программы:

  1. Психотерапия как область психологической практики.
  2. Психоанализ и психодинамический подход в психотерапии.
  3. Юнгианская психотерапия.
  4. Гуманистический и экзистециальный подходы в психотерапии.
  5. Психодрама. Трансактный анализ и ролевой тренинг. Гештальт-терапия.
  6. Когнитиво-бихевиоральный подход. Провокативная психотерапия. НЛП.
  7. Семейная психотерапия. Нарративный подход.
  8. Арт-терапия. Процессуальная психотерапия. Эриксоновский гипноз.
  9. Телесно-ориентированная психотерапия. Танце-двигательная психотерапия.

 

Структура программы предполагает теоретическую и практическую части по каждому разделу программы (кроме первого). Лекционно-семинарские занятия посвящены анализу теоретических оснований, базисных понятий, целей и практики психотерапии в рамках каждого направления. Лекционный материал подкрепляется практическими занятиями, направленными на приобретение опыта работы в условиях группы в рамках рассматриваемых проблем.

 

Учебно-тематический план

 

№ Раздел, тема                                Дневное отд.                               Вечернее отд.

                                              

                                          Лекц.-сем. зан.    Практ. зан.          Лекц.-сем. Практ.

                                                                                                                 зан.            зан.

1.Психотерапия как        4                            2                            3                 2

область психологической

практики.

 

2.Психоанализ и психоди- 4                            2                            3.5              1.5

намический подход в

психотерапии.

 

3.Юнгианская психо-     4                            2                            2.5              2.5

терапия.

 

4.Гуманистический и     4                            2                            3.5              1.5

экзистенциальный

подходы в психотерапии

 

5.Психодрама.                 2                            4                            1.5              3.5

Гештальт-

терапия.                                

 

6.Когнитиво-бихевио-   2                            4                            3.5              1.5

альный подход. Прово-

кативная психотерапия.

НЛП.

 

7.Семейная психотерапия. 2                            2                            3.5              1.5

 

8.Арт-терапия.                 1                        3                            1                 1.5

Эриксоновский

гипноз.

 

9.Телесно-ориентирован- 2                            2                        1.5              1.5

ная психотерапия. Танце-

двигательная терапия.

 

Итого                               25                          23                          24               16

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Основная литература к курсу:

  1. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., 2006.
  2. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.
  3. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2001.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия. (под общ. ред. Б.В.Карвасарского). СПб., 1998.
  5. Ромек Е.А. Психотерапия: рождение науки и профессии. Ростов-на-Дону, 2005.

 

 

Раздел 1. Психотерапия как область психологической практики.

Лекционно-семинарское занятие.

Исторические корни психотерапии. Сравнительный анализ магического, религиозного, социально-нормирующего, этического, философского, медицинского и психологического подходов в оказании помощи «человеческой душе». Виды психологической помощи: (психодиагностика, психологическое консультирование, группы личностного роста, коучинг, психологическая коррекция, психотерапия) и их специфика. Индивидуальная и групповая формы психотерапии, долгосрочный и краткосрочный форматы ее проведения. Классификация основных направлений психотерапии. Составление «топографической карты» психотерапевтического пространства. Основные факторы психотерапевтического взаимодействия, динамика, цель и задачи психотерапевтического процесса. Выбор вида, направления, формы и временного формата оказания психологической помощи в зависимости от индивидуальных черт и потребностей клиента. Этика психотерапевта. Особенности психотерапии и других видов психологической помощи в современной России.

 

Основная литература к разделу:

  1. Ромек Е.А. Психотерапия: рождение науки и профессии. Ростов-на-Дону, 2005.
  2. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., 2006.
  3. Кроль Л.М., Пуртова Е.А. /сост./ Методы современной психотерапии. М.: «Класс», 2001.
  4. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.
  5. Психотерапевтическая энциклопедия.(под общ. Ред. Б.В.Карвасарского). СПб., 1998.

 

Дополнительная литература к разделу:

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: «Класс», 1999.
  2. Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. М., 2006.
  3. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь. М.: Класс, 2004.
  4. Барлас Т.В. Психологический практикум для «чайников»: Введение в профессиональную психологию. М.: Класс, 2001.
  5. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.:Питер,2001.
  6. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком,1998.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.52.16 (0.078 с.)