Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование актуального уровня сформированности орфографического навыка письма у школьников с дизорфографией в различных видах письменных работ (Елецкая О.В., 2008)

Поиск

Исследование актуального уровня сформированности орфографического навыка письма у школьников с дизорфографией в различных видах письменных работ (Елецкая О.В., 2008)

Структура методики

1            Исследование актуального уровня сформированности орфографического навыка письма на ориентировочном этапе учебной деятельности (обнаружение «ошибкоопасных» мест)

2            Исследование актуального уровня сформированности орфографического навыка письма на этапе реализации

2.1 В слуховом диктанте

2.2 При вставке пропущенных букв

3            Исследование актуального уровня сформированности орфографического навыка письма на контрольном этапе учебной деятельности (нахождение ошибок)

Содержание методики

    1            Исследование актуального уровня сформированности орфографического навыка письма на ориентировочном этапе учебной деятельности (обнаружение «ошибкоопасных» мест)

    Состояние орфографического навыка изучается в таких видах деятельности, как слуховой диктант, вставка пропущенных букв, списывание, нахождение чужих ошибок в письменных работах и обнаружение «ошибкоопасных» мест. Основной задачей данного направления является изучение актуальных знаний учащихся и вы­явление пробелов в усвоении программного материала. Речевой материал состоит из слов, словосочетаний, предложений и текстов, содержащих орфографиче­ские задачи на 25 орфограмм, подлежащих изучению в курсе средней школы. Из них 22 орфограммы входят в состав 10 основных орфо­графических блоков (ОБ), 3 орфограммы не входят в состав ни одного из представ­ленных блоков (отдельные орфограммы – ОО).

Перечень орфограмм, подлежащих изучению по программе общеобразовательной школы в 1-5 классе и включённых в структуру методики исследования

Орфографические блоки (ОБ).

БЛОК 1 (ОБ-1). Безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне. Правописание приставок (кроме ПРЕ-, ПРИ- и заканчивающихся на З-, С-).

1) Безударные проверяемые гласные в корне.

2) Безударные непроверяемые гласные в корне.

3) Гласные и согласные в приставках.

БЛОК 2 (ОБ-2). Чередующиеся гласные в корнях слов.

1) Буквы О-А в корне -ЛАГ- – - ЛОЖ-.

2) О-А в корне -РАСТ- – -РОС-.

3) Буквы Е и И в корнях с чередованием.

БЛОК 3 (ОБ-3). Правописание согласных в корне слова.

1) Проверяемые неясно слышимые согласные в корне слова.

2) Непроизносимые проверяемые согласные в корне слова.

БЛОК 4 (ОБ-4). Правописание приставок, заканчивающихся на буквы З и С.

1) Буквы З и С на конце приставок.

БЛОК 5 (ОБ-5). Буквы Ы и И после Ц.

1) Буквы Ы и И после Ц в корнях слов.

БЛОК 6 (ОБ-6). Буквы О и Е (Ё) после шипящих и Ц.

1) О и Е (Ё) после шипящих в корнях слов под ударением и без ударения.

2) Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прила­гательных.

БЛОК 7 (ОБ-7). Употребление прописных букв.

1) Употребление прописных букв в именах собственных.

БЛОК 8 (ОБ-8). Гласные в окончаниях слов.

1) Буквы Е и И в окончаниях имён существительных.

2) Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных.

3) Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.

БЛОК 9 (ОБ-9). Правописание Ь.

1) Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

2) Употребление Ь на конце существительных после шипя­щих.

3) Краткие прилагательные с основой на шипящую.

4) Ь после шипящих в неопределённой форме глагола и во 2-ом лице единственного числа.

5) -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

БЛОК 10 (ОБ-10). Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различ­ными частями речи.

1) НЕ с глаголами.

Отдельные орфограммы (ОО).

(ОО-1). Буквы И, У, А после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ).

(ОО-2). Раздельное написание предлогов с самостоятельными частями речи.

(ОО-3). Разделительные Ь и Ъ.

Материал исследования.

Речевой материал, состоящий из слов и текстов, содержащих орфографиче­ские задачи на 25 орфограмм. Из них 22 входят в состав 10 основных орфо­графических блоков (ОБ), подлежащих изучению в курсе средней общеобра­зовательной школы. При составлении методики в ОБ-9 «Правописание Ь» была включена орфограмма «Употребление Ь для обозначения мягкости согласных». С позиций современной лингвистики это правило может быть отнесено как к сфере действия слогового принципа графики (например, в сильной позиции – правописание Ь на конце слова), так и к области орфографии (например, в слабой позиции – в случае ассимиляции, в середине слова между двумя мягкими согласными). Три орфограммы не входят в состав ни одного из представ­ленных блоков и изучаются отдельно (отдельные орфограммы – ОО), где правило правописания, регламентирующее употребление букв И, У, А после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ рассматривается как ограничение действия слогового принципа графики, а правило использования разделительных Ь и Ъ – как отступление от этого принципа (Зиндер Л.Р., 207; Иванова В.Ф., 1966, 1977, 1982, 1991; Панов М.В., 1989).

Материал исследования.

Речевой материал, используемый в заданиях «Обнаружение ошибкоопасных мест», «Списывание», «Вставки пропущенных букв» и «Нахождение ошибок», предъявляемый в печатном варианте на специальных бланках.

А) Найди в словах и отметь те места, где можно допустить ошибку.

Задание 1. ОБ-1: столовая, варенье, показаться, столбы, смотреть, кормилица, потрясе­ние, фантазировать, затемно, звонить.

Задание 2. ОБ-1: аквариум, маршрут, справа, свобода, автомобиль, агроном, вправо, везде, картина, пианино.

Задание 3. ОБ-1: подчеркнуть, почувствовать, сосчитать, написать, надстроить, отвя­заться, отгадать, добавить, прокрасться, посредник.

Задание 4. ОБ-2: полагать, положение, предлагается, изложите, располагаются, облага­ется, сложить, полагают, предположить, заложить.

Задание 5. ОБ-2: расти, поросль, водоросли, подрастать, повзрослеть, растительный, сращение, срослись, разрастаются, подросли.

Задание 6. ОБ-2: перетереть, избирать, обтереть, отдирать, потереть, сдирать, стереть, продвигаться, блистает, вытирается.

Задание 7. ОБ-3: трубка, лодка, вышивка, ладошка, коробка, год, гладкий, дерзкий, лёг­кий, жуткий.

Задание 8. ОБ-3: устный, прекрасный, телесный, гигантский, неуместный, безжалост­ный, хрустнуть, проездной, лестница, отвесно.

Задание 9. ОБ-4: испить, раскусить, распутать, бессистемный, расписной, расшуметься, извергать, бессмертный, расшевелить, расширить.

Задание 10. ОБ-5: на цыпочках, синицы, циферблат, конституция, цитрус, провокация, нумерация, цыпленок, цилиндр, циклон.

Задание 11. ОБ-6: перечёркивать, щёчка, чётный, щёлкнуть, зачёсывать, причёска, шо­рох, чёрный, чёрствый, чёрт.

Задание 12. ОБ-6: карандашом, столицей, куличом, птицей, крышей, братцем, полотен­цем, китайцем, ключом, ковшом.

Задание 13. ОБ-7: Михаил Зощенко, рассказ «Встреча», город Тверь, река Днепр, Дмит­рий Иванович, Австралия, Тихий океан, балет «Жизель», журнал «Костёр», Василиса Прекрасная.

Задание 14. ОБ-8: на окраине, в санатории, на опушке, в секции, в ракете, о премии, на поляне, в окрестности, на веранде, в киоске.

Задание 15. ОБ-8: в морозной, за младшую, в шерстяном, над пшеничным, в обратном, об интересной, о страшном, о далёком, с хорошим, на красивом.

Задание 16. ОБ-8: улыбается, выгоняет, допускает, углубляет, пропиливает, увидим, за­висит, сгоняет, терпит, прогонит.

Задание 17. ОБ-9: строчка, нянчить, прочти, опасность, поднести, срочный, доблесть, се­стричка, хвостик.

Задание 18. ОБ-9: тишь, мяч, Воронеж, горечь, вещь, с круч, Керчь, сторож, грач, плащ.

Задание 19. ОБ-9: везуч, липуч, всеведущ, трескуч, шипуч, пригож, сведущ, зряч, пригож, дремуч.

Задание 20. ОБ-9: отвлечь, шепчешься, увлечь, привлекаешь, забываешься, жечься, заболе­ешь, подстеречь, захохочешь, подстричь.

Задание 21. ОБ-9: сомневаться, нагревается, угнетаются, промчаться, разрастаться, обжи­гается, отстёгивается, обвенчаться, топчется, бороться.

Задание 22. ОБ-10: не зарастёт, не предполагаешь, негодовать, не возьмёшь, не выдернет, недоумевать, недомогает, недолюбливает, не заставит, недоедает.

Задание 23. ОО-1: чуткий, широкий, чуть-чуть, зайчата, ужин, чайка, жирный, звучать, уши.

Задание 24. ОО-2: с дороги, из-под вяза, над деревней, до поворота, по праву, в труде, на лету, по стране, на глубине, в стороне.

Задание 25. ОО-3: заячья, колосья, собьют, птичьи, предъюбилейный, объект, сэкономил, отъезд, барьер, безаварийный.

Б) Найди в словосочетаниях и отметь те места, где можно допустить ошибку.

Задание 1. Улетать в отпуск, прикрепить полочку, плясать под музыку, простонать от боли, растопить печь, запоминаешь хорошее, звонкий голосок, утопать в цветах.

Задание 2. Удачно поохотиться, подойти поближе, попросить немного хлеба, процедить сквозь зубы, не подпустить близко, построиться вовремя, повторить правило, подписать приказ, поддержка друга, заплатить за всё.

Задание 3. Подойти справа, приготовить картофель, увидеть впереди, опоздать на завтрак, съесть помидор, попасть на корабль, прийти в субботу, на седьмом километре, зелёный вагон, прочитать в газете.

Задание 4. Сложить кубики, слагать песню, положить сумку, положение страны, прилагать усилия, предлагать работу, располагаться в кинотеатре, разложить на множители, подложить подушку, математическое слагаемое.

Задание 5. Возраст ребёнка, молодой росток, быстро выросла, домашнее растение, густые заросли, промышленная отрасль, выращенный в тепле, морские водоросли, скупой ростовщик, тропическая растительность.

Задание 6. Вытирать пыль, стирать бельё, вытереть платком, выжигать на доске, поджигать дрова, растереть мазь, замерла душа, блистать умом, постелить на диване, расстелить постель.

Задание 7. Бульдог соседа, ложка бульона, сугроб на тротуаре, подушка из трав, близкий товарищ, вираж на трассе, длинный путепровод, весёлый народ, маленький чиж.

Задание 8. Неизвестный случай, радостное известие, хрустнули сучья, в прекрасном лесу, к большому ненастью, о тягостном времени, в устном рассказе, проездной билет, яростный дождь, с шотландским акцентом.  

Задание 9. Исписать тетрадку, распугать птиц, бессистемный подход, разбудить воспоминания, разжечь пожар, сгубить душу, безвкусный плод, иззябнуть на ветру, возделывать пашню, рассеять последние сомнения.

Задание 10. Молодой цыган, куцый хвостик, большая цифра, чистые улицы, спортивная секция, ходили в цирк, зацвела акация, циркуль в футляре, положил циновку, зашёл в милицию.

Задание 11. Жёлтый шар, съёсть крыжовник, злые пчёлы, надеть капюшон, шёлк из магазина, прострочить шов, надувать щёки, длинная чёлка, жёлудь прорастает, сидеть на жёрдочке.

Задание 12. Восхищаться дворцом, проходить маршем, укрыться плащом, золотое кольцо, горячее солнце, косым лучом, любоваться мельницей, говорить с врачом, задуматься над задачей, много борцов.

Задание 13. Началась Куликовская битва, читаем журнал «Огонёк», пройдёмся по Садовой, город-герой Сталинград, Уральские горы, ледоход «Челюскин», бурная река Енисей, читать сказку «Соловей», показывают балет «Щелкунчик», Валентин Александрович Серов.

Задание 14. Ошибка в речи, читать о природе, говорить о лекции, находиться на планете, заниматься в библиотеке, вернуться к ночи, вспоминать о берёзе, работать в лаборатории, на склоне жизни, на бумажной фабрике.

Задание 15. Младшую сестру, фиолетовым цветом, о синем капюшоне, соловьиной песни, светлой ночью, увлекательный рассказ, ясного солнца, в шёлковом платье, в живописных местах, о зелёном луге.

Задание 16. Рисует великолепно, отыщет тетрадку, слышит шорох, задержит после уроков, гонит по улице, рисует великолепно, нашёптывает на ушко, зеленеет на солнце, выносит из сарая, катит по земле.

Задание 17. Почтовый голубь, закончить письмо, вечный двигатель, эластичный материал, хищный взгляд, проливной дождь, больной человек.

Задание 18. Прелестная чушь, прочный кирпич, кованый грош, интересный саквояж, пара чёрных калош, ненужная роскошь, жирный лещ, небо без туч, бесконечная сушь, мощный тягач.

Задание 19. Ветер, ветер, ты могуч; лес дремуч, чай горяч, мёд тягуч, её голос певуч, белый снег летуч, песок горяч, уж ползуч, ёж колюч, холод жгуч.

Задание 20. Забываешь ошибки, видишь зарю, открываешь Америку, лечь на диван, смотришь спектакль, жечь костёр, играешь в прятки, запрячь в телегу, горишь в огне.

Задание 21. Катаются на лыжах, решено не сдаваться, боится темноты, чересчур задаваться, малыши купаются, старательно учиться, носится по улице, сливаться с фоном, создаваться учёными, блестят и искрятся.

Задание 22. Не увидеть кота, не заменит учебника, не забудет урока, неволить человека, не поливать цветы, ненавидеть зло, не хотеть учиться, не кормить собаку, не может ходить, невзлюбить соседа.

Задание 23. Всегда щадить, бедное животное, красивая овчарка, убежать в рощу, новые чудеса, в старой хижине, часто навещает, лучший живописец, уютное жилище.

Задание 24. В гибком тростнике, без долгого сна, около дерева, на зелёном лугу, над чудным озером, с большим чувством, из-за леса, без всякого движения, у заячьего острова, под широкой тенью.

Задание 25. Снежная вьюга, случилось несчастье, налетели воробьи, смотри в объектив, выполнил с честью, съезд победителей, шью костюм, красивое шитьё, въезжать на мост, сорочья трескотня.

В) Найди в предложениях и отметь те места, где можно допустить ошибку.

Задание 1. Густой листвой покрылись деревья. Вдоль дороги стоят телеграфные столбы. За лосихой идёт рыжий лосёнок. На сосне видны весёлые бельчата.

Задание 2. Бабушка решила испечь пирог. Бабушка купила два килограмма муки, сахар и молоко. А для начинки – лимоны, творог и капусту. Замечательный будет завтрак!

Задание 3. Побежала коза в огород. Глаголы одеть и надеть имеют разное значение. Деревья покрыты дождевыми каплями. Дедушка подобрал зайца и понёс его домой. Лисица хитро подшутила над зайцем. Пионеры отводили малышей из детского сада домой. По отпечаткам лап можно узнать, какой зверь прошёл по поляне.

Задание 4. Ложился на поля туман. Мы предложили провести слёт туристов на берегу реки. Ребята расположились у костра и с наслаждением ели печёную картошку. Изложите содержание параграфа учебника. Мы предполагаем, что соберёмся в дорогу до зари. Я предлагаю переписать изложение. Прикосновение к творениям великих мастеров располагает к размышлениям. Каждое написанное предложение несёт отпечаток таланта писателя. К вечеру собралась гроза, за Волгой небо обложилось чёрными тучами. Мы разложили небольшой огонёк.

Задание 5. Выращенный урожай предлагаем запереть в амбаре. Эти отрасли промышленности развиты в Ростове. Молодые деревья росли очень тесно. Играйте же, дети, растите на воле. Три гордые пальмы высоко росли. Заросли кустарника образовали непроходимую чащу. Рис растёт на болотистых местах. Берег моря покрыт водорослями. Эти места удивляют богатой растительностью.

Задание 6. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Мы решили принять участие в избирательной кампании. Умирающий воин с замирающим сердцем продирался через густой лес. Все двери запирались на замок. Заклинаю вас – скажите правду! Белый пар над водой расстилается. Лев подбирается к своей добыче. Скоро я выберу себе подходящую профессию.

Задание 7. За околицей был старый заброшенный пруд. Листопад – самая красивая пора осени. У дома большой сугроб. Весь пруд сковал лёд. На дорогах снег. Ребятишки надели варежки и играют в снежки. Воспоминаний хватит на целый год.

Задание 8. Прекрасное, чудесное, прелестное летнее утро. Лесные запахи заставляют учащённо биться сердце. Мы сняли шинели и пошли по лестнице. Солнце едва поднялось над горизонтом и поэтому деревья и кустарники отбрасывают гигантские тени. Лес властно, зовёт к себе и звенит разноголосая песня птиц. Прямо под ногами, словно кристалл алмаза, блеснуло стекло.

Задание 9. Ни радости вечной, ни печали бесконечной. Золото огнём искушается, а человек напастями. В умной беседе ума набраться, а в глупой – свой растерять. Сперва рассуди, а потом осуди. По гостям гуляй, да ворота растворяй! Без правды веку не изживёшь. Вот мастерица отщипнула от глины кусочек, раскатала его колбаской, колбаску изогнула коромыслом. И вот уже расцветают розами русские печи, нарядные деточки прижимаются к расписным подолам матерей.

Задание 10. Цыц, болтливые птицы! Во Флоренции, в Италии, я видел статую Венеры. У повара ни одна морковка не попадёт в суп, не приняв форму ромба или трапеции. В тележке сидит человек и продаёт косы по полтора рубля ассигнациями. Петя встал рядом с приятелем на цыпочки и заглянул в выбитое стекло. Немцы, по словам Хоря, любопытный народ, и поучиться у них он готов. Рану необходимо срочно дезинфицировать. В классе должна быть железная дисциплина. Без циркуля невозможно начертить круг и овал.

Задание 11. Вдоль деревянного забора шла широкая беговая дорожка из жёлтого песка. Назар насыпал тяжёлый шелестящий овёс в ясли Изумруду. Вожжи становятся для Изумруда жёсткими и скручивают шею вниз. Наездник конюшни оглядывал всё тело Изумруда от чёлки до копыт. Длинные чёрные галереи в шахте казались Ваське бесконечными. Изумруд шёл ровной машистой рысью. С сухим шёлковым шелестом текло зерно по деревянным желобам в квадратные люки трюмов. Помидоры были упакованы в тысячи однообразных решётчатых ящиков. На чёрном небе слабо проступала водянистая туча.

Задание 12. В садах пожарищем стояли деревья. Из соседней комнаты вышел казачок в козьей серой папахе. Засверкали глаза у татарчонка. Вспыхивал по-летнему синий клочок неба. На нем была красивая кумачовая рубашка. Над крыльцом развивался флаг. Головы пришлось повязать полотенцем. Мы прослушали цикл лекций по медицине.

Задание 13. Мы с классом посетили музей В.М. Васнецова. Первое место на конкурсе занял рисунок Андрея, и Ольга Викторовна вручила ему подарок. Какие прекрасные театры есть в Москве. Тане понравились картины Сурикова и Репина. Дымка стащила из пакета сардельку. Комплекс на Поклонной горе – память народная о Великой победе.

Задание 14. Замечательно жить в Петербурге! Дома необходимо выписать из тетрадки необходимые правила. Нам не удалось вовремя приехать из деревни из-за оттепели. Хвост используется животными как опора при беге, как руль при плавании и полёте, как «дополнительная рука» при лазании. Хвост принимает активное участие в общении животных. Кто вчера опрокинул шкаф в кабинете физики?

Задание 15. Внутри просторной дорожной коляски было темно. Отец пододвинул ко мне маленькую красноватую звёздочку, ласково притаившуюся под пеплом. Я потянулся к ней указательным пальцем правой руки. Зеленоватые волны зыби играли блёстками небесной синевы. Мне казалось, что моя мать была всегда такой же красивой, голубоглазой женщиной.

Задание 16.

Летом солнце всходит между востоком и севером, а заходит между западом и севером. Мы переезжаем на дачу в июле. Школьник готовится к экзаменам. В этих горах снег никогда не тает. Утром край неба алеет. Воробей чирикает под крышей. На небе белеет одинокая тучка. Вдали зеленеет поле. Ученик обязательно усвоит правило.

Задание 17.

Любите ли вы, девочки, рисовать? Осенью бельчата будут запасать на зиму орехи, жёлуди, накалывать на острые веточки грибы. Мальчики взяли удочки и двинулись в путь. Рыбу лови и сачком, и крючком!

Задание 18. Скупой богач беднее нищего. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. День да ночь – сутки прочь. Своего детёныша грач называет беленьким, а ёж – мягоньким. Добрый врач, бывалый врач чуть услышит детский плач, в ранний час и в полночь поспешит на помощь.

Задание 19.

Воздух свеж и прозрачен. Юноша был широкоплеч и пригож. Как сын на отца похож! Бурый медведь только на первый взгляд неуклюж. Как хорош этот старый фильм! Уж больно атаман их был кипуч и горяч! Цветок был липуч и пахуч.

Задание 20.

Ты был ворчливым стариком, а станешь звонким ручейком. Покинешь ты лесную чащу и прямо в речку убежишь. Если ей работу дашь – зря трудился карандаш. Маленькое очень, быстрое, как птица. Если ты захочешь – за море умчится. Тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко. Когда выходишь к реке на открытые поляны, сразу спускаешься и пьёшь холодную воду.

Задание 21.

Всякая птица своим пером красуется. От малого большое зарождается. Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться. Друг за друга держаться – ничего не бояться. Родительское слово мимо не молвится. Кто за счастье берётся, к тому оно и клонится. Грамоте учиться всегда пригодится.

Задание 22.

На воде не тонет, на огне не горит, в земле не гниёт. Мету, мету, не вымету. Несу, несу, не вынесу. Тёма не догадывался, куда подевалась Жучка. Искра небо прожигает, а до нас не долетает. Не стукнет, не брякнет, ко всякому подойдёт. Что написано пером, то не вырубишь топором.

Задание 23.

На землю падают пушистые снежинки. Мыши и ужи спрятались в густые камыши. Дыши глубже. Чаще помогай товарищам. Активно участвуй в жизни класса.

Задание 24.

 У бабушки над столом была полка. А на полке стоял пароходик. У него была труба: жёлтая и на ней два чёрных пояса. От мачт шли к бортам верёвочные лестницы. На корме стояла будочка, полированная, с окошечками и дверкой. А снизу под кормой – руль. На носу два якоря.

Задание 25.

Один льёт, другой пьёт, третий растёт. Жаль, тюленье прилежанье не пример для подражанья. Съезд учителей продолжался два дня. На третий день был объявлен перерыв для объезда и осмотра школ. Барьер из поваленных деревьев преградил путь танкам. Разъярённый тигр одним прыжком очутился на спине слона. Это растение может быть причислено к съедобны.

Г) Найди в текстах и отметь те места, где можно допустить ошибку.

Задание 1. ОБ-1.

Отступили зимние морозы. Всё ярче светит весеннее солнце. Потемнела, просохла дорога. Посинел, оттаял и поплыл на реке лёд. Зазвенели в лесу ручьи. Воробей купается в луже. Надулись на берёзах почки. Ве­тер гуляет в её ветках. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи. Просну­лись медведи и барсуки. Звонко поют в небе жаворонки. Весело квакают ля­гушки. Порхают разноцветные бабочки. (55 слов.)

Задание 2. ОБ-2.

Композитору нравилось жить в доме, в котором он вырос. Он не любил блистать в свете. Только изредка он отправлялся в Ростов. Ночью половицы потрескивали, как будто слагали песню. Старушка помогала ему по хо­зяйству: вытирала пыль, стирала бельё, расстилала кровать, растирала травы, поджигала дрова, отдирала грязь, запирала двери.

Утром композитор заторопился к роялю, чтобы положить на ноты вос­торг от разливающегося света. Светом было обласкано всё: недавно выросшая травка, водоросли в озере, заросли подрастающих сосен, росистые тени, разрастающиеся опушки, молодая поросль берёз, подснежник, про­дирающийся сквозь старую листву. Растительность юга не заменит родной природы.

Впечатления сложились в удивитель­ную музыку. На поля уже ложился туман, когда на крыльце появился лесник и сбивчиво доложил о постигшем несчастье: «Лес помещик профукал. Расплатиться не может. Заклинаю – помоги!» Компози­тор вник в положение и предложил выкупить земли, хотя располагал не­большими средствами. Он всегда прилагал усилия для спасения природы, ка­кие бы сложности не испытывал. (144 слова.)

Задание 3. ОБ-3.

Было чудесное утро. Мы пошли на рыбалку. По узкой тропе мы шли через овраг. На дне журчал прелестный ручей. Мы вышли на низ­кий берег и сели в лодку. Закинули удочки. Тягостно тянулись ми­нуты. И вот пойманная рыбка блеснула чешуёй на солнце. Клёв был пре­красный. Вдруг на берегу хрустнула ветка. Сердце тревожно забилось. Друг или безжалостный враг прячется в лесу? Нас пугала неизвестность. Мы за­мерли в ожидании. Скоро за­гадка была решена. На берег выбрался колючий ёж. (75 слов.)

Задание 4. ОБ-4.

Весной, когда на деревьях едва раскрываются почки, рододендрон рас­цветает во всей красе. На склонах будто разливается яркая сиренево-розовая краска. Рододендрон зацветает во второй половине мая, до распускания разрезных ли­стьев. Яркие цветы подчёркивают изысканный изгиб тонких веток, разме­тавшихся над землёй. Зимой срезанные ветки этого дерева, расставленные по вазам, покрываются нежными расписными цветками. (51 слово.)

Задание 5. ОБ-5.

Жил в середине двадцатого века в провинциальной Калуге странный человек. Звали его Константин Эдуардович Циолковский. Когда-то он рабо­тал учителем математики, рисовал с помощью циркуля окружности, цилин­дры и трапеции. По улицам бродили курицы с цыплятами. На пустыре вы­ступал цирк, цыгане водили на цепи медведя. В оврагах звенели цикады. А в одном из калужских домов подслепо­ватый чудак проектировал космические пилотируемые станции. (59 слов.)

Задание 6. ОБ-6.

Нам не узнать, о чём в лесной чащобе перекликается с кукушкой щё­голь щегол. Не стать нам певчей птицей под ярким солнцем! Не поймём мы, о чём шёпот жёстких листьев камыша, окружившего пруд плотным кольцом. Мы не переведём жужжание пчёл и шмеля с чёрным брюшком. Шмель устал, но держится молодцом! Вспыхи­вающий пожарищем под солнечным лучом клочок неба не под­скажет нам ответа. Склонившись над лесным ключом, мы зачерпнём ковшом ледяную воду. И задумаемся над тем, что каждый шорох, который издаёт жёлтый одуванчик, колючий крыжовник, маленький мышонок и чопорные заросли сирени, имеет свой смысл. (91 слово.)

Задание 7. ОБ-7.

Ранним утром над заливом раздаются голоса птиц. Это крачки. Эту птицу можно встретить и на Камчатке, и у самого Полярного круга, и на берегу Чёр­ного моря, и в Средней Азии, и на Чукотке. Повсюду, где есть вода, будет она охотиться за рыбами. Перелётные птицы улетают на Кавказ и в Крым, в Египет и Индию. Крачки предпочитают зимовать дома, там, где родились и выросли. (63 слова.)

Задание 8. ОБ-8.

В мае, в самом его начале, прилетает к нам стая ласточек. Смотришь на них и понимаешь – наступает весна. Начинается суета. Стайка устраивает гнёзда под окнами дома и щебечет, гоняется за добычей. Весело смотрит дом на ожившую природу. Везде стало хорошо: в яблоневом саду, в берёзовой роще, в сосновом лесу, в широком поле. В маленькой деревне и в большом городе. В саду с яблонь уже опадает цвет. На садовой до­рожке в изобилии валяются их нежные лепестки, как будто на ней кто-то рисует светлые пятнышки. В тёмной, непролазной чаще кустов звучит звонкое пе­ние птиц. Их песни разлетаются по округе. (97 слов.)

Задание 9. ОБ-9.

Стоит забыть о насущных делах и пойти в лес, как забываешь про городскую суету. Идёшь в глубину берёзовых рощ и сосновых чащ, дышишь воздухом, который пахуч и свеж. Лес дремуч. Кругом тишь. Стоит окунуться от июльской жары в лесную речонку. Капли искрятся на солнце. Сна­чала покажется, что не можешь дышать. Но скоро придёшь в себя и поплы­вёшь. Потом оденешься, отдохнёшь пару минут, и пойдёшь искать лисички, о которых мечталось зимой. Вот и боровик! Как он хо­рош и пригож! А дома, когда разгорится печь, будешь слушать, как считает годы кукушка. Голос её всеведущ и певуч. И будет пениться, журчать, падая с круч, холодный ключ. Вскоре спустится ночь. Из-за туч уже не видно звёзд. За­снули грач, голубь и врач деревьев – дятел. Раскрываются причуд­ливые цветки. Их нектар пахуч и липуч, а сам куст колюч. Если о нем забо­титься, он разрастается и весь покрывается цветами. (141 слово.)

Задание 10. ОБ-10.

Не устаёшь удивляться облику некоторых животных. Этих насекомых и не заметишь на веточках растений, так они похожи на зелёные палочки. Палочники никогда не торопятся. Чуть заметно скользят они по стеблям, пока на их пути не попадётся сочный лист растения. Если изголодавшийся палочник не натолкнётся на лист, он полакомится лапкой своего сородича. Но палочник не огорчится, если родственники отъедят часть конечностей. Отрастёт вновь. Но палочников не назовёшь беззащитными. В случае опас­ности они замирают. А если противник не уйдёт, могут обрызгать его едкой жидкостью. (83 слова.)

Задание 11. ОО-1.

Маленький медвежонок отстал от медведицы. Неожиданно он очутился в чаще. Страшно медвежонку. Вокруг корни, как щупальца. Кажется ему, что за каждым деревом его ждёт сказочное чудище. Стоит бедный медвежонок, дрожит. Вдруг ветка хрустнула. Бросился мишка бежать и на берегу озера оказался. Вокруг камыши шумят, а в камышах ужи шипят. Тут за спиной раздался треск. Это медведица сыночка учуяла. (59 слова.)

Задание 12. ОО-2.

Котята появились на свет в коробке из-под печенья. Мама кошка стара­лась не отходить от малышей. Котята начали вылезать из убежища. Они возились около коробки, а наигравшись, засыпали перед домом. Кошка часто отлучалась и однажды не вернулась. Бедные котята забились в щель и дрожали от страха. Так они просидели до утра. Утром появилась кошка. Она была измученной, а под ухом у неё был вырван клок шерсти. Кошка облизала своих малышей, согрела и покормила. (78 слова.)

Задание 13. ОО-3.

Таня приехала в деревню. Утром она проснулась, надела платье, отпра­вилась к ручью. Тропинка бежала через бурьян. Здесь можно услышать соловья, набрать малины для варенья. Если преодолеть не­большой подъём, то можно увидеть необъятное поле. Недавно на этом месте Тане встретился разъярённый бык. У обрыва стоит изъеденная короедами берёза. Ловко, как обезьяна, Таня взобралась на макушку. (54 слова.)

Процедура и инструкция.

При выполнении задания детям предлагалось воспользоваться «знаком орфографического сомнения»: указать те буквы, в написании которых можно ошибиться.

Оценка результатов.

Выявляется соотнесение фактически допущенных (n1) и вероятностных (n2) ошибок по каждому из перечисленных правил, или частота ошибочных написаний в расчёте на орфограмму (k).

n1 

_____ = k

n2

Списывание

    Цель задания: оценить актуальный уровень сформированности орфографического навыка письма, вы­явления пробелов в усвоении программного материала при списывании.

Материал исследования.

Тот же, что и в задании на обнаружение ошибкоопасных мест.

Процедура и инструкция.

А) Спиши слова.

Б) Спиши словосочетания.

В) Спиши предложения.

Г) Спиши текст.

Оценка результатов.

Выявляется соотнесение фактически допущенных (n1) и вероятностных (n2) ошибок по каждому из перечисленных правил, или частота ошибочных написаний в расчёте на орфограмму (k).

n1 

_____ = k

n2

Исследование актуального уровня сформированности орфографического навыка письма у школьников с дизорфографией в различных видах письменных работ (Елецкая О.В., 2008)

Структура методики

1            Исследование актуального уровня сформированности орфографического навыка письма на ориентировочном этапе учебной деятельности (обнаружение «ошибкоопасных» мест)

2            Исследование актуального уровня сформированности орфографического навыка письма на этапе реализации

2.1 В слуховом диктанте

2.2 При вставке пропущенных букв

3            Исследование актуального уровня сформированности орфографического навыка письма на контрольном этапе учебной деятельности (нахождение ошибок)

Содержание методики

    1            Исследование актуального уровня сформированности орфографического навыка письма на ориентировочном этапе учебной деятельности (обнаружение «ошибкоопасных» мест)

    Состояние орфографического навыка изучается в таких видах деятельности, как слуховой диктант, вставка пропущенных букв, списывание, нахождение чужих ошибок в письменных работах и обнаружение «ошибкоопасных» мест. Основной задачей данного направления является изучение актуальных знаний учащихся и вы­явление пробелов в усвоении программного материала. Речевой материал состоит из слов, словосочетаний, предложений и текстов, содержащих орфографиче­ские задачи на 25 орфограмм, подлежащих изучению в курсе средней школы. Из них 22 орфограммы входят в состав 10 основных орфо­графических блоков (ОБ), 3 орфограммы не входят в состав ни одного из представ­ленных блоков (отдельные орфограммы – ОО).

Перечень орфограмм, подлежащих изучению по программе общеобразовательной школы в 1-5 классе и включённых в структуру методики исследования

Орфографические блоки (ОБ).

БЛОК 1 (ОБ-1). Безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне. Правописание приставок (кроме ПРЕ-, ПРИ- и заканчивающихся на З-, С-).

1) Безударные проверяемые гласные в корне.

2) Безударные непроверяемые гласные в корне.

3) Гласные и согласные в приставках.

БЛОК 2 (ОБ-2). Чередующиеся гласные в корнях слов.

1) Буквы О-А в корне -ЛАГ- – - ЛОЖ-.

2) О-А в корне -РАСТ- – -РОС-.

3) Буквы Е и И в корнях с чередованием.

БЛОК 3 (ОБ-3). Правописание согласных в корне слова.

1) Проверяемые неясно слышимые согласные в корне слова.

2) Непроизносимые проверяемые согласные в корне слова.

БЛОК 4 (ОБ-4). Правописание приставок, заканчивающихся на буквы З и С.

1) Буквы З и С на конце приставок.

БЛОК 5 (ОБ-5). Буквы Ы и И после Ц.

1) Буквы Ы и И после Ц в корнях слов.

БЛОК 6 (ОБ-6). Буквы О и Е (Ё) после шипящих и Ц.

1) О и Е (Ё) после шипящих в корнях слов под ударением и без ударения.

2) Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прила­гательных.

БЛОК 7 (ОБ-7). Употребление прописных букв.

1) Употребление прописных букв в именах собственных.

БЛОК 8 (ОБ-8). Гласные в окончаниях слов.

1) Буквы Е и И в окончаниях имён существительных.

2) Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных.

3) Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.

БЛОК 9 (ОБ-9). Правописание Ь.

1) Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

2) Употребление Ь на конце существительных после шипя­щих.

3) Краткие прилагательные с основой на шипящую.

4) Ь после шипящих в неопределённой форме глагола и во 2-ом лице единственного числа.

5) -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

БЛОК 10 (ОБ-10). Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различ­ными частями речи.

1) НЕ с глаголами.

Отдельные орфограммы (ОО).

(ОО-1). Буквы И, У, А после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ).

(ОО-2). Раздельное написание предлогов с самостоятельными частями речи.

(ОО-3). Разделительные Ь и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.10 (0.022 с.)