По доминирующей деятельности учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По доминирующей деятельности учащихся



Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия по использованию современной оздоровительной методики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Интернет.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.

 

Классификация проектов

По комплексности и характеру контактов

По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

· Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

· Межпредметные проекты выполняются исключительно за внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

По характеру контактов проекты могут быть:

· внутриклассными;

· внутришкольными;

· региональными (в пределах одной страны);

· международными.

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

 

Классификация проектов

По продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна при решении небольших проблемных задач. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Работа осуществляется индивидуально или в группах. Например, 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим направлениям). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (тренировки, экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому «погружению» в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Проект может быть итоговым, т.е. по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определённого материала или текущим, когда на проектную деятельность выносится лишь часть содержания обучения.

 

Следует помнить, что проектная деятельность не проводится, что называется, «ради галочки»! Любая проектная деятельность, не зависимо от вида, базируется на удовлетворении потребности отдельного человека либо группы людей и создает условия для саморазвития, самореализации учащегося.

 

Потребность – это осознанная необходимость иметь что-либо духовное или материальное. Американский психолог Абрахаам Маслоу объединил потребности человека в иерархию, в основе которой лежат «низшие» потребности (физиологические, потребность в безопасности) и «высшие» (потребности в любви и принадлежности к социальной группе, в уважении и самоуважении, в самовыражении, самореализации и самоактуализации).

 

При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – педагогический эффект от включения школьников в добывание знаний и их применение. Второй – реально полученный продукт (материальный, интеллектуальный, духовный, виртуальный и т.д.), который можно использовать в реальной жизни для удовлетворения той или иной потребности.

Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Роль учителя здесь весьма значительна и основная необходимая помощь взрослого на этапе осмысления проблемы и постановки цели заключается в помощи автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Почему и зачем я собираюсь делать этот проект?». Ответив на этот вопрос, ученик определяет потребность (свою или представителей социума) и цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.
Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Таким образом, условно можно выделить несколько этапов проектной деятельности.

Поисковый этап:

• Учащиеся выявляют проблему или потребность (самостоятельно или с помощью учителя) – осознают нужды и потребности в различных сферах общественной деятельности.

• Ставят цель (предполагаемый конечный результата) – получение в итоге деятельности субъективно (для данного индивида) или объективно (для общества) нового полезного материального или духовного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.

• Генерируют идеи, способствующие достижению цели, анализируют их и аргументировано выбирают лучшую. Выявляют необходимые условия и подбирают необходимые средства.

Деятельностный этап:

• Учащиеся планируют процесс изготовления продукта проектной деятельности. При групповой и коллективной деятельности распределяются обязанности с учетом индивидуальных способностей и потребностей. Определяют сроки, текущий и конечный ожидаемый результат.

• Корректируют по необходимости свою деятельность, реализуют проект.

 

Заключительный этап:

• Проектанты презентуют результаты своей деятельности.

• Проводят рефлексию, анализируют выполненную работу, оценивая «прирост» как академических и практических знаний, так и умений направленных на успешное вхождение в социум.

 

Продуктом проектной деятельности может стать:

• игра;

• комплекс упражнений;

• газета, журнал;

• мультимедийный продукт;

• видеофильм;

• web-сайт;

• анализ данных социологического опроса;

• атлас, карта;

• выставка;

• действующая фирма;

• законопроект;

• коллекция;

• костюм;

• модель;

• музыкальное произведение;

• мультимедийный продукт;

• оформление кабинета;

• коллекция;

• костюм;

• модель;

• музыкальное произведение;

• оформление кабинета;

• и т.д.

Инновационные проекты содержат технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.

Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.

Цель инновационного проекта — создание новых или изменение существующих систем — технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

Формирование и развитие личности подростка находится в прямой зависимости от тех видов деятельности в которые он включен (Г.С. Батищев, С.Л. Рубинштейн, П.И. Зинченко, В.Д. Шадриков и др.). Следовательно, для развития личностных характеристик подростка, необходимо его участие в социально значимой проектной деятельности.

Социально значимые проекты направлены на разрешение социальной проблемы посредством социального проектирования и, как следствие, позитивное изменение социальной действительности. Понятие «социальное проектирование» пришло в педагогику из социологии и подразумевает специфическую созидательную деятельность по научно обоснованному определению вариантов развития социальных процессов и явлений, а также по целенаправленному изменению конкретных социальных институтов.

В педагогике «социальное проектирование» рассматривается как технология социального обучения и воспитания учащихся образовательных учреждениях.

Особенность социально значимых проектов заключается в четком осознании проектантами потребностей социума или отдельных ее представителей, умении осуществить выбор возможных путей решения проблемы в конкретных условиях и преобразующая деятельность во благо общества.

Отличительные особенности социальных проблем:

· мешают нормально функционировать обществу, мешают его развитию;

· решаются в рамках Акции «Я - Гражданин»;

·  являются общественными.

Выделяют следующие социальные проблемы:

· молодежные проблемы (связанные, например, с досугом или с трудоустройством молодежи);

· проблемы социально неблагополучных слоев населения (детей-сирот, инвалидов, пенсионеров и т.д.);

· экологические проблемы и проблемы благоустройства территорий;

· правовые проблемы;

· «патриотические» проблемы (например, связанные с памятью о ветеранах, исторических событиях и т. п.);

· культурологические проблемы (связанные с сохранением исторических памятников и памятников культуры и т. п.);

· проблемы духовности и т. д.

В качестве объекта проектной деятельности могут выступать:

· социальные явления, не одобряемые обществом, например, сквернословие, а так же вредные привычки, такие, как курение, алкоголизм, наркомания и т.д.;

· социальные отношения в контексте «общество-старики», «общество-молодежь», «общество-дети» и т.д.;

· социальная среда, в частности, территория по месту жительства и учебы;

· социальные институты, такие как образовательные и дошкольные учреждения и т.д.

В процессе работы над социально значимым проектом подростки учатся:

·  выявлять свои интересы и интересы других людей;

·  выстраивать межличностные взаимоотношения в группе и вне ее;

·  предвидеть результаты своей деятельности, принимать решения и брать на себя ответственность за преобразование социальной действительности;

·  планировать свою деятельность, направляя ее на позитивное преобразование социальной действительности и себя.

Важно помнить, что структура проекта меняется в зависимости от вида проекта, потребностей проектантов и продукта проектной деятельности. Например, если в исследовательском проекте для решения проблемы выдвигается и проверяется гипотеза, то в социальном (социально значимом) этап выдвижения гипотезы будет отсутствовать, но появится этап выявления общественного мнения по изучаемой проблеме и/или уточнения потребности благополучателей посредством опроса, анкетирования и т.д.

Итоги проектной деятельности выносятся на публичное обсуждение. Наиболее распространенная (но не обязательная!) форма представления полученных результатов - это «защита» в сопровождении презентации в программе Power Point. Метод проектов позволяет использовать многоуровневую систему оценивания деятельности учащихся, что позволяет создать «ситуацию успеха» для каждого ученика. Например, оценивать каждый аспект деятельности проектантов: продукт проектной деятельности, процесс работы, оформление, презентацию, защиту и т.д.

Пример критериальной таблицы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 1230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.037 с.)