Оценка уровня развития мотивационной сферы дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка уровня развития мотивационной сферы дошкольников



 

Были исследованы дети подготовительной к школе группы детского сада № 14 г. Южноуральска. В исследовании участвовало 15 детей (7 девочек, 8 мальчиков). Были поставлены следующие задачи:

1. выявит уровень развития мотивационной сферы детей в желании познавать окружающий мир.

2. определить «внутреннюю позицию» будущего школьника

3. определить уровень развития мотивационной сферы.

Исследование проходило по следующим этапам:

1 этап – изучение аффективно-потребностной сферы

2 этап – изучение произвольной сферы

3 этап – изучение интеллектуальной и речевой сферы.

По исследованиям были составлены сводные протоколы.

Методика №1 по определению доминирующего мотива в сфере детей.

Сводный протокол уровня развития познавательного мотива.

 

Таблица №1

Имя, Ф. Игровой мотив Познавательный мотив Готовность к школе
1. Света Т.   + +
2. Петр И.   + +
3. Катя Ч.   + +
4. Маша Д.   + +
5. Игорь Р.   + +
6. Аня Ж.   + +
7. Настя Б.   + +
8. Рома Д.   + +
9. Саша О.   + +
10. Вика К.   + +
11. Толя М,   + +
12. Сережа Б.   + +
13. Костя Л.   + +
14. Дима Л.   + +
15. Паша Н.   + +

 

Познавательный мотив был ведущим в данном эксперименте у всех детей. Для чистоты эксперимента были выбраны равнозначные стороны: новые игрушки; новая книга с красочными картинками и увлекательными сказками.

Каждую сказку останавливали на самом интересном месте. Во всех случаях дети выбирали вариант – узнать продолжение истории. Необходимо ответить, что не все дети уверенно просили продолжить чтение истории, некоторые, а именно 6 детей (40 %) некоторое время колебались – выбрать игру или книгу, задавали вопрос «А что надолго ли принесли игрушки, книгу?», когда был дан ответ, что игрушки и книга будут отнесены одновременно, выбирали слушание сказки.

Отмечается изобретательность детей в придумывании вариантов – задержать игрушки в группе, чтобы потом после чтения увлекательных историй хорошо рассмотреть игрушки и поиграть, если разрешат. Борьба мотивов наблюдалась у 9 детей (60 %), это выражалось в отдельных мимических реакциях на лице, но, тем не менее, дети выбирали чтение сказки. Кроме того, следующее, что хотелось отметить в данном эксперименте, что борьба мотивов в основном наблюдалась только у мальчиков. Таким образом, у детей доминирует познавательный мотив, что соответствует готовности к школе в данной сфере.

Методика № 2. «Беседа с детьми».

Сводный протокол определения уровня развития «внутренней позиции школьника».

 

Таблица № 2.

Имя Ф.

№ вопроса

Общее кол-во баллов

Уровень развития

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Света Т. 1 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 8 N
2. Петр И. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 7,5 N
3. Катя Ч. 1 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 8 N
4. Маша Д. 1 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 8 N
5. Игорь Р. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 7,5 N
6. Аня Ж. 1 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 8 N
7. Настя Б. 1 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 8 N
8. Рома Д. 1 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 8 N
9. Саша О. 1 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 8 N
10 Вика К. 1 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 8 N
11 Толя М, 1 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 8 N
12 Сережа Б. 1 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 8 N
13 Костя Л. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 7,5 N
14 Дима Л. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 7,5 N
15 Паша Н. 1 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 8 N

 

В ходе беседы отмечается следующее:

- дети все без исключения имеют желание идти в школу;

- 11 детей (73,3 %) довольно убедительно доказывают - зачем нужно ходить в школу и 4 детей (26,7 %) с помощью наводящих вопросов, но без доказательств стараются ответить на этот вопрос;

- дети не осведомлены о том, чем занимаются в школе, ответы односложны, простые, типа «учатся» - а что это такое рассказать не могут;

- понятие «урок» для детей малознакомое слово, о котором слышат со стороны от старших братьев и сестер, но, тем не менее, пытаются объяснить, что это такое занятие;

- на вопрос «как нужно себя вести на уроке?» - отвечают просто «хорошо», а что значит «хорошо» не всегда могут объяснить;

- о домашних заданиях также что-то слышали, но объяснение давалось с относительным трудом;

- на вопрос «зачем выполняют домашнее задание?» - отвечали дети, чтобы лучше знать о том, что говорил учитель;

- после школы дети считают, что нужно сначала отдохнуть, а потом повторить, что сказал учитель;

- дети осведомлены, о том, что произойдет, когда они пойдут в школу: день будет проходить в школе, а не в садике, будут уроки.

По количеству баллов у детей можно определить, что дети готовы к обучению в школе.

Методика № 3 «Домик».

Сводный протокол определения уровня развития произвольности психических процессов.

 

Таблица № 3.

Имя Ф.

1

2

3

4

5

6

Кол-во

ошибок

а б в г
1. Света Т. П   +     б - + - 1
2. Петр И. П +       б - - - 3
3. Катя Ч. П       + м - + - 2
4. Маша Д. П     +   м - + - 2
5. Игорь Р. П   +     б - - - 3
6. Аня Ж. П +       м - - - 3
7. Настя Б. П   +     м - - - 1
8. Рома Д. П   +     м - + - 3
9. Саша О. П     +   б - + - 3
10 Вика К. П       + б - + - 0
11 Толя М, П +       б - + - 4
12 Сережа Б. П   +     б - + - 3
13 Костя Л. П   +     б - + - 3
14 Дима Л. П     +   м - + - 3
15 Паша Н. П       + б - + - 4

 

Дети рисуют правой рукой, работают с образцом по-разному.

- 3 детей (20 %) сначала проводят воздушные линии над рисунком образом, повторяя контуры картинки;

- 3 детей (20 %) сверяют сделанное с образцом;

- 3 детей (20 %) рисуют в основном по памяти, мельком бросая взгляд на рисунок.

Темп рисования у детей разный:

- 9 детей (60 %) рисуют быстро;

- остальные 6 детей (40 %) медленно.

Дети так были заняты выполнением задания, что не отвлекались даже на посторонние шумы. 11 детей (73,3 %) во время рисования задавали вопросы, уточняли выполнение тех или иных деталей. По окончании работы никто из детей не сверился с образцом, а постарались быстро отдать выполненную работу. Ошибки в выполнении задания были в целом типичные:

- прорисовка прописных букв;

- количество линий забора и дыма;

- основные детали выполнены (стены, окно, труба, крыша);

Исходя из того, что дети этого возраста ещё могут делать ошибки - к школьному обучению готовы. 0 ошибок- 1 (6,7 %); 1 ошибка-2 (13,4 %); 2 ошибки-2 (13,4 %); 3 ошибки-8 (53,3 %); 4 ошибки- 2 (13,4 %).

Методика № 4 «Да и нет».

Сводный протокол уровня развития действия по правилу.


Таблица №4

Имя Ф.

№ вопроса

Уровень развития

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Света Т. + + + + + + + + + + N
2. Петр И. + + + + + + + + + + N
3. Катя Ч. + + + + + + + + + + N
4. Маша Д. + + + + + + + + + + N
5. Игорь Р. + + + + + + + + + + N
6. Аня Ж. + + + + + + + + + + N
7. Настя Б. + + + + + + + + + + N
8. Рома Д. + + + + + + + + + + N
9. Саша О. + + + + + + + + + + N
10 Вика К. + + + + + + + + + + N
11 Толя М, + + + + + + + + + + N
12 Сережа Б. + + + + + + + + + + N
13 Костя Л. + + + + + + + + + + N
14 Дима Л. + + + + + + + + + + N
15 Паша Н. + + + + + + + + + + N

 

В эксперименте использовали вопросы двух групп: простые и сложные.

Простые предполагали ответы, придерживаясь, правил игры типа «любишь ли ты гулять?»- дети могли обнаружить третий вариант ответа, на пример когда - как, иногда, всегда и т.д. Сложные вопросы, на которые ответ только «да» или «нет», типа – ночью ты спишь? С первой группой вопросов дети справлялись, не задумываясь, без обдумывания. Ответы были многосложные: «я люблю гулять в хорошую погоду, а в плохую сижу дома», - или «люблю гулять». Со второй группой вопросов было намного трудней. И здесь дети были изобретательны: одни долго обдумывали ответ, другие лихорадочно подыскивали слова для ответа, третьи или кивали головой, или давали «мычащий» ответ.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что дети имеют внутренние мотивы для обучения в школе, понимают и осознают, что их в дальнейшем ожидает в учебной жизни. Дети могут действовать по правилам и контролировать произвольность психических процессов. Учебные мотивы у детей подготовительной к школе группе уже присутствуют и проявляются в процессе исследования. Развитие мотивационной сферы соответствуют началу школьного обучения.

Методика № 5 «Сапожки»

Сводный протокол уровня развития обучаемости детей.

 

Таблица №5

Этапы Имя. Ф. Этап обучения Закрепляющий этап Решение задач
1. Света Т. Быстрый Быстрый Справляется
2. Петр И. Длительный с повторением Быстрый Справляется
3. Катя Ч. Быстрый Быстрый Справляется
4. Маша Д. Продолжительный с уточняющим вопросом Умеренный Справляется
5. Игорь Р. Быстрый Быстрый Справляется
6. Аня Ж. Медленный Умеренный Справляется
7. Настя Б. Быстрый Быстрый Справляется
8. Рома Д. Продолжительный Быстрый Справляется
9. Саша О. Умеренный Умеренный Справляется
10 Вика К. Быстрый Быстрый Справляется
11 Толя М, Быстрый Быстрый Справляется
12 Сережа Б. Умеренный Умеренный Справляется
13 Костя Л. Продолжительный с уточняющим вопросом Умеренный Справляется
14 Дима Л. Быстрый Быстрый Справляется
15 Паша Н. Быстрый Быстрый Справляется

 

Дети справились с решением задач кодирования, но этапы обучения проходили по-разному:

-8 детей (53,3 %) быстро поняли правило решения задачи кодирования, закрепляющий этап также хорошо быстро, задачи для них оказались простыми в решении:

-3 детей (20 %) в процессе обучения задавали, уточняли вопросы решения, иногда проговаривали «про себя» инструкцию кодирования, процесс обучения шёл медленно, постепенно закрепляющий этап проходил уже в более подвижном темпе и с решением задач дети также справились:

-4 детей (26,6 %) довольно длительно проходили этап обучения, но молча, и без вопросов, старались больше слушать педагога дающего задание, этап закрепления - проходил по-разному - одни быстро закрепляли материал, другие тщательно и постепенно работали на втором этапе, задачи решили самостоятельно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети обучаемы, понимают учебную задачу, закрепляют правила и затем их используют в решении задач. Достаточно многим (7 детей- 46,6 %) часто нужен зрительный образ - подсказка, но, тем не менее, при решении последних задач подсказка закрыта. Дети обучаемы, но темпобучаемости у каждого свой индивидуальный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.147.4 (0.029 с.)