Квалификация: инженер путей сообщения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квалификация: инженер путей сообщения



ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»

для студентов I КУРСА

технических специальностей и направлений подготовки

КВАЛИФИКАЦИЯ: инженер путей сообщения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

                 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

Русский язык и деловые коммуникации  вводятся в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения в высших специальных учебных заведениях в качестве инвариантной дисциплины цикла ОГСЭ - «Общие гуманитарные и соци­ально-экономические дисциплины».

Практическая работа ориентирована на достижение следующих целей:

· Воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к русской культуре;

- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

-осознание национального своеобразия русского языка;

- овладение культурой межнационального общения.

· Развивающие:

-дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

- развитие готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

- развитие навыков самоорганизации и саморазвития;

- развитие информационных умений и навыков;

- развитие познавательных и исследовательских навыков;

-развитие навыка владения устной и письменной формами русского языка и использования при деловых коммуникациях.

· Освоение знаниями:

- создание у студентов целостного представления о системе русского языка;

-создание у студентов целостного представления о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении;

- создание у студентов целостного представления о языковой норме и ее разновидностях;

- создание у студентов целостного представления о норме речевого поведения в сфере деловых коммуникаций.

· Овладение умениями:

- формирование коммуникативно-речевых умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности;

- формирование умений и навыков опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;

- формирование навыка работы с документами, деловой информацией, извлечённой из специальной литературы, соответствующей направлению подготовки;

- формирование умений и навыков различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.

· Применение:

- использование полученных знаний и умений в собственной речевой практике;

- использовать полученные коммуникативные умения и навыки в деловой сфере;

- использование знаний о речевом взаимодействии, принципах эффективной речевой коммуникации в сфере практического делопроизводства;

- повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основу практической  работы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта высшего образования базового уровня.

Содержание заданий для практической работы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и профессионального развития человека.

              СОДЕРЖАНИЕ  ПРАКТИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ

В процессе обучения студенты долж­ны осознать различие между языком и речью, глубже усвоить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и способа общения между людьми. Углубить знания о стилистическом расслоении современного рус­ского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литератур­ного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства рус­ского литературного языка.

    Содержательной основой практической работы по данному курсу является:

-  ознакомление студентов с научно-теоретическими основами знаний о культуре речи;

- формирование осознанного отношения к своей речи, способствуя личностной потребности в ее совершенствовании;

- систематизация и углубление ранее полученных знаний в области языкознания, культуры речи, речевых умений и навыков, готовности их реализовывать в репродуктивной и продуктивной речевой деятельности в разных сферах деловой коммуникации;

- обоб­щение ранее приобретенных студентами знаний и умений по русскому язы­ку, с более глубоким изучением общих вопросов, в том числе с опорой на деловые коммуникации;

 - изучение  разветвленной системы речевой деятельности по применению лингвистиче­ских знаний к речевой практике, к культуре речи, к обогащению речи изобразительно-выразительными средствами, к повыше­нию уровня грамотности.

 

Темы практических работ:

№ п/п Курс Тема (раздел) учебной дисциплины Наименование практического занятия Всего часов
1 2 3 4 5
1 1 Раздел I. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка Речевые ошибки и их исправление в текстах профессиональной и деловой направленности 1
2 1 Раздел II. Функциональные стили современного русского языка Стилистическая норма. Особенности оформления частных деловых бумаг. 1
3 1 Раздел III. Речевые ситуации и функционально-смысловые типы речи Тема-2. Слушание как особый вид коммуникативной деятельности. Специфика слушания как вида речевой деятельности Подготовка, выступление, структурный анализ докладов по темам   2
4 1 Раздел IV. Речевая деятельность и речевое взаимодействие. Коммуникативные качества речи. Условия эффективности публичной речи. Анализ публичных выступлений по шкале коммуникативных качеств речи. 2
5 1 Раздел V. Моделирование и анализ конкретных проблемных ситуаций. Анализ спорных и проблемных ситуаций. (кейс-стади) 2

Всего:

8

 

 

          ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Практическая  работа по дисциплине «Русский язык и деловые коммуникации» является обязательным требованием при обучении. Выполнение практических заданий – необходимое условие для допуска студента к зачетной сессии. Практическая работа выполняется на практическом занятии в соответствии с расписанием, а в случае отсутствия студента на занятии по уважительной причине – самостоятельно.

1. Количество практических работ, выполняемых на первом курсе, устанавливается рабочей программой и составляет пять практических работы и реферат.

2. Практическая работа представлена в виде задания, которое  состоит из двух вопросов или творческого задания.

3. Выполнять практические работы следует в отдельной папке. Листы формата А-4 скрепляются скоросшивателем в объеме, необходимом для полного оформления и выполнения работы. На титульном листе укажите номер практической работы, курс, фамилию, имя и отчество, шифр. Допускается печатный вариант выполнения практической работы. (См. образец титульного листа).

4. В конце работы поставьте личную подпись и расшифровку подписи, дату укажите на титульном листе.

5. Студент, не выполнивший в полном объеме практические работы, предусмотренные стандартом,  к зачетной сессии не допускается.

6. Итогом выполнения практической  работы является ее защита на практическом занятии.

7. Если практическая работа не имеет замечаний и успешно защищена на практическом занятии, то студент получает соответствующую отметку в специальном журнале преподавателя о допуске к зачету.

8. Выполненные практические работы должны быть защищены на практическом занятии, подтверждением тому служит запись преподавателя на титульном листе практической работы следующего содержания: «ЗАЧЕТ» или «НЕЗАЧЕТ».

9.  Практическая  работа, выполненная не полностью или без соблюдения вышеперечисленных требований, к защите не принимается.

10. В случае необходимости выполнить работу над ошибками, о чем свидетельствует следующая запись преподавателя: «Выполнить работу над ошибками».

11. При выполнении отдельных заданий нужно указать учебную литературу, справочники и словари.

12. Каждое задание соответствует теме курса и является контрольно-закрепляющей частью дисциплины.

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И  ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»

                                               

 

                 

ВЫПОЛНИЛ:

                                      студент _____ курса                                                                                                             ____________________

                                                                       ____________________

____________________

                                                                                      ФИО (полностью)

                                                                                             ____________________

                                                                                                                                       шифр

Проверил:___________________

___________________

«______»______________20___

                                                

 

                                                    МОСКВА 2019-2020

 

              

ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ-№-1

ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №-2

Стилистическая норма. Особенности оформления частных деловых бумаг.

1.Стилистическая норма как норма выбора языковых средств, в соответствии с требованиями стиля речи при оформлении частных деловых бумаг.

2. Понятие частных деловых бумаг.

3. Экспрессивно-стилистическая и функционально-стилистическая характеристика слов и словосочетаний при оформлении частных деловых бумаг.

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ

Какой документ нужно составить в следующих ситуациях. Составьте этот документ.

а) При поиске вакансии.

б) Просьба г-на Федотова работать в кафе «Весеннее настроение» барменом.

в) Документ, объясняющий отсутствие работника на рабочем месте.

г) Желание Зайцевой И.Д. перейти в другой отдел с должности продавца на должность кассира.

д) Документ, с помощью которого Иванов может получить товар у поставщика.

е) Документ, удостоверяющий факт получения предоплаты за оборудование

для кабинета.

ж) Проведение собрания работников пищеблока.

з) Документ, который оговаривает условия работы будущего сотрудника

Задание № 2

Составить и оформить документы.

1. Характеристику на работника компании «Грузоперевозки» Смирнова Николая Федоровича, рождения 23.02.1981.проживающего:г.Москва, ул.Строителей 12-134.

2. Заявление о приеме на работу в универсам «Любимые продукты» ООО

«Шоколад».

Требования к выполнению задания:

- практические работы выполняются во время, отведенное для практических занятий согласно расписанию;

- время, отведенное преподавателем для подготовки ответа, составляет не более 10-15 минут;

- готовые варианты ответов студенты обсуждают на занятии совместно с преподавателем, который оценивает правильность выполнения задания согласно шкале оценивания результатов обучения.

ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №-3

ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №-4

ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

«Подготовка публичного выступления» в формате круглого стола

(Практическая работа №-3)

« Условия эффективности публичной речи. Анализ выступлений».

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ (по желанию выступающего) + УСТНОЕ СООБЩЕНИЕ)

Цель проекта - продемонстрировать:

· умение выступать с публичной речью;

· умение владеть подготовленной монологической речью;

· умение соблюдать регламент;

· умение выразительно говорить с учетом критериев коммуникативных качеств речи: правильность, нормативность, логичность, конкретность, доступность, богатство речи, выразительность.

Общие требования к презентации:

· формат презентации - MS PowerPoint;

· первый лист – титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; ФИО докладчика; специальность, курс; год;

· следующим слайдом может быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации;

· в основной части презентации каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим;

· можно использовать разные виды слайдов: с текстами, таблицами, диаграммами, фотографиями, графическими изображениями, видео;

· все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;

· цвет и размер шрифта читаемые (24 (заголовок), 18 (обычный текст));

· лаконичность при максимальной информативности текста - каждый слайд должен содержать минимум текста (одну или две самые необходимые мысли, на которые Вы хотите обратить внимание);

· расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней или справа от неё; желательно форматировать текст по ширине);

· время выступления должно быть соотнесено с количеством слайдов из расчёта, что презентация, включающая 10-15 слайдов, требует для выступления 5-7 минут;

· на завершающем слайде указывается перечень используемых источников; можно ещё раз указать информацию о докладчике и благодарность аудитории за внимание.

Требования к докладу (устному сообщению):

· цель сообщения должна быть сформулирована в начале выступления;

· докладчику во время выступления разрешается держать в руках листок с тезисами свое­го выступления, в который он имеет право заглядывать; зачитывание текста со слайда считается плохим тоном;

· речь докладчика должна быть чёткой, умеренного темпа;

· если в докладе будут использоваться слова, в произношении которых Вы не уверены, обратите на них внимание, посмотрите транскрипцию.

· докладчик должен иметь зрительный контакт с аудиторией.

Руководство к подготовке презентации

Презентация состоит из нескольких частей:

1. вступление (2-3 слайда);

2. основная часть (5-8 слайдов);

3. заключение (1-2 слайда).

Так, вступление включает в себя приветствие, представление ведущего презентации, обозначение цели выступления, перечисление основных вопросов. В основной части презентации выступающий переходит к изложению основной темы презентации, разъясняет выдвинутые положения и приводит примеры, комментирует наглядные средства (графики, диаграммы, таблицы). Заключительная часть: завершение презентации, краткое изложение информации, подведение итогов, выражение благодарности слушателям, предложение задавать вопросы.

Темы выступлений:

    1. Заимствования в современном русском языке.
    2. Городское просторечие.
    3. Проблемы сквернословия в русском языке.
    4. Молодежный жаргон.
    5. Компьютерный жаргон.
    6. Важнейшие словари русского языка.
    7. Речевой этикет: история и современность.
    8. Академическое красноречие.
    9. Взаимоотношения оратора и аудитории.
    10. Типы ораторов.
    11. Внешность оратора (поза, осанка, мимика, одежда)
    12.  Характеристика голоса оратора.
    13.  Язык жестов оратора.
    14.  Скованность и страх перед публичным выступлением и пути их преодоления.

15. Традиции парламентского красноречия в России.

 

ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №-5

ПРИМЕР КЕЙСА ДЛЯ АНАЛИЗА

Кейс-1. В отдел назначают нового молодого руководителя. При этом большинство его подчиненных значительно старше и опытнее. Любые решения и установки молодого начальства сотрудники воспринимают негативо – они полагают, что руководитель недостаточно компетентен. Молодой человек, в свою очередь, понимает, что его подчиненные относятся к нему отрицательно, и хочет изменить такое отношение. Как можно выйти из подобной ситуации?

Требования к выполнению задания:

- практическое задание выполняется во время, отведенное для практических занятий согласно расписанию;

- время, отведенное преподавателем для подготовки ответа, составляет не более 7-10 минут;

- в ходе подготовки студенты должны продемонстрировать знание следующих научных терминов и понятий: спорные ситуации, диспут, дискуссия, спор, а также знать основные стратегии, тактики и приемы выхода из проблемных ситуаций;

- готовые варианты ответов студенты обсуждают на занятии совместно с преподавателем, который оценивает правильность выполнения задания согласно шкале оценивания результатов обучения.

Шкала оценивания результатов обучения студентов на практическом занятии по теме «Моделирование и анализ конкретных проблемных ситуаций. Анализ спорных ситуаций» (кейс-стади)

Преподаватель оценивает:

- активность студента при выполнении задания;

- правильность и полноту выполненного задания;

- активность студентов при аргументации ответа;

-качество выполнения задания;

-скорость выполнения задания (регламент 7-10 мин);

-умение работать в коллективе, принимая совместные решения;

-знание научных терминов и понятий: спорные ситуации, диспут, дискуссия, спор, полемика,  прения, обсуждение темы, дебаты, диспут;

- знание   стратегии,  тактики и приемов  выхода из проблемных ситуаций.

 

                                   ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

по теме«Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка»

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора. Используется для закрепления и контроля   теоретического материала раздела I. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Темы 1. Культура речи и языковая норма.

               Тесты «Норма современного русского литературного языка»

Проверочные тесты 4 варианта

Пример теста.

Вариант 1

Задание 1. Какая характеристика соответствует понятию "культура речи"? Отметьте правильный вариант.

А. Владение нормами современного русского литературного языка в устной и письменной речи.

Б. Умение воздействовать на слушателя.

В. Умение работать с лингвистическими словарями.

Задание 2. Кого считают основателем современного русского литературного языка? Отметьте правильный вариант.

А. А.С.Пушкин

Б. М.И.Ломоносов

В. Н.М.Карамзин

Задание 3. Какое явление характеризует динамику русского языка в конце 20-го столетия? Отметьте правильный вариант.

А. Расширение рамок публичной речи.

Б. Рост объема научной терминологии, связанной с космонавтикой.

В. Изменение пунктуационной нормы.

Задание 4. Какое высказывание соответствует понятию "норма литературного языка"? Отметьте правильный вариант.

А. Норма - это общепринятое, образцовое употребление языковых элементов.

Б. Языковая норма - явление статичное.

В. Современная орфоэпическая норма полностью соответствуют литературному языку 19-го столетия.

Задание 5. Отметьте норму произношения.

А. Ат{е}лье

Б. Ат{э}лье

Требования к выполнению задания:

 - тесты выполняются студентами во время, отведенное для лекционных занятий, согласно расписанию;

- тесты  являются средством контроля и определения уровня знаний по теме «Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка»;

 - время, отведенное преподавателем для подготовки ответов теста, составляет не более 7-10 минут;

- во время выбора варианта ответа тестового задания студент может использовать справочный материал, лингвистические словари;

- готовые варианты ответов студенты отдают преподавателю, который оценивает правильность выполнения задания согласно шкале оценивания результатов обучения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПИСЬМЕННОМУ ОПРОСУ

По теме «Моделирование и анализ конкретных спорных ситуаций»

1.Спор, дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения.

2.Дискуссия как разновидность полемического общения, в процессе которого сталкиваются различные (противоположные) точки зрения.

3.Цели дискуссии. Типы дискуссии в зависимости от целевой установки: императивный, конфронтационный, информационный.

4.Типы дискуссии в зависимости от их конечного результата: результативные; “ничейные”; неопределенные.

5.Требования к формулировке темы дискуссии

6.Культура дискуссии, требования к поведению полемистов.

7.Условия эффективности дискуссии.

8.Владение искусством аргументации.

9.Полемические приемы: опровержение; критика доводов оппонента; сведение тезиса или аругмента к абсурду; атака вопросами и др.

10.Юмор, ирония, сарказм как полемические приемы.

11.Вопросы. Виды вопросов и ответов.

12.Нечестные приемы в поведении полемистов. Позволительные и непозволительные уловки в споре.

13.Взаимодействие монолога и диалога в дискуссионной речи.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ДДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В     ФОРМЕ РЕФЕРАТА  (допуск к зачету)

       Реферат – краткий доклад по теме, представляет собой вид научно-исследовательской деятельности в форме поисковой работы. Выполняется в письменном виде по выбранной теме из тем, предложенных преподавателем. Анализ нескольких источников позволяет изучить материал курса, включая такие возможности как логическое осмысление источника, развитие познавательных способностей, творческого потенциала, умения работать с интернет - ресурсами. Успешное выполнение данного задания является допуском к зачету с оценкой по курсу дисциплины.

Требования к выполнению задания:

- задание выполняется во время, отведенное для самостоятельной работы согласно графику;

- в ходе подготовки студенты должны продемонстрировать знание основных научных терминов и понятий по дисциплине «Русский язык и деловые коммуникации»;

- содержание реферата должно соответствовать требованиям, приведенным в графе «Требования для оформления реферата»;

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

Объем –10 страниц.

Реферат должен включать следующие структурные компоненты: введение, основная часть (исследование темы реферата), выводы и заключение. Каждый структурный компонент должен быть выделен автором и оформлен в соответствии с требованиями оформления. Содержание с обозначением глав и разделов реферата размещается на странице после титульного листа. Тема реферата, краткая аннотация и текст реферата располагаются согласно требованиям (см. «Образец оформления реферата»).

Печатный текст в формате Microsoft Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, междустрочный интервал – 1,5. Выравнивание по ширине. Поля: верхнее – 2 см,  нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 2 см. Все абзацы – 1,25 см. Список литературы: размер шрифта – 12, междустрочный интервал – 1.

Название реферата следует печатать прописными (заглавными) буквами, точку в конце заголовка не ставить, выравнивание – по центру, шрифт – жирный (на русском языке).

Полные сведения об авторе с указанием ФИО, статуса(студент), учебного заведения, факультета, шифра специальности.

Номера страниц и переносы не ставятся.

Оформлять ссылки следует в тексте в квадратных скобках на соответствующий источник из списка литературы [1, с. 252] в конце предложения перед точкой. Использование автоматических постраничных ссылок не допускается. Нумерованный список литературы приводится в конце статьи. Список литературы следует оформлять в алфавитном порядке в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003. В списке должны быть только те источники, на которые есть ссылки в тексте.

Материалы проходят проверку в системе «Антиплагиат», оригинальность текста должна составлять не менее 60%.

Образец оформления титульного листа

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА» (РУТ (МИИТ) РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА                                                         Р Е Ф Е Р А Т                   РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ                   Дисциплина: «Русский язык и деловые коммуникации»                            Кафедра: «Профессиональные коммуникации» Выполнил: студент Смирнов Петр Иванович факультет «Транспортные средства», шифр специальности 1910-ЗСЭ-1234 Проверил: ст.преподаватель Хантурова И.Е. «_______»____________________20______подпись ______________   Москва 2019 г.  

 

 

Образец оформления реферата

 

  [1 пустая строка]  СОДЕРЖАНИЕ – 1 страница…………………………………………..1 РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ  [1 пустая строка] В реферате рассматривается одна из актуальнейших сегодня проблем языкознания – место русского языка в современном мире. Автор прослеживает эволюцию взглядов на проблему языковой иерархии, места национальной культуры и русской традиции. Делается вывод о невозможности разрыва между культурным наследием и национальным языком. [1 пустая строка]  ВВЕДЕНИЕ – 1-2 страницы……………………………………………..2-3 Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст [1]. Текст. Текст. Текст. Текст [2, с. 51]. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст [3, с. 11]. Текст. Текст. Текст [1]. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст [2, с. 60]. [1 пустая строка] ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (Исследовательская) – 4-5 страниц……………..4-8 [1 пустая строка] Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст [1]. Текст. Текст. Текст. Текст [2, с. 51]. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст [3, с. 11]. Текст. Текст. Текст [1]. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст [2, с. 60]. [1 пустая строка]   ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Выводы по теме)- 2 страницы ………………………….9-10 [1 пустая строка] Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст [1]. Текст. Текст. Текст. Текст [2, с. 51]. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст [3, с. 11]. Текст. Текст. Текст [1]. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст [2, с. 60]. [1 пустая строка]   4. ЛИТЕРАТУРА – 1 страница………………………………………….11 Литература 1. Глазьев, С.Ю. Развитие российского языкознания в условиях глобальных технологических сдвигов / С.Ю. Глазьев. – URL: http://spkurdyumov.ru/economy/razvitie-rossijskoj-ekonomiki/. – Дата обращения: 08.01.2018. 2. Панфилова, Т.В. Невеселые размышления по поводу проявлений постмодернизма в нашей жизни / Т.В. Панфилова // Философия и общество. – 2017. – № 1. – С. 48–60. 3. Суматохина, Л.В. М. Горький и писатели Сибири: монография / Л.В. Суматохина. – М.: Инфра-М, 2018. – 237 с.   

 

              Темы рефератов к индивидуальному заданию (допуск к зачету)

Темы рефератов по дисциплине «Русский язык и деловые коммуникации»

1. Русский язык в современном мире.

2. Русский язык и языки других народов.

3. Язык и история народа.

4. Русский язык и история народа.

5. Происхождение языка.

6. Первый литературный язык славян.

7. Язык и культура народа.

8. Литературный язык.

9. Русский язык в Российской Федерации.

10.Русский язык – один из глобальных языков мира.

11.Русский язык как межнацианальное средство общения.

12.Русский язык – межгосударственный язык мира.

13.Русский язык как мировой язык планеты.

14.Культура речи.

15.Нормы русского языка.

16.Проблемы экологии языка.

17. Русская литература как форма существования русского языка.

18. Роль М.В. Ломоносова в развитии русского языка.

19. Роль А.С. Пушкина в становлении русского литературного языка.

20. Проблемы развития и распространения русского языка.

21.Формы существования русского языка.

22.Функциональные стили и их особенности.

23. О красоте и богатстве русского языка.

24.Русский язык в контексте других языков мира.

25.Проблемы существования русского языка.

26. Понятие о литературном языке и языковой норме.

27. Словари русского языка.

28. Известные люди о русском языке.

29. Великое русское слово.

30.Русский язык – язык великой культуры.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ С ОЦЕНКОЙ

1.Общие сведения о языке.

2.Основные понятия: язык, речь, речевая деятельность, культура речи, культура профессионального общения.

3. Язык как знаковая система передачи информации.

4. Основные функции языка.

5. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Устная и письменная формы речи, диалогическая и монологическая речь.

6.Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи.

7.Орфоэпическая норма. Нормы ударения.

8.Грамматическая норма

9.Орфографическая и пунктуационная нормы

10.Принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Вариативность постановки знаков препинания.

11.Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

12.Справочники по орфографии и пунктуации.

13.Система функциональных стилей современного русского языка.

14.Официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный, разговорно-обиходный.

15.Взаимодействие функциональных стилей.

16. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

17. Языковые черты официально-делового стиля

18. Общие правила составления и оформления деловых документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

19.Понятие делового документа и его композиционно-языковые особенности. 

20.Требования к составлению и оформлению документов.

21.Язык и стиль распорядительных, инструктивно-методических документов.

22.Классификация документов по характеру (служебные, частные) и по назначению (организационно-распорядительные, информационно-справочные).

23.Частные деловые документы: заявление, доверенность, расписка, объяснительная, характеристика, автобиография, резюме.

24.Деловая переписка. Виды писем. Композиция и правила оформления делового письма. Логика изложения. Языковые формулы делового письма. Речевой этикет делового письма.

25.Язык и стиль деловой беседы.

26.Деловая беседа, деловой телефонный разговор как наиболее распространенные виды общения в официальной сфере.

27. Правила создания и оформления учебно-научного текста. Доклад, реферат, курсовая работа как учебно-научные жанры. Их обязательные структурно-композиционные элементы.

29.Особенность устной публичной речи, ее риторические приёмы и принципы построения. Средства структурирования текста.

30.Коммуникативные качества речи.

31. Спор, дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения.

ПРИМЕР ЗАЧЁТНОГО БИЛЕТА

I. Теоретический вопрос

II. Практический вопрос.

Задание 1. Речевая деятельность. Понятие, структура, виды

Задание 2. Составить и оформить документы.

- Резюме.

- Заявление о приеме на работу в Диспетчерский Центр ОАО РЖД на должность диспетчера.

 Шкала оценивания результатов обучения            

  Зачет по дисциплине оценивается по пятибалльной шкале, выставляется в зачетную ведомость следующими оценками: «отлично»,  «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Категория оценки записывается словами, не цифрами (5,4,3,2).                      

При оценке ответов на зачёте (с оценкой) должны учитываться два главных параметра: качественный и временной (это значит, если за отведённое время выполнено только 50% задания, зачёт (с оценкой) следует оценить как неудовлетворительный).

 Временной критерий: 0,25 часа на 1 студента.                

Качественный критерий:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если при устном ответе он дает полный и конкретный ответ на вопрос, обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно

составленные, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм современного русского литературного языка;

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки "отлично", но допускает 2-3 ошибки, которые сам же исправляет, и 2-3 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал

непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого материала.

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

 

 

          

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»

для студентов I КУРСА

технических специальностей и направлений подготовки

КВАЛИФИКАЦИЯ: инженер путей сообщения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

                 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

Русский язык и деловые коммуникации  вводятся в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения в высших специальных учебных заведениях в качестве инвариантной дисциплины цикла ОГСЭ - «Общие гуманитарные и соци­ально-экономические дисциплины».

Практическая работа ориентирована на достижение следующих целей:

· Воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к русской культуре;

- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

-осознание национального своеобразия русского языка;

- овладение культурой межнационального общения.

· Развивающие:

-дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

- развитие готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

- развитие навыков самоорганизации и саморазвития;

- развитие информационных умений и навыков;

- развитие познавательных и исследовательских навыков;

-развитие навыка владения устной и письменной формами русского языка и использования при деловых коммуникациях.

· Освоение знаниями:

- создание у студентов целостного представления о системе русского языка;

-создание у студентов целостного представления о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении;

- создание у студентов целостного представления о языковой норме и ее разновидностях;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.18 с.)