Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность парков культуры и отдыха

Поиск

 

Парк культуры и отдыха – природный и культурно-просветительский комплекс, который по размерам, размещению в плане населенного пункта и экологическим характеристикам позволяет обеспечивать наилучшие условия для отдыха населения и проведения просветительских, культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации игр и развлечений, создание условий для занятий художественным любительским творчеством.

В современном городе парк - это самое демократичное и самое экологически чистое учреждение культуры и досуга.

Например, в городе Уфе действуют 5 муниципальных, 2 частных парков культуры и отдыха и 1 Сад культуры и отдыха: МУП «Центральный парк культуры и отдыха имени Мажита Гафури», МУП Парк культуры и отдыха Демского района, МУП Парк культуры и отдыха нефтехимиков, МУП Парк культуры и отдыха «Первомайский», МУП Парк культуры и отдыха «Кашкадан», ООО Парки культуры и отдыха имени И. Якутова и «Волшебный мир», МУП Сад культуры и отдыха имени С.Т. Аксакова. Общая площадь муниципальных парков 158 га[[12]].

В настоящее время парки культуры и отдыха находятся на первом месте по посещаемости среди учреждений культуры. Немалую роль здесь играет бесплатный открытый вход и сравнительно небольшая плата за пользование аттракционами. Также, необходимо учитывать, что посетителям парка предлагаются бесплатные концерты творческих коллективов (художественной самодеятельности и профессиональных артистов), конкурсные и игровые программы для всех возрастных категорий, организация различных праздников, зрелищ, мероприятий и народных гуляний с вручением призов, организация кружков, спортивных секций, предоставление спортивных площадок и т. д., оплачиваемых за счет средств парка.

Средства, зарабатываемые парками в весенне-летний период, идут на оплату труда работников парка, оплату коммунальных услуг, налогов, проведение культурно-массовой работы.

Экономические преобразования не нашли своевременного отражения в хозяйственно-правовом механизме деятельности парков, а лишь обнажили и усилили главные проблемы (налогообложения, финансирования, социального предназначения, взаимоотношения с государственными и муниципальными органами).

Совершенствование финансовой политики парков требует соответствующей нормативно-правовой базы. Вопрос о статусе стал принципиальным, определяющим меру государственной поддержки.

Крайне необходимо сохранить муниципальные источники финансирования расходов на текущее содержание парков: охрану, озеленение и благоустройство природных комплексов и объектов, оплату коммунальных услуг, приобретение аттракционов и механизированных транспортных средств, проведение социальных «открытых» программ для детей, молодежи и пожилых людей. Необходима разработка социально-культурного заказа администрациями города и районов, что позволит паркам содержать укомплектованный штат культпросветработников в течение года и использовать выделенные средства не только на организацию праздников, но и на развитие материально-технической базы. А также позволит упорядочить бухгалтерский и налоговый учет бюджетных средств.

Парки - общегосударственная экологическая и культурная ценность, это «легкие» городов, центры рекреации и культуры, объединяющие интересы государства и населения. Необходимо открытие таких зон в Ленинском районе города.

Парки имеют общие проблемы и направления деятельности, определяемые современными тенденциями развития общества:

- экологизацией общественного сознания, дефицитом общения с природой, экологическими кризисами. Возрастает ценность парков, как общедоступных природных территорий с рекреативной зоной. Природный комплекс парков (земля, зеленая зона) находится сегодня в катастрофическом состоянии и этому необходимо уделить особое внимание.

- Демократизацией культурной политики. Программы, разрабатываемые непосредственно в парках, предоставляют возможность для организованного массового отдыха и развлечений, культурно — игровой активности населения.

- Социальным расслоением общества. Потенциально все население, является контингентом парка, в том числе социально не защищенные группы: дети, молодежь, пенсионеры, безработные и т. д. Парки становятся одним из базовых досуговых объектов, где проводятся социальные (открытые) программы и акции.

- Реформированием экономики и системы государственного управления.

В целях защиты и приумножения природных и культурных ресурсов общества необходима выработка государственной стратегии поддержки парков:

- защита и восстановление природной среды парков;

- инновационно-техническое оснащение;

- развитие парков, как открытых социально-культурных организаций.

В Стратегии развития отдельных социально-экономических и хозяйственных комплексов Волгограда на период до 2025 года указывается, что в современных условиях роль парков как традиционного демократического места массового отдыха будет возрастать. Для многих жителей города отдых в парках становится зачастую единственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие в массовых развлечениях. Для улучшения деятельности парков культуры и отдыха необходимо провести, поэтапную модернизацию устаревшего паркового хозяйства, оснащение их современной аттракционной техникой, подключение всех инженерных сетей к коммуникациям. В новых условиях следует пересмотреть традиционные направления деятельности парков, в частности усилить ориентацию на удовлетворение культурных потребностей детей и посетителей старших возрастов. Целесообразно организовать детские летние лагеря на базе массовых парков, активнее проводить работу по эстетическому воспитанию, техническому творчеству молодежи, обеспечить условия для занятий физкультурой и спортом, создавать на территории парков физкультурно-оздоровительные комплексы круглосуточного пользования, развивать новые ландшафтно-художественные зоны, формировать парковый ландшафт как музей окультуренной природы, проводить регулярно на базе парков разнообразные мероприятия национально-культурного характера, развивать специализированную деятельность парков, направленную на пропаганду народного творчества и фольклора, любительского движения и др.

Повышение общего культурного уровня жителей города Волгограда, возрождение интереса к культурным формам организации досуга предполагает решение следующих задач:

1. Разработка и осуществление комплекса мер по сохранению социально-этнического облика города как национального, исторического, культурного и политического субъекта РФ.

2. Разработка концепции и создание общегородской системы эстетического воспитания населения, в первую очередь, детей и подростков.

3. Обеспечение адресной направленности работы учреждений культуры, переход от массовых к индивидуальным формам с учетом изменившихся условий жизни населения и приоритетов.

4. Осуществление протекционистской политики по отношению к государственным культурно-досуговым учреждениям, создание благоприятных условий для адаптации в новой социально-экономической обстановке, обеспечение льгот и преимуществ для коммерческих организаций, работающих в этой сфере.

 Обеспечение доступности культурных благ для жителей Волгограда, предполагает решение следующих задач:

1. Повышение территориальной доступности культурных благ для жителей города, приближение культурных услуг к месту их потребления за счет более рационального размещения сети учреждений культуры, а также выездной и гастрольной деятельности.

2. Обеспечение финансовой доступности культуры для всех категорий населения.

3. Развитие информационной деятельности – внедрение современной рекламы, маркетинга, представляющих собой эффективные инструменты расширения аудитории.

4. Обеспечение художественно-эстетической доступности, заключающейся в соответствующей подготовке человека к восприятию духовных ценностей, формировании у него культурных потребностей.

5. Обеспечение этнокультурной доступности, т.е. предоставление равных возможностей беспрепятственного освоения, развития национальных культур.

6. Обеспечение исторической доступности духовных благ, сохранение культурного наследия, исторического ландшафта и среды города.

7. Привлечение дополнительных материально-финансовых ресурсов в сферу культуры, в том числе использование в работе достижений научно-технического прогресса, средств коммерческих структур и других внебюджетных средств.

8. Сохранение и развитие сети муниципальных учреждений культуры, поддержка государственных и частных учреждений культуры.

Согласно Методическим указаниям Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов (приложение № 9 «Примерное положение о муниципальном парке культуры и отдыха муниципального района»), муниципальный Парк культуры и отдыха (далее – Парк) является муниципальным учреждением культуры, основная деятельность которого направлена на оказание населению разносторонних услуг в сфере культуры и досуга.

Парк как муниципальное учреждение культуры создается для достижения целей:

1. формирования благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения духовных и эстетических запросов населения, культурного досуга и отдыха, укрепления здоровья жителей района, развития их социальной и творческой активности;

2. обеспечения территориальной целостности природного комплекса как естественного градостроительного рубежа, создающего психологически и экологически комфортное пространство для жителей прилегающих районов, сбережения и восстановления природных экосистем, растительного и животного мира;

3. сохранения и реконструкции садово-парковой среды, лесопарковых угодий, реставрации памятников истории, совершенствования ландшафтной архитектуры.

Парк осуществляет следующие виды деятельности:

- создание художественных программ, включающих проведение массовых праздников, театрализованных представлений, народных гуляний, музыкальных, литературных и танцевальных салонов, направленных на популяризацию лучших достижений мировой и отечественной культуры;

- организация фестивалей искусств, концертов, театров малых форм с привлечением гастрольно-концертных групп профессиональных и самодеятельных коллективов, встреч с представителями средств массовой информации, специалистами права, здравоохранения, экологии, международных отношений;

- использование игровых подвижных форм общения людей с природой, искусством на основе старинных российских традиций;

- устройство районных, областных, российских и международных тематических выставок;

- сооружение театрально-зрелищных, досуговых, развлекательных и других объектов культурно-массового назначения;

- организация клубов, кружков и секций, творческих объединений и художественных коллективов;

- проведение спортивных праздников, кроссов, эстафет, соревнований для вовлечения населения, молодежи и подростков в массовые занятия физкультурой и спортом;

- создание физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых объектов (бильярдный зал, теннисные корты, спортивные секции на самоокупаемости);

- предоставление разнообразных платных услуг, связанных со сферой культуры, отдыха и спорта;

- издание информационно-рекламных материалов об опыте и методологии работы Парка, каталогов и буклетов, пропагандирующих культуру и искусство;

- изготовление копий звукозаписей, фонограмм концертов, спектаклей, музыкальных произведений из фонотеки Парка;

- пропаганда природоохранных, историко-культурных и краеведческих знаний;

- проведение организационно-технических мероприятий по снижению действующих на природный комплекс отрицательных антропогенных факторов;

- осуществление действий, направленных на сохранение и восстановление конкретных природных сообществ, увеличение разнообразия местных видов растений.

Парк может вести и иную, не противоречащую законодательству Российской Федерации и принципам охраны природы деятельность, предусмотренную его уставом и направленную на повышение качества обслуживания посетителей (создание платных стоянок автотранспорта, организация точек питания, сувенирной, книжной торговли и т.п.).


Заключение

 

В ходе работы над темой курсового исследования автор пришел к следующим выводам:

1. социально-культурные институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). В самом широком смысле оно распространяется на сферы общественной и социально-культурной практики, а также относится любому из многочисленных субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.

2. В современной литературе существуют различные подходы к построению типологии социально-культурных институтов. Проблема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого назначения, характера и содержания их деятельности выбрать правильный критерий для их классификации.

3. Любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон – внешней (статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.

4. Каждый из социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее характерную для него содержательную функцию, направленную на удовлетворение тех социально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.

5. В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера, стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие и коммерческие возможности. С другой — для этой группы субъектов вполне естественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.

6. Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.

7. Национальные парки играют особую роль в системе охраняемых природных территорий общероссийского значения. В отличие от заповедников они наделены не только природоохранной, но и рекреационной функцией, так как располагают природными и историко-культурными ресурсами. Подобная "двойственность" накладывает определенные ограничения на условия отдыха в национальных парках, способствует развитию экотуризма. Для жителей Европы и Америки отдых в национальных парках является одним из самых популярных. В России туристы пока мало представляют, чем экотуризм отличается от обычного отдыха на природе. Период становления национальных парков в России настолько мал, что лишь единицы могут похвастаться разнообразием познавательных маршрутов; в ряде парков сфера обслуживания туристов, в том числе информационного, до сих пор находится в стадии формирования.

8. Просветительская деятельность национальных природных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национальных природных парков в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний.

9. Просветительская, научно-исследовательская и рекреационная деятельность в природном парке направлена на повышение уровня экологического образования и воспитания населения, сбор и максимально эффективное использование информации о природном парке, его культурных и историко-культурных объектах, процессах и явлениях, происходящих в его экосистемах. Для этих целей проводится работа по созданию и обустройству экологических экскурсионных троп и маршрутов, центра посещения, организация и проведение экскурсий, выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, освещение деятельности природного парка в средствах массовой информации, разработка и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, оценка и прогноз экологической обстановки в регионе.

10. Парк культуры и отдыха – природный и культурно-просветительский комплекс, который по размерам, размещению в плане населенного пункта и экологическим характеристикам позволяет обеспечивать наилучшие условия для отдыха населения и проведения просветительских, культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации игр и развлечений, создание условий для занятий художественным любительским творчеством.

11. В настоящее время парки культуры и отдыха находятся на первом месте по посещаемости среди учреждений культуры. Немалую роль здесь играет бесплатный открытый вход и сравнительно небольшая плата за пользование аттракционами.

12. Крайне необходимо сохранить муниципальные источники финансирования расходов на текущее содержание парков: охрану, озеленение и благоустройство природных комплексов и объектов, оплату коммунальных услуг, приобретение аттракционов и механизированных транспортных средств, проведение социальных «открытых» программ для детей, молодежи и пожилых людей. Необходима разработка социально-культурного заказа администрациями города и районов, что позволит паркам содержать укомплектованный штат культпросветработников в течение года и использовать выделенные средства не только на организацию праздников, но и на развитие материально-технической базы. А также позволит упорядочить бухгалтерский и налоговый учет бюджетных средств.

13. В новых условиях следует пересмотреть традиционные направления деятельности парков, в частности усилить ориентацию на удовлетворение культурных потребностей детей и посетителей старших возрастов. Целесообразно организовать детские летние лагеря на базе массовых парков, активнее проводить работу по эстетическому воспитанию, техническому творчеству молодежи, обеспечить условия для занятий физкультурой и спортом, создавать на территории парков физкультурно-оздоровительные комплексы круглосуточного пользования, развивать новые ландшафтно-художественные зоны, формировать парковый ландшафт как музей окультуренной природы, проводить регулярно на базе парков разнообразные мероприятия национально-культурного характера, развивать специализированную деятельность парков, направленную на пропаганду народного творчества и фольклора, любительского движения и др.

Таким образом, автор считает, что поставленные задачи выполнены и цель курсовой работы достигнута.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.180 (0.014 с.)