Начало второго действия. Офелия и Полоний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало второго действия. Офелия и Полоний



У Офелии целиком звучит вопрос: «Что сделал со мной Гамлет?» а не ответ Полонию.

Встреча Офелии с Гамлетом была только что? — Да. В чем стихийность, острота линии Полония? Он выжигает из Офелии, торопит. Он чувствует первые результаты своего приказа. Трагизм сцены в том, что Полоний как бы высасывает сведения, чтобы потом принести их королю, то есть отдать на поругание и издевательство. В этой сцене Полоний получает огромный заряд на все следующее действие. И все дальнейшее, что Полоний заставляет делать Офелию, она делает в полной чистоте, совершенно веря отцу.

Когда вбежала Офелия, Полоний не испугался, л, скорее, вздрогнул, как сыщик, как ждущий результатов своего приказа. Полонию: искать жадность выпытывания. «Вот истинно безумие любви!» нет ли под этими словами какой-то грандиозной «точки»? Стихийной радости от подтверждения своих догадок? Трагичность сцены в сопоставлении: чистоты Офелии и чисто полицейского поведения Полония.

Третье действие

А. И. Ч с б а н. Мне кажется, что вся работа, все вопросы к образу по поводу нового места роли будут острее, если вспомнить предыдущую линию.

М. А. Чехов. Напоминать линию короля в предыдущих сценах. В начале третьего акта очень важно, что король первый раз сам в роли сыщика.

Розенкранцу: загляните в безликость. Его самого нет, он всем «соответствует», во всех «как бы ныряет». Существует лишь как тень. Король относится к Розенкранцу и Гильденштерну как к пешкам. Он пребывает на троне. Какая в такие моменты королева? Очень значительно должна звучать фраза: «Он вас просил прослушать представленье». Искать в линии короля резких переходов из мрака к полному (кажущемуся) благополучию и снова к мраку. Есть у короля какая-то «близорукость».

 

ПРОТОКОЛ № 12

14 октября 1923г.

 

М. А. Чехов. Если не делать хотя бы одного из упражнений очень настойчиво, упражнения не принесут никаких результатов.

Упражнения.

1. «Игра в мяч» под музыку.

2. Слушание длинного ряда повышающихся аккордов, причем нужно искать, какой жизненный тонус, какая походка соответствуют данному аккорду. По знаку делается точка. Тонус, зафиксированный последней точкой, предлагается хранить возможно дольше во время репетиции. В дальнейшем стремиться достичь того, чтобы тело утомлялось возможно меньше.

М. А. Дурасова. Мне кажется, что именно аккорды, вроде тех, что были только что, очень помогут в сцене безумия Офелии, в ее песенках.

И. Н. Б е р с е н е в. Как выправляется неполнота видения актере-

кого образа?

Ответ. Режиссеры должны следить за этим, постоянно останавливая актера, задавая ему наводящие вопросы.

Перед репетицией М. А. Чехов предлагает всем режиссерски увидеть образ всего спектакля «Гамлет», затем предлагается увидеть свой образ (роль) по всей пьесе.

 

«Мышеловка»

Гамлету оценить: 1. последний приказ на поле битвы и а. стремление к Горацио как к другу.

Горацио: хочет проверить сам, виновен ли Клавдий. В тяжелый и страшный час поддерживает Гамлета. Особенно жутко начинает чувствоваться «событие во дворце».

С. В. Азанчсвский. Очень беспокоит меня отсутствие «отношения Горацио к Гамлету», так сказать, «глаз Горацио на Гамлета».

А. И. Ч е б а н. Помогайте себе так: старайтесь подслушать это отношение как звучание души Горацио, как музыку, как струны, резонирующие на Гамлета. Горацио стихийно не может не быть с Гамлетом. Момент «Марша» это момент схождения двух враждебных армий. Сейчас последует бой. Фраза: «Что актеры, готовы?» – имеет значение боевого приказа. Нет ли сейчас в самочувствии королевы по отношению к Гамлету: «Прими меня и короля, вместе!»? Общее зерно: никому не весело, все предчувствуют. Все должны выяснить свое отношение к сцене Гамлета и Офелии.

Линия королевы: 1. стихийная устремленность устроить, привести все к благополучию, ч. предчувствие, непонимание, безвольность, потерянность.

Для чего написана сцена Офелии и Гамлета — по сквозному действию? Гамлет ищет поддержки, и Офелия бессознательно помогает ему. У Офелии здесь стихия высшей любви к Гамлету, она как бы благословляет его на бой, на тот путь, на который его послал Дух. Здесь у Офелии по отношению к Гамлету есть стихия материнства: Офелия бережет, охраняет Гамлета, все прощает ему. Все чувствуют значительность этой сцены. У всех ожидание непостижимого, ужасаемого, сверхневероятного от Гамлета. Каждое его движение имеет огромное значение оттого, что под этим движением. Острота ставки Гамлета выясняется уже в начале, в разговоре с Горацио.

Актеры несут Свет.

Пролог врывается как луч солнца во мрак общего состояния. Архангельская труба; какая-то чудесная дисгармония. У актеров есть элемент «купания в Свете»; серебряное звучание; обаятельность, заразительность.

Как все присутствующие слушают представление?

У актеров радость самодовлеющей игры, игры божественной, очищающей. Каждое малейшее проявление--жест, слово вес приятно, все наполняет эстетической радостью. Они — романтики. Хотелось бы, чтобы в этой романтике были крупные, глубокие •задачи. Актеры должны пользоваться всем диапазоном актерской выразительности.

Король бежит с представления, как крыса, бежит, гонимый совестью.

После «Мышеловки» Гамлет безудержен, стихийное несение вверх, вниз, всюду.

Разговор с Полонием - разговор с периферией короля. Разговаривая с Полонием, Гамлет исследует через него состояние короля. Кроме того, Гамлет «собирает материал», останавливается на мгновение, прежде чем ринуться действовать.

Сцена молитвы короля

Искать стихийность. Король не осознает до конца своей вины – молится только от животной боли, страшной, дьявольской муки' Монолог состоит из двух попыток подобраться, подняться к небу и падений снова, еще глубже, еще больнее на землю. Король бьется между небом и землей. «Спасите, ангелы» вырывается как вопль.

«Слова на небе, мысли на земле» - все в короле застыло, оцепенело, как глыба.

Это единственная и последняя возможность у короля прорваться к небу, и после того, как это не удалось, наступает окончательное оцепенение.

Королева рисуется очень меняющейся; в ней как бы проходит стихия Гамлета.

 

ПРОТОКОЛ № 13

6 октября 1923 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.008 с.)