Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы формирования голоса (первичное вызывание сильного, звонкого, продолжительного фонирования).
Формирование артикуляционного праксиса Этот этап работы необходим для детей с дизартриями, у которых отмечаются замены, пропуски звуков и нарушения в слоговом составе слов. Расстройства артикуляционного праксиса мы констатировали у детей, которые были способны к выполнению ряда губных и язычных движений, необходимых для произнесения желаемого звука, однако делали вместо них другие, более удобные, но совершенно неправильные (по месту артикуляции и способу образования), что полностью заменяло звук. Частичную артикуляционную апраксию, то есть неумение воспроизвести звук, мы рассматриваем как затруднение в формировании звукоречедвигательной связи при потенциальной возможности осуществить нужное движение, несмотря па наличие спастического пареза, гиперкинеза и атаксии. Частичная артикуляционная апраксия согласных у детей с дизартриями проявлялась при произнесении любой группы звуков — губных, губно-зубных, переднеязычных, задненёбных. Артикуляционная апраксия места образования звука (замена смычных звуков по месту образования) наблюдалась так же часто, как и артикуляционная апраксия звука по способу образования (замена щелевого звука смычным). Артикуляционная апраксия гласных у детей с анартриями чаще распространялась на все звуки, кроме а и э. На первом этапе при формировании артикуляционного праксиса, то есть при постановке звуков, следует обратить внимание ребенка на ошибки в произнесении звуков. С этой целью специально нужно подобрать слова-паронимы с разницей в одну фонему — ту самую, которую он заменял, чтобы ребенок на множестве примеров убедился, как может меняться смысл, значение слова, если не сказать точно нужный звук в слове. Ребенку надо внушить необходимость исправления дефектов произношения и показать реальные пути к такому исправлению. На этом этапе логопед создает «установку на языковое творчество» (Д. Н. Узнадзе). На втором этапе больного обучают приводить язык или губы в нужное положение, при котором можно произнести требуемый звук. При этом обращают внимание на формирование артикуляционных позиций, которые всегда нужны Для реализации согласных звуков: 1) губное и губо-зубное смыкание; 2) дорсальную позицию — призубное смыкание с упором кончика языка и передней части языка на нижние зубы; 3) вакууминальную позицию; 4) оттягивание загнутого языка и задненёбное смыкание; 5) альвеолярную позицию; 6) лабиализацию; 7) палатальность.
При постановке звука у больного с дизартрией не нужно обращать внимание на симптомы пареза, нарушения тонуса, гиперкинезов в речевых мышцах, а следует сосредоточиться только на артикуляционных возможностях ребенка и выработке нужной позиции языка и губ. Воспитание у ребенка нового артикуляционного ощущения проводится на фоне занятий лечебной логопедической физкультурой, описанной выше. Одновременно больной получает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, направленное на нормализацию мышечного обмена и проводимости импульсов в нервном волокне (АТФ, витамин В12, аппликации озокерита на челюстно-височную и шейно-воротниковую зоны). Новое артикуляционное положение нередко удавалось выработать уже на 3 — 4-е занятие. В дальнейшем следует осуществлять автоматизацию этого положения, как обычно при дислалиях. Ребенок с дизартрией все равно не может произнести звук в нормированном фонетическом оформлении вследствие своих речедвигательных нарушений. Поэтому достаточно, если этот звук будет понятен слушающим и отождествлен с необходимой фонемой. Этапы формирования голоса (первичное вызывание сильного, звонкого, продолжительного фонирования). I этап — лечебная логопедическая физкультура. В зависимости от типа дефекта речевого аппарата применяются различные приемы массажа, пассивной и активной гимнастики, описанные выше. При вызывании голоса большее внимание уделяется нормализации позиции головы, расслаблению мышц верхнего плечевого пояса. Мы полностью разделяем точку зрения английских логотерадевтов (Косе, Martou, Tpunn, 1965) о том, что «голову ребенка с церебральным параличом надо вертеть, как мяч (так как это помогает расслаблению шейно-гортанных мышц) сначала по часовой, а потом против часовой стрелки». Это в основном касается детей со спастико-ригидным и атетоидным (гиперкинетическим) синдромами. После соответствующих, дифференцированных приемов ЛФК проводится гимнастика языка с преодолением сопротивления:
1) ребенку предлагается максимально вытянуть язык, если он не может сделать это самостоятельно, логопед помогает ему. Затем ребенок пытается втянуть язык внутрь, а логопед легкими рывками вытягивает его. Это ритмичное Движение включает в работу нёбно-глоточные и даже гортанные мышцы, необходимые для будущего акта фонирования; 2) открывание рта с преодолением сопротивления (логопед держит руку под челюстью ребенка). Это упражнение также включает в деятельность подъязычные и гортанные мышцы; 3) запрокидывание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку под затылком ребенка) и опускание головы вниз с преодолением сопротивления (логопед держит руку на лбу ребенка). Эти упражнения возможны также для подъязычных и гортанных мышц. Их не следует повторять более 8—10 мин. Цель упражнения — включить в движение невидимые нёбно-гортанно-глоточные мышцы, повысить активность этих мышц. Дыхательная гимнастика. Цель изометрической, статической дыхательной гимнастики — добиться непроизвольного максимального выдоха с наибольшим спадом дыхательных мышц, непроизвольного включения надгортанника, вызывая усиленный носовой выдох. Произвольные дыхательные упражнения большинству детей приносят мало пользы, пока они сами не смогут почувствовать свободное поднятие и опускание грудной клетки. У детей с врожденными церебральными параличами отмечается снижение кинестетического чувства дыхательных движений. У них также нарушена центральная регуляция. Поэтому следует пытаться вызвать выдох непроизвольно. Достигается это следующими упражнениями. 1. Логопед надавливает на плечи сидящему ребенку и предлагает ему подняться; ребенок, пытаясь сделать это, сильно упирается ногами в пол, выпрямляет спину, останавливает дыхание, однако логопед, давя ему на плечи, все-таки дает подняться и просит расслабиться. В это время ребенок непроизвольно делает глубокий облегченный выдох. Такое упражнение повторяют не менее 5 раз, до получения контролируемого выдоха. Незаметно для себя ребенок уже и вдох делает гораздо глубже, чем вначале. Постепенно он учится контролировать свой вдох и выдох. 2. Логопед легко надавливает сидящему ребенку на спину и предлагает ему опрокинуться навзничь на руки логопеда. Как и в предыдущем упражнении, ребенок вынужден сильно напрячь мышцы живота, конечностей, межреберные мышцы и задержать вдох, а в это время логопед разрешает ему расслабиться. И опять ребенок непроизвольно делает глубокий выдох, который после ряда попыток он повторяет уже сознательно. В определенный момент ребенку предлагают очень осторожно повторить вслед за логопедом озвученный выдох — короткое, но слышимое фонаторное усилие. Затем логопед на несколько минут (до 2 мин) закрепляет полученный звук, который напоминает стон. После этого переходят к динамической дыхательно-голосовой гимнастике, заключающейся в активно-пассивных упражнениях с отягощениями. Логопед производит пассивное надавливание на живот, бока и спину, добиваясь глубокого выдоха. Упражнения делают в положении ребенка сидя и лежа, в зависимости от его состояния и возможностей. Логопед вкладывает ребенку в руку предмет (учитывая его возраст) небольшого веса (200—400 г) и предлагает ему выполнить то или иное упражнение. При этом логопед удерживает предмет, затрудняя ребенку выполнение упражнения. При динамических дыхательных упражнениях в акте дыхания принимают участие вспомогательные дыхательные мышцы. Обязательна полная согласованность темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. Вдох производится одновременно с выпрямлением туловища, подниманием рук вверх, в стороны, отведением их назад, то есть в момент, когда происходит непроизвольное расширение грудной клетки; выдох производится при движениях, связанных со спадением грудной клетки, в момент опускания рук вниз, а также при сгибании туловища вперед, подтягивании ног к животу. При атактическом гиперкинезе, грубой асинхронности дыхания, фонации и артикуляции, когда особенно часто снижена управляемость дыхательными и голосовыми реакциями, выполнение такого комплекса упражнений на первом же занятии давало навыки произвольной Регуляции вдоха и выдоха. Продолжительность первого этапа занятий — 20—40 мин.
II этап — вокальные упражнения. Как только ребенок почувствует, что может сделать голосовое усилие, Нужно переходить к произвольным голосовым упражнениям, выполняемым по методу самонастройки голосового аппарата вслед за логопедом. Ребенку предлагается «найти свой голос». Обычно через 2 мин дети могут «найти» сильный, звонкий голос. Далее следует побуждать его делать модуляционные переходы: «играть голосом». В это время можно производить легкие ритмичные вибрирующие движения в области гортани, вибрацию шеи, груди, живота, спины, рук. Эти движения способствуют непроизвольной модуляции и удлинению периода фонирования. Вокальные упражнения ребенок делает сначала вместе с логопедом, потом вместе с другим ребенком, а затем уже самостоятельно (после того как у него сформировалась потребность в голосовой активности). III этап — слоговые упражнения в песенном ритме. Ребенку предлагается спеть какой-нибудь легкий мотив одними и теми же слогами типа ma-ma-ma, ma-ma-ma, ma-ma-ma и т. п. Основная цель этого этапа — автоматизировать сильный голос, модуляционные оттенки в управляемом речевом потоке. Методы работы на этом этапе ближе к логоритмическим, чем к чисто логопедическим. IV этап — нормализация просодики. У детей старше 8—9 лет с дизартриями трудно выработать новые автоматизированные навыки темпа, ритма, мелодичности, интонированности. Удается лишь добиться улучшения просодики на выученном материале и под контролем логопеда, но самостоятельно дети употребляют привычные для них формы акустической организации речи. Однако формирование просодической системы речи стоит проводить в тех случаях, когда ребенок, несмотря на достаточные потенциальные возможности, говорит очень неразборчиво.
При формировании просодики уделяется внимание следующим разделам: 1) тренировка слухового внимания на особенностях темпа, ритма, ударности, паузах, модуляций, слов, фразовой речи; 2) обучение восприятию ритма в музыке и стихах; 3) формирование управления ритмом, темпом, модуляциями, интонациями при воспроизведении слов, фразовой речи; 4) развитие умения петь и произносить стихи с движениями на занятиях логоритмикой.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.96 (0.009 с.) |