1. Определенно-личные (в таких предложениях нет подлежащего, но вместо него можно подставить Я,МЫ,ТЫ,ВЫ) Хожу по городу, ничего не замечаю.
2. Неопределенно-личные (нет подлежащего, но вместо него можно подставить ОНИ)
Ходят тут, смотрят.
3. Обобщенно-личные (нет подлежащего. Как правило, это пословицы и поговорки)
Цыплят по осени считают.
4. Безличные предложения в них нет подлежащего, нельзя ничего подставить, действие совершается непонятно кем)
- явления природы. Вечереет. Смеркается.
- состояние человека. Мне грустно. Мне тошно.
- отсутствие чего-либо. НЕТ, НЕ БЫЛО, НЕ БУДЕТ, не осталось, не хватило На небе нет ни облачка. У него не было сил сражаться.
- инфинитив. Нужно много заниматься. Всем молчать. Быть грозе.
- краткое страдательное причастие. Об этом много сказано.
5. Назывные предложения (в них отсутствует сказуемое). Ночь. Улица. Фонарь.
Односоставные предложения могут входить в состав сложного предложения.
[Ночь], и [всем стало так спокойно].
Полные и неполные предложения
Неполные предложения – это такие предложения, в которых может быть пропущен любой член предложения. Его, как правило, можно восстановить из контекста.
Отличие между неполными и односоставными заключается в том, что односоставные не требуют восстановления.
Я люблю яблоки. Он - апельсины. (неполное)
Простое осложненное предложение
Простое предложение - предложение с 1 грамматической основой.
Осложненное простое предложение - это предложение, в составе которого есть:
• однородные члены предложения.
• обособленные определения или приложения, дополнения, обстоятельства.
• вводные конструкции
• вставные конструкции
• слова-обращения
• уточнение
• сравнительный оборот
Сложное предложение
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – предложения с 2 или более грамматическими основами.
Сложне предложения делятся на:
Сложносочиненные предложения (ССП)
Сложноподчиненные предложения (СПП)
Сложные бессоюзные предложения (БСП)
ССП (сложносочиненное предложение) - это такое предложение, в котором несколько грамматических основ связаны между собой сочинительными союзами. Части ССП равноправны, между ними можно поставить точку. Сочинительные союзы: • соединительные (И, ДА (= и), не только … но и, также, тоже, и … и, ни … ни, как … так и, сколько... столько и) • разделительные (ИЛИ, или … или, ЛИБО, либо … либо, то … то, то ли … то ли, не то … не то) • противительные (А, ДА (= но), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, однако же, все же) • градационные (не только... но и, не столько... сколько, не то чтобы... а) • присоединительные (тоже, также, да и, и, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ) • пояснительные (ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО)
|
СПП (сложноподчиненное предложение) - это предложение с несколькими грамматическими основами, соединенными подчинительными союзами. От одной главной части задается вопрос к придаточной (зависимой части). Придаточное предложение может находиться до/после главного или может разрывать главное предложение. […], (что…) (Когда…), […] […,(что…),..] Подчинительные союзы: изъяснительные (что, чтобы, как, …) (вопросы косвенных падежей) чаще - ЧТО определительные (который, которая, которого,...) обстоятельственные: • времени (когда, лишь, едва, …) КОГДА? • места (где, куда, откуда,...) ГДЕ • образа действия, меры, степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой,...) В КАКОЙ мере КАК? • сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы) • причины (так как, потому что, …) (ПОЧЕМУ? • условия (если, если бы, коли, ежели, если … то,…) ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? • уступки (несмотря на то, что, хотя, хоть, пускай, …) НЕСМОТРЯ НА ЧТО? • цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, …) С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? • следствия (так что) В СПП между частями бывают не только союзы, но и союзные слова (похожи на союз, но являются членами предложения) На союзное слово падает интонационное ударение, к союзному слову чаще всего можно задать вопрос.
Сравните: Я увидел, что на улице светит солнце. (что – союз) Я узнал, кто ворует мои конфеты. (кто – союзное слово, подлежащее)
|
СПП с несколькими придаточными 1. Однородное подчинение придаточных (от одного слова в главной части задается одинаковый вопрос к придаточным) [Я заметил], ЧТО? (что на улице светит солнце) и ЧТО? (поют птицы). [Я заметил], ЧТО? (что на улице светит солнце), ЧТО? (поют птицы). 2. Последовательное подчинение придаточных. [Я увидел дом], КАКОЙ?à(который стоял на месте), (КАКОМ?) à(где раньше росли черемухи_. 3. Параллельное подчинение придаточных (неоднородное) (Когда я был маленьким)КОГДА?,[ я верил], ВО ЧТО? (что дед Мороз существует).
|
БСП (бессоюзное сложное предложение) - это такое сложное предложение, между частями которого нет союзов, предложения связаны по смыслу. Смысловые отношения между частями БСП: ЗАПЯТАЯ: Между частями БСП отношения одновременности, последовательности. (можно подставить И) ДВОЕТОЧИЕ:
- отношение причины (от первого предложения ко второму задается вопрос ПОЧЕМУ?)
- отношение пояснения (ко второму предложения можно подставить А ИМЕННО)
- отношения дополнения (ко второму предложения можно подставить ЧТО,и ВИЖУ ЧТО и т.д.)
- ТИРЕ: части БСП противопоставлены (можно подставить союзы А, НО) первая часть имеет значение времени или условия (можно подставить союзы КОГДА, ЕСЛИ) вторая часть имеет значени следствия (можно подставить союз ТАК ЧТО)
|
Способы передачи чужой речи
1. При помощи прямой речи
2. При помощи косвенной речи
Прямая речь – дословное воспроизведение чужого высказывания.
Прямая речь может стоять до, после или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон.
Косвенная речь – пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения без сохранения всех особенностей речи говорящего.
В косвенной речи все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа. (В косвенной речи не используется местоимения в 1 лице; обращения, междометия и др. опускаются.)
Прямая речь может иметь форму диалога.
Диалог оформляется двумя способами:
Каждая реплика дается с новой строки, перед каждой репликой ставится тире
— Ты придешь?
— Не знаю.
Реплики следуют в строку:
«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).
Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.
Цитаты оформляются как прямая речь или как продолжение предложения.
1. Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью:
Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».
2. Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы):
Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное... это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
Цитата может быть приведена не с начала предложения:
Писарев писал: «...красота языка заключается в его ясности и выразительности».
«...Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.
3. Если автор или редактор подчеркивает в цитате отдельные слова, это оговаривается в скобках с указанием инициалов автора или слова Ред. — редактор: (подчеркнуто нами. — Е. Л.) или (курсив наш. — Ред.).
4. Если автор вставляет в цитату свой пояснительный текст, то он помещается в прямых скобках:
«Он [Пушкин], — писал Гоголь, — при самом начале своем уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».
Цитата как продолжение предложения
Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста:
Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин).
Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть. Есенин
Теория для задания 3 ОГЭ по русскому языку. Пунктуационный анализ.