Развитие слухового внимания и памяти в неречевых и речевых играх. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие слухового внимания и памяти в неречевых и речевых играх.



ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ПО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

звуков К, К', Г, Г, X, X'

Пособие для логопедов

  Москва 2001


БЕК 74.3 УДК 371.927 К 74

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
К 74        Дидактический материал по коррекции произношения
зиу-

ков К, К', Г, Г', X, X'. -М : Издательство ГНОМ и Д, 2001. -48с. (Практическая логопедия.)

13ВН 5-296-00168-0

В пособии дается краткая характеристика звуков К, К'. Г, Г'..Х, X', описание наиболее распространенных дефектов произношения этой группы согласных. Раскрываются методы постановки и порядок автоматизации этих звуков.

Дидактический материал отобран и расположен с максимальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми и в соответствии с законами русской фонетики.

Предназначается для логопедов ДОУ. школ и детских поликлиник.

ББК 74.3

Рецензенты:

Приходько Е,Г. - кандидат педагогических наук, зав. кафедрой развивающего обучения ИППК КЭЦРО.

Волконская Т.Н. старший преподаватель кафедры раз­вивающего обучения ИППК КЭЦРО.

Алифанова Е.А. -логопед, психолог-дефектолог УВК № 1655.

Издатель - А.Казаков

Отвстсгаепный за выпуск - М. ГСишнсвскан

Компьютерная верстка- И. Надворский. Е. Капиулина

Обложка - В. Воскресенский

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1

Тел/факс; (095) 207-27-37, 207-13-96, 151 -74-91

Лицензия ИД 00619 от 22.12.1999г. Слано в набор 10.06.99 г. Подписано в печать 10.01.01 г. Печать офсетная. Объем - 3 и.л. Формат 60\90/)6. Тираж 15 000 (1-й завод - 5 000) экз. Заказ № 2288 Отпечатано в ДПК. г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1.

^5ВN 5-296-00168-О

© Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., текст, 1998 ©Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001


Содержание

Предисловие ..................................................................

Звук К ..............................................................................

Звук К' ..............................................................................

Звук Г ................................... ;..........................................

Звук Г ...............................................................................

Звук Х ..............................................................................

Звук К1 ..........................................................................................................

Дифференциация звуков ..........................................

К-Т(К'-Т) .............................................................

К-Г(К'-Г) .............................................................

К-Х(К'-Х') ...............................................................

Использованная литература .................... :..........


Предисловие

В пособии дана краткая характеристика звуков К, К', Г, Г', X , X ', их артикуляция, а также наиболее распространенные'дефекты произношения.

Основное внимание уделяется:

а) подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков.

б) методике постановки и автоматизации звуков.

В разделе «Автоматизация звуков» предложен дидакти­ческий материал, отобранный и расположенный с макси­мальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.


К

ротовой

взрывной

заднеязычный

(задненебный) глухой

твердый

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА К

губы раскрыты, занимают нейтральное положение;

зубы разомкнуты:

кончик языкалежит у нижних зубов, не касаясь их, пе­редняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба), боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;

мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки не напряжены, разомкнуты, не вибри­руют — голос не образуется;

воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мяг­ким небом, выдох сильный.

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Каппацизм —

а) отсутствие звука (заменяется щелчком голосовых

связок); б) искажение звука (носовое, боковое произношение).

 

Паракаппанизм— замена звуками Т,Х. Дефект часто отражается на письме.

ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ:

высокое и узкое твердое и мягкое небо, нарушение фонематического слуха, слабость отдельных мышц языка, нарушение иннервации мышц языка, незначительное снижение физического слуха.

ПОДГОТОВКА К ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА К

Развитие слухового внимания и памяти в неречевых и речевых играх.

Дышать носом с широко раскрытым ртом.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА К

Осуществляется двумя способами:

1. По подражанию с тактильно-вибрационным контролем

Толчка воздуха тыльной стороной ладони (крайне редко).

Чисто- и скороговорки.

У Вовика дудка, у Бобика будка.

Пьет какао какаду у Никиты на виду.

Кап—кап—кап! Кап-кап—кап!

Едет по катку пикап.

Ко-ко-ко , ко—ко—ко окунька поймает кот, Ка —ка—ка, ка—ка—ка дай котятам окунька, Ку-ку-ку , ку-ку-ку бегут котята к окуньку.

Ка —ка—ка у окна видна Ока, Ко—ко-ко до Оки недалеко,


Ку-ку—ку дети ходят на Оку,

Ку-ку—ку не ходите на Оку.

Ак —ак—ак — будильник тикает «тик—так», Ок-ок~ок копаем ямку под дубок, Ук-ук-ук — в банке муха и паук, Ик —ик--ик Вадик едет на пикник, Ек-ек-ек — в доме виден огонек, Юк —юк—юк — ходит в комнате индюк, Як-як-як — видит капитан маяк*.

Вот так домик! Вот так дом!

В доме том одно окно,

В том окне идет кино. (Телевизор) Купи кипу пик.

Около кола колокола*.

Клала Клава лук на полку, Кликнула к себе Николку*.

Кошка на окошке рубашку шьет,

Мышка в сапожках избушку метет .

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!*

Колокольчик, колокольчик.

Колокольчик золотой,

Поклонился колокольчик

Низко бабушке седой*.

Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить, Чтоб платочек положить*.

Встретил ежика бычок,

И лизнул его в бочок,

Но, лизнув его в бочок,

Уколол свой язычок..*.

 

 

На скамейке семь котят, Все котята есть хотят. В миску мы кисель нальем Вот вам миска с киселем. Под скамейкой семь котят Есть из миски не хотят*. Катина кошка сидит на окошке, А Калина кошка ушла с окошка*.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

(мягкого)

согласный

ротовой

взрывной

среднеязычный

(средненебный) глухой

мягкий

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА К'

Сходна с артикуляцией твердого звука К с некоторыми

специфическими особенностями: углы губ оттягиваются назад; губы прижимаются к резцам;

кончик языка приближается к нижним резцам, даже упи­рается в них;

средняя часть спинки языка поднимается и касается средней части твердого неба.

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Каппацизм —

а) отсутствие звука (заменяется щелчком голосовых
связок);

б) искажение (носовое и боковое произношение) —
последний вид нарушения встречается довольно
часто.

Паракаппацизм —

замена звуками Т', X '. Дефект часто отражается на письме.

 

 

ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Те же, что и при нарушении твердого звука К.

Специфической подготовки к постановке и собственно постановки К' нет (см. подготовку к постановке К и постанови:; звука К).

Мягкий звук К' является промежуточным при механическом способе постановки твердого звука К, и необходим; лишь тщательная автоматизация с последующей дифференциацией со сходными звуками.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА К'

1, Прямые слоги :

а) кя-кя кя-кя-кя              б) кя-ке —кю-ки

ке-ке ке~ке-ке                      ке-кю-ки—кя

кю —кю кю-кю —кю             кю-ки-кя-ке

ки —ки ки —ки—ки                    ки—кя—ке-кю

ке-ке ке-ке —ке                     ки—кю—ке-кя

2. Слова с прямыми слогами:

а) кибитка            б) Аким                       в) кеды

киви                         баинъки                кепи

кивать                   ботинки                кепка

кивок                       коньки                   кета

Ким                         кубики                   бакен

кино                        маки                      букет

кинофильм*            накипь                   макет

кинуть                    накидка                 пакет

кипа                       Никита                 пикет

кипеть                    покидать              океан

кипяток                  потомки               этикетка

кипятить             тонкий                   этикет

кит                        пеньки                     икебана

Китай                                                        анкета

кювет

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

согласный

ротовой

взрывной

заднеязычный

(задненебный) звонкий

твердый

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Г

Такая же, как и звука К, с одной отличительной особен­ностью: голосовые связки при произношении звука -Г сомкнуты и ' вибрируют, образуя голос, воздушная струя слабее, чем при звуке К.

НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ Г И Г'

Гаммацизм — отсутствие, искажение звука. Парагаммацизм — замена звуками Д, К, 'Д', К\ что часто отражается на письме.

ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Те же, что и при нарушении произношения звука К.

ПОДГОТОВКА К ПОСТАНОВКЕ

Та же, как и при нарушении произношения звука К.

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Г

1. Возможна по подражанию от К с включением голоса и обязательным тактильно-вибрационным контролем (со­пряжено и отражено).

Гуси

Ганя маленькая. Ганю испугали гуси. Гуси гоготали: «Га—га -га -га». Не бойся Ганя. Гони гусей. Ганя гонит гусей. Гуси отошли от Гани. Ганя довольна.

Лиса и гусята

 

Галя гонит гусей и гусят на поляну. I аля пасет гусей и

Гусята и утята наелись и улеглись спать. А лиса тут как тут

Галя, береги гусей и гусят! Лиса видит гусей и гусят. А гуси

не видят лису. Лиса хватает одного гусенка и несет его

своим лисятам. Лисята наелись и стали веселы и довольны..


ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

согласный

ротовой

взрывной

среднеязычный

(средненебный) звонкий

мягкий

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Г

Сходна с артикуляцией твердого Г и мягкого К'.

В отличие от твердого Г углы губ оттягиваются назад, губы прижимаются к резцам, кончик языка приближа­ется к нижним резцам, средняя часть спинки языка поднимается и касается средней части твердого неба.

В отличие от мягкого К' голосовые связки сомкнуты, на­пряжены и вибрируют, образуя голос.

ПОДГОТОВКА К ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА Г

Такая же, как и при других небных.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Г

1. По подражанию от звука А" с включением голоса с тактильно-вибрационным контролем.

2. По подражанию от звука Г в игре «Наоборот»:

та-та-та тя —тя—тя    го-го—го гё —гё~гё
да-да-да
дя-дя-дя         гу-гу-гу гю —гю-гю

ка~ка-ка кя —кя—кя           гы-гы-гы — ги~ги-ги

га-га-га гя-гя-гя            гэ-гэ-гэ — ге-ге-ге

 

 

3. Механическим способом от звука Д с зондом, шпателем или пальцем:

да-да-да дя-дя —дя гя —гя-гя ды-ды-ды ди-ди-ди ги-ги-ги

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Г

Проводится только в прямых слогах, словах и фразах с ними (обратные слоги с мягким звуком Г' не употреб­ляются в фонетической системе русского языка).

1. Прямые слоги:

ги —ги —• ги —ги—ги              ги~ги~ги ги —ги

ге —ге ге —ге-ге              ге—ге~ге ге~ге

гя —гя —• гя-гя-гя               гя-гя-гя гя-гя

гю —гю гю —гю—гю           гю—гю—гю —• гю —гю

гя —ге-гю—ги     гю-ги—гя~ге

ге~гю —ги—гя     ги-гя—ге—гю

2. Слова:

гегемон           гиббон             ангина

гематоген      гибкий             боги

Гея                  гигант            богиня

ген                  гигиена            бумаги

Гена                гиена               деньги

генетик          гид                   нагибать

гений              гикать            ноги

гейм                гиканье           подгибать

гепатит        гимн                утюги

гетман           гинея               маги

бегемот         гибнуть          погибать

 

 

Скороговорки.

Ги —ги—ги Гена, на хоккей беги, ги-ги-ги Гена Инге помоги.

У гиббона гепатит потерял он аппетит*. Ге—ге-ге Гена бегает в тайге, ге —ге—ге Гиен бегает в тайге, ге-ге —ге и Гога бегает в тайге, ге-ге-ге — дети бегают в тайге.

Маме купим утюги, Диме, Гене две дуги, А для Инги книги, Папку и бумаги. Бегемот, бегемот, Погибает бегемот — У него болит живот*.

 

 


ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

согласный

ротовой

щелевой

заднеязычный

(задненебный) глухой

твердый

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Х

Отличается от артикуляции звука К только отсутствием смычки задней части спинки языка с небом (вместо смычки образуется щель) и воздушная струя более длительная.

НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ X И X '

Хитизм — отсутствие или искажение звука (встречается редко). Парахитизм — замена звуками К, С, Т, (К', С", Т').

ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Общие для всех небных звуков так же, как и подготови­тельные упражнения.

ПОСТАНОВКА ЗВУКАХ

1.  Звук X легко вызывается по подражанию, используются

упражнения «Погреем руки», «Подуем теплым возду­ хом».

2. Иногда можно получить звук X от звука К, произносимого   В трудных случаях звук ставится с механической помо­щью (зонд, шпатель, палец) от звука С:

СА-СА-СА СЯ-СЯ-СЯ — ХЯ-ХЯ-ХЯ — ХА-ХА-ХА

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКАХ

1.  Прямые слоги и слова с ними:

а) ха-ха-ха—ха—ха                   б)ха-хо-ху —хы

хо—хо - хо—хо—хо                             хо—ху—хы—ха

хэ —хэ хэ —хэ—хэ                           ху—хы-ха—хо

хы-хЫ — хы—хы-хы                        хы-ха-хо-ху

 

в) хаос                хобот               хомут
хаки                 ход                   хомяк
хан                 ходить               хохот
хапать           ходоки           хохотать
хапуги              ходка              хотеть
хата                ходики            хохотун
хатка              ходьба              худой
хаханьки         хоккей              худеть
хаять              хоккейный       худоба

 

г) веха                   пахать            маховик
уха                  ахать              находить
муха                 папаха            находка
вакханка         потеха              охота
Михай              птаха             охотник
буханка           утеха                 поход
махать            помеха            походка
макуха            охапка                тихо
отдыхать       ехать             походный

2. Обратные слоги и слова с ними:

а) ах-ах~ах — ах-ах        б) ах-ох-ух-их

ох-ох-ох ох-ох           ох-ух-их-ах

ух~ух-ух .ух-ух            ух-их-ах-ох

ых-ых —ых ых —ых         их-ах-ох-ух
их—их—их
их—их          их—ух—ох-ах

 

в) ах              ух                        г) махнуть

бах            бух                            пахта

мах           дух                            тахта

пах            пух                            пихта

птах         обух                          бухта

кудах-тах мех                           вахта

монах       эх                              хохма

ох             пых                           кухня

мох           отдых                      квохтать

вдох          петух                       пухнуть

выдох       ' конюх                     пыхтеть

подвох      потух                       отдохнуть

впопыхах нивх                          пахнуть

их             опух                          яхта

Скороговорки, рассказы.

Ха—ха-ха будет на обед уха, ха—ха-ха очень вкусная уха, ху-ху-ху на обед едим уху, хи-хи-хи — деты не хотят ухи *

Ха—ха-ха дают детям петуха, ха-ха-ха — не хотим мы петуха, аха—ха-ха нам не надо петуха, уху—ху—ху дай макуху петуху, охо-хо-хо тихо едет тихоход.

Мы хотим идти в поход - Нам помеха тихоход. Хвоей пахнет хвойный лес Запах хвои до небес .

Ходики ходят они на ходу, Ходики станут попали в беду*.

Кот-хапуга

В хате нет никого. Тихо тикают ходики. По кухне ходит худой кот. Он находит окуня, нюхает находку. Кот-хапуга хватает находку в охапку и убегает.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

согласный

ротовой

щелевой

среднеязычный

(средненебный) глухой

мягкий

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКАХ'

Сходна с артикуляцией звука К' с единственным отличи­ем: средняя часть спинки языка поднимается к средней части твердого неба, не касаясь его и образуя вместо смычки щель, по которой проходит воздушная струя.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА X '

1. Если дефектны оба звука X и Х\ звук .Уставится механическим способом от С (СА-СА-СА), звук X ' (мягкий) является промежуточным и не требует специальной по­становки.

2. Если дефектный только X ' (мягкий), он ставится от глас ного звука И, произносимого шепотом, с придыханием и широкой, утрированной улыбкой.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКАХ'

1. Прямые слоги:

а) хе —хехе-хе-хе          б) хя-хе-хю —хи

хи —хи хи-~хи —хи                хе-хю-хи—хя

хи-хи—хи — хи—хи              хю—хи~хя-хе

хя —хя—хя —хя—хя                   хи-хя—хе—хю

 

 

2. Слова:

химия         хибара*     духи            стихи*

Химки         хижина*    монахи        пастухи*

хина            химера*     монахиня    рубахи*

хихоньки     хирург*      петухи        пряхи*

хихикать    хитрый*    похитить   штрихи*

химикаты хищник*     мухи            страхи*

хитон         хищение*   мхи             похищение*

3. Договаривание предложений словам» на звук X ':

Катя пишет (сказки, стихи).

На утренней заре громко поют (соловей, петух).

Перед выходом на сцену балерина надевает (туника,

пачка, хитон).

Рыбаки поймали а Тихом океане много (кит, сельдь,

хек).

Катя нюхает (пион, кофе, духи).

В комнате летают (комар, муха).

Больному малярией дают (аспирин, хина).

4. Преобразование деформированной фразы:

Химки Пахом ехать в дети хата хихикать в ~— духи Нина покупать мхи едят олени — Пахом выдох петь на

Скороговорки.

Хи-хи-хи в Химках ходят петухи, хи-хи-хи поют в кухне петухи, хи-хи-хи дайте на обед ухи, хи-хи—хи нет ни хека, ни-ухи.

 

 

У мухи нет уха, нет уха у мухи.

Хи —хи~хи -мама купит мне духи,

Кате меха для дохи,

Папе яхту для утехи,

Пете пуха для потехи,

Охи, ахи — нету птахи, нету птахи на папахе.

 

 


Дифференциация звуков

Преобладающим дефектом небных звуков является не от­сутствие или искажение их, а различного рода замены, свя­занные с нарушением фонематического слуха и прямо веду­щие к дисграфии.

Отсюда особо важное значение приобретает дифферен­циация звуков.

Проводится дифференциация по общепринятой схеме:

I. Проговаривается каждый из сходных звуков изолированно, слоговые ряды, ?лова, скороговорки.

II. Затем сопоставляются эти звуки на слух и в произношении:

а) изолированно:

б) в слогах с постепенным усложнением звукового со­
става и слоговых рядов;

в) в словах акустически сходных и различных, а затем
с обоими конфликтными звуками:

г) в фразах:

д ) в связной речи.

Ниже предлагается дидактический материал, который мож­но использовать для дифференциации звуков (II —• в, г, д).

 


К-Т (К'-Т)

1. ком-Том         копать - топать Коля-Толя*
кот - тот          копка - топка       корт - торт*"
кого - того        конка - тонка       кочка - точка'
кому - тому       копоть - топот   качка - тачка*
когда — тогда  бок — бот               кучка — тучка*
какой — такой  бык — быт              сколько - столько*1
куда - туда        кок — кот               соки - соты*

как - так           мак - мат            марка - Марта*

кабак - табак    кит - Тит               скука - стук

2. танк             пакт          пикет          кофта
тыква          факт          компот       катание
канат          акт            табак         диктант
утка            контакт    тайком       нитка
ткань           папка         метка         кантата
кот              поток        комета       ветка
кто              букет         моток         пипетки
ток              пакет         копыто       банкетка
кант            каток         комната     компакт

3. Счет: 1-10, 2-20

дикая утка                            букет дубков

тонкая нитка                        букет камелий*

байковая кофта                    толстый канат*

моток тонких ниток            тонкий канат

4.  Спряжение в настоящем и будущем времени:

катать Катю в комнате .    тянуть канат
выкатывать танк                    покупать конфеты

наматывать нитки                  подковывать копыта

диктовать диктант                ткать тонкую ткань

5. Скороговорки:

Юный Том катает ком.

Метко ком кидает он.

На окно забрался кот, Умный кот, но кот не тот*. . Покупает кот букет

И с конфетами пакет.

Мчится школьников поток После школы на каток*.

Покупает тетка утка

Деткам байковые юбки.

Не ходите, тетка утка,

К деткам в домик на минутку.


К-Г (К ' -Г ' )

1. кот год                            икра игра*
ока
ага                             калина Галина
куст
густ*                      кости гости*
кол
гол*                           Клаша •Гпаша *
кашу
гашу*                      кошка —• Гошка *
класс
глас*                     колки иголки*
колос
голос*                   катить — гатить

2. книга             коготь      иголка*      курага*
гудок            кагат        уголок*      карга
*
отгадка        гавкать     кагал*        кагор*
гайка            гномик       загадка*    горшок*
губка            годок         горка*        курган*
нагайка        галка*       грелка*      горько*
коготок       голубка*   горелка*    круг*
гамак           голубок*   гребенка*   грек*
когда            глубоко*   кочерга*    галстук*

Счет: 1 - 10, 2 - 20

мягкая губка гнедой конь тонкая книга глубокая канава*

4. Спряжение в настоящем и будущем времени:

бегать на коньках                гудеть в дудку (буд.в.)

гнать уток и утят               готовить беговые коньки

помогать Кате                     покупать книгу

догонять пингвиненка          отгадать загадку

 

 

5. Скороговорки, рассказы:

Ну-ка, галки, не галдите.

Малых деток не будите*.

Угадай-ка, галка, код, Чтоб попасть па луноход*.

Не гони коней кнутом:

Кто спасет тебя потом?

Конь спасет тебя потом

Но не надо гнать кнутом*.

Маленькому Гошке Подарили кошку. Маленькой Агашке Дайте манной кашки.

Гоготали громко гуси

В огороде у бабуси*.

На окно садится кот. Просидит там целый год*.

У елки иголки колки.

Галка села на палку. Палка ударила галку.

Села Галина на калину,

Съела калину Галина*.

Гулит голубка на лугу, А вот галка ни гу-гу*.

Егорке с Климом

Тесен двор.

Они бегут

Гонять футбол.

Там Климу гол

Забил Егор.

И Клим забил

Егорке гол*.

 

 

Выпал иней на луга, Щиплет гусям лапки.

Гуси! Гуси!

Га-га—га!

Надевайте тапки!
Надевайте тапки

Берегите лапки .

Говорят, говорят:

Собрались на горке

Около Егорки,

Собрались на палке

Голубь, гусь и галки*.

Гули, гули, гуленьки Подлетают к Юленьке*.

Кот Фунтик

У Гани новая губка. Ганя моет губкой кота Фунтика. Фунтик недоволен и Ганей, и губкой. Он хватает когтя­ ми Ганину губку.


К-Х(К'-Х')

1.   кот — ход                            сок —- сох*
кадка
хатка                     сук сух*

бак бах                             макать махать*

мука муха                         макал махал*

мок мох                             накал нахал*

2. кухня                    хоккей               холка *
духовка                маховик             квохтать*
охапка                охотник             Каховка
находка              кудахтать         самоходка*
хомяк                  моховик             хатка
макуха                пуховик              хоботок
походка              хозяйка*            хвостик*
хомутик             хоккеист*          хек

Счет: 1 - 10, 2 - 20

сухой сук*                         пуховая кофта

хоккейная команда            духовой оркестр*

походный бивуак               походный пуховик

4. Спряжение в настоящем и будущем времени:

находить в духовке сухарик*          ходить по кухне

находить хомяка в сухой траве*  ходить на хоккей
хохотать в комнате смеха*           нюхать духи

хватать в охапку кофту                 хватать за хвост *

схватить кота за хвост *             похитить хомяка

 

5.  Скороговорки:

Кудах-тах-тух , кудах-тах-тух!

Кудахтать так не мог петух.

Кудах-тах-тах, кудах —тах-тах!

Кудахчут курочки в кустах*.

Важно шагает Надутый индюк; Громко кричит «Кукареку» петух.

Квохчет хохлатка

Сидя в гнезде.

Крякая, утка

Плывет по воде.


Использованная литература

1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольни­ ков. - М.: Гном-Пресс, 2000.

2. Волкова Л.С. и др. Логопедия. - М.: «Просвещение», 1995.

3. Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите, играя. - М.: «Про­свещение», 1979.

4. Правдина О.В. Логопедия. - М.: «Просвещение», 1973.

5. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Воспитание у детей пра­вильного произношения, - М.: «Просвещение», 1989.

6. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. - М.: «Просвещение»,
1989.

7. Успенская Л.П., Успенский МБ. Учись говорить пра­вильно. М.: «Просвещение», 1973.

8. Фшичева Т.Е., Чевелёва Н.А., Чир кипа Г.В. Основы ло­гопедии.-М.: «Просвещение», 1989.

9. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Формирование звуконроизношения у дошкольников. - М.: Издательство ГНОМ
и Д, 2001.

10. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошко­льного возраста. - М.: Учпедгиз, 1961.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ПО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

звуков К, К', Г, Г, X, X'

Пособие для логопедов

  Москва 2001


БЕК 74.3 УДК 371.927 К 74

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
К 74        Дидактический материал по коррекции произношения
зиу-

ков К, К', Г, Г', X, X'. -М : Издательство ГНОМ и Д, 2001. -48с. (Практическая логопедия.)

13ВН 5-296-00168-0

В пособии дается краткая характеристика звуков К, К'. Г, Г'..Х, X', описание наиболее распространенных дефектов произношения этой группы согласных. Раскрываются методы постановки и порядок автоматизации этих звуков.

Дидактический материал отобран и расположен с максимальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми и в соответствии с законами русской фонетики.

Предназначается для логопедов ДОУ. школ и детских поликлиник.

ББК 74.3

Рецензенты:

Приходько Е,Г. - кандидат педагогических наук, зав. кафедрой развивающего обучения ИППК КЭЦРО.

Волконская Т.Н. старший преподаватель кафедры раз­вивающего обучения ИППК КЭЦРО.

Алифанова Е.А. -логопед, психолог-дефектолог УВК № 1655.

Издатель - А.Казаков

Отвстсгаепный за выпуск - М. ГСишнсвскан

Компьютерная верстка- И. Надворский. Е. Капиулина

Обложка - В. Воскресенский

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1

Тел/факс; (095) 207-27-37, 207-13-96, 151 -74-91

Лицензия ИД 00619 от 22.12.1999г. Слано в набор 10.06.99 г. Подписано в печать 10.01.01 г. Печать офсетная. Объем - 3 и.л. Формат 60\90/)6. Тираж 15 000 (1-й завод - 5 000) экз. Заказ № 2288 Отпечатано в ДПК. г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1.

^5ВN 5-296-00168-О

© Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., текст, 1998 ©Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001


Содержание

Предисловие ..................................................................

Звук К ..............................................................................

Звук К' ..............................................................................

Звук Г ................................... ;..........................................

Звук Г ...............................................................................

Звук Х ..............................................................................

Звук К1 ..........................................................................................................

Дифференциация звуков ..........................................

К-Т(К'-Т) .............................................................

К-Г(К'-Г) .............................................................

К-Х(К'-Х') ...............................................................

Использованная литература .................... :..........


Предисловие

В пособии дана краткая характеристика звуков К, К', Г, Г', X , X ', их артикуляция, а также наиболее распространенные'дефекты произношения.

Основное внимание уделяется:

а) подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков.

б) методике постановки и автоматизации звуков.

В разделе «Автоматизация звуков» предложен дидакти­ческий материал, отобранный и расположенный с макси­мальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.


К

ротовой

взрывной

заднеязычный

(задненебный) глухой

твердый

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА К

губы раскрыты, занимают нейтральное положение;

зубы разомкнуты:

кончик языкалежит у нижних зубов, не касаясь их, пе­редняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба), боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;

мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки не напряжены, разомкнуты, не вибри­руют — голос не образуется;

воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мяг­ким небом, выдох сильный.

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Каппацизм —

а) отсутствие звука (заменяется щелчком голосовых

связок); б) искажение звука (носовое, боковое произношение).

 

Паракаппанизм— замена звуками Т,Х. Дефект часто отражается на письме.

ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ:

высокое и узкое твердое и мягкое небо, нарушение фонематического слуха, слабость отдельных мышц языка, нарушение иннервации мышц языка, незначительное снижение физического слуха.

ПОДГОТОВКА К ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА К

Развитие слухового внимания и памяти в неречевых и речевых играх.





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.9.187 (0.012 с.)