Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические коммуникации : сущность и функции
ISBN 5-7567-0361-6 Введение Информационные технологии за последние два-три десятилетия качественно преобразили облик современного мира. Средства и каналы доставки разнообразных сведений, созданные на основе компьютерных и межспутниковых систем связи, совершили подлинную революцию в человеческом общении. Формируемые на их основе потоки сообщений создали трансграничную информационную сферу, которая превратилась в самостоятельную область жизни со своими институтами, нормами, устойчивыми отношениями и связями. Сегодня эта сфера, став решающим рычагом преобразования экономики и культурного сотрудничества стран и народов и обретя собственные механизмы и технологии общения, качественно видоизменяет формы организации власти и сам облик политического пространства. И хотя в российском — как и многих других — обществе этот процесс еще далек от завершения, некоторые тенденции развития информационных процессов уже сейчас заставляют ученых и практиков говорить об их приоритетном значении по отношению к экономике, политике, праву, а также другим областям общественной жизни. В любом случае развитие и широкое применение информационно-коммуникационных технологий воспринимается сегодня не только как необходимое условие повышения конкурентоспособности отечественной экономики, расширения возможностей ее включения в мировую систему хозяйства, но и как средство повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, дальнейшего развития демократии. Залогом этого выступают реальное обеспечение прав граждан на свободный поиск и получение информации, массовое распространение технических средств, расширяющих возможности участия населения во власти, а главное — органичное включение российского общества в наднациональные информационные связи. В этой столь динамично изменяющейся информационной среде политические акторы начинают выстраивать новые взаимоотношения, вступают в непривычные для себя контакты, формируют новый стиль общения с властью. Интернет-технологии, создавая виртуальные пространства и общности, предлагают государству, его партнерам и оппонентам новые способы и методы взаимодействия. Одновременно и сама власть, ее политические структуры и институты претерпевают существенные трансформации. Национальные государства испытывают потребность в новых технологиях власти и управления. Отправление государственной власти по технологиям on line и «электронного правительства» постепенно становится приметой нашего времени. Государственные структуры начинают осваивать технологии пиар*-коммуникаций, политической рекламы и другие со-
Все книги издательства «Аспект Пресс» на сайте www. aspectpress. ru * Пиар от англ. PR (public relations) — связи с общественностью. — Прим. ред. 3 временные методы общения с гражданским обществом, поддержания контактов с партнерами и оппонентами. При этом традиционные носители политического влияния в индустриальном обществе — партии — уступают ведущее место СМИ и иным институтам, формирующим информационное пространство власти. Использование новых информационных технологий ведет к качественному преобразованию социума на основе принципов гражданского и информационного общества. Все эти изменения обусловливают становление новой формы организации власти в современных обществах — медиакра-тии, образующей специфические политические отношения общества и правящего класса, создающей новые возможности использования государственной власти. Самым характерным показателем возникновения новых политических практик и отношений, использования технических возможностей в сфере власти служат политические коммуникации. Именно в них соединяются намерения акторов и используемые ими средства общения по поводу власти. Именно в них политические возможности граждан и институтов трансформируются в реальные властные статусы, влияют на распределение общественных ценностей и ресурсов. Именно в них в полной мере проявляются выгоды и издержки применения в политике новых информационных технологий. Такой подход к проблеме коммуникационного содержания политических процессов дает основание рассматривать современную сферу политики как масштабный диалог властных и гражданских структур, подразумевающий особый механизм возникновения и распределения власти. Кроме того, он позволяет проследить во времени процесс совершенствования коммуникационных механизмов применения власти, сопоставить характерные для разных исторических эпох каналы и средства общения, формы и технологии поддержания политических контактов. Как показывает мировой опыт, развитие политических коммуникаций неразрывно связано с усложнением способов организации политического дискурса. Причем применение политическими акторами тех или иных средств налаживания информационных контактов со своими партнерами и конкурентами самым непосредственным образом связано с наличием у них необходимых для этого ресурсов, а также гуманитарных навыков и технических умений использования подобных приемов общения. Так что сегодня от степени владения пиар-технологиями или средствами политической рекламы зависит положение в сфере политики государственных и корпоративных структур, которые могут либо утратить, либо обрести конкурентоспособность на политическом рынке, возможности для продвижения своих проектов. И кто кого обыграет на этом поле, кто окажется более искусным в использовании информационных технологий, предугадать невозможно. Официальные статусы и полномочия здесь не имеют никакого значения. Большое влияние на формирование политических коммуникаций оказывают исторические и цивилизационные условия. Этот процесс зависит от целого ряда культурных и технических факторов и имеет свои специфические особенности в каждой стране. В России, где политическое сообщество еще недостаточно организовано, политические коммуникации только сейчас начинают занимать подобающее место в жизни общества. Их изучение в последние годы стало одним из основных направлений развития политической науки. Однако интерес к этой теме возник еще в первой четверти XX в. Правда, политические коммуникации в основном рассматривались как публичные информационные процессы и являлись предметом междисциплинарных исследований. И хотя отдельные авторы не относят сегодня политологию к сфере научного знания, занимающегося изучением информационно-коммуникационных процессов1, практика доказывает обратное. И не в последнюю очередь благодаря накопленным знаниям в этой области реализуются многие политические проекты, формируются мощные культурные контакты стран и народов, совершенствуются процессы политической социализации личности. На фоне интенсивных исследований информационно-коммуникационных процессов все рельефнее видятся очертания политической ком- муникативистики — науки, изучающей природу и строение информационно-политической сферы общественной жизни, характерные для нее механизмы и тенденции развития публичных и непубличных контактов, формы эволюции общения правящих кругов и гражданского общества. Как показывает опыт, эта субдисциплина развивается тем успешнее, чем более заметную роль играют политические коммуникации в репродукции механизмов государственного управления и социализации индивида, выстраивании новой системы представительства интересов граждан и в конечном счете — в становлении информационного общества и соответствующих структур властного регулирования в публичной сфере. Теоретическое обоснование политической коммуникативистики заложили как естественнонаучные исследования Н. Винера, К. Шеннона, У. Уивера и других ученых, так и философские, социологические и лингвистические изыскания Дж. Гэлбрейта, Т. Парсонса, Д. Рис-мена, Д. Белла, Г. Блумера, М. Бубера, Т. Ньюкомба, А. Моля, А. Турена, Ю. Хабермаса, Н. Лумана, Ф. де Соссюра, Р. Якобсона, А. Тоффлера и многих других теоретиков, работавших и работающих в области изучения этой междисциплинарной проблемы. Г. Лассуэлл, Р. Брэддок, С. Липсет, У. Липпман, П. Лазарсфельд, Р. Парк, Г. Маклюэн стоят у истоков политической коммуникативистики. Существенный вклад в становление этой науки вносят современные зарубежные и российские ученые: Э. Аронсон, К. Джон, Б. Макмайер, П. Шампань, Д. Уилхем, Ю. Буданцев, Б. Грушин, Е. Егорова-Гантман, Л. Земляно- 5 Глава 1 Вопросы для обсуждения 1. В чем состоит специфика местоположения коммуникаций в политической сфере? 29 2. Какова роль коммуникации в сфере политики и власти? 3. Можно ли сформулировать единую, интегративную теорию полити 4. Какие базовые для политической сферы информационно-коммуни 5. Существуют ли противоречия между различными уровнями поли Рекомендуемая литература Грачев М. Н. Политика. Политическая система. Политическая коммуникация. М., 1999. Григорьев М. С. Политические коммуникации в «век информатизации» // Политическое управление. М., 1998. Дмитриев А. В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. М., 1996. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент. СПб., 1997. Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995. Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997. Коренной А. А. Коммуникация и информация. Киев, 1996. Музыкант В. Реклама: международный опыт и российские традиции. М., 1996. Основы теории коммуникации / Под ред. М. Василика. М., 2003. Попов В. Д. Информациология и информационная политика. М., 2001. Туронок С. Г. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность. 2001. № 2. УилхемД. Коммуникация и власть. СПб., 1993. Communication theory today / Ed. by D.Crowley, D.Mitchell. Cambridg, 1995. Habermas J. The theory of communicative action. Vol.1. Reason and the ratinalisation of society. Cambridge. 1995. Stevenson N. Understanding media cultures. London, 1997. Trenholm S., Jensen A. Interpersonal Communication. N.Y., 1997. Глава 2 4-4386 Л ми для них шумами и барьерами передачи сообщений), с механизмами фильтрации и отбора сведений, языковыми особенностями передачи сигналов, нормами и стандартами коммуникационной среды, а также другими присущими им чертами. За счет повышения устойчивости и сохранения целенаправленности возникающих коммуникаций такие поля приобретают качества, которые обеспечивают организованность восходящих и нисходящих потоков сообщений, придают устойчивые формы способам информационных обменов, регулируют объем потребляемой (сохраняемой) информации (памяти), задают ту или иную скорость ее прохождения, предопределяют реакцию информационной среды на внешние возмущения и т.д. Такого рода свойства дают возможность описывать все совокупности инфопотоков, которые постоянно формируются вокруг ролевых, функциональных или целенаправленных взаимодействий акторов и способны к своему устойчивому воспроизведению, несмотря на внешнее сопротивление как информационно-коммуникационные системы (ИКС). Следовательно, ИКС — это институализированные и организационно подкрепленные информационно-коммуникационные связи определенных коммуникаторов и реципиентов, обладающие соответствующими механизмами саморазвития, языками, каналами и технологиями общения. «Множественность коммуникационных систем, — пишет В. П. Конецкая, — обусловлена различными целями коммуникации (естественными и искусственными языками), различными по своей природе коммуникационными средствами (словами, символами, формулами, графемами, рисунками, жестами, мимикой и др.) и, наконец, особенностями социальных структур, в рамках которых эти системы функционируют»7. Понятие «информационно-коммуникационная система» применимо к различным формам отправления власти и государственного управления. Отдельные ИКС могут складываться в сфере принятия государственных решений, процессе формирования государственной политики или же в ходе проведения избирательной кампании, урегулирования политических кризисов и т.д. При этом для каждой ИКС формируется (складывается) соответствующая база данных, формулируются свои критерии оценки достоверности и полноты информации, необходимой для решения тех или иных задач, определяются формы контактов и структура общения акторов (например, как должны обмениваться информацией федеральные и региональные органы власти), в рамках которых осуществляется производство политических символов и значений и т.д. 50 В целом можно говорить о сосуществовании в информационном ■Пространстве политики различных ИКС: массовых, корпоративных, |Публичных и теневых (обеспечивающих, например, в криминализи-ованньгх государствах взаимодействие мафиозных структур с органами исполнительной власти), региональных и межрегиональных, И т.д. Одни обеспечивают информационную среду для принятия государственных решений, другие — для проведения выборов или урегулирования конкретных (по преимуществу длительных) конфликтов, взаимодействия государств и т.д. При этом каждая из них использует тот или иной способ символизации сообщений, содержит специфические техники коммуницирования, особые семантические приемы, обладает собственным влиянием на политическую систему, взаимоотношения элитарных и неэлитарных слоев. Сосуществование таких разнородных информационных явлений, их взаимное тяготение или дистанцирование, непроницаемость для нашего воздействия или наложение и даже поглощение друг I другом, а также множество иных комбинаций порождают массу | противоречивых и исключительно сложных процессов в инфор-j мационно-коммуникационной сфере политики. Наиболее существенным признаком ИКС является институциональный характер информационных обменов. Именно специфические для установленных контактов институты определяют способы передачи информации, каналы коммуникации и другие смежные с ними процессы. Это касается целевых аудиторий, введения и поддержания норм взаимоотношений коммуникатора и реципиента. Например, в публичной сфере СМИ и государство связаны определенными формами взаимного контроля, ответственности. Институциональный характер информационных обменов дает возможность применять и определенные критерии для оценки эффективности деятельности ИКС. Так, одним из важнейших показателей продуктивности действий государства в информационной сфере служит деятельность его управленческих структур, регулирующих отношения со СМИ. Типология ИКС Многообразие ИКС — не только показатель богатства политико-информационного пространства, оно демонстрирует гибкость политической системы, способность целенаправленного применения власти в той или иной области общественной жизни. Основанием типологизации ИКС могут быть самые разные ресурсы. Например: 51 Л ■ с точки зрения функциональной нагрузки выделяются ИКС ■ классификация по отраслевому принципу различает ИКС, ■ с точки зрения организации информационных обменов мож ■ в историческом плане различаются ИКС того или иного вре ■ с точки зрения конкретных агентов политики можно выде Каждый тип ИКС дает возможность понять наиболее существенные причины, факторы и способы общения политических игроков в сфере конкуренции за власть. Так, анализ микроИКС позволяет увидеть, что характер коммуникаций между политическими лидерами связан с наличием таких механизмов их поддержания, как беседа или ритуальное общение. Способы накопления информации при таких типах общения задает человеческая память. Для групповых же (корпоративных) ИКС механизмами налаживания коммуникации выступают в основном переговоры, полемика или устоявшиеся привычки (следование моде), а главными формами трансляции сообщений — документооборот или риторика лидеров. Иными характеристиками обладает макроИКС. Здесь оборот информации происходит через специальные медиаинституты или культурное наследие и поддерживается за счет организации публичного дискурса при помощи технологий пропаганды, информационного лоббизма и других аналогичных способов коммуници-рования. Особенности развития коммуникаций можно выявить, анализируя исторические типы ИКС. Этот тип анализа демонстрирует изменения в способах и институтах передачи информации. Например, исторически первыми информационными институциями в политике были короли и их советники. Затем эта роль перешла к церкви. На более высоком уровне развития государства эту функцию уже выполняли агитпропы, пиар-отделы, специализи- 52 рованные рекламные отделы. Эволюция ИКС дает возможность проследить и характер развития политических посланий от изустных форм трансляции мифов, мистерий и легенд до религиозных вероучений, а затем идеологических конструкций и рекламных текстов. Если выявить ИКС, характеризующие базовые способы коммуникации того или иного актора, то станет ясно, насколько он может реализовать свои возможности в информационном пространстве. Например, современным партийным ИКС стало исключительно сложно сохранять информационные позиции. Чтобы не утратить политического влияния, им необходимо постоянно привлекать внимание общественности к своим посланиям, одновременно избегая нападок со стороны противников или иных информационных угроз в виде разоблачений их лидеров и пр. Для сохранения политических позиций партии должны поддерживать постоянные темы для диалога с общественным мнением, сохранять внутреннее единство, использовать разнообразные каналы установления контактов с населением, совершенствовать коммуникационный менеджмент, оперативно реагировать на изменение информационной среды, расширять аудиторию своих сообщений. Вопросы для обсуждения 1. Что позволяет выделять информационно-коммуникационные поля 2. Можно ли проследить некую сквозную логику эволюции полити 3. Может ли информационное общество сложиться в среднеразвитых 4. Что такое медиакратия и каковы перспективы становления такой 5. Каковы, на ваш взгляд, тенденции развития политических комму Рекомендуемая литература Кастельс М. Информационная эпоха. М., 1999. Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999. Назаров М. М. Массовые коммуникации и виртуализация социального пространства в современном обществе // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 1. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта. М., 1999. 62 J Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под ред. В. С. Комаровского. М., 2001. СМИ в странах СНГ. Анализ политической, законодательной и социально-экономической структур / Под ред. Дж. МакКормак, Европейский Институт СМИ. Берлин, 1999. Смирнов В., Чумиков А. Информационный менеджмент в искусстве политического управления // Власть. 1995. № 4. Corrado A. and Firestone С, eds. Electronic in Cyberspace: Towards a new era in American Politics. N.Y., 1996. Grossman L. K. The Electronic Republic: Reshaping Democracy in America. N.Y., 1995. TofflerA., Toffler H. The Third Wave. N.Y., 1980. Sparks C. (with A. Reading) Communism, Capitalism and the Mass Media. London, 1998. Глава 3 5 - 4386 Обеспечивая различные формы общения властвующих и подвластных, управляющих и управляемых, МИКС позволяет воспроизводить и развивать их контакты в разных социальных условиях. Таким образом, МИКС выступает особым механизмом саморазвития политики в целом. Политические функции СМИ Общественное мнение Сущность и отличительные Общественное мнение — это глав-черты общественного мнения ный партнер государства, СМИ и других политических субъектов, заинтересованных в расширении своей политической поддержки. С социальной точки зрения это основной источник информации об интересах граждан, механизм выражения их отношения к власти и ее конкретным действиям. Например, опросы общественного мнения служат важнейшим инструментом выявления политических предпочтений населения (представленных в виде рейтингов лидеров или партий), их отношения к действиям правительства в условиях кризисов и пр. 91 Значение общественного мнения как важнейшего контрагента власти проявилось еще в древности. Так, Протагор говорил о «публичном мнении» всего общества, которое способно отличить истину от лжи. В силу этого в гражданской общине он видел не только источник нравственно-правовых сил, но и возможность установления социальной меры. Сократ, также придававший большое значение мнению общества, делал акцент на мнение мудрых, которое истиннее мнения большинства. Такой же позиции придерживался и Платон, рассматривавший в качестве основного субъекта мнения общества аристократию. Гегель связывал общественное мнение с «совместимостью» единичных суждений, которые благодаря наличию в обществе «формальной субъективной свободы» могли подавать власти соответствующие советы»14. В XII в. английский писатель и государственный деятель Д. Солсбери ввел специальный термин public opinion, характеризовавший моральную поддержку парламента населением. Относительно концептуализированная теория общественного мнения сложилась к 1950-1960-м годам XX в. Однако, несмотря на постоянное стремление к детальному описанию взаимодействия общественного мнения с различными политическими институтами, ученые не пришли к единому мнению относительно данного феномена. В теории превалирует его понимание либо как социально-психологического состояния общества, либо как совокупности нравственно-этических параметров, либо как оценочной структуры. Неоднозначно трактуется и вопрос о субъекте общественного мнения. Так, Ю. Хабермас понимает под общественным мнением совокупность позиций людей, обладающих образованностью и владеющих собственностью, чье групповое мнение претендует на общезначимость политических позиций. Н. Луман полагает, что у общественного мнения не существует особых субъектов, а выраженные точки зрения фиксируют лидирующую тему, приковывающую внимание людей, чьи взгляды при этом могут быть весьма различными. Немецкая исследовательница Э. Ноэль-Нойман рассматривает общественное мнение как совокупность оценок, включающую взгляды людей, не только поддерживающих правительства, но и тех, которые не высказываются в силу либо пассивности, либо оппозиционности, либо нежелания оказаться в изоляции (так называемая спираль молчания). Для понимания сущности и природы общественного мнения следует учитывать, что в МИКС часть распространяемых властью 92 i сообщений не нуждается в одобрении общественным мнением. Как уже говорилось, власть может формировать односторонние коммуникации без обратной связи. Но наряду с этим существуют и попытки установления контакта с общественным мнением и со всем обществом. Так что обобщив сложившиеся в науке подходы и учитывая непостоянную потребность власти в суждениях граждан, можно сказать, что общественное мнение представляет собой сово купность суждений и оценок, характеризующих состояние массового (группового) сознания, оказывающее влияние на содержание и характер разнообразных политических процессов (изменений в сфере государственной власти). С этой точки зрения оно является элементом представления центром власти интересов населения, механизмом презентации наиболее острых и значимых для граждан проблем. С содержательной точки зрения это не все массовое сознание, а лишь его верхушка, совокупность оценок и представлений, которая объединяет ту или иную группу (в том числе и большинство) людей. Формируя духовный климат, влияя на политическую атмосферу в обществе, эти оценки неизбежно приобретают политический смысл и значение для властей предержащих. Общественное мнение как устойчивый политический механизм презентации социальных интересов возникло в результате развития демократии и институтов гражданского общества. В структуре общественного мнения складываются как массовые, так и локальные точки зрения. Их возникновение и соотношение зависит от уровня конкурентности в обществе, наличия в нем механизмов политической презентации, заявляемых людьми претензий на всеобщность собственной позиции. В качестве объекта общественного мнения могут выступать любые факты и явления социальной жизни (в том числе высказывания отдельных политиков, чья оценка вызывает политически значимую реакцию населения). Таким образом, общественное мнение всегда концентрируется вокруг определенных идей и явлений. При этом люди могут многократно изменять свои взгляды и суждения, позиции и выводы, интерпретировать одни и те же явления. Высказываемые общественным мнением оценки не всегда адекватно отражают события, происходящие в обществе (У. Липпман). В общественном мнении велика роль предрассудков, стереотипов, заблуждений. В силу своего во многом эмоционального характера оно подчас бывает весьма односторонним, предвзятым. Поэтому наряду с позитивным воздействием на власть, стремлением заставить государство прислушаться к голосу граждан общественное мнение нередко опасно в силу своей некомпетентности. 93 Структура и функции в структуру общественного мнения, общественного мнения как правюю входят массовые (фуП- повые) настроения, эмоции, чувства, а также формализованные оценки и суждения. В этих рамках происходит определенная динамика его развития от абстрактных представлений, неясных и неопределившихся эмоций к более строгим и рациональным понятиям и оценкам. В условиях кризиса такая динамика отличается крайней противоречивостью, многократным возвращением от более или менее сформулированных оценок к неясным предчувствиям. Для каждой из этих форм доминирующих в обществе политических образов существуют особые каналы коммуницирования с властью. Так, чувственные мнения выражаются на митингах, стихийных сходках, собраниях. Формализованные же оценки обычно транслируются при помощи выступлений говорящих от лица общественности независимых экспертов,- лидеров, в виде газетных статей, комментариев и пр. К наиболее существенным функциям общественного мнения можно отнести: репрезентацию текущей политики в глазах общественности; обеспечение обратной связи в системе государственного управления, предполагающей коррекцию проводимого режимом курса; повышение степени легитимности правящего режима; социализацию граждан, включающихся в сферу политических отношений. У общественного мнения нет однозначной направленности на преобразование действительности. Властные органы при принятии решений могут как учитывать (целиком или частично) высказанные общественностью позиции и оценки, так и не принимать их во внимание. Однако они должны отреагировать на общественное мнение, зафиксировать свое отношение к нему. Реалии политической борьбы свидетельствуют о том, что и сама власть порой берет на себя функции выражения общественного мнения. В частности, используя близкие к режиму СМИ, правящие круги выдвигают своих «лидеров общественного мнения», распространяют материалы о событиях, определенным образом комментируют их, чтобы создать в обществе необходимое настроение. Даются публичные оценки произошедшего от имени тех или иных групп, на которые впоследствии власти реагируют исходя из собственных интересов. Политическая практика дает примеры многообразных типов общественного мнения, обладающих собственными параметрами. Так, мнения общественности можно различать по характеру их влияния на власть; степени иллюзорности, отражающей господ- 94 [ствующие в них заблуждения и предрассудки; уровню конструк-I тивности; степени директивности в отношении власти. Специалисты выделяют также гомогенные (где идеи и позиции жестко цементируют общественное мнение) и негомогенные (в которых конкурируют разнообразные оценки и позиции). В зависимости от формы выражения и степени близости к позициям властей общественное мнение может носить официальный или неофициальный характер. Например, в бывшем СССР большое распространение получили формы «единодушной» (вызванной как работой парторганов, так и пассивностью населения) поддержки населением любых политических действий властей (в просторечии — «одобрямс»). К универсальным, постоянно проявляющимся свойствам общественного мнения относятся: внутренняя противоречивость и:. несбалансированность, создающие возможность переориентации i общественного мнения с одной точки зрения на другую; ситуа-тивность, зависимость от динамики политических изменений; относительная устойчивость сформулированных позиций, дающая возможность тиражировать и распространять их быстрее, чем они поменяют значения; упрощенность и поверхностность оценок. Вопросы для обсуждения 1. Какие информационно-коммуникационные системы существуют в 2. Каковы отличительные черты массовой информационно-коммуни 3. В чем специфика позиционирования СМИ в политической сфере? 4. СМИ зачастую рассматривают как центральный элемент организа 5. В чем специфика действия общественного мнения в формирующей Зшьберт Б. А. Тексты массовой коммуникации. Саратов, 1991. Кадандаров К. X. Управление общественным сознанием: роль коммуникационных процессов. М., 1998. Кузьмин О. В. Социология общественного мнения. Новосибирск, 1996. Массовая информация и коммуникация в современном мире. М., 1991. 4.2. Морозова Е. Г. Политический рынок и политический маркетинг. М., 1999. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 1999. Социология средств массовой коммуникации / Под ред. Ю. А. Буданцева. М., 1991. Федотова Л. Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб., 2003. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М., 1997. Agents of Power. The media and public policy / Ed. by J. Actchull. N.Y., 1995. Baker С. Е. Media, Markets, and Democracy. Cambridge, 2002. McCormack G. A model of Post-Soviet Media Control in Election. The European Institute for the Media. Dusseldorf, 2002. Mass media and society/ Ed. by G. Curran and M. Gurevitch. N.Y., 1991. Feather J. The Information Society. A Study of Continuity and Change. L., 1998. Рекомендуемая литература Андрунас А. Л. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1997. Дмитриев А. В., Латынов В. В. Массовая коммуникация: пределы политического влияния. М., 1999. 96 Глава 4 Универсальное И специфическое |
Как и любые другие способы организации политического дискурса, пропаганда использует разнообразные приемы информационного воздействия. В ее арсенале присутствуют как некие общие процедуры, так и те, что характерны только для данного типа немаркетингового информирования. Причинами универсализации ряда информационных технологий выступают, к примеру, необходимость использования технических средств распространения информации (от гусиного пера до компьютера), единая (политическая) среда распространения сведений или же по преимуществу базовая структура сообщения (включающая в себя основную часть, которую и необходимо донести до реципиента, а также дополнительную,
108
1
формирующуюся в связи со способами донесения основной информации, т.е. своеобразной упаковкой). Все информационные технологии нацелены на активизацию включенности реципиента в информационный обмен, апеллируют к устоявшимся стереотипам и нормам, стремятся переструктурировать идеи и установки объекта информационного воздействия в свою пользу, наладить известный контроль за позитивными и негативными стимулами информирования и т.д.
По этим и другим аналогичным причинам в пропаганде нередко применяются те же информационные методы, что и в политической рекламе, и в системе информирования типа пиара: использование журналистских комментариев при освещении выступления политика, или сопровождение такого выступления видеорядом, или же, напротив, отказ от оценки событий и т.п. Такого рода приемы определенным образом влияют на восприятие выступающего, выставляют его в выгодном или неприглядном свете и тем самым создают известный дисбаланс в освещении политики того или иного направления. Однако в этом нет ничего противоестественного для политической сферы, которая, как известно, представляет собой конкурентную социальную среду.
В полном соответствии с особенностями политики как особой области социальной жизни пропаганда, как и другие способы информирования, стремится упреждать нежелательную информацию, отводить критику или снижать ее негативные последствия, предвидеть возражения соперников, избегать упреков в необоснованных оценках, ориентироваться на эффекты «коммуникацион
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.12.181 (0.012 с.)