Соотнесение заданий теста способности к обучению Витцлака с различными компонентами умственных способностей ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотнесение заданий теста способности к обучению Витцлака с различными компонентами умственных способностей ребенка



Методика дает дифференцированный, объективный и стандартизированный взгляд на уровень умственного развития детей в возрасте от 5,6 до 7,0 лет.

Методика служит решению следующих вопросов психолого-педагогической практики:

расширяет базис информации учителя или директора школы при решении вопроса о направлении в школу или оставлении на год вне школы ребенка;

дает дифференцированные указания для индивидуальной коррекционной работы с детьми, чье развитие было так или иначе нарушено как до школы, так и сразу же в первые месяцы школьного обучения;

вносит определенный вклад в раннее обнаружение детей, нуждающихся в направлении во вспомогательную школу, школу для детей с задержкой психического развития, в классы выравнивания и т.п.

 

Некоторые ограничения метода:

при использовании данной методики необходимо помнить, что она дает информацию только об уровне умственного развития ребенка и только в указанных областях;

успех обучения в школе зависит не только (а может быть, и не столько) от уровня умственного развития, однако об уровне развития ребенка в других областях тест не дает, прямой информации;

при интерпретации данных обследования ребенка с помощью данного теста и формулировании указаний на коррекцию должны оцениваться не только количественные показатели, но по возможности и качественные (в частности, поведение ребенка во время обследования), такие как:

 

а) с каким интересом ребенок обращается к каждому последующему заданию/насколько целеустремленно он работает с заданием;

б) темп работы ребенка, общая длительность обследования;

в) готовность ребенка контактировать с экспериментатором, его открытость или закрытость;

г) психофизическая утомляемость и пр.

Условия проведения теста

I. Прежде чем применить методику, следует собрать как можно больше информации о ребенке и его развитии, используя оценки воспитателей детского сада, мнение родителей, детского врача, учителя начальных классов и т.д. Если в результате анализа получаются противоречивые выводы или информации недостаточно для принятия решения и нельзя ее восполнить из других источников, тогда можно рекомендовать проведение обследования ребенка с помощью стандартизированной методики Г. Витцлака.

2. Материал теста включает:

 qруководство;

 qбланк регистрации результатов с указаниями по оцениванию результатов;

 qстимульный материал к заданиям:

 

— три картинки к вводному заданию (12 х 13 см);

— три картинки к заданию 1 (12 х 17 см);

— девять цветных картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика (размер от 3 до 9 см);

— три нарисованных на одном листе бумаги корзины с надписями;

— восемь парных картинок для сравнения к заданию 8;

— цветные фигуры: синяя, красная, зелѐная и жѐлтая полоски – к заданию 10. Под каждой из них – четыре фигуры разной формы и разного цвета, вставка релевантной формы и цвета находится не под своей полоской;

— фигуры для сравнения к заданию 11 (13 х 14 см);

— две сюжетные картинки для заданий 13 – 15 (17 х 22 см).

Для работы с детьми картинки наклеивают на картон. Никаких надписей на лицевой стороне раздаточного материала (кроме надписей на корзинках) быть не должно. Размеры картинок могут немного варьироваться.

3. Совершенно необходимо основательно и многократно изучить руководство по методике. Только тогда, когда программа тестирования и все инструкции полностью – лучше наизусть – усвоены, разрешается приступать к работе.

4. Можно рекомендовать до проведения первого диагностирования трудного случая провести минимум три диагностирований с участием хорошо развитых школьников (дошкольников), чтобы освоить технику работы и приобрести больший опыт. Необходимо учитывать, что хорошо развитые дети решают все задания теста В быстром темпе примерно за 20–25 мин, в то время как проблемные дети затрачивают до 40–45 мин.

5. Проведение диагностики стандартизировано. Это значит, что отклонения от требований руководства, какими бы незначительными они ни казались, фальсифицируют результат. Инструкции к заданиям даются обязательно дословно. Помощь допускается, но тщательно фиксируется.

6. Каждое обследование ребенка требует хорошей подготовки. Оно должно быть проведено по возможности в привычных для ребенка условиях, в доброжелательной и теплой в целом атмосфере. Рекомендуется все приложения и отдельные задания поместить в нужной последовательности в специальные блокноты или тетради. По возможности, все картинки должны быть наклеены на картон. Следует позаботиться также о наличии мягкого карандаша и ластика.

7. Вводное задание (с картинками о постройке башни) не оценивается, так как оно служит вхождению в контакт с ребенком и ьяснению сути решения первого задания.

8. Для отдельных заданий данной методики была предусмотрена оценка 0, что больше связано с необходимостью иметь контроль, не пропущено ли по ошибке данное задание и отмечен ли результат.

9. Все другие дополнительные исследования на ребенке, которые желательны для выяснения более тонкой специфики данного случая, ни в коем случае нельзя проводить внутри данного диагностического метода, а только после завершения его применения. Имеются в виду беседа с родителями ребенка, задания на дополнительное рисование и т.п.

10. Особенно бросающиеся в глаза особенности поведения ребенка должны быть взяты на заметку для их последующей оценки.

11. Не рекомендуется проводить диагностику ребенка данным одом в присутствии родителей.

Оценка и интерпретация данных

1. Бланк регистрации результатов разработан таким образом, что позволяет однозначно фиксировать объективную оценку данных независимо от экспериментатора.

2. При анализе фактических данных надо стремиться к синтезу психологических, педагогических, медицинских и социальных аспектов. Необходимо помнить, что центральным, интегративным центом для всякого решения является необходимость найти для того ребенка наилучшие возможности для развития.

3. В поисках решения необходимо оценить всю имеющуюся информицию (разговор с родителями, суждения воспитателей детского сада, информацию об игре и занятиях ребенка, данные детского врача, поведение ребенка во время тестирования, а также и стандартизированные оценки уровня умственного развития ребенка). В любом случае необходимо принимать во внимание:

– возраст ребенка на момент поступления в школу;

– социальное происхождение (в широком смысле слова) и историю развития;

– симптомы раннего и более позднего развития;

– психофизическую утомляемость;

– подверженность соматическим болезням и пр.

 

Процедура тестирования

В в о д н о е з а д а н и е. Постройка башни (рис. 10).

Исходная ситуация: в правильной последовательности разложить перед ребенком картинки на расстоянии 3 см друг от друга.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки, они нам расскажут одну историю. Она начинается с первой картинки (показать первую картинку). Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, потому что башня получается такая прямая и большая (показать вторую картинку). Вдруг пришел один озорной мальчик и нарочно ногой разрушил такую хорошую башню (показать на третью картинку). Девочка очень расстроилась, потому что башни больше не стало, она заплакала горькими слезами (убрать все картинки). Расскажи мне еще раз коротко, что делала девочка...»

Экспериментатор, независимо от рассказа ребенка, говорит;

«Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому она заплакала».

Рис. 10. Стимульный материал к заданию «Постройка башни».

З а д а н и е 1. Рассказ по картинкам (рис. 11).

Исходная ситуация: в правильной последовательности разложить перед ребенком картинки.

Рис. 11. Стимульный материал к заданию «Рассказ по картинкам».

Инструкция: «А теперь скажи мне, какую историю расскажут нам эти картинки (после рассказа ребенка убрать все картинки). Расскажи еще раз коротко, что делал мальчик».

Обработка данных: используется следующая шкала оценок (баллах) (табл. 2.6).

Полученные баллы заносятся в бланк регистрации результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.133.69 (0.031 с.)