Результаты диагностики индивидуально-психологических особенностей дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты диагностики индивидуально-психологических особенностей дошкольников



ФИО Эмоц - ть Терпение Выдер - ть Агрессив - ть Устойчивость настроения Сп — ть к адаптации Общительность Особ - ти речи Жестикул - я Устойчивость в интересах Итог
А. Настя Х М Х М Х Х Х Х Х Х Х
Б. Костя С С Ф С С Ф Ф С Ф С С
Б. Данил С С С С Ф Ф Ф С С С С
В. Алина Х Х Х М М Х Х М Х Х Х
Г. Ирина М М Х М М Х М М М М М
Д. Глеб Ф Ф С С Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф
Е. Елена Х М Х М Х М М М М М М
Е. Дима С С Ф С С С С С Ф С С
И. Егор Ф Ф Ф С Ф Ф С Ф Ф Ф Ф
К. Маша М М Х М М М Х М М М М

Х — холерик

С — сангвиник

Ф — флегматик

М - меланхолик

Результаты исследования показали, что у Кости Б., Данила Б., Дмитрия Е. преобладают сангвистические черты темперамента, дети проявили быстроту и живость движений, у них богатая и разнообразная мимика, быстрый темп речи, они общительны и эмоциональны.

Глеб Д. и Егор И. - по результатам наблюдения, оказались флегматиками. Их темперамент отличается низкой эмоциональностью, мимика невыразительна и скудна. Но при этом данные дети работоспособны, работу выполняют кропотливо и тщательно. Их деятельность отличается медлительностью, предпочитают спокойные игры. Речь детей медленная, негромка, с длительными паузами.

У Ирины Г., Елены Е, Марии К. преобладают меланхолические черты темперамента. Для данного типа темперамента характерны высокая степень чувствительности, глубина и устойчивость эмоций. Дети данного типа темперамента имеют вялые движения и мимику. Нервная система слабая, быстро истощается, наступает переутомление, снижается общий уровень работоспособности. Речь детей тихая и невыразительная.

Настя А., Алина В. - холерики. Для детей характерна резкая смена настроения, слабое терпение. Дети данного типа темперамента несдержанны, вспыльчивы и агрессивны. Жесты резкие с большой амплитудой движения, яркая мимика. Быстрая, сбивчивая, неровная речь.

Таким образом, можно сказать о том, что индивидуальные особенности ребёнка проявляются довольно рано. Индивидуальность прежде всего влияет на тип темперамента, который в свою очередь характеризует динамическую сторону протекания деятельности человека и сказывается на его психической активности и эмоциональности. Следовательно, важность индивидуального подхода в воспитании и обучении детей неоспорима, так как его игнорирование приводит к развитию отрицательных черт у детей дошкольного возраста.

Изучив волевые проявления детей, используя таблицу 1, можно прийти к выводу о том, что дети только подходят к началу осваивания целеполагания, то есть умения ставить перед собой цели. При этом можно отметить, что поставленную педагогом цель, все дети решают успешно. Даже те дети, которые могут с помощью взрослого поставить перед собой цель (Костя Б., Данил Б.), не могут осуществлять руководство ею непосредственно в своей самостоятельной деятельности. Свои эмоции и желания могут сдерживать только Костя Б., Данил Б., Глеб Д., Дмитрий Е. и Егор И., так как для этих детей характерно проявление сдержанности, уравновешенности характера. Остальные ребята с трудом справляются со сдерживанием своих эмоций, желания не всегда могут быть сдержаны, для таких детей характерны быстрота и живость движений, высокая чувствительность эмоций.

Исследование волевых качеств детей показало, что дисциплинированность и настойчивость сформированы у Ирины Г., Глеба Д., Елены Е., Егора И. и Марии К. Дети способны подчиниться общепринятым правилам поведения, требования взрослых детьми воспринимаются адекватно и при необходимости выполняются. Для этих детей характерна высокая работоспособность, всё что начато ими доводится до завершения, препятствия возникающие в процессе деятельности стараются преодолеть любым способом.

В качестве положительного развития волевых качеств детей всей исследуемой группы, можно отметить организованность, так как дети могут самостоятельно организовать свою самостоятельную деятельность и при этом сосредоточенно её выполнять.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что волевые качества наиболее развиты у Кости Б., Данила Б., Глеба Д., Дмитрия Е., Егора И., так как уровень волевых проявлений этих детей соответствует критериям развития, относящимся к данному возрасту (см. приложение 2). Средним уровнем сформированности волевых проявлений обладают все остальные дети. С низким уровнем сформированности волевых проявлений детей нет, так как индивидуально проводимая работа с детьми с целью повышения уровня сформированности волевых проявлений, проводится систематически.

Изучив документацию группы, мы пришли к выводу, что индивидуальная работа с детьми данной группы проводится регулярно, о чём сообщается в ежедневной работе и прописывается в плане работы с детьми. В наблюдениях за работой воспитателей документальные данные использования индивидуального подхода подтвердились.

Таким образом, исходя из проделанной нами работы, можно сделать вывод о том, что работа по созданию условий для индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада проводится систематически. При этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его темперамент, способности, склонности, умственные и физические качества. Следовательно, можно сказать о том, что индивидуальная работа полноценно реализуется в ходе учебно — воспитательной работы.

 

Рекомендации педагогам по созданию условий для индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей, посредством работы с семьей

За многолетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания детей: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей в отдельности представляет собой социальный институт воспитания, обладает при этом своими специфическими возможностями формирования личности.

Необходимо помнить о том, что самой главной естественной средой для воспитания ребёнка, является его семья. Именно семейная среда накладывает свой неизгладимый отпечаток на формирование всей личности в целом. В семье он получает первые уроки познания окружающего мира и формирует своё отношение к нормам и правилам, сформированным в жизни.

Во многом, именно семья, определяет отношение к разным видам деятельности, культуру его поведения, дисциплинированность, активность и целый ряд других качеств личности.

Можно отметит очень сильное влияние семьи на характер формирования личности детей, иногда до такой степени, что можно сказать, характер родителей полностью передаётся детям. Бесспорно, окружающая среда семьи играет огромную роль в формировании личности ребёнка, но при этом важно помнить о том, что немалую роль в этом играет процесс воспитания. Следовательно, семья тоже должна уметь правильно воспитывать полноценную личность.

В исследованиях С. П. Макаровой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания [13]:

- Семейное воспитание несёт в себе глубокий характер и отличается «интимностью»,

- Воспитание в семье постоянно и это постоянство требований проявляется во всех спектрах повседневной жизни семьи,

- Именно в семье есть возможность включать ребёнка в разнообразные виды деятельности, начиная с первых лет жизни.

Выражение «дети – это зеркало семьи» точно передаёт смысл ориентации ребёнка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои приоритеты, правила поведения, моральные и культурные ценности [13].

Таким образом, можно отметить то, что в воспитании ребёнка приоритет отдаётся семье, что проявляется в разнообразии форм воздействия и в тех ценностях, которые осваивает ребёнок.

Однако не все семьи реализуют в полной мере комплекс возможностей воспитательной организации. Причины на это у всех разные: у одних нет желания воспитывать, другие не знают и не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Поэтому очень важна в работе с родителями квалифицированная помощь педагога.

Работа воспитателей с семьёй воспитанника – это неотъемлемая часть индивидуального подхода к воспитанию и образованию детей.

Именно в воспитании маленького ребёнка необходимо правильное формирование положительных качеств, что несомненно невозможно без общей работы семьи и детского сада. Всё это возможно только притом условии, что воспитатели и родители ребёнка будут договариваться между собой и прилагать общие требования и усилия по его воспитанию.

Поэтому привлечение родителей к воспитательно – образовательному процессу детского сада, необходимо прежде всего для полноценного развития детей.

По мнению Б. Т. Лихачёва успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада [11].

Положительные результаты могут быть достигнуты в том случае, если родители и сотрудники детского сада умело сочетают разные формы сотрудничества не исключая активного участия всех членов данного симбиоза. Формы работы могут быть разными:

- посещение семьи ребёнка,

- день открытых дверей,

- беседы, консультации, родительские собрания, различные конференции и так далее.

Но всё равно приоритет в воспитании детей отдаётся индивидуальному подходу.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

- Работу по воспитанию детей возможно проводить эффективно только при хорошем знании всего коллектива и особенностей семейного быта, и воспитания ребёнка в семье.

- Фактический материал по изучению воспитания детей в семье даёт возможность не только узнать условия жизни, но установить причины, влияющие на формирование тех или иных индивидуальных качеств ребёнка.

- Положительные результаты воздействия на ребёнка можно достичь только в том случае, если между педагогами детского сада и родителями установлены общие требования и подход к воспитанию ребёнка. Такая работа должна проводиться систематически и планомерно.

- Педагоги должны регулярно оповещать родителей об особенностях развития детей данной возрастной группы, помогать видеть в своих детях хорошее и учить анализировать поступки своих детей.

- Семьи с одинаковыми проблемами в воспитании можно группировать между собой и проводить групповые консультации.

- Изучение особенностей внутрисемейного воспитания, так же, как и индивидуальных особенностей воспитанников, должны проводиться систематически и включаться в общий план работы.

Исходя из всего вышесказанного педагогам рекомендовано:

- Провести исследование по диагностике Урунтаевой Г. А., Афонькиной Ю. А. с целью изучения индивидуально – психологических особенностей ребёнка.

- Организовать консультации по темам: «Как правильно воспитывать ребёнка?», «Темперамент, что это такое и как он влияет на воспитание детей», «Развитие волевого поведения у детей».

- При организации занятий следует учитывать индивидуальные особенности детей.

- Рекомендованы развивающие игры, направленные на развитие нравственно – волевых качеств детей (см. приложение 3).

- Предложены книги для прочтения: «Воспитателю о работе с семьёй» под ред. Н. Ф. Виноградовой; «Воспитателю о развитии ребёнка» Люблинская А. А.

Родителям рекомендовано:

- Уделять больше внимания самообразованию

- Выполнять требования, предъявляемые педагогом.

- Предложены книги для прочтения: «Развивающие игры для детей младшего школьного возраста» Богуславская З. М., Смирнова Е. О.; «Диалоги о воспитании: книга для родителей» Столетова В. Н., «Педагогические знания родителям» Островская Л. Ф.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основе изложенного выше материала, подведём основные итоги по рассматриваемой теме.

Современное общество безусловно заинтересовано в человеке, которые имеет творческий потенциал личности и может проявить себя в разнообразных видах деятельности. Формирование такого качества невозможно без индивидуального подхода к воспитанию и обучению.

При осуществлении индивидуального подхода в процессе обучения, необходимо помнить, что каждый человек по - своему индивидуален и имеет свои собственные возможности и черты характера, темперамента. Индивидуальный подход прежде всего направлен на укрепление положительных качеств ребёнка и работу на устранение его отрицательных черт личности. При умелом подходе к воспитанию, исхода развития качеств в негативную сторону можно избежать.

Индивидуальный подход – осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей дошкольников (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и так далее), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.

Педагог, использующий индивидуальный подход в своей практике, должен обладать огромным терпением и умением разбираться в самых разнообразных ситуациях. Именно такой подход помогает вовлечь всех детей в активную деятельность и является неотъемлемой частью педагогического процесса.

Во всех случаях негативного проявления характера необходимо разбираться в причинах его возникновения. Это могут быть: состояние здоровья, особенности развития нервной системы, условия окружающей среды, подход в воспитании. Необходимо отметить тот факт, что в дошкольном возрасте довольно легко можно установить причину негативного проявления поведения ребёнка и подкорректировать его в нужную сторону. Позже, в процессе взросления, сделать это становится уже сложнее. Поэтому именно в дошкольном возрасте отмечена важность индивидуального подхода, выявления качеств ребёнка, анализ поведения. Одно из условий положительного воздействия на развитие ребёнка является взаимное сотрудничество семьи и сотрудников детского сада. Именно в семье закладываются основы поведения ребёнка, без взаимодействия с семьёй невозможно добиться положительных результатов в вопросах воспитания. Практика дошкольного воспитания знает много примеров, когда разгадка личности ребёнка кроется в условиях семейного воспитания.

При осуществлении индивидуального подхода, педагогу необходимо помнить о том, что в ребёнке надо развивать не только положительные качества, но и формировать новые не свойственные ему.

Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста оказывает положительное влияние на целостное формирование личности, если при его формировании соблюдается следующая система: изучение проявлений ребёнка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, чётких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку в общей педагогической работе со всеми детьми.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, чтоматериалы исследования могут быть использованы, как: лекционный материал для учащихся педагогического факультета; воспитателями дошкольных учреждений, для выбора наиболее эффективных условий для создания индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада. 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. «Идеи А.С. Макаренко сегодня». -М.: Знание, 1988. – 80 с.

2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. -207 с.

3. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 240 с.

4. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256 с.

5. Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение», 1989. – 124 с.

6. Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т.1.М.:1993. – 346 с.

7. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. «Психологическая практика в системе образования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 288 с.

8. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. -2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

9. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений». М: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с.

10. Конвенция о правах ребёнка [Электронный документ]. – Точка доступа: https://mosfund.ru/pravo/konvenciya-o-pravax-rebenka-v-rossii.html

11. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

12. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педаго-гический вестник. – 1994. - №1. - С. 2-10.

13. Непомнящая Н. Формирование воли // Дошкольное воспитание.-1993. -№9. С.36-41.

14. Подласый И.П. Педагогика: Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений». М: «Просвещение»: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996. – 432с.

15. Психологический словарь/ под ред. В.В.Давыдова и др. – М., 1983. – 456 с.

16. Психология: Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1990. – 234 с.

17. Российская педагогическая энциклопедия/ под ред. В. В. Давыдова и др. – М.: научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. - 544 с. 18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 336 с.

19. Урунтаева Г.А., Афонькина. Практикум по детской психологии. М.: 1995. – 146 с.

20. Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер// Дошкольное воспитание. – 1980. - №2. - С.52-62.

21. Харламов И.Ф. «Педагогика»: Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк.; 1990. – 576 с.

22. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей. //Дошкольное воспитание. – 1986.- №5. С.38-42.

23. Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек».- М.: Знание, 1986. - 80 с.-

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.052 с.)