Понятие, сущность и особенности индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, сущность и особенности индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада



СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                    2

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3

1.   Теоретическое исследование психолого — педагогических основ

  индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях

  детского сада                                                                                                 6 1.1. Понятие, сущность и особенности индивидуального подхода к     

  воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада                    6               

1.2. Основные требования, предъявляемые к организации индивидуального

  подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада    10                                                                                                      

2.    Аналитическое исследование индивидуального подхода к воспитанию и

  обучению ребёнка в условиях детского сада                                            13 2.1. Анализ учебно-воспитательной работы по созданию индивидуального

  подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях ДОУ                 13                                                                                                                                                                                                              2.2. Рекомендации педагогам по использованию условий для

  индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей, посредством

  работы с семьей                                                                                            17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                             23

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                    25

 

 

ВЕДЕНИЕ

В настоящее время система образования претерпевает значительные изменения. Необходимо помнить о том, что дошкольное образование является самым первым и при этом самым ответственным звеном в системе развития образования. Важно знать, что ребёнок под воздействием влияния окружающих его взрослых и среды пребывания, получает возможность развития личности в целом.

Именно в дошкольный период развития в возрасте до шести лет у ребёнка формируется основные знания, умения и навыки. Дети учатся эстетическому усвоению норм и правил поведения, становятся самостоятельными и независимыми, усложняются межличностные взаимоотношения, формируется представление о себе. Правильно построенная воспитательно — образовательная программа учит детей организовывать свою деятельность, учёбу, работу.

Неоспоримым является тот факт, что каждый человек имеет индивидуальные особенности развития. Поэтому любое воздействие на ребёнка невозможно без необходимости индивидуального подхода.

В соответствии с ФГОС ДОО для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого — педагогические условия: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.

Индивидуальный подход в воспитательно – образовательной работе прежде всего направлен на укрепление положительных качеств ребёнка и устранение недостатков. При грамотном подходе в процессе индивидуального воспитания можно избежать многих ошибок и мучительного процесса перевоспитания. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Сущность такого подхода заключается в том, что воздействие педагога на личностные качества ребёнка происходят с учётом его индивидуальных психических особенностей и условий жизни.

Исходя из актуальности, нами была выбрана тема исследования «Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада».

Цель данной работы заключается в изучении теоретических аспектов создания условий для индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада.

Объект исследования: процесс влияния индивидуального подхода на воспитание и обучение ребёнка в условиях детского сада.

Предмет исследования: процесс создания условий для реализации индивидуально подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада.

Задачи исследования:

1. Определить основные понятия, сущность и особенности индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада.

2. Рассмотреть основные требования, предъявляемые к организации условий индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада.

3. Проанализировать учебно — воспитательную работу по созданию условий индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях ДОУ

4. Составить рекомендации педагогам по созданию условий индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада.

Методы исследования: анализ литературы, изучение учебно — воспитательной работы, сравнение, сбор и накопление данных.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы, как: лекционный материал для учащихся педагогического факультета; воспитателями дошкольных учреждений, для выбора наиболее эффективных условий для создания индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада. 

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Таблица 1

Рекомендации педагогам по созданию условий для индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей, посредством работы с семьей

За многолетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания детей: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей в отдельности представляет собой социальный институт воспитания, обладает при этом своими специфическими возможностями формирования личности.

Необходимо помнить о том, что самой главной естественной средой для воспитания ребёнка, является его семья. Именно семейная среда накладывает свой неизгладимый отпечаток на формирование всей личности в целом. В семье он получает первые уроки познания окружающего мира и формирует своё отношение к нормам и правилам, сформированным в жизни.

Во многом, именно семья, определяет отношение к разным видам деятельности, культуру его поведения, дисциплинированность, активность и целый ряд других качеств личности.

Можно отметит очень сильное влияние семьи на характер формирования личности детей, иногда до такой степени, что можно сказать, характер родителей полностью передаётся детям. Бесспорно, окружающая среда семьи играет огромную роль в формировании личности ребёнка, но при этом важно помнить о том, что немалую роль в этом играет процесс воспитания. Следовательно, семья тоже должна уметь правильно воспитывать полноценную личность.

В исследованиях С. П. Макаровой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания [13]:

- Семейное воспитание несёт в себе глубокий характер и отличается «интимностью»,

- Воспитание в семье постоянно и это постоянство требований проявляется во всех спектрах повседневной жизни семьи,

- Именно в семье есть возможность включать ребёнка в разнообразные виды деятельности, начиная с первых лет жизни.

Выражение «дети – это зеркало семьи» точно передаёт смысл ориентации ребёнка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои приоритеты, правила поведения, моральные и культурные ценности [13].

Таким образом, можно отметить то, что в воспитании ребёнка приоритет отдаётся семье, что проявляется в разнообразии форм воздействия и в тех ценностях, которые осваивает ребёнок.

Однако не все семьи реализуют в полной мере комплекс возможностей воспитательной организации. Причины на это у всех разные: у одних нет желания воспитывать, другие не знают и не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Поэтому очень важна в работе с родителями квалифицированная помощь педагога.

Работа воспитателей с семьёй воспитанника – это неотъемлемая часть индивидуального подхода к воспитанию и образованию детей.

Именно в воспитании маленького ребёнка необходимо правильное формирование положительных качеств, что несомненно невозможно без общей работы семьи и детского сада. Всё это возможно только притом условии, что воспитатели и родители ребёнка будут договариваться между собой и прилагать общие требования и усилия по его воспитанию.

Поэтому привлечение родителей к воспитательно – образовательному процессу детского сада, необходимо прежде всего для полноценного развития детей.

По мнению Б. Т. Лихачёва успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада [11].

Положительные результаты могут быть достигнуты в том случае, если родители и сотрудники детского сада умело сочетают разные формы сотрудничества не исключая активного участия всех членов данного симбиоза. Формы работы могут быть разными:

- посещение семьи ребёнка,

- день открытых дверей,

- беседы, консультации, родительские собрания, различные конференции и так далее.

Но всё равно приоритет в воспитании детей отдаётся индивидуальному подходу.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

- Работу по воспитанию детей возможно проводить эффективно только при хорошем знании всего коллектива и особенностей семейного быта, и воспитания ребёнка в семье.

- Фактический материал по изучению воспитания детей в семье даёт возможность не только узнать условия жизни, но установить причины, влияющие на формирование тех или иных индивидуальных качеств ребёнка.

- Положительные результаты воздействия на ребёнка можно достичь только в том случае, если между педагогами детского сада и родителями установлены общие требования и подход к воспитанию ребёнка. Такая работа должна проводиться систематически и планомерно.

- Педагоги должны регулярно оповещать родителей об особенностях развития детей данной возрастной группы, помогать видеть в своих детях хорошее и учить анализировать поступки своих детей.

- Семьи с одинаковыми проблемами в воспитании можно группировать между собой и проводить групповые консультации.

- Изучение особенностей внутрисемейного воспитания, так же, как и индивидуальных особенностей воспитанников, должны проводиться систематически и включаться в общий план работы.

Исходя из всего вышесказанного педагогам рекомендовано:

- Провести исследование по диагностике Урунтаевой Г. А., Афонькиной Ю. А. с целью изучения индивидуально – психологических особенностей ребёнка.

- Организовать консультации по темам: «Как правильно воспитывать ребёнка?», «Темперамент, что это такое и как он влияет на воспитание детей», «Развитие волевого поведения у детей».

- При организации занятий следует учитывать индивидуальные особенности детей.

- Рекомендованы развивающие игры, направленные на развитие нравственно – волевых качеств детей (см. приложение 3).

- Предложены книги для прочтения: «Воспитателю о работе с семьёй» под ред. Н. Ф. Виноградовой; «Воспитателю о развитии ребёнка» Люблинская А. А.

Родителям рекомендовано:

- Уделять больше внимания самообразованию

- Выполнять требования, предъявляемые педагогом.

- Предложены книги для прочтения: «Развивающие игры для детей младшего школьного возраста» Богуславская З. М., Смирнова Е. О.; «Диалоги о воспитании: книга для родителей» Столетова В. Н., «Педагогические знания родителям» Островская Л. Ф.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основе изложенного выше материала, подведём основные итоги по рассматриваемой теме.

Современное общество безусловно заинтересовано в человеке, которые имеет творческий потенциал личности и может проявить себя в разнообразных видах деятельности. Формирование такого качества невозможно без индивидуального подхода к воспитанию и обучению.

При осуществлении индивидуального подхода в процессе обучения, необходимо помнить, что каждый человек по - своему индивидуален и имеет свои собственные возможности и черты характера, темперамента. Индивидуальный подход прежде всего направлен на укрепление положительных качеств ребёнка и работу на устранение его отрицательных черт личности. При умелом подходе к воспитанию, исхода развития качеств в негативную сторону можно избежать.

Индивидуальный подход – осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей дошкольников (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и так далее), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.

Педагог, использующий индивидуальный подход в своей практике, должен обладать огромным терпением и умением разбираться в самых разнообразных ситуациях. Именно такой подход помогает вовлечь всех детей в активную деятельность и является неотъемлемой частью педагогического процесса.

Во всех случаях негативного проявления характера необходимо разбираться в причинах его возникновения. Это могут быть: состояние здоровья, особенности развития нервной системы, условия окружающей среды, подход в воспитании. Необходимо отметить тот факт, что в дошкольном возрасте довольно легко можно установить причину негативного проявления поведения ребёнка и подкорректировать его в нужную сторону. Позже, в процессе взросления, сделать это становится уже сложнее. Поэтому именно в дошкольном возрасте отмечена важность индивидуального подхода, выявления качеств ребёнка, анализ поведения. Одно из условий положительного воздействия на развитие ребёнка является взаимное сотрудничество семьи и сотрудников детского сада. Именно в семье закладываются основы поведения ребёнка, без взаимодействия с семьёй невозможно добиться положительных результатов в вопросах воспитания. Практика дошкольного воспитания знает много примеров, когда разгадка личности ребёнка кроется в условиях семейного воспитания.

При осуществлении индивидуального подхода, педагогу необходимо помнить о том, что в ребёнке надо развивать не только положительные качества, но и формировать новые не свойственные ему.

Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста оказывает положительное влияние на целостное формирование личности, если при его формировании соблюдается следующая система: изучение проявлений ребёнка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, чётких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку в общей педагогической работе со всеми детьми.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, чтоматериалы исследования могут быть использованы, как: лекционный материал для учащихся педагогического факультета; воспитателями дошкольных учреждений, для выбора наиболее эффективных условий для создания индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада. 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. «Идеи А.С. Макаренко сегодня». -М.: Знание, 1988. – 80 с.

2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. -207 с.

3. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 240 с.

4. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256 с.

5. Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение», 1989. – 124 с.

6. Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т.1.М.:1993. – 346 с.

7. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. «Психологическая практика в системе образования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 288 с.

8. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. -2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

9. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений». М: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с.

10. Конвенция о правах ребёнка [Электронный документ]. – Точка доступа: https://mosfund.ru/pravo/konvenciya-o-pravax-rebenka-v-rossii.html

11. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

12. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педаго-гический вестник. – 1994. - №1. - С. 2-10.

13. Непомнящая Н. Формирование воли // Дошкольное воспитание.-1993. -№9. С.36-41.

14. Подласый И.П. Педагогика: Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений». М: «Просвещение»: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996. – 432с.

15. Психологический словарь/ под ред. В.В.Давыдова и др. – М., 1983. – 456 с.

16. Психология: Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1990. – 234 с.

17. Российская педагогическая энциклопедия/ под ред. В. В. Давыдова и др. – М.: научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. - 544 с. 18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 336 с.

19. Урунтаева Г.А., Афонькина. Практикум по детской психологии. М.: 1995. – 146 с.

20. Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер// Дошкольное воспитание. – 1980. - №2. - С.52-62.

21. Харламов И.Ф. «Педагогика»: Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк.; 1990. – 576 с.

22. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей. //Дошкольное воспитание. – 1986.- №5. С.38-42.

23. Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек».- М.: Знание, 1986. - 80 с.-

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Изучение волевых проявлений

 

Проведение исследования: проводится наблюдение за ребенком в разных видах деятельности.

Обработка данных: анализ проводят по схеме:

1. Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставит цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.

2. Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть; не выкрикивать на занятии, а подождать своей очереди).

3. Какие волевые качества у ребенка сформулированы:

— дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует на эти требования; насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;

— самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи, не умеет;

— настойчивость: умеет ли ребенок рационально организовывать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;

— инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по своей инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом;

— делают выводы о том, насколько развиты волевые проявления.

Уровни сформированности волевых проявлений:

1. Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель и руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы такие волевые качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, инициативность.

2. Средний. Ребенок самостоятельно ставит цель, но не руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые волевые качества.

3. Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно ставить цель руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка не до конца сформулированы волевые качества.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Ребенка (№2с.44-60)

 

Мы предлагаем игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств личности. В младшем дошкольном возрасте к таким качествам можно отнести способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели; умение соблюдать очередность, не мешая другим. Здесь перечислены в основном подвижные игры с правилами. Они создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха.

1. «Салочки — догонялочки».

2. «Лохматый лес».

3. «Воробушки и автомобили».

4. «Смелые мышки».

5. «Пустое место».

6. «Лиса и гуси».

7. «Ай, гугу».

8. «Салочки — выручалочки».

9. «Кто раньше дойдет до флажка?»

10. «Я принес тебе подарок».

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                    2

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3

1.   Теоретическое исследование психолого — педагогических основ

  индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях

  детского сада                                                                                                 6 1.1. Понятие, сущность и особенности индивидуального подхода к     

  воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада                    6               

1.2. Основные требования, предъявляемые к организации индивидуального

  подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада    10                                                                                                      

2.    Аналитическое исследование индивидуального подхода к воспитанию и

  обучению ребёнка в условиях детского сада                                            13 2.1. Анализ учебно-воспитательной работы по созданию индивидуального

  подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях ДОУ                 13                                                                                                                                                                                                              2.2. Рекомендации педагогам по использованию условий для

  индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей, посредством

  работы с семьей                                                                                            17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                             23

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                    25

 

 

ВЕДЕНИЕ

В настоящее время система образования претерпевает значительные изменения. Необходимо помнить о том, что дошкольное образование является самым первым и при этом самым ответственным звеном в системе развития образования. Важно знать, что ребёнок под воздействием влияния окружающих его взрослых и среды пребывания, получает возможность развития личности в целом.

Именно в дошкольный период развития в возрасте до шести лет у ребёнка формируется основные знания, умения и навыки. Дети учатся эстетическому усвоению норм и правил поведения, становятся самостоятельными и независимыми, усложняются межличностные взаимоотношения, формируется представление о себе. Правильно построенная воспитательно — образовательная программа учит детей организовывать свою деятельность, учёбу, работу.

Неоспоримым является тот факт, что каждый человек имеет индивидуальные особенности развития. Поэтому любое воздействие на ребёнка невозможно без необходимости индивидуального подхода.

В соответствии с ФГОС ДОО для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого — педагогические условия: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.

Индивидуальный подход в воспитательно – образовательной работе прежде всего направлен на укрепление положительных качеств ребёнка и устранение недостатков. При грамотном подходе в процессе индивидуального воспитания можно избежать многих ошибок и мучительного процесса перевоспитания. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Сущность такого подхода заключается в том, что воздействие педагога на личностные качества ребёнка происходят с учётом его индивидуальных психических особенностей и условий жизни.

Исходя из актуальности, нами была выбрана тема исследования «Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада».

Цель данной работы заключается в изучении теоретических аспектов создания условий для индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада.

Объект исследования: процесс влияния индивидуального подхода на воспитание и обучение ребёнка в условиях детского сада.

Предмет исследования: процесс создания условий для реализации индивидуально подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада.

Задачи исследования:

1. Определить основные понятия, сущность и особенности индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада.

2. Рассмотреть основные требования, предъявляемые к организации условий индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада.

3. Проанализировать учебно — воспитательную работу по созданию условий индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях ДОУ

4. Составить рекомендации педагогам по созданию условий индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада.

Методы исследования: анализ литературы, изучение учебно — воспитательной работы, сравнение, сбор и накопление данных.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы, как: лекционный материал для учащихся педагогического факультета; воспитателями дошкольных учреждений, для выбора наиболее эффективных условий для создания индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада. 

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Понятие, сущность и особенности индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада

Педагогика — одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека. Предметом педагогики является воспитание и процесс формирования личности ребёнка, как существа социального. Содержание педагогической деятельности включает в себя воспитание и обучение целостной личности. Воспитание — целенаправленный и организованный процесс воздействия на личность и поведение ребёнка. Обучение же можно охарактеризовать, как процесс, целью которого является развитие способностей ребёнка [14].

Воспитание и обучение являются основными неразделимыми компонентами педагогической деятельности, которые направлены на достижение общих результатов.

Тем не менее оба этих процесса рассматриваются отдельно, так как воспитание преследует цель развития личности в целом, в то время, как учение направлено на когнитивное развитие ребёнка.

Рассматривая процессы обучения и воспитания, так же можно отметить то, что их методы различны. Обучение направлено на развитие познавательных процессов, а воспитание на развитие чувственных межличностных отношений. Методы обучения направлены на передачу знаний от одного человека к другому, в то время как методы воспитания направлены на передачу социальных ценностей и социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения [4].

Воспитание и обучение человека являются предметом исследования в философии, социологии, истории, педагогике, психологии.

В трудах многих зарубежных и отечественных мыслителей прослеживается важная идея о необходимости уважительного отношения к ребёнку, необходимости защиты его прав на свободу и развитие [1].

Дети в дошкольном возрасте требуют по отношению к себе особенного внимания. Поэтому воспитание чаще всего рассматривается как целенаправленный процесс формирования личности, что способствует полноценному развитию ребёнка.

В современной педагогической науке есть точка зрения, согласно которой целью воспитания считается подготовка всесторонне гармонически развитой личности [3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данном этапе развития системы образования, целью учебно — воспитательного процесса является всестороннее развитие личности ребёнка, что полностью соответствует Конвенции о правах ребёнка. В ст. 29 Конвенции указано, что воспитание должно быть направлено на развитие ребёнка, его умственных и физических способностей в их полном объёме [10].

К задачам воспитания детей дошкольного возраста можно отнести всестороннее развитие личности ребёнка, к нему относится: физическое, умственное, трудовое, духовно — нравственное, художественно — эстетическое, социальное развитие [14].

В детских садах преимущественно преобладает групповая форма организации учебных занятий. Однако мышление ребёнка, его переживания, складываются с учётом его индивидуальных особенностей. Соответственно эффективность обучения можно повысить с помощью индивидуального подхода к ребёнку в процессе обучения и воспитания. Данная особенность педагогического процесса нашла отображение в принципе индивидуализации развития детей в процессе обучения.

Основываясь на терминологии Российской педагогической энциклопедии, можно выделить следующее определение индивидуального подхода в воспитании детей — осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей дошкольников (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и так далее) [17]. Суть такого подхода заключается в том, что для того чтобы были достигнуты оптимальные результаты учебно — воспитательного процесса, необходимо гибко подходить к использованию форм и методов воспитательного воздействия. Индивидуальный подход необходим для развития положительных качеств детей и подавления нежелательных отрицательных качеств [17].

По данным психологического словаря, индивидуальный подход — важнейший психолого — педагогический принцип, согласно которому в учебно — воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка [15].

Индивидуальный подход — это прежде всего выражение гуманного отношения к личности ребёнка, к его индивидуальным особенностям. Индивидуальный подход предполагает глубокое изучение личности, её деятельности, индивидуальных особенностей ребёнка; определение целей и задач, осуществление которых необходимо для формирования тех или иных качеств детей; применение принципов, методов и средств обучения, направленных на воздействие личности с учётом её индивидуальных особенностей; анализ результатов учебно — воспитательного процесса. Для создания условий индивидуального подхода к дошкольникам в процессе образования, необходимо учитывать трудности, ошибки и успехи каждого ребёнка в отдельности, в процессе воспитательной и образовательной деятельности [8].

Индивидуальный подход — это уважительно — активное, целеустремлённое и наиболее целесообразное для конкретного ребёнка применение различных воздействий. Для развития у детей определённых личностных качеств, педагогу необходимо поддерживать стремление ребёнка к саморазвитию и самореализации, что несравненно способствует качественному овладению знаниями, умениями и навыками [13].

Для осуществления индивидуального подхода в учебно — воспитательном процессе необходимо опираться на индивидуально — психологические особенности ребёнка, строить образовательный процесс с учётом этих особенностей.

Дети, входящие в одновозрастную группу детского сада, как правило имеют разное развитие, разные особенности мышления, памяти и внимания. Но несмотря на это педагоги дошкольного учреждения часто строят образовательный процесс, исходя из ориентирования на «среднего ребёнка». Что естественно приводит к тому, что более «сильные» дети затормаживаются в своём развитии, а «слабые» наоборот отстают от общей образовательной программы, что зачастую приводит к потере интереса к занятиям. Индивидуальный подход наоборот ориентирован на каждого ребёнка группы в отдельности, с учётом его индивидуальных особенностей [14].

Учёт индивидуальных особенностей происходит при выборе отдельных методов и приёмов воспитания, а так же при отборе игр и заданий. Отдельные методы и приёмы воздействия на каждого ребёнка индивидуально целесообразно применять на всех этапах образовательного и воспитательного процесса, что необходимо для формирования и закрепления новых знаний, а также для отработки уже имеющихся умений и навыков [13].

В качестве основного способа изучения индивидуальных особенностей дошкольников, можно отметить систематические и планомерные наблюдения за детьми.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Главное в изучении индивидуальных особенностей ребёнка заключается в том, чтобы изучить качества ребёнка со всех сторон и постараться преодолеть имеющиеся, выявленные недостатки. В этом и заключается основное понимание индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста.

1.2 Основные требования, предъявляемые к организации индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада

 

Согласно мнению Ковальчук Я. И. Осуществление индивидуального подхода возможно при соблюдении следующих условий [8]:

- сочетание индивидуального подхода и формирование сплоченного коллектива. Педагог, зная особенности коллектива и отдельных его членов, может правильно организовать учебно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 854; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.118.14 (0.136 с.)