Что античные авторы писали о друидах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что античные авторы писали о друидах.



ЧТО АНТИЧНЫЕ АВТОРЫ ПИСАЛИ О ДРУИДАХ?

 

К сожалению, из-за обычая, запрещавшего друидам древности записывать свое учение и традиции, до нас не дошли записи самих друидов (археологические находки с краткими текстами в данной статье не берутся в расчет), а потому многие из наших знаний о друидах мы подчерпнули из греческих и римских источников. Да, безусловно, эти источники могут нести в себе отпечаток идеологии Рима и отношения «носителей цивилизации» к «варварам», но это то, что мы имеем. Цитирование древних авторов делается по книге Т. Кендрика «Друиды» (пер. Иванов С.). Источники приведены в хронологическом порядке (за исключением христианских авторов, которые стоят в конце: это сделано из-за отличия христианской культуры от языческой греко-римской).

 

ЦИЦЕРОН, I в. до н.э.

(лат. Marcus Tullius Cicero)

 

Древнеримский оратор и философ, восхищавшийся Платоном и Аристотелем, стал автором многочисленных трудов, многие из которых дошли до наших дней. Внес огромный вклад в становление латинской философской терминологии. Являлся активным сторонником республики.

 

«Этим значением дивинации не пренебрегают даже в варварских странах. Так, в Галлии этим занимаются друиды, с одним из них я сам познакомился, с эдуем Дивитиаком, который был у тебя в гостях и позже очень тебя хвалил. Он претендовал на знание естественных наук — греки это называют физиологией — и, частью основываясь на агуриях, частью на толковании примет, предсказывал будущее»

«О дивинации» (лат. De divinatione), I, XLI, 90

 

 

СТРАБОН, I в до н.э. - I в. н.э.

(др.-греч. Στράβων)

Этот известнейший древнегреческий историк и географ, над именем которого так часто незаслуженно смеются русские школьники, стал автором крупного трактата под названием «География» (др.-греч. Γεογραφικά). Являлся сторонником шарообразности Земли.

 

«У всех галльских племен, вообще говоря, существует три группы людей, которых особенно почитают: барды, предсказатели и друиды. Барды — певцы и поэты, предсказатели ведают священными обрядами и изучают природу, друиды же вдобавок к изучению природы занимаются также и этикой. Друидов считают справедливейшими из людей и вследствие этого им вверяют рассмотрение как частных, так и общественных споров. Поэтому в прежние времена они улаживали военные столкновения и заставляли противников останавливаться, когда те уже собирались сразиться друг с другом; дела об убийствах преимущественно отдавались на их решение. Большое количество этих дел сопровождается, как они считают, изобилием благ в стране. Не только друиды, но и другие утверждают, что души и вселенная неразрушимы; но все же в конечном итоге огонь и вода одержат верх над ними».

География, IV, 4

 

«Римляне отучили их от обычаев, жертвоприношений и гаданий, противоположных тем, что в ходу у нас. Они наносили человеку, обреченному в жертву, удар в спину и гадали по его судорогам. Однако они не приносили жертв без друидов. Упоминаются еще и другого рода человеческие жертвоприношения; они расстреливали свои жертвы из лука, или распинали их в святилищах, или же сооружали огромную статую из сена и дерева, затем бросали туда скот и всевозможных диких животных, а также людей, и все это вместе сжигали».

География, IV, 5

 

ВАЛЕРИЙ МАКСИМ, I в. н.э.

(лат. Valerius Maximus)

Римский писатель времен императора Тиберия, автор собрания исторических анекдотов под названием «Слова и деяния, достойные памяти» (лат. Factorum et dictorum memorabilium libri novem).

 

«Заканчивая описание города (Марселя), мы можем упомянуть о древнем обычае галлов; ибо говорят, что они одалживают друг другу деньги, которые следует выплатить в следующем мире, столь крепка их вера в то, что души людей бессмертны. И я бы назвал их глупцами, если бы то, во что верят эти одетые в штаны варвары, не было верой самого грека Пифагора».

 

ПОМПОНИЙ МЕЛА, I в. н.э.

(лат. Pomponius Mela)

Самый ранний римский географ, автор труда «Описательная География» (лат. De situ orbis).

 

«У них существует свой род красноречия и учителя мудрости, называемые друидами. Эти заявляют, что им известны размеры и очертания мира, движения небес и звезд и воля богов. Они учат знатных мужей Галлии многим вещам на протяжении периода обучения, длящегося целых двадцать лет, встречаясь тайком либо в пещере, либо в уединенных долинах. Общеизвестным стало одно их учение о том, что души вечны и чт. е. иная жизнь в подземном мире, и это открыто признается, так как укрепляет многих на войне. И именно поэтому также они сжигают или захоранивают со своими мертвецами вещи, принадлежавшие им при жизни, а в прошлые времена даже откладывали завершение дел и выплату долгов до своего прибытия в иной мир. В самом деле, были и такие, которые добровольно всходили на погребальный костер своих родичей, чтобы разделить с ними новую жизнь».

О строении Земли, III, 2, 18, 19

 

ЛУКАН, I в н.э.

(лат. Marcus Annaeus Lucanus)

Был римским поэтом, сопоставимым с самим Вергилием. Автор многих поэм, не дошедших до нас. Нам известно лишь одно его произведение - неоконченная поэма «Фарсалия, или О гражданской войне» (лат. Bellum civile sive Pharsalia).

 

«Вы же друиды, опять с окончаньем войны возвратились

К богослужениям злым и к варварским вашим обрядам.

Вам лишь дано познавать богов и небесную волю

Или не ведать ее; вы живете в дремучих дубравах,

Где не сияют лучи: по учению вашему тени

Не улетают от нас в приют молчаливый Эреба,

К Диту в подземный чертог: но тот же дух управляет

Телом и в мире ином, и если гласите вы правду,

ПЛИНИЙ СТАРШИЙ, I в. н.э.

(лат. Plinius Maior или Gaius Plinius Secundus)

Известнейший римский писатель-эрудит, прославившийся как автор «Естественной истории» (лат. лат. Naturalis Historia), крупнейшего энциклопедического произведения античности и едва ли не самого крупного текста на латинском языке. Ниже приводятся цитата, описывающие знаменитый ритуал срезания омелы золотым серпом и принесения в жертву двух белых быков, а также описания некоторых трав и «змеиного яйца».

 

«Здесь мы должны сказать об ужасе, который галлы испытывают перед этим растением. Друиды — ибо так зовутся их волшебники — ничего не считают столь священным, как омелу и дерево, на котором она растет, всегда представляя себе этим деревом дуб. Однако они избирают дубовые рощи только ради этого дерева и никогда не проводят ни одного обряда, если у них нет дубовой ветви; так что кажется вероятным, что название самих жрецов происходит от греческого названия этого дерева. На самом деле, они полагают, что все растущее на дубе было послано с небес и является доказательством того, что это дерево было избрано самим богом. Однако омелу редко можно найти на дубе, и если они находят, то срывают ее с должными религиозными обрядами, по возможности на шестой день луны (ибо лунами они исчисляют свои месяцы и годы, а также свои века из тридцати лет). Они выбирают этот день, потому что луна уже оказывает значительное влияние, хотя и не достигает еще половины своего пути. Они называют омелу названием, означающим на их языке «всеисцеляющая». Подготовившись к жертвоприношению и пиру под деревьями, они приводят туда двух белых быков, чьи рога тогда связываются в первый раз. Одетый в белые одежды, жрец взбирается на дерево и срезает омелу золотым серпом, а остальные принимают ее в белый плащ. Затем они убивают жертвы, молясь, чтобы бог отдал этот дар своей благости тем, кому он даровал его. Они верят, что омела, подмешанная к питью, вселяет плодородие в бесплодных животных и что она является противоядием от всех ядов. Таковы религиозные чувства, которые многие люди питают к ничтожным вещам».

Естественная история, XVI, 249

 

«Похоже на можжевельник растение, называемое селаго. Его собирают, не применяя железа, пропуская правую руку через левый рукав рубахи, как если бы совершая кражу. Одежда должна быть белого цвета, ноги вымытые и босые, а перед собиранием следует совершить приношение хлебом и вином. Галльские друиды говорят, что это растение нужно носить в виде оберега от всякого зла и что дым его врачует глазные болезни».

Естественная история, XXIV, 103

«Друиды также используют некое болотное растение, которое они называют самолус. Его следует собирать попостившись, левой рукой, и оно является талисманом, охраняющим от болезней скот. Однако собиратель не должен смотреть назад, а складывать растение можно только в корыто».

Естественная история, XXIV, 104

«Есть и еще один вид яйца, хорошо известный в галльских провинциях, но незнакомый грекам. Летом множество змей сплетаются в шар, скрепляясь друг с другом выделениями из своих тел и слюной. Этот шар зовется ангвинум. Друиды говорят, что шипящие змеи подбрасывают его в воздух и что его нужно поймать в плащ, не давая ему коснуться земли, а затем тотчас ускакать на лошади, так как змеи будут преследовать похитителя, пока их не остановит какой-нибудь водный поток. Его можно испытать, говорят они, проверив, может ли он плыть против течения реки, даже если его оправить золотом. Однако по обычаю волшебников скрывать за завесой тумана свой обман, они утверждают, будто эти яйца можно брать только в определенный день луны, как если бы в воле человека было сочетать луну и змей к моменту действия. Впрочем, сам я видел одно такое яйцо; оно было круглое и величиной с маленькое яблоко; скорлупа была хрящевидная и щербленая, как щупальца полипа. Друиды высоко его ценят. Говорят, оно обеспечивает удачу в судебных делах и благожелательный прием у князей; однако это ложь, ибо один человек из воконтиев, бывший также римским всадником, держал такое яйцо за пазухой во время суда и был приговорен к смерти императором Клавдием, насколько я знаю, только по этой причине».

Естественная история, XXIX, 52

 

«Она (магия) процветала в галльских провинциях еще на нашей памяти; ибо против их друидов и всего племени прорицателей и целителей вышел декрет во времена императора Тиберия. Однако к чему говорить все это о делах, которые даже пересекли океан и проникли до отдаленнейших уголков земли? В настоящее время Британия все еще зачарована магией и исполняет свои обряды с такими церемониями, что создается такое впечатление, будто именно она дала религиозный культ персам. До такой степени согласны между собой в одном этом пункте народы по всему миру, хотя не сходные и совершенно не знакомые друг другу».

Естественная история, XXX, 13

 

ТАЦИТ, I - II вв.

(лат. Publius (или Gaius) Cornelius Tacitus)

Тацит был великим римским историком, одним из известнейших античных писателей.

 

«На берегу стояло в полном вооружении вражеское войско, среди которого бегали женщины; похожие на фурий, в траурных одеяниях, с распущенными волосами, они держали в руках горящие факелы; бывшие тут же друиды с воздетыми к небу руками возносили к богам молитвы и исторгали проклятия. Новизна этого зрелища потрясла наших воинов, и они, словно окаменев, подставляли неподвижные тела под сыплющиеся на них удары. Наконец, вняв увещеваниям полководца и побуждая друг друга не страшиться этого исступленного, наполовину женского войска, они устремляются на противника, отбрасывают его и оттесняют сопротивляющихся в пламя их собственных факелов. После этого у побежденных размещают гарнизон и вырубают их священные рощи, предназначенные для отправления свирепых суеверных обрядов: ведь у них считалось благочестивым орошать кровью пленных жертвенники богов и испрашивать их указаний, обращаясь к человеческим внутренностям».

Анналы, XIV, 30

 

«Среди галлов распространился слух, будто зимние лагеря легионов в Мезии и Паннонии осаждены сарматами и даками и что дела римлян в Британии обстоят не лучше. Галлы вообразили, что судьба повсюду преследует наши войска, и эта уверенность наполнила их сердца радостью. Самое большое впечатление, однако, на них произвел пожар Капитолия. Одержимые нелепыми суевериями, друиды твердили им, что Рим некогда был взят галлами, но тогда престол Юпитера остался нетронутым и лишь поэтому империя выстояла; теперь, говорили они, губительное пламя уничтожило Капитолий, а это ясно показывает, что боги разгневаны на Рим и господство над миром должно перейти к народам, живущим по ту сторону Альп».

История, IV, 54

 

АММИАН МАРЦЕЛЛИН, IV в.

(лат. Ammianus Marcellinus)

Являлся одним из самых последних крупных историков Римской Империи, написавшим трактат «Деяния» (или «Римская история», лат. Res Gestae).

 

«Дразиды (друиды) рассказывают, что часть народа действительно была коренным населением, но стеклись также пришельцы с отдаленных островов и из зарейнских областей, которые были изгнаны со своей родины частыми войнами и разливами бушующего моря».

Римская история, XV, 9, 4

 

«Когда люди постепенно освоились на этих местах, у них возникли занятия науками, начало которым положили барды, евгаги и дразиды. Барды воспевали храбрые подвиги славных мужей в эпических стихах под сладкие звуки лиры; евгаги предавались исследованию явлений и тайн природы и пытались их объяснить. Превосходя умом тех и других, дразиды, составив союзы, как было установлено авторитетом Пифагора, поднялись до исследования высоких и таинственных вещей; с презрением относясь к земному, они провозгласили бессмертие души».

Римская история, XV, 9, 8

 

ДЕЦИМ МАГН АВСОНИЙ, IV в.

(лат. Decimus Magnus Ausonius)

Древнеримский поэт и ритор. Происходил из богатой галло-римской семьи, родился в городе Бурдигала (совр. Бордо). Считается наиболее значительным позднеримским поэтом. Цитируется его произведение «О преподавателях Бурдигалы» (лат. Commemoratio professorum Burdigalensium).

 

«Если справедлива молва, вы происходите из рода друидов Байе и возводите свой священный род к храму Беленуса».

О преподавателях Бурдигалы, IV, 7-10

 

«Не могу я не упомянуть и старика Фебиция, который, хотя и являлся смотрителем храма Беленуса, не извлек из этого никакой выгоды. И все же он, возводящий, по слухам, свой род к друидам Арморики, получил кафедру в Бордо при помощи своего сына».

О преподавателях Бурдигалы, X, 22–30

 

ЧТО АНТИЧНЫЕ АВТОРЫ ПИСАЛИ О ДРУИДАХ?

 

К сожалению, из-за обычая, запрещавшего друидам древности записывать свое учение и традиции, до нас не дошли записи самих друидов (археологические находки с краткими текстами в данной статье не берутся в расчет), а потому многие из наших знаний о друидах мы подчерпнули из греческих и римских источников. Да, безусловно, эти источники могут нести в себе отпечаток идеологии Рима и отношения «носителей цивилизации» к «варварам», но это то, что мы имеем. Цитирование древних авторов делается по книге Т. Кендрика «Друиды» (пер. Иванов С.). Источники приведены в хронологическом порядке (за исключением христианских авторов, которые стоят в конце: это сделано из-за отличия христианской культуры от языческой греко-римской).

 

ЦИЦЕРОН, I в. до н.э.

(лат. Marcus Tullius Cicero)

 

Древнеримский оратор и философ, восхищавшийся Платоном и Аристотелем, стал автором многочисленных трудов, многие из которых дошли до наших дней. Внес огромный вклад в становление латинской философской терминологии. Являлся активным сторонником республики.

 

«Этим значением дивинации не пренебрегают даже в варварских странах. Так, в Галлии этим занимаются друиды, с одним из них я сам познакомился, с эдуем Дивитиаком, который был у тебя в гостях и позже очень тебя хвалил. Он претендовал на знание естественных наук — греки это называют физиологией — и, частью основываясь на агуриях, частью на толковании примет, предсказывал будущее»

«О дивинации» (лат. De divinatione), I, XLI, 90

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.034 с.)